«День ухода Шриниваса Ачарьи» 1982.11.24.B82.11.25.A
Темы лекции:
Лекция в день ухода Шриниваса Ачарьи: подобный рассказ о нём и о событиях истории Гаудийя Вайшнавизма.
Сандарбхи Шрилы Дживы Госвами.
День ухода Шриниваса Ачарьи
Шридхар Махарадж: «Я иду во Вриндаван в полубезумном состоянии, всегда призывая: «Шри Кришна Чайтанья»». Кто бы что ему ни говорил, он всегда отвечал одно: «Кришна Чайтанья», ни одно другое слово не сходило с его уст, только «Кришна Чайтанья, Чайтанья, Чайтанья», и с тех пор люди стали звать его Чайтанья Дас. Впоследствии он стал известен в обществе как Чайтанья Дас. Конечно, он до известной степени пришел в себя, в нормальное состояние. Затем, когда Махапрабху находился в Пури, он отправился к Нему туда со своей женой. Махапрабху сказал: «У тебя очень хороший сын, преданный, его будут звать Шринивас». Шринивас был очень красив собой и наделен способностями ученого. Когда он был очень юн, его отец покинул мир, и Шринивас был исполнен лилой Чайтаньядева и Нитьянанды Прабху. Когда ему было 15 лет, он пришел в место рождения Шри Гауранги в Навадвипе. Возле дома Махапрабху он сидел на берегу Ганги, мальчик 15-ти лет, и неизвестно, что он думал. Вишнуприя Деви увидела его, прекрасного мальчика, который до известной степени был похож на Махапрабху, он сидел там и словно отсутствовал.
Вишнуприя Деви сжалилась над ним и привела мальчика в свой дом, затем она накормила его. Махапрабху в то время находился в Пури, и Шринивас отправился туда, но после того как он прошел три четверти пути, он услышал о том, что Шри Чайтаньядев покинул мир. Что делать, в это время Гададхар Пандит был в Пури, и он встретился с ним в Тота Гопинатхе. Гададхар Пандит обнял его и сказал: «Я жду тебя, Шринивас. Мой Владыка дал мне указания научить тебя „Шримад Бхагаватам“, и ты познакомишь с „Бхагаватам“ всю Бенгалию, ты будешь непревзойденным лектором. Мою книгу невозможно читать, потому что буквы размыты слезами. Ступай в Шри Кханду и от моего имени попроси там новую копию, и я буду учить тебя „Бхагаватам“». Шринивас принес оттуда копию «Бхагаватам», и когда он нес эту копию, он услышал, что Гададхар Пандит также покинул мир. Он был разочарован, он думал: «Я настолько неудачлив, куда бы я ни пошел. Сначала ушел Махапрабху, а теперь и Гададхар Пандит, который собирался обучать меня, насколько плачевна моя участь». Но воля Гададхара Пандита присутствовала, и по его воле он стал знатоком «Бхагаватам», всё знание «Бхагаватам» пришло к нему по воле Гададхара Пандита.
Затем Шринивас, Нароттам и Шьямананда. Эти трое отправились во Вриндаван, чтобы встретить там Рупу, Санатану и других, Рагхунатха Бхатту, и когда они прошли несколько миль, выйдя из Матхуры, Санатана Госвами покинул мир в это время. Люди, которых они встретили по дороге, говорили о том, что этот великий Санатана Госвами, который был премьер-министром и который хранил в своем сердце всех жителей Вриндавана, этот Санатана Госвами покинул мир, какое это великое бедствие для страны. Что делать, тем не менее они шли, Рагхунатх, Джива и Гопал Бхатта присутствовали там. Когда они достигли Матхуры, они услышали о том, что прошлой ночью Рупа Госвами покинул мир (Следовательно они не вышли из Матхуры, как было сказано выше). То была пурнима, затем в двадаши Рупа Госвами покинул мир. «Какие же мы беспомощные, проклятые души. Мы приблизились, подошли так близко, но не сумели увидеть этих двух генералов Махапрабху. Махапрабху послал их во Вриндаван, чтобы они выполняли Его наказ, чтобы утвердить царство Гаудия-Вайшнавизма там. Затем так или иначе они добрели до Вриндавана и… Возможно, многие из вас видели разрушенный Говинда-мандир, и когда они достигли его, они увидели, как происходило очень пышное арати, огромная толпа собралась. Рупа Госвами только что покинул мир, и с этим чувством великой обездоленности, безумно люди пели его имя, так проходило арати. Эти трое были там. Шринивас не мог стоять, выдержать, волна чувств захлестнула его, и он потерял сознание. Когда он пришел в себя, он увидел Дживу Госвами, увидел, что тот со своими последователями ухаживает за ним. Так или иначе, но он очнулся и сделал то, что было необходимо.
