«Предался ли я?» 1982.11.26.B82.11.27.A
Предался ли я?
Шридхар Махарадж: Я не понимаю твоего произношения, поэтому я не могу понять оригинальную шлоку, но смысл должен быть приблизительно таким: одобрение сердца. Мое собственное сердце дает высочайшее свидетельство, подтверждение. То, что другие говорят, они идут своим путём, меня это не интересует, но внутреннее удовлетворение сердца должно присутствовать. Я думаю, смысл примерно таков, но я не понимаю твоего произношения.
Преданный: Махарадж, вчера вы говорили о «Шримад Бхагаватам», о том, как Шукадев, то, что было явлено Рупой и Санатаной… Мой вопрос таков: «Брихад Бхагаватамритам», которая была дана Махарадже Парикшиту через мать Уттару, не упоминается в «Бхагаватам». Каков источник этой истории Гопа Кумара?
Шридхар Махарадж: Понимаешь, откуда пришел этот «Бхагаватам»?
Преданный: Я говорю о «Брихад Бхагаватамритам».
Шридхар Махарадж: «Брихад Бхагаватамритам», «Махабхарата», Веда – каков, источник всего этого, откуда пришли все эти Писания? От Кришны, они уже есть, они всегда есть, это вечный поток бытия, поток знания в вечном мире, и через посредничество многочисленных риши этот поток пришел к нам, но поток существует, он вечен. Все эти идеи и истины вечно существуют. Поток, но иногда облако затмевает этот поток, в определенное время этот поток не видно, подобно тому как облака застилают небо: иногда они на небе, а иногда их нет. Иногда этот поток проходит через кого-то. Эти истории имеют вечную природу, и через Санатану они были даны.
Санатана Госвами пишет: «Это не я пишу эти произведения, но кто-то водит моим пером, заставляя меня писать», – такое замечание он делает. Он говорит: «Эти произведения написаны не мной, кто-то заставляет меня писать это, а иначе разве смею я описывать характер цариц Кришны в Двараке. Кто я такой и где я, что я смею описывать их характер, их черты. Это не я, кто-то насильственно заставляет меня, истина откровения нисходит через кого-то ко мне». Кавирадж Госвами говорит: «Подобно попугаю, подобно тому, как попугай говорит что-то», нечто в этом роде. Не попугай источник этих слов, но кто-то стоит за ним, вечное знание нисходит в эту атмосферу определенным образом через того или иного посредника, это истина откровения, смысл откровения в этом. Истина откровения означает, что это вечное явление в мире идей и мыслей, и это явление нисходит сюда через кого-то. Мы должны понять природу этой истины откровения, не эмпирический поиск, статус истины откровения, эта истина откровения не порождение интеллектуализма этого мира. Она, как правило, приходит через риши этого мира. Риши не авторы, не создатели, но они видящие, посредники. Истина проходит через них, он испытывает вдохновение и… Такова природа богооткровенной истины. Бхактивинод Тхакур написал «Джайва-дхарму». Опять же в ту или иную калпу эти события могли происходить. Ты понимаешь?
Преданный: Тогда выходит, что гуру может объяснить…
Шридхар Махарадж: Гуру бывает двух типов: прозрачный и мутный. Мутный гуру не является идеальным посредником, но прозрачный гуру… Существуют признаки гуру, указанные в Ведах, «Бхагаватам», «Гите», каковы будут характеристики подлинного гуру, прозрачного гуру, через которого истина откровения может низойти. И также мутный гуру – это выражение нашего Гуру Махараджа – «мутный, замутненный», истина не может прийти через него, он не может быть посредником Высшей Истины. Присутствуют ошибки, искажения, он не является идеальным передатчиком.
Преданный: Таким образом, два разных гуру могут видеть по-разному эту истину откровения, она может являться по-разному.
