Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.01.12.C82.01.16.A «Потоки Кришнамриты»
Божественные движения Кришны закреплены за Его сладостной волей: «Все права закреплены». Мы хотим отыскать некий закон, стоящий над Его сладостной волей, но это непоследовательно. Она исполнена внутреннего противоречия. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж. Бхакти, Вера, Шанкара

«Потоки Кришнамриты» 1982.01.12.C82.01.16.A

Потоки Кришнамриты

Шридхар Махарадж: Даже Лалита Прасад, который был враждебен к Гуру Махараджу, также дал высокую оценку, поскольку речь идет о Бхактивиноде Тхакуре, это общий интерес. Он также выразил высокую оценку этой шлоке, посвященной Бхактивиноду Тхакуру. Кто есть Бхактивинод Тхакур в сравнении с другими ачарьями, духовными наставниками, каково его положение, было описано в этой поэме шаг за шагом. Постепенное развитие теизма было продемонстрировано, и Прабхупад дал очень высокую оценку этому произведению, сравнительный анализ подлинного теизма, каковы его стадии, очень логически. Беседа Рамананды Рая и Махапрабху, в моем сердце очень сладостное отношение, я един с этим явлением настолько. Развитие теистической концепции Вайшнавов школы Бхагават, представленное в беседе Махапрабху и Рамананды Рая. Махапрабху спрашивает, а Рамананда отвечает, таким образом шаг за шагом вплоть до высочайшей стадии, и это ключ ко всем моим речам. Начиная с варнашрамы и дальше шаг за шагом, мы должны строго и искренне следовать этому, тогда мы обретем полноценное представление о том, что такое Гаудия-Вайшнавизм, «Бхагаватам» и Сознание Кришны. Любой подлинный ученик этой божественной беседы не может не обрести подлинное представление и доступ, секрет Гаудия-Вайшнавизма присутствует в этой беседе. Затем есть Санатана-шикша и Рупа-шикша, столь многое, но суть, вся система сверху донизу представлена в этой беседе, и она живёт в моём сердце. Я люблю, и я чувствую, что нахожусь у их стоп, я хочу снискать положение и судьбу, удачу у стоп Махапрабху, Рамананды Рая и Сварупы Дамодара. Никакого иного богатства, очарования нет в моей жизни и в этом мире для меня, ни на Вайкунтхе, ни где-нибудь еще, я не очарован никем и ничем.

Что может мне сделать ISKCON, какой вред он может причинить мне? Я хочу занять вечное положение там, у стоп моего Владыки. Кавирадж Госвами упомянул ратна-чинтамани. Во время этой беседы на свет Божий извлекаются драгоценные камни всё более и более прекрасные, постепенный процесс. Иди глубже, иди глубже, чтобы отыскать всё более и более драгоценные камни. Так последовательно представлены эти реалии, всё более и более ценные реалии открываются и раздаются. Это явление доступно широким массам, открыто для всех, сполна напейся, утоли свою жажду, все твои чаянья будут исполнены.

Кришна-лила амрита-сара, тара шата шата дхара,

даша дике вахе йаха хайте

се чайтанья-лила хайа, саровара акшайа

мано-хамса чараха тахате.

Говинда Махарадж очень любит этот стих из «Чайтанья-чаритамриты». Какова природа Махапрабху? Кавирадж Госвами описывает ее. Кто Он? Подобно безграничному божественному озеру, из которого вытекают сотни потоков нектара, все эти потоки Кришнамриты, игр Кришны. Их источником является Махапрабху, это божественное озеро есть Махапрабху, озеро, порождающее тысячи нектарных потоков Кришна-лилы, игр Кришны. Сотни ручьев вытекают из некоего непостижимого озера, потоки Кришна-лиламриты, нектара игр Кришны, и это озеро сравнивается с Махапрабху Шри Чайтаньядевом, вытекают из него, берут в Нем начало. Его взгляд, его облик, его речи, его танец, его киртан, его обычные беседы с преданными по-разному, прекрасным образом, только Кришна-лиламрита, потоки, растекающиеся в разных направлениях, некая немыслимая сладость, позы, жесты, движения, облик, манеры – всё это источник нектара лилы Кришны, такова природа Шри Чайтаньи Махапрабху. Если человек сумеет понять подобную Его природу, то никакие иные амбиции не сумеют возникнуть в его сердце. Да будет таким благословение Божественности для меня и для каждого! Никакое иное богатство никогда не будет более дорого, чем это сокровище.

Видя плачевное положение душ этого века, Он был не в силах терпеть их состояние, живых существ, лишенных связи с Кришной, столь плачевное состояние. Тот, кто по природе своей является слугой Кришны, лишен Его. Как это возможно? Подобное положение вещей невозможно терпеть. Кришна – его Владыка, и слуга лишен Его общества? Это нечто непостижимое уму, любой здравомыслящий человек не будет способен терпеть. Это наше право от рождения, положение слуги, их чувства таковы. Гауранга нагара-вара. «Жители Навадвипы танцуют и поют и переживают самое себя, свою природу. Этот возлюбленный горожанин Навадвипы танцует, чувствуя свою красоту, особенно красоту Имени. Переживая сладостный вкус своего Имени, красоты, Он танцует, подобное зрелище можно увидеть на улицах Надии», – так говорит Прабодхананда Сарасвати, Гуру Гопала Бхатты Госвами, в своей поэме. Насколько прекрасен, воспевает свое собственное Имя и очарован самим собой. Поэтапно, соответственно способностям тех, кому я даю, кто будет наделен подобным утонченным пониманием, позволяющим понять и принять. И также Его указание, обращенное к особой группе, к людям, наделенным разумом высшего порядка, те сумеют переступить определенные рамки и совершать дальнейший прогресс.

Многочисленные писания должны быть проигнорированы и различные садху этого уровня, даже общество доброжелателей, представляющее различные интересы, – всё должно быть проигнорировано, если ты хочешь Меня в качестве Сваям Бхагавана Кришны, особенно во Вриндаване. Я не в силах терпеть присутствие любого партнера, в Моих взаимоотношениях со всем сущим нет места для партнеров, поскольку Я абсолютен, абсолютный наслаждающийся, поэтому партнерству нет места, Я не в силах терпеть его. Даже те, кому ты обязан, Гуру, родственники, так называемые родители, старшие – никого Я не потерплю. Если ты хочешь Меня, когда возникает вопрос партнерства, Меня нет там на сто процентов, но если ты хочешь Меня, речь идет о тотальном отвержении всех остальных. Ты можешь выполнять этот долг, но только внешне, в качестве спектакля, но в глубине сердца только Я, иначе ты придешь к внешним проявлениям Моей личности в разных других формах. Но Враджендра-нандан, Враджендра-кишор… Все Богооткровенные писания указывают в том направлении, но не могут в полной мере передать природу этого явления. Моя природа такова: Я в высшей степени эгоистичен, об этом аспекте идет речь. Настолько эгоистичен, что даже писания не в силах измерить и передать степень этого эгоизма. Но мы будем стараться понять, что Он есть Абсолютное Благо. Абсолют не может принять любое вторичное положение, Он не в силах терпеть это положение по отношению к кому-то, поскольку Он Абсолют. Он не второстепенен, поэтому о партнерстве не идет речи, оно немыслимо там, «Я таков». Смысл сужается; количество тех, кому открыт этот смысл уменьшается, и наоборот. Коннотация и денотация, иными словами, по мере возрастания качества количество имеющих доступ к этому явлению уменьшается. Прогресс подразумевает отвержение, те, кого особо интересует качество, не могут общаться с массами, смешиваться с ними, им всегда присуща природа отвержения, подобная прогрессивная природа. Юдхиштхир Махарадж, Драупади, Накул, Сахадев – все пали и спросили, почему это так:

– Мы столь близко связаны с тобой, Махарадж, ты идешь, возвышаешься, а мы остались позади.

– Вам присущи определенные изъяны, поэтому вы упали один за другим.

Драупади, Накул, Сахадев, Арджун, Бхим. Почему я падаю? Потому что ты наделен таким-то изъяном, поэтому падаешь. И не заботясь о них, оставив их позади он шел вперед. Должны ли мы считать, что это разновидность эгоизма? Нет. Прогрессировать, идти в сторону истины никогда не может быть эгоизмом. Истина раздает саму себя по самой своей природе, служа ей, помогая ей распространять себя… Эта Истина универсальна, на первый взгляд она может показаться очень узкой в мирском смысле, ограниченной, однако это явление в высшей степени универсально, качественные различия присутствуют. Отвергая воду, камень, землю, мы приходим к эфиру, но эфир более всеобъемлющ, нежели вода и т. д., каждый элемент всё более тонкий, всепроникающий. Градация элементов, сукшма, тонкое начало, отвергая грубое, мы переходим к более тонкому явлению, все более и более тонкие измерения бытия.

Сваям Бхагаван Кришна, капризный Абсолют, стоит за истиной любого типа. На первый взгляд мы отвергаем, но внутренне мы включаем, принимаем. Качество обладает ценностью. Количество доступно везде, это дешевое явление. В этом бренном мире подлинное высокое качество редко можно найти. Мы видим, всем присуща та или иная индивидуальная природа, даже ачарьям, гоштхананди и бхаджананади. Гоштхананди хотят поделиться со всеми тем, что они имеют, чтобы все наслаждались этим достоянием, но есть те, кто хотят качественно улучшить свою реализацию, их не слишком интересуют окружающие. В большей степени их интересует их собственная внутренняя реализация. Но когда кто-то используется Абсолютом с целью осуществления той или иной работы, он наделяется природой парадукха, подобная стадия, когда достигается стадия апандаши. Существует две категории таких людей: гоштхананди и бхаджананади.

Преданный: Махарадж, в «Харинама-чинтамани», там, где речь идет об апандаши, описаны различные стадии, и Бхактивинод Тхакур говорит: «Есть две категории людей: арчан-праврити и санкиртан-праврити». Садxаки могут быть арчан-праврити и санкиртан-праврити, эти явления сопоставимы?

Шридхар Махарадж: Нет, на высочайшей стадии склонность к арчану мы находим в Рамануджа-сампрадае. Арчан может достичь своей окончательной стадии в этой линии, в измерении Вайкунтхи, на Голоке он вторичен, рага-служение занимает первичное положение. Не арчан как таковой, но своего рода арчан мы находим в Нимбарка-сампрадае, а противоположное явление, рага-севу, мы видим в Валлабха-сампрадае, Вишнуcвами-сампрадае. Сева, последователи этого течения даже не говорят «арчан», вместо этого они используют термин сева. Киртан присутствует в Гаудия-сампрадае, кажущееся арчаном не является таковым в точном смысле слова. То, что делали Рупа и Санатана Госвами, есть разновидность севы, не арчан как таковой. Арчан присутствует в писаниях, играет важную роль, но удовлетворению внутреннего сердца отводится первостепенное положение, сева. Во Враджа-мандале Кришна, Гопал, все это рагамарг, сердечная склонность считается более ценной, нежели то, что рекомендуется в писаниях. Однажды в журнале «Гаудия» подобный вопрос был задан нашему Махараджу:

– Рупа и Санатана установили Говинда-мандир, другие храмы, были установлены Божества, и они также совершали арчанам.

– То, что они совершали, есть бхаджан, арчан на основе писаний, бхаджан от сердца к сердцу, прямое приближение, – ответил Гуру Махарадж.

На поверхности можно подумать, что они совершают арчан, но это не так, бхаджан означает «прямое служение», а арчан – опосредованное, с помощью правил писаний. Рупа, Санатана и Госвамины не были последователями арчана, хотя устанавливали Божества, основывали храмы и т. д. В большей степени в бхаджане стоит чувство, и лишь на втором месте уделяется внимание правилам и предписаниям. Они помогут постепенно проявить наши внутренние чувства, арчан не следует порицать, но если мы проводим различие, то бхаджан более сердечен, а арчан более шастричен.

Преданный: Арчан – это гьяна-мишра?

Шридхар Махарадж: Шастра-ништха.

Преданный: Этот уровень апаны очень возвышен.

Шридхар Махарадж: Очень возвышенный? Конечно, сварупа-сиддхи, возвышенный уровень. Укрепить позиции, нынешнее положение с тем, чтобы ты не регрессировал, а затем нужно идти вперед. Именно в этом состоит цель, чтобы упрочить существующую позицию. Таким образом относительному условию придавать значение, чтобы не пасть, но цель носит абсолютный характер, абсолютное суждение. Это не есть нечто статичное, в противном случае всё сгниет. Относительное призвано лишь способствовать абсолютному, сохранять существующее положение для того, чтобы совершать дальнейший прогресс, – это наша цель, мы не хотим деградировать. Имеет значение то, как правительство будет обращаться с людьми. Поскольку Рамешвара Махарадж получил признание от Свами Махараджа в качестве ачарьи, он считает, что теперь он в любом случае занимает абсолютное положение, но я не считаю, что оно таково. Он по-прежнему остается студентом, мадхьяма-адхикари в лучшем случае. Затем этот джентльмен, Адикешава его зовут…

Преданный: Он хочет стать ачарьей, так говорили.

Шридхар Махарадж: Мне сказали, что один ачарья, возможно, женился на своей ученице.

Преданный: Нет, он не сделал этого, он хотел, но затем сдержал это желание, он просил позволения GBS, но не получил его.

Шридхар Махарадж: Кто он?

Преданный: Харикеш.

Шридхар Махарадж: Харикеш в большей степени боится меня, поскольку стандарты ачарьи, которые я устанавливаю, очень высоки. «Мы все совершенны, – считают они, – но этот джентльмен, Шридхар Махарадж, не признает нас в этом качестве, не признает совершенными».

Tpaнскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

 
 
His Divine Grace Śrīla Bhakti Rakṣaka Śrīdhara Deva Goswāmī Mahārāja

82.01.12.C82.01.16.A

 Śrīla Śrīdhara Mahārāja: …may be affectionate, but even Lalitā Prasād who was anti Guru Mahārāja. He also appreciated because it is written in the name of Bhaktivinoda Ṭhākura, common interest, so he also expressed her appreciation for this śloka, this Bhaktivinoda Ṭhākura. What is Bhaktivinoda Ṭhākura? In comparison with other Ācāryas, spiritual preceptors, what is his position? It was depicted there by gradual development. The gradual development of the theism, of the theistic realisation, that was shown there and Prabhupāda appreciated that very much. The comparative study of the real theism, how it grows, very logically.

That Rāmānanda Rāya, the topics of Mahāprabhu and Rāmānanda Rāya that is very, very sweet in my heart, and my heart follows that very closely as if making it one with me. So much so that the development in the theistic conception of the Gauḍīya Vaiṣṇava, the Bhāgavata School, as it was expressed in the discourse of Mahāprabhu and Rāya Rāmānanda. Mahāprabhu is asking and Rāmānanda replying, in this process how step by step it climbed up to the highest.

I closely followed that and that is the key to all my talk. There in one place it is found in the varṇāśrama how gradually it is developing step by step. We are to follow that strictly. Strictly and sincerely we are to follow, then everything we can have a conception of, what is Gauḍīya Vaiṣṇava, what is Bhāgavata Dharma, what is Kṛṣṇa consciousness. It is there. And any true student of that discourse divine he may have the real conception, entrance into the very private, into the secret of the whole Gauḍīya Vaiṣṇava theology. It is there. And then of course in Sanātana śikṣā, Rūpa śikṣā: there elaborately. But in a nut shell the whole system is to be found there, from top to bottom there. Hare Kṛṣṇa. And that is within my heart always.

 Gaura-Nityānanda. Gaura-Nityānanda. Nitāi-Gaura-Gadādhara. Nitāi-Gaura-Gadādhara.

I like and I feel that I’m at their feet. I want to secure my position near the feet of Rāya Rāmānanda and Mahāprabhu, Svarūpa Dāmodara. No other wealth has any charm in my life here in the world, or in Vaikuṇṭha, anywhere else. What the ISKCON will do, harm to me? I want to take my position there, firm, eternal position under the feet of my master.

 Ratna-cintāmaṇi, Kavirāja Goswāmī has mentioned there the talk is discovering valuable after valuable, more and more valuable gems and gems in gradual process. Go deeper, go deeper, to get more valuable gems. Go deeper in this way. It has been given by instalment.

Sciata [?], sona, ratna-cintāmaṇi [Caitanya-caritāmṛta, Madhya-līlā, 8, 294] In this process the valuable, more valuable, more valuable things have been distributed there in that talk. “It is a public thing. It is there. Go and take and loot. It is open to all. It is open to all. Go and drink to the fullest extent of your capacity. Quench your all hankering, thirst. It is there.” Hare Kṛṣṇa.

 Gaura Haribol. Gaura Haribol. Gaura Haribol.

Śla Govinda Mahāja:

kṛṣṇa-amṛta-sara, ra śata śata dhara, daśa-dike vahe haite,

se caitanya-haya, sarovara akṣaya, mano-haṁsa carāha’ tahate

[“There is no doubt that we find the highest nectarine taste of rasa in Kṛṣṇa-līlā. But what is Gaura-līlā? In Gaura-līlā, the nectar of Kṛṣṇa-līlā is not confined to a limited circle, but is being  distributed on all sides. It is just as if from all ten sides of the nectarine lake of Kṛṣṇa-līlā hundreds of streams are flowing.”] [Caitanya-caritāmṛta, Madhya-līlā, 25.271]

 Śla Śdhara Mahāja: Bhakta-gana, suna mora sadenya bhajan [Caitanya-caritāmṛta, Madhya-, 25.272?] Śrī Govinda Mahārāja has appreciation for this very much. It is written in Caitanya-caritāmṛta. What is Mahāprabhu? Kavirāja Goswāmī is giving description about Mahāprabhu. Who is He? Just from a divine infinite lake so many hundreds of currents are coming out of nectar. Nectarine currents are in thousands coming out from a particular divine lake. And all those currents are kṛṣṇa-līlā amṛta, and coming out from the lake who is Mahāprabhu. Who is Mahāprabhu: from whom in thousand ways the variegated nature of Kṛṣṇa-līlā coming out. Kṛṣṇa-līlā amṛta-sara, tāra śata śata dhara. Hundreds of streams are coming out of a particular inconceivable divine lake, and the current of kṛṣṇa-līlā amṛta, the nectarine pastimes of Kṛṣṇa is coming out. And the lake has been compared with Mahāprabhu Śrī Caitanyadeva, oozing out from Him in every movement, His glance, His appearance, His talk, His dancing, His kīrtana, His ordinary discourse with His devotees. In different variegated nature and a beautiful way only kṛṣṇa-līlā amṛta and the streams are oozing in different place, of different taste, peculiar. Unthinkable sweetness there coming out from Him from every posture, gesture, look, movement, Kṛṣṇa coming out; that is Śrī Caitanya Mahāprabhu. When if one can understand Him that, raso ‘py asya, paraṁ dṛṣṭva nivartate

[“However, inner attachment to sense objects is spontaneously denounced by the person of a properly adjusted intelligence, due to his having had a glimpse of the all-attractive beauty of the Supreme Truth.”] [Bhagavad-gītā, 2.59]

 …no other ambition he can cherish in his heart any longer. That may be the blessing of the divinity towards me, and towards everyone. No other wealth is ever calculated to be better than this. Gaura Haribol. Gaura Haribol. Gaura Haribol. Gaura Haribol.

yadi gaura nā hoita, tabe ki hoita, kemone dharitām de

rādhāra mahimā, prema-rasa-sīmā jagate jānāta ke

[madhura vṛndā vipina mādhurī praveśa cāturī sāra

baraja yuvatī bhāvera bhakati śakati hoita kāra]

[Vāsudeva Ghosa]

 [“What great insurmountable, unsurpassable loss would we have faced in our life, if Śrī Gaurāṅga had not appeared before us on this earth? How could we bear our unfulfilled, empty life without Him? Who in this world would have described the super excellent transcendental glory of Śrī Rādhikā, Who is the last limit of divine love and devotion for the Supreme Lord Kṛṣṇa? Without His grace, who would be able to know the super excellent devotional path that gives entrance into the transcendental realm of the ambrosial ecstasy of Vṛndāvana? Who would be able to attain the mood and taste of the topmost devotional ecstasy of the young damsels of Vraja?”]

 [Śrī Bhakti Rakṣaka Bhajana Madhuri, p 32]

 Gaura Hari. Ke ar kori vedar patita dekhi ar patita dekhi ar ruci kandiya [?] Mahāprabhu gone: who else again will cry aloud seeing the fallen condition of the souls? He could not tolerate this stage of the souls disconnected from Kṛṣṇa under so deplorable conditions. Haridas hari nahi pai [?] It is a very strange thing that who is really by His existence He is the servitor of Kṛṣṇa  and He’s devoid of Kṛṣṇa, separated from Kṛṣṇa. What is this? It is quite unnatural. It cannot be tolerated. Kṛṣṇa is His own master and He’s separated from His own Lord of heart: very wonderful. A normal thinking man can’t tolerate this. This is His birthright, home, out of home. Their feeling is like that.

Hare Kṛṣṇa. Hare Kṛṣṇa. Gaura Hari. Gaura Hari. Gaura Hari. Nitāi Gaura Haribol.

Nitāi Gaura Haribol. Nitāi Gaura Haribol. Nitāi Gaura Haribol. Nitāi Gaura Haribol.

______________________ Govinda Mahārāja.

Śrīla Govinda Mahārāja: __________________ [?]

Śrīla Śrīdhara Mahārāja: _________________ [?]

Nitāi Dayal. Nitāi Dayal. Nitāi Dayal. Nitāi Dayal. Mahāprabhu Govinda Sundara hey.

Gaurangera nagara baddha nityayet namabhi [?] The beloved citizen of Navadwīpa beautifully dancing and singing His own Name and own līlā. Singing and dancing and feeling His own self, that ideal citizen of Navadwīpa, that famous citizen, Gaurāṅga. Dancing, feeling His own beauty, especially that of Name, tasting His own Name and beauty and dancing: that was seen in the streets of Nadiyā that time. Prabodhānanda Sarasvatī, the Guru, the guide of Gopāla Bhaṭṭa Goswāmī, his poem: Gaurangera nagara badbha nityayet namabhi [?] How beautiful, taking His own Name in a way, and by His own charm He’s charmed in dancing and singing.

Sva-bhajana vibhajana prayojana avatari.

 Sva virakhi vivam bandham milana nanda ksepan nitya madhuram madhuri [?]

Nitāi Gaura Haribol. Gaura Sundara. Gaura Sundara. Gaura Sundara. Gaura Sundara.

Devotee: ____________________________ [?]

Śrīla Śrīdhara Mahārāja: So we may stop here today.

 …by direct, by instalment according to the capability of those for whom I give. But one who will have such fine understanding, as to understand, as to know, as to feel this is also His order but to a particular group. But more intelligent and higher minded persons they may cross those rulings and advance further. So many scriptures to be ignored, many sādhu’s of that level to be ignored: and even the society and well-wishers, well-wishers of different interest. Everything should be ignored if you want Me as Kṛṣṇa, Svayaṁ-Bhagavān Kṛṣṇa, especially in Vṛndāvana, Vraja. I can’t tolerate any partner of any shade in My dealings of everyone, no partner. I am the Absolute Enjoyer. No partnership I can tolerate. Even to whom you should have obligation, the Guru section, pita, mātā, the relatives, the parents, so-called superiors, none I can tolerate. Then I’m not there cent per cent. If you want Me then I want to have cent per cent in quality. You may have to attend those duties but outwardly, a show. But the inner most heart I want wholesale. There I am. I am there. Otherwise you will have to come to My outer expression. So many other forms I have got to engage you in that holy life. But brajendra-nandan, if you want brajendra-kiśora, no other path.”

 Hare Kṛṣṇa. Svajanam ārya-pathaṁ ca hitvā, bhejur mukunda-padavīṁ śrutibhir vimṛgyām.

[āsā maho caraṇa-renu-juṣām aham syām, vṛndāvane kim api gulma-latauṣadhīnām

yā dustyajaṁ svajanam ārya-pathaṁ ca hitvā, bhejur mukunda-padavīṁ śrutibhir vimṛgyām]

[“The gopīs of Vṛndāvana have given up the association of their husbands, sons and other family members, who are very difficult to renounce, and they have sacrificed even their religious principles to take shelter of the lotus feet of Kṛṣṇa, which are sought after by even the Vedas. O grant me the fortune to be born as a blade of grass in Vṛndāvana, so that I may take the dust of those great souls upon my head.”] [Śrīmad-Bhāgavatam, 10.47.61]

 “Because, the rulings, law books, religious law books also, they can’t express what they’re aiming at, such a thing, śrutibhir vimṛgyām. All the revealed truths, revealed expressions, they’re also aiming towards this, but can’t express fully. That is, My nature is such, and most selfish in that respect. So selfish even the scriptures cannot measure it, they fail to measure and express that I’m so selfish. But, you will try to understand that is your absolute good. Absolute good, absolute cannot be, cannot admit any secondary position. He can’t tolerate that He’ll be second to someone, because He’s Absolute, not second to anyone. So no partnership is conceivable there. I’m such.»

 But, connotation increases denotation decreases, denotation increases connotation decreases, in logic we read. Connotation increases denotation decreases, in this way. This conception is there everywhere.

muktām api siddhāyaṇa-parāyaṇa

[sudurlabhaḥ praśāntātmā koṭiṣv api mahā-mune]

 [“O great sage, among many millions who are liberated and perfect in knowledge of liberation, one may be a devotee of Lord Nārāyaṇa, or Kṛṣṇa. Such devotees, who are fully peaceful, are extremely rare.”] [Śrīmad-Bhāgavatam, 6.14. 5] & [Caitanya-caritāmṛta, Madhya-līlā, 19.150]

Karmibhyaś cādhiko yogī, jñānibhyo [Bhagavad-gītā, 6.46]

Yoginām api sarveṣāṁ, mad-gatena, śraddhā [Bhagavad-, 6.47]

 [tapasvibhyo ‘dhiko yogī, jñānibhyo ‘pi mato ‘dhikaḥ

 karmibhyaś cādhiko yogī, tasmād yogī bhavārjuna

yoginām api sarveṣāṁ, mad-gatenāntarātmanā

 śraddhāvān bhajate yo māṁ, sa me yuktatamo mataḥ]

[“The yogī who is a worshipper of the Supersoul is superior to persons engrossed in severe austerities such as the cāndrāyaṇa, superior to the worshippers of Brahman, and superior to the fruitive workers. Know this certainly to be My conclusion. Therefore, O Arjuna, be a yogī.”]

 [“Among all types of yogīs, the most elevated of all is the devotee who has full faith in the authoritative pure devotional scriptures, and who adores Me with all their heart by hearing and singing My divine glories, rendering all services unto Me. Certainly this is My opinion.”]

 [Bhagavad-gītā, 6.46-7]

 The gradual process, elimination and improvement: improvement means elimination. So those that are very particular about quality, they cannot mix with the mass, hankering for mass qualification or capacity. They’re always trying to go up, in eliminative nature.

They’re ruthlessly progressing of eliminating nature. Yudhiṣṭhira Mahārāja in his mahāprasthāna when he’s making advance, the Draupadī, Sahadeva, Nakula, all, falling down and asking, “Why it is so? We are so keenly or so intimately connected with you Mahārāja, you are going away, you are going up, and we fall down.”

Carelessly Yudhiṣṭhira Mahārāja going up, “Oh, you had such defects so you fell down one by one, Draupadī, Sahadeva, Nakula, Arjuna, Bhīma – “Why I am falling down?” – you had some such defect of this nature so you fall down.” Without caring he’s marching onward.

Then should we mark that this is a type of selfishness? No. To advance towards truth it cannot be so. Truth is distributed by Himself. Truth, not only wholesome, distributive also, self distributing in nature, so I’m going only to enhance that. By serving Him I’m going to help Him to self distribution. It is universal. Apparently it may be thought to be very narrowed in the worldly sense, in the external sense, but it is more universal from the qualitative difference.

Eliminating stone, earth, water, we are going to ether, but ether is more extensive than the earth. Water is more extensive than the earth; then the air is more extensive, spacious, than the water, in this way. The sukṣma, the gross is being eliminated and we’re going to approach towards sukṣma, subtle, from subtler to subtlest. But in one sense that is more accommodating.

Truth: so Svayaṁ-Bhagavān Kṛṣṇa, whimsical, Absolute Good whimsical; that is at the back of every form of truth. So outwardly eliminating but inwardly it is accommodating.

 Hare Kṛṣṇa. Nitāi Gaura. So quality is valuable, it is precious. Quantity is available, it is very cheap, quantity here we find. But here in this mundane plane the nature of quality is very rarely found.

Different nature we find, even in the Ācārya, goṣṭhy-ānandī, whatever they have in a collective way they want get it, enjoy. And there are some who very eager to improve their qualitative realisation, do not care much for the environment, but more careful towards inner realisation. But when anyone is used by the Absolute to do any work he will have to do that. He’ll be given such nature. Arurakta [?] The stage when just he’s going to climb the stage, that āpana-daśā, that in his own plane: amongst them two kinds, goṣṭhyānandī and viviktānandī [aka bhajanānandī].

 Bhāratī Mahārāja: Mahārāja, in the Hari-Nāma-cintāmaṇi it describes about the āpana-daśā and those different stages. And Bhaktivinoda says that there are persons who have arcana-pravṛtti and those have saṅkīrtana-pravṛtti.

 Śrīla Śrīdhara Mahārāja: Hmm?

Bhāratī Mahārāja: Arcana-pravṛtti…

Śla Śdhara Mahāja: Arcanapravṛtti in āpana-daśā ?

Bhāratī Mahārāja: Yes, no, not in that but generally sādhakas may have arcana-pravṛtti or saṅkīrtana-pravṛtti. So are these comparisons…

 Śrīla Śrīdhara Mahārāja: Arcana temperament in the highest stage it is to be found in Rāmānuja 6 sampradāya, in Vaikuṇṭha, the arcana may attain final stage. But in Goloka arcana is secondary, and the rāga service that is primary. Arcana, not arcana proper but takes the shape of arcana we find in Nimbarka sampradāya, something like arcana. And opposite, rāga sevā we find in Vallabha sampradāya, Viṣṇuswāmī, Vallabha sampradāya, sevā. They even do not like to pronounce the name arcana, but ‘sevā I’m doing.’

 And kīrtana is in Gauḍīya sampradāya and what seems to be arcana is not real arcana. It is what Rūpa, Sanātana did themselves, Goswāmīns: that is a kind of sevā, not much of arcana. Arcana is there when scripture plays the part, important play. But heart within, the satisfaction of the inner heart, that plays the important part in bhajan, sevā.

 In Vraja-maṇḍala about Kṛṣṇa, Gopāla, all these things, the rāga-mārga, the inner inclination, tendency, that is more valuable, is considered to be more valuable than what is recommended in the scriptures in arcana-mārga.

 Once, in Gauḍīya you may find, one such question was put to our Guru Mahārāja. “That Rūpa, Sanātana, their Govinda Mandira, all these temples have been established by them, Deities installed, so they also did arcanam.”

 Then Guru Mahārāja told, “No. What they did that is bhajan. Arcana is indirect, through the scripture, bhajan from heart to heart, direct approach. So apparently people may think that they’re making arcana but it is not so. Bhajan means direct service, and arcana through the scriptural rules. So Rūpa, Sanātana were not followers of, or the Goswāmīns, were not followers of arcana though they installed Deities, temples, etc. More concerned with inner sentiment, that is bhajan. And more care taken to the rules regulations of the śāstra that is arcana.”

 That will help gradually to arouse our internal feeling, sentiment, so arcana is not to be condemned but if any distinction to be thought out it is like that. The bhajan more hearty and the arcana more scriptural.

 Bhāratī Mahārāja: Arcana is more jñāna-miśrā?

 Śrīla Śrīdhara Mahārāja: Śāstra-niṣṭha. Śāstra-niṣṭha. Śrutibhir vimṛgyām [from the verse beginning āsā maho caraṇa-renu-juṣām [Śrīmad- Bhāgavatam, 10.47.61]

Bhāratī Mahārāja: So this platform of āpana is extremely advanced, very advanced, āpana-daśā is very advanced stage.

 Śrīla Śrīdhara Mahārāja: Of course. Svarūpa-siddhi, advanced stage.

 … general maintain, consolidate your position where you are, that you may not have to go back. Then you must march and that is the object of your consolidated position.

sarva-dharmān parityajya, mām ekaṁ śaraṇaṁ vraja

[ahaṁ tvāṁ sarva-pāpebhyo, mokṣayiṣyāmi mā śucaḥ]

[“Totally abandoning all kinds of religion, surrender exclusively unto Me. I will liberate you from all kinds of sins, so do not despair.”] [Bhagavad-gītā, 18.66]

 So relative things to be attended because we may go down, but the object is to go onward  absolute, absolute consideration, it is not a static one. Hare Kṛṣṇa. Otherwise it will be a stagnant, rotten thing. Progressing nature there always should be, and the same time to maintain ones advanced position also. So relative only to maintain the present position, and absolute consideration to go up, further, onward. So that is our aim and this is our position that we may not go down.

 But the nature of government whether democratic or autocratic, what sort of government should be, utilise, administer to the people through them, that is all important.

Rāmeśvara Mahārāja’s tone that when he has got recognition from Swāmī Mahārāja to do the function of the Ācārya, then necessarily he’s in absolute position.

 But I do not recognise his position to be so. Still he’s a student, madhyama-adhikārī, at most, at best. Then there’s Ādikeśa, he was an Ācārya?

 Akṣayānanda Mahārāja: No, only GBC.

 Śla Śdhara Mahāja: Only GBC.

Parvat Mahārāja: He was trying to be an Ācārya.

Akṣayānanda Mahārāja: He desires of becoming an Ācārya, we’re told.

Śrīla Śrīdhara Mahārāja: And I was told that one Ācārya he has married his own disciple?

Akṣayānanda Mahārāja: No, he didn’t do it, he had some desire to do that, and then he checked that desire.

Parvat Mahārāja: He asked the GBC’s permission.

 Akṣayānanda Mahārāja: He requested it.

Śrīla Śrīdhara Mahārāja: Who is he?

Akṣayānanda Mahārāja: Harikeśa.

 Śrīla Śrīdhara Mahārāja: Harikeśa is more afraid, Harikeśa is more afraid of me that he wants to keep the standard of the Ācārya. He’s there to criticise the standard of Ācārya.

“We are all perfect, we are supposed to be perfect.”

 But that gentleman he does not recognise that position in us…

 … He’s the son of our aunt Śacī Devī. Śacī Devī is our aunt and He’s born of her, so what greater position He may hold than us? _________________________________ [?] Then of course we are to admit that He’s over-intelligent and endowed with some great prospect. That does not mean that He will say that we are nothing, and He’s all perfect.”