Затем в течение приблизительно года они жили во Вриндаване и получили посвящение. Шринивас Ачарья получил посвящение от Гопала Бхатты, Нароттам Тхакур ─ от Локанатха Госвами, а Шьямананда ─ от Дживы Госвами, и многие происшествия случились в этот период времени. Но Джива Госвами, который заведовал всеми книгами, написанными Рупой, Санатаной и другими, отправил их в Бенгалию по прошествии года. У них была телега, нагруженная корзинами с книгами, и ответственным за это был Шринивас, он в обладал шастрическим знанием в полной мере, и книги были доверены ему, копии произведений Госвами с тем, чтобы проповедовать их учение в Бенгалии. Проповедь происходила там, в северной Индии, во Вриндаване и других местах, но Бенгалия, земля Махапрабху, нуждалась в проповеди. Трое отправились, у них была телега, запряженная буйволом, полная корзин с книгами. Когда они шли по центральной дороге, в районе Вишнупура, в округе Бакура, в Миднапуре, они остановились где-то на обочине и заснули. И эти книги были похищены ночью. Когда они утром проснулись, они увидели, что книги были похищены. Они пытались найти эти книги в той местности, но безуспешно, не могли найти следы. Что поделать, Шьямананда и Нароттама, разочарованные, покинули это место и отправились к себе на родину, но Шринивас остался. Он думал: «Я был выбран в качестве ответственного, и мне доверили эти высокие шастры. Я не могу вернуться домой, не сделав ничего для того, чтобы вернуть шастры». Он блуждал в той области словно безумный, он был молодым человеком и был словно не в себе. Люди думали, что этот молодой человек сошел с ума.
Там жил заминдар в этих краях, землевладелец, глава адивасья, туземцев, живших в этом районе. Его звали Бирхамбир, и он был главой разбойников. Он испытывал некоторое влечение к преданности и к «Бхагаватам». Каждый день в его дворце проводились лекции по «Бхагаватам». Его Гуру был некто Вьяс, так его звали, он объяснял «Бхагаватам», и многочисленные преданные слушали эти объяснения. Шринивас проводил свои дни словно безумный, блуждая, и он услышал и пришел в то место, чтобы послушать «Бхагаватам». Он ничем не проявлял себя, не подавал виду, что он образованный человек, ученый и знаток «Бхагаватам», никто не знал, кто он такой. Но однажды этот Вьяса объяснял неправильно, и бессознательно для себя Шринивас указал на эту ошибку. Он сказал: «Истинный смысл этого пассажа будет таким», и тогда внимание всей аудитории, всех преданных обратилось на этого молодого человека. Кто он такой? Вьяс, объяснявший «Бхагаватам», и все остальные были в недоумении: «Мы считали его безумцем, а он, оказывается, знает столь тонкое положение Писаний, кто он такой?» Они спросили: «Кто ты?», и он открыл им свое положение: «Я несчастная душа, эти Священные Писания, «Бхагаватам» и другие вайшнавские произведения столь высокого уровня, я вез из Вриндавана. Была телега, полная этих произведений, Священных Писаний вайшнавизма, они пропали, и я блуждаю здесь в поисках этих книг, я Шринивас Пандит». У Бирхамбира был астролог. Когда эти книги были рядом с его столицей, Бирхамбир призвал этого астролога и спросил:
─ Что в этих ящиках?
─ В этих ящиках находятся какие-то очень ценные предметы.
Заминдары того времени были наполовину разбойниками. Услышав такие слова, Бирхамбир приказал похитить эти книги. Затем, когда книги были похищены, похитители выяснили, что это были Писания. Они хранились где-то во дворце Бирхамбира, и когда Шринивас объяснил свою ситуацