«Природа Души»
«Природа Души» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 30 января 1983 года
- История спасения Божеств Вриндавана (00:00)
- Использование любого опыта в духовном развитии (01:20)
- Между служением и наслаждением (06:23)
- Посмертный опыт души (09:03)
- Кришна-лила происходит вечно (13:42)
- Удалённость от Кришны зависит от кармы (19:04)
- Смещение точки зрения (22:35)
- Материя бренна, но душа вечна (25:52)
- Вернуться домой (29:10)
- Движение в сторону Центра (34:25)
Природа души
# 00:00
История спасения Божеств Вриндавана
Преданный: Гуру Махарадж, существует ли какая-то интересная история о том, как Божества Вриндавана, Радха-Говиндажди, Радха-Гопинатх, Радха-Дамодар, были перевезены в Джайпур?
Шридхар Махарадж: Да, когда возникла угроза атаки со стороны Аурангзеба, нападения на Вриндаван, то Божества были тайно перевезены в Джайпур, в индуистское государство. Джайпур был частью индуистского государства, а Вриндаван, Матхура находились под прямым управлением мусульман. Поэтому Они были перевезены из мусульманской страны. Они не могли быть перевезены далеко вначале, поэтому кто-то перевёз их в штат Бхаратпур. Это тоже было индуистское государство Джатак или Камован. Говорится, что вначале Они были перевезены в Камован, а оттуда в Джайпур.
# 01:20
Использование любого опыта в духовном развитии
Мусульмане не могут понять то, каким образом опыт глаз, зрения может быть использован с целью духовного прогресса. Если опыт слуха может быть использован в духовных целях, почему бы не опыт зрения? Такая мысль не приходит им на ум. Любой опыт может быть использован ради нашего продвижения в духовном сознании. Мы все признаем опыт слуха, звук, этот опыт может помочь нам в нашем духовном развитии. Но опыт зрения также может быт использован в развитии нашей духовной веры. Он может низойти к нам на наш уровень посредством любого опыта, если мы благоговеем перед Ним. Он выше. Для того, чтобы вызвать в нас дух преданности, жертвенности, а не дух наслаждения. Опыт слуха также может быть использован для наслаждения, но Он Духовное Существо. Только когда мы пытаемся достичь более высокого измерения, тогда опыт любого из наших чувств может помочь нам в этом. Туласи, Шалаграм, Божество, Писания также, «Бхагаватам» является объектом поклонения, «Гита» также. В действительности мы должны научиться тому, как поклоняться, то есть жертвенности, благодаря ей мы можем соприкоснуться с более высоким измерением. А дух эксплуатации не может не привязывать нас к низшему измерению. Если мы хотим эксплуатировать что-то, то мы должны контролировать это нечто ради своего наслаждения, и я могу контролировать только реалии, которые ниже меня, контролировать и эксплуатировать их. Они не могут не быть более низкой природы, нежели я сам. А если мы хотим общества тех, кто выше, то мы должны обратиться в качестве низшего начала к Высшему Началу, которое превосходит меня в духе служения, не эксплуатации, – это главное, что мы должны понять.
Мы занимаем пограничное положение, мы можем эксплуатировать только то, что обладает более низким существованием, и если мы хотим общения с Высшим Началом, то мы должны быть использованы в их интересах, поэтому служение, рабство. Благодаря позиции служения можно обрести доступ. Кришна Дас, дживера сварупа хая кришнера нитья дас. Если мы хотим понять, каково наше положение по отношению к Кришне, тогда наше положение будет таково: мы Его рабы. Он столь высок, а я могу быть использован в Его измерении только в качестве раба. Стремиться к Его удовлетворению целиком и полностью, только в этом случае я могу войти туда. Пранипат, парипрашна, севая.
# 06:23
Между служением и наслаждением
Только сева, служение, может привести нас в то царство, а наслаждение может способствовать моей деградации, погружению в тот мир, где я могу контролировать и наслаждаться по своей сладостной воле реалиями этого низшего измерения. Наслаждение приводит к нашей деградации, а служение, преданность, жертвенность возвышают нас, и мы обладаем приспособляемостью к обоим измерениям жизни, татастха-дживы. Дживера сварупа хая кришнера нитья дас. Кришнера татастха-шакти бхед-абхед пракаш.
Преданный: Когда мы вернёмся на Кришналоку…
Шридхар Махарадж: Да, когда наша душа достигнет этого измерения, она скажет: «Похоже, этот мир известен мне, поскольку он существует внутри моей души, я дитя этой земли. Мне очень нравится этот мир, он дружественен, я в безопасности здесь, это очень здоровое положение», – душа так скажет. Это наша внутренняя природа, но внешняя природа будет полностью уничтожена в процессе возвышения до этого измерения бытия. Эти оболочки, как грубые, так и тонкие, исчезнут, будут уничтожены, это средство, посредством которого мы можем контролировать этот материальный мир и использовать его. Зрение, слух, осязание, тело в целом – всё это инструменты, посредством которых мы можем связываться с материальными реалиями и получать что-то, некий материальный вкус, удовлетворение.
# 09:03
Посмертный опыт души
Если тело уходит, то мы обрываем связь с миром материального опыта, но ментально мы можем быть связаны с ним в тонком мире. Мы можем жить в ментальном теле различной ценности. Бхулока, Бхуварлока. Бхулока – это мир бренного, материального опыта, и также существует Питрилока. Мы привязаны к этому миру, но после того как этот мир закончится для нас, какое-то время после оставления физического тела мы будем проводить свои дни в ментальном теле. Бхуварлока, и центром этого мира является Луна, спутник Земли, она обращается вокруг Земли. После смерти атма и тонкое тело отправятся на Чандралоку, и вновь будут вынуждены прийти сюда. Те, кто идет путём спасения или отречения, их души отправляются в сторону Солнца, они выходят за пределы влечения гравитационной силы Земли и устремляются в сторону Солнца, света, и свет света – это душа. Нараяна рассматривается как Солнце, джйоти, свет, знание, свет подразумевает знание. Подобно тому, как Солнце делает зримым этот мир, атма показывает его, не Солнце в действительности, но атма. Эта искра знания способна сделать мир зримым, сделать доступными восприятию реалии и концепции внешнего мира. Слепой человек не способен ничего увидеть, но именно атма, искра знания, в действительности показывает окружающие реалии. Об этом сказано в Гаятри, свет рассматривается как символ знания. Существует утараян, не чандраин, движение в сторону Луны, но движение в сторону Солнца, и в том направлении мы находим другой мир, мир Нараяны. Нараяна всегда должен быть объектом медитации, подобно Солнцу. Этот свет света является источником света Солнца, это Нараяна, и Гаятри также, савитур вареньям.
# 13:42
Кришна-лила происходит вечно
Преданный: В одной книге написано, что однажды Кришна произнес речь, находясь на Луне, и американцы сделали какие-то записи этой речи по прошествии многих тысяч лет.
Шридхар Махарадж: Нет, об этом нигде не сказано, но речь идёт о том, что Кришна путешествует по брахмандам подобно Солнцу. Солнце восходит здесь, а спустя час оно восходит за тысячу миль отсюда, оно всегда восходит и всегда заходит, и всегда где-то существует полдень, Солнце всегда находится в движении. Кришна-лила подобна этому, она движется циклическим образом, переходя из одной брахманды в другую. Когда лила завершается в этой брахманде, она переходит в другую брахманду, она подобна Солнцу в этом отношении. Это движение вечно. Солнце вечно восходит утром и всегда заходит, любая часть дня вечна, полдень и т. д., поскольку, когда Солнце уходит отсюда, оно появляется в другом месте. Всегда где-то есть вечер, утро, полдень в любое время, – это продолжающийся, непрерывный процесс. Кришна-лила в этом смысле также непрерывна, она переходит из одной брахманды в другую, затем в третью, четвертую и т. д. Движение осуществляется циклическим образом. Ты понимаешь?
Преданный: Что понимаю?
Шридхар Махарадж: Вечный характер движения, утро вечное, понимаешь? Вечер вечен, всегда где-то в мире есть вечер, иногда здесь, иногда там. Восход солнца всегда происходит, иногда здесь, иногда там, сейчас Солнце восходит здесь, спустя шесть часов восход происходит в Лондоне, затем в Америке, Японии. Таким образом движение Солнца вечно, каждая часть дня вечна, понимаешь? И Кришна-лила, говорится, также вечна, она переходит из одной брахманды в другую, третью, четвертую. Здесь наступает Двапара-юга, происходит Кришна-лила, потом переходит в другую вселенную, и в другой день Брахмы вновь происходит, нитья. Каждую Двапара-югу Кришна и Махапрабху приходят, это юга-аватары, но Радха-Говинда приходят только один раз в день Брахмы, в 28-й его день. Один Брахма живет 100 лет, его день состоит из четыpёx юг: Сатья, Трета, Двапара, Кали, эти четыpe юги образуют один день Брахмы. Тысяча подобных дней образует год Брахмы, он живет 100 лет, и в 28-й день года Брахмы приходят Радха и Кришна.
# 19:04
Удалённость от Кришны зависит от кармы
Преданный: Почему это столь редкое событие, когда Махапрабху проповедует, призывает идти на Голоку?