Шридхар Махарадж: Вариации возможны, незначительные вариации, поскольку это явление многообразно, вилас, поэтому модификация возможна. Сакхья-раса, многочисленные другие расы, Субал, Шридам, есть некие уникальные характеристики. Как я говорил членам ISKCON: «Я не являюсь одним целым с вами, я даже не являюсь единым целым со Свами Махараджем». Они были разочарованы, услышав это. У каждого есть свои уникальные характеристики. У нас есть много общего со Свами Махараджем, но есть и различия. И также паршады, спутники Господа: Субал одного типа, Шридам – другого, Мадху Мангал – третьего, эти различия неизбежны, иначе это будет недифференцированное целое. Но присутствует дифференциация, дифференцированный Абсолют, согласно Раманудже, определенные различия, что-то общее и что-то отличное. Здесь, в материальном бытии, мы видим дифференциацию, и также она присутствует в духовном мире, качественные различия. Но есть много общего. Мы должны понять, эти различия не вызывают конфликта. Они необходимы ради существования игр Истины, подобно тому как оппозиционная партия в парламенте имеет место. Как разные лагеря: Радхарани, Чандравали, различные группы, существует даже столкновение рас, враждебность, ватсалья-раса и мадхурья-раса, присутствует определенный антагонизм, его невозможно избежать. Мать будет думать: «Мой сын под каблуком у жены», такова природа.
Рупа Госвами объясняет: «Подобно тому как змея никогда не ползет по прямой, но извилисто, так и пути премы извилисты». Такова природа этой премы: иногда возникает ссора, иногда причина есть, иногда ее нет. Обе стороны одержимы, как это по-английски? Любовная ссора возникает время от времени, такова природа любви, она движется зигзагообразно. Иногда причина конфликта есть, а иногда он не имеет никакой причины, однако такова природа любви. Различия не означают высшее и низшее, это совершенное явление. В силу необходимости различия в Абсолюте должны присутствовать, иначе то не была бы лила, то было бы нечто застывшее, фиксированное, но динамичный поток.
Преданный: Однажды вы сказали, что существуют различия между практикующими в этом низшем измерении, практикующие иногда расходятся во мнении. На низшем уровне это обусловлено их анартхами, а в высшем измерении это вызвано расой.
Шридхар Махарадж: Да, расой, сама природа расы требует существования этих различий, каждая сторона. Это различие обладает вечной ценностью, раса-вайчита, что означает «разнообразие в единстве», всё приводится в гармонию. Присутствуют неизбежные различия, иначе мы жертвуем одной стороной. Но если пожертвовать разнообразием, то будет единство, отсутствие дифференциации.
Преданный: Махарадж, а каково фундаментальное различие между учениями Рамануджи и Мадхвачарьи?
Шридхар Махарадж: Вкратце, Рамануджа утверждает, что существует единое, и внутри единого существуют различия. Мадхвачарья же утверждает различие между дживой и Бхагаваном, он подчеркивает это явление, опровергая Шанкару, который говорит, что Бхагаван и джива суть одно. Мадхвачарья подчеркивает различие между дживой и Бхагаваном.
Преданный: А Рамануджа?
Шридхар Махарадж: Рамануджа принимает единство в многообразии. В целом он описал природу этого явления, однако их концепции отличаются от концепций Гаудия-Вайшнавизма Махапрабху. Они не проясняют определенные моменты, и также они не утверждают ясно ту истину, согласно которой Кришна-концепция Бога высочайшая. Зенит их достижения – это концепция Нараяны, Вайкунтхи, конституциональный царь, Абсолютный Самодержец. Эта Истина становится ясной только в «Бхагаватам» и в учении Махапрабху. Истина есть Самодержец, Истина есть Любовь, но в картине Рамануджи есть место закону также, конституциональный монарх, нечто в этом роде, такова его картина. Он почитает закон, а то, что выше закона, этот аспект не указан, концепция Истины и закона.
Преданный: Но Мадхвачарья до известной степени…
Шридхар Махарадж: Всё, что делается для удовлетворения Господа, оправдано. Многочисленные примеры этому – Вайшнава-сева. Ради Вайшнава-севы целомудренная жена Вайшнава идет к торговцу и предлагает ему свое целомудренное тело для того, чтобы получить от него что-то в обмен и использовать это что-то для служения Вайшнавам. Это рискованно, этого не произошло, но она готова была пожертвовать собой, пойти на этот риск. Или разбой, занятие бандитизмом для того, чтобы построить храм, это оправдано в линии Рамануджи. Мы находим в их литературе подобные примеры. Но все же присутствует мнение в их линии, что Нараяна – это законный конституциональный монарх, и Он занимает высшее положение, а Кришна и прочие – это всё лила Нараяны. Если умонастроение рабства уходит, то мы чистые слуги Нараяны, но, по нашему мнению, воровство ради Кришны занимает более высокое положение, чем темперамент законопослушного гражданина.