You may go through that tridaṇḍī-bhikṣu _________ [?] Kṛṣṇa Himself is chanting that how he was disturbed by the public, that brāhmaṇa of Avantīpur, that tridaṇḍī-bhikṣu, how the public  disturbed him. Collecting some food he’s placing on the bank of a river and eating. Some came and passed urine there, so much it is mentioned. And of course it is coming from the mouth of Kṛṣṇa Himself. The public is, may be so boisterous, so rude, so cruel, so beastly in their temperament. That collecting some food by begging and he’s taking that, and one came and began to pass urine. What more can take? Then they will put so many questions. He’s tired of answering them, he’s keeping silence. Then giving some slap. “You don’t say anything, you must be a thief, or dacoit.” In this way this is __________ [?] And this passes through the notice of Kṛṣṇa Himself. But it is necessary for the improvement of the sādhu’s condition. So He does not interfere. It helps them indirectly. That may be hateful to the world at large that they may not have any charm in future for such life, mystery life.

 Bhāratī Mahārāja: Jyoti Vasu, he recently died in Jaipur.

Akṣayānanda Mahārāja: He’s the chief minister.

Śrīla Śrīdhara Mahārāja: Oh, Jyoti Mai Vasu [?]

Bhāratī Mahārāja: Any reaction in Bengal?

Śrīla Śrīdhara Mahārāja: Reaction that one of the strong members of the Communist Party went away, not much. He has a big majority still. Mai Vasu [?] he was an assembly member only, but fighting member, man of learning, he was somewhat a learned man, in law.

 Bhāratī Mahārāja: He was favourable to some degree towards ISKCON.

 Śrīla Śrīdhara Mahārāja: Favourable?

 Bhāratī Mahārāja: Yeah, he had some connection with Bhāvānanda and Jayapataka. He carried some influence for ISKCON.

Śrīla Śrīdhara Mahārāja: So natural, his father – was going to commit suicide: action reaction, ā-virincyād amaṅgalam, karmaṇāṁ pariṇāmitvād, ā-virincyād amaṅ

[karmaṇāpariṇāmitvād, ā-virincyād amaṅgalam

vipścin naśvaram paśyed, adṛṣṭam api dṛṣṭa-vat]

 [“An intelligent person should see that any material activity is subject to constant transformation and that even on the planet of Lord Brahmā there is thus simply unhappiness. Indeed, a wise man can understand that just as all that he has seen is temporary, similarly, all things within the universe have a beginning and an end.”] [Śrīmad-Bhāgavatam, 11.19.18]

The English version is taken from www.scsmathglobal.com

Другие материалы раздела

1982.01.01.A

«Уход Прабхупады Сарасвати Тхакура»

1982.01.01.B+

«Отношения Гуру и ученика»

1982.01.02.A

«Атма — центр вселенной»

1982-01-03

«Песнь флейты Кришны»

1982.01.04.C82.01.05.A

«Божества — только для начинающих»

1982-01-04

«Безграничная милость Нитьянанды Прабху»

1982.01.04.B

«Апарадха-бхаджан-пат»

1982-01-05

«История Джагая и Мадхая»

1982-01-05

«Положение Господа Шивы»

1982.01.07.B82.01.08.A

«Десять нама-апарадх»

1982-01-07

«Величие имени Господа»

1982.01.08.C82.01.09.A

«Поскольку Радхарани стремится к Кришне…»

1982-01-08

«Мантра Ом»

1982-01-09

«Происхождение Души»

1982-01-09

«Подлинная связь с Кришной через посредников»

1982.01.09.B

«Влечение — суть всего бытия»

1982.01.11.C82.01.12.A

«Махапрабху принимает отречение»

1982.01.11.A

«Кришна принадлежит Радхарани»

1982-01-12

«Цель жизни – прогресс на духовном пути»

1982.01.12.C82.01.16.A

«Потоки Кришнамриты»

1982.01.13.B

«Махапрабху покидает Навадвип»

1982.01.13.A

«Посетите Экачакру — место Явления Нитьянанды»

1982.01.16.B82.01.17.A

«Измерение Жизни»

1982.01.17.B

«Для Бога возможно всё»

1982.01.17.C82.01.18.A

«Стань полезным в измерении Божественного»

1982-01-17

«Божественная любовь»

1982-01-18

«О вечном положении Кришны и природе Майи»

1982.01.18.B

«Кришна-лила путешествует по вселенным»

1982.01.18.C82.01.19.A

«Естество Души»

1982.01.20.B82.01.21.A

«Любое явление — это явление плюс нечто большее»

1982.01.21.B

«В бренном мире печаль и радость иллюзорны»

1982.01.21.C82.01.22.A

«Путь славы ведёт всего лишь в могилу»

1982.01.24.A

«Материя – это производная сознания»

1982.01.24.B

«Идеал самопожертвования»

1982.01.25.A

«Буддисты говорят, что души не существует»

1982.01.25.B

«Мы окружены сознанием»

1982.01.26.A

«Вайшнава дас»

1982.01.26.B

«Малейшая связь с Божественным»