Шридхар Махарадж: Оно редкое, речь идёт о карме джив. Оно редкое для тех, кто является обитателем этого измерения, в силу своей кармы они обитают здесь, для них это редкое событие. Но те, кто достиг сиддхи и ступил на Голоку, видит, что это не есть редкость. Визиты вашегo президента Америки невозможно ожидать всегда, он посещает другие страны в определенное время, раз в году. Скажем, какие-то провинции даже своей страны он посещает изредка, в назначенное время, он не может всегда посещать их, таким образом. Но личная свита президента может всегда видеть его, нечто в этом роде. Это лила, игры, 24-чacoвaя занятость в служении Богу может быть найдена только в школе Гаудия-Вайшнавизма и нигде больше. Ни в одной другой религиозной концепции этого мира невозможно говорить о том, что человек может быть способен 24 часа в сутки служить Богу. Это возможно только в мадхурья-расе во Вриндаване, ашта-калия-лила. 24-часовая вовлеченность в служение Богу возможна в этом настроении, в рамках этой природы. В противном случае вечное служение Богу, что это? Это брахма-даршан, нечто вроде глубокого сна, утраты чувств. Как Свами Махарадж сказал Ачьютананде: «Если я расскажу тебе, о чём я говорил со Шридхаром Махараджем, ты утратишь чувства». Ты слышал об этом?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: За пределами твоего восприятия у тебя не будет истинного представления об этих реалиях, ты будешь вынужден потерять сознание. Как война: обычный человек видит поле битвы, и генерал видит его, но генерал видит посредством подзорной трубы, и они не видят одно и то же, хотя в то же время они рассматривают одно зрелище.
# 22:35
Смещение точки зрения
Мы должны научиться видеть вещи с точки зрения внутреннего интереса. То, что приходит к нам, дружественное или враждебное? Насколько дружественное, это кажущийся или подлинный друг? Все эти вещи следует принимать во внимание. Существует зримая сторона, мы можем рассматривать её в качестве объекта нашего наслаждения, но сознание говорит: «Нет, не наслаждайся таким образом, возникнут беспокойства в результате этого». В глубочайшем измерении всех реалий можно увидеть, что всё дружественно по отношению ко мне, все выше нас, все являются объектами нашего поклонения. Мы являемся подчинённым началом. Природа эксплуатации должна быть растворена, но все обитатели того измерения являются объектами моего поклонения и служения, это внутреннее видение. В том измерении мы способны вести подлинную жизнь, поскольку мы служим, и также существует градация этого служения. Но точка зрения эксплуатации должна быть трансформирована на точку зрения преданности, жертвенности, и какого рода жертвенности? Существует градация, вопрос приобретения и потери. Также следует понять, кто я. Плоть и кровь или ментальная система внутри? Кто я, каково мое подлинное «я»? Плоть и кровь подобна одежде, присутствует внутренний ум, который поддерживает эти грубые начала.
# 25:52
Материя бренна, но душа вечна
Душа живёт внутри. Какова природа этой души и каков её интерес во вселенной, в окружающем мире? Эти вопросы требуют глубокого понимания, тогда мы сумеем превзойти смерть. Тело не сумеет превзойти смерть, и даже ум только лишь до известной степени, но душа вечно существует в своём собственном измерении – и это дом. Обратно домой, обратно к Богу, в измерение сладостного Бога, где мы можем жить вечно и счастливо. И очарование этой мирской жизни мы должны рассматривать как смерть, не только наше тело, но даже эта Земля, Солнце, Луна, вся солнечная система и вся вселенная не могут не умереть. По прошествии миллионов лет всё будет уничтожено и вновь возникнет, будет приходить и уходить. Если мы хотим выбраться из этого опасного положения, когда нас пожирает всеобщее тотальное уничтожение. Мы должны найти самих себя – то «я», которое находится в глубочайшем измерении, которое имеет вечную природу, – это главное. И это сладостно, жизнь в этом глубочайшем измерении, она реальна и сладостна, а это всё реакционно, полно горечи, приводит к последствиям, болезненно. Рекционно означает болезненно, является источником боли в этой жизни. И чего вы хотите? Наслаждаться этим временным, реакционным удовольствием или вы хотите глубоко погрузиться и найти своё внутреннее, подлинное «я»? То я, которое является членом мира вышеописанной природы, мира вечности. Это глубочайшее измерение, ниргуна, измерение Сознания Кришны является глубочайшим измерением бытия. Вода, воздух, эфир, огонь, нечто более тонкое, чем эти элементы, более действенное, фундаментальное.