Весь риск, никакого выигрыша, если мы проанализируем наше положение, мы увидим, что на самом деле никакого риска, полнота выигрыша. Когда мы окажемся дома, мы увидим, то, что я имел, было чем-то ненормальным. Теперь я избавился от этой аномалии, и мне нечего искать. Вначале кажется, что весь риск, никакого выигрыша, в конце концов максимальный выигрыш и никакого риска. Это сама моя природа, я словно спал, и мне снился кошмар, эта реальность – явь, а то был сон, оказывается. Я был полностью поглощен этим воображаемым кошмаром, поэтому в конце концов полнота выигрыша и никакого риска. В целом Кришна говорит: «Какой риск, такой и выигрыш. В каком умонастроении ты приходишь ко Мне, так Я тебе отвечаю, о чем ты Меня молишь, то Я тебе и даю». Риск и выигрыш, максимальный риск. Я ищу столь великую перспективу, это практически нечто невозможное для меня, немыслимо, чтобы я обрел это нечто. Оно настолько высокое, а я с моими ограниченными ресурсами стремлюсь к столь высокому явлению. Практически невозможно обрести это нечто, поэтому весь риск и никакого выигрыша. Но если мы сумеем достичь этой цели, тогда мы увидим, что риск был незначителен, а достижение столь велико, немыслимо, сладость, которую я переживаю здесь. Я блуждал по воображаемой земле, жил во сне.
В случае Джагая и Мадхая нет никакого риска, весь выигрыш. Они напали, но благодаря этому преступлению обрели… Если невежественный человек обращается ко Мне, не зная, о чем просить Меня… Но я не невежественен, Я научу его: «Не проси этого, проси другого», – это также и другой момент. Есть категория людей, которые хотят преданности. «Нет-нет, тебе не нужна преданность, возьми освобождение», – это другая категория, согласно сукрити, внутренней чистоте и только. Недостаточно формальной просьбы, но каково истинное желание человека? Благодаря формальной просьбе невозможно достичь желанного результата, но человек может не знать, как подавать просьбу формально, но он действительно испытывает нужду, и Я помогаю ему. Но тот, с кем формально все в порядке, он правильно написал заявление, но в сердце он хочет чего-то другого. «Но в целом Я выполняю просьбы», – говорит Кришна. Таким образом, существуют три разных категории.
Преданный: В «Шри Прапанна-дживанамритам» есть главы, стойкая убежденность в защите Господа.
Шридхар Махарадж: «Ты защитишь меня, – подобная вера в Него. – Он, несомненно, защитит меня». Приобрести и сохранять подобную веру, интенсивная стойкая убежденность в том, что Он защитит меня. Речь идет о том, чтобы сохранять подобную веру. Он защитник, хранитель, и Он, несомненно, защитит меня.
Преданный: А другой раздел именуется «Принимать Господа своим хранителем».
Шридхар Махарадж: Гоптритве варанам, принимать Его в качестве хранителя и защитника и сохранять подобную веру в то, что Он действительно защитит меня, поскольку такова Его природа. Любой, кто принимает прибежище в Нем, того Господь защищает. Когда Вибхишан, младший брат Раваны, пришел, чтобы принять прибежище святых стоп Рамачандры, тогда Он дал ему прибежище, пообещал защиту. Лакшман сказал: «Брат, этот Вибхишан происходит из демонического рода. Неужели Мы можем ему доверять? Он представитель вражеского лагеря, младший брат нашего величайшего врага, Раваны. Должны ли Мы доверять ему?» Тогда прозвучал ответ Рамачандры: «О брат Лакшман, такова сама Моя природа, если, кто бы то ни был, единожды молится о том, чтобы обрести во Мне прибежище, Я даю ему прибежище навеки». Абхай означает «бесстрашие», если, кто бы то ни был, единожды приходит ко Мне в поисках прибежища, Я гарантирую ему защиту навсегда, – это Моя природа, таков смысл этой шлоки. Если кто-то хотя бы один раз скажет: «Я в Твоем распоряжении, я принимаю прибежище Твоих святых стоп, тогда Я навеки даю ему прибежище, безопасность, такова Моя природа». Поэтому гоптритве варан, мы молим о прибежище Его святых стоп и сохраняем веру в то, что Он обязательно защитит нас, поскольку Его природа такова, Он не может отвергнуть меня, отказать мне.
Преданный: Различия между этими двумя видами шаранагати, кажется, что это одно и то же.
Шридхар Махарадж: Нет, Джива Госвами Прабху показывает, что гоптритве варан, молитва о прибежище, – это главное явление, центральная составляющая шаранагати, суть самопредания. Я молю Его о прибежище, гоптритве варан, Ты мой защитник. Это главное явление во всем шаранагати, остальные составляющие носят вспомогательный характер, молитва о защите, обращенная к Нему. Шаранагати главным образом сводится к этому, остальные части носят второстепенный характер. Он не может не защитить меня, но вопрос в том, предался ли я безраздельно или нет. Если Он позволит Мне… Предался ли я Его святым стопам безраздельно или я обманываю себя – вот в чем вопрос. Если кто-то тотально предается Ему, Господь защищает такого человека, это не подлежит сомнению. Но вопрос в том, сумел ли я предаться Ему или нет, самоанализ такого рода необходим. Но это правда, такова Его природа, внутреннее естество, такова Его вечная привычка, вечные пути Его таковы, что тот, кто ищет у Него прибежища, того человека Владыка защищает, – это Его естество, иначе быть не может. Единственный вопрос: сумел ли я Ему предаться? Это разные идеи. Вручить себя, бросить себя к Его стопам – это один вопрос, в то же время продолжать следовать этому идеалу, питать это представление, убежденность в том, что Он, несомненно, защитит меня.
Шрила Бхактивинод Тхакур приводит пример: пастухи идут на великий риск, убежденные, что наш Друг рядом с нами, Он защитит нас. В определенной части Ямуны жил гигантский змей и отравлял воду реки, но пастухи, друзья Кришны, не боялись пить эту отравленную воду, полностью убежденные в том, что наш Друг рядом с нами, он спасет нас от яда. Поэтому они не боялись накликать на себя беду, опасность, убежденные в том, что нас всегда защитит наш Друг, Его поддержка, поэтому мы готовы к любому риску. Мы не боимся, поскольку наш Друг с нами, Он обладает сверхъестественной силой, очарованием. В целом они крайне редко просят о защите, как в случае с Говардханом, когда вся местность Вриндавана, все обитатели тех мест молили Его о защите. Когда Индра, царь небес, когда было прекращено ежегодное поклонение Индре, тот был крайне разгневан и хотел уничтожить гоштху, наслав ливни, бурю, молнии. И все обитатели пастушеского селения пришли к Кришне в поисках защиты от этого природного катаклизма, и Кришна защитил их. В противном случае они всегда питают это представление: «Он наш защитник, нам нечего бояться, Он с нами, Он обязательно защитит нас», таково их представление.
Преданный: В таком случае каково же различие между гоптритве варанам и…
Шридхар Махарадж: Первая часть – просить Его о защите – это гоптритве варан, а другая часть – уверенность в том, что Он обязательно защитит меня; две части. Первая часть – приглашать Его прийти, молить Его о защите: «Пожалуйста, защити меня», а вторая часть – сохранять этот идеал: «Он обязательно защитит меня, какие бы беды ни пришли, Он защитит меня». Шаранагати – это единое явление, но если мы проанализируем его природу, мы увидим эти составляющие, единое целое.
Преданный: Мы слышали, что на Голоке отсутствует рождение и смерть, но в «Брихад Бхагаватамритам» говорится, что когда Кришна отправляется в Матхуру, то убивает Камсу.
Шридхар Махарадж: Не рождение и смерть, но явление и уход. Солнце восходит и заходит, нечто в этом роде. Имитация рождения и смерти, лила переходит в другое место, из одной зоны она переходит в другую зону, подобно солнцу. Повсюду всегда восход и повсюду происходит закат, а где-то всегда полдень, солнце в зените. Циклическое движение. Кришна-лила переходит из одной брахманды в другую брахманду, вечное движение. Солнце может быть невидимо в этой части света, но оно зримо в другой части света. Когда игры Кришны завершаются в определенной брахманде, они начинаются в другой. Подобно чередованию времен года, циклический порядок, движение.
Преданный: Как человек становится уполномочен проповедовать Сознание Кришны, распространять Святое Имя?
Шридхар Махарадж: Общее указание Махапрабху – проповедовать Святое Имя, но давать Имя, принимать ответственность – это несколько трудно. Существует 10 оскорблений Харинама, одно из них следующее. Когда человек принимает ученика, он принимает ответственность за него. В целом мы можем говорить людям об очищающей силе, святой природе Имени, но принимать ответственность за того или иного человека, обещать ему, что я спасу тебя от рабства майи, такого рода ответственность может быть принята только в том случае, когда человек испытывает непреодолимое внутреннее вдохновение.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.