# 29:10
Вернуться домой
Мы также должны вернуться домой, иначе говоря, дом дживы, души, вернуться в наш сладостный дом, измерение Вайкунтхи или Голоки. Сейчас все эти вещи кажутся нам сказкой, но глубокий ответ мы получаем изнутри нашего существа, тогда мы отвергаем все эти мнимые, кажущиеся удовольствия и пытаемся достичь этой святой формы жизни. Отвергая все предложения комфорта, который приходит на поверхности, мы отвергаем их. Они утрачивают для нас очарование, и мы хотим погрузиться глубоко, чтобы достичь дома, достичь естественной жизни внутри, которая вечна, которая обладает природой чистого сознания, и анандам полна любви и красоты, экстатична. Сат-чит-анадам, три атрибута вечно существуют там. Сат – незыблемое существование, отсутствие уничтожения, смерти; второе – сознательна, она не имеет ничего общего с ископаемым, но полностью сознательна; и третье – она блаженна, экстатична, она полна любви и красоты. Реальность такова, и мы хотим вернуться обратно к Богу, обратно в тот мир, обратно домой, на родину наших душ, не на родину нашего тела или ума.
В настоящее время мы живем в стране тела, но если мы погрузимся глубоко, то мы обнаружим страну ума, а если погрузимся еще глубже, то мы найдем страну души. Там также присутствует градация и высочайшая, наиболее сладостная страна – это Голока. По сути такой зов, такова идея. Это не что-то формальное, это нечто реальное, не традиция, не форма, но нечто реальное и конкретное. И мы должны узнать, каким образом мы можем совершать прогресс в направлении этой тонкой жизни. Если у нас есть некое очарование такой жизнью, сейчас нам это всё кажется какой-то сказкой, абстракцией, но в «Бхагавад-гите» сказано: «Тьма для одного – свет для другого». Подобно совам, которые могут видеть во тьме, мы не можем видеть в темноте, днём они слепы, а ночью мы слепы. Мы должны проснуться там, чтобы увидеть: сейчас для нас это тьма, то, что для нас день в настоящее время. Этот день должен превратиться в ночь, и мы должны проследовать в эту неведомую страну с помощью её посредников и благодаря капиталу нашей веры, и вера является характеристикой этой жизни, вера должна быть нашим капиталом. Жизнь в этом мире, который входит в челюсти смерти. Наш поход должен проходить из челюстей смерти в ту страну, которая находится за пределами смерти. Вера в возможность этого должна быть нашим капиталом.
# 34:25
Движение в сторону Центра
Каков скрытый смысл слова «Партха», каков корень?
Преданный: Сын Притхи?
Шридхар Махарадж: Притха есть Кунти, а её сын – Партха, а друг Партхи кто? Кришна. Но у Партхи также есть другие друзья, почему только один Кришна? Он главный Друг. Говинда Махарадж ушёл на базар?
Преданный: Кришна объяснил риши дхарму, и риши дали высокую оценку простоте и глубине объяснений, данных Кришной. Я также даю очень высокую оценку вашим объяснениям, они подобны тем объяснениям.
Шридхар Махарадж: Манера объяснения нашего Гуру Махараджа подобна этому, общего характера, синтетический метод. Движение от точки в сторону центра, и все остальные параферналии, которые возникают на пути, объяснения частей, синтетический процесс, не аналитический. Аналитический – это мы берём некую точку и начинаем объяснять детали; синтетический метод – когда ты начинаешь от какой-то точки и достигаешь центра. От центра вновь устанавливаешь положение, локализуешь параферналии, объясняешь природу того, что вокруг центра. Система Рамануджачарьи была синтетической, подобно этому. У Мадхвачарьи главным образом аналитическая система. Всё рассматривается с точки зрения Центра, в рамках целого, взаимоотношения частей с Центром, самбандха-гьяна. Какова природа определенного явления, его параферналии, какова их взаимосвязь с Высочайшим Центром, все эти моменты должны быть обсуждаемы и прояснены. Стиль нашего Гуру Махараджа был синтетическим. Обобщение, оценка с точки зрения целого, всё следует измерять и оценивать.
Преданный: Вы дали мне идею о проповеди. Многие люди думают, что вы рассказываете о каких-то мифах. Когда вы рассказываете об играх Кришны, некоторые люди считают, что это сказки.
Шридхар Махарадж: Нет, ничего подобного, всё обстоит прямо противоположным образом. Такой мир возможен, он за пределами полноты отречения, затем начинается другой, позитивный мир. Эта сторона негативная, сторона самоутверждения, действительно ты хочешь эксплуатировать других, а тот мир прямо противоположен. А посередине стадия абсциссы, отречения. После отречения начинается позитивный мир, не здесь, в мире эксплуатации. Высшая, aбсолютная эксплуатация не плоха, но не об этом идет речь, там нет ни следа эксплуатации, ни следа даже более тонкой эксплуатации. Господь не эксплуататор, но спаситель и спаситель не в абстрактном смысле, но источник нектара. Раздавая нектар, Он приходит, чтобы спасти нас посредством нектара, спасти всё и вся. Все потребности нашего внутреннего «я» находят своё удовлетворение в нектарном поведении, реакции. На твоей родине кем ты был?
Преданный: Сознание Кришны.
Шридхар Махарадж: Сознание Кришны – это полноразвитый теизм, теизм в своей совершенной форме.
Tpaнскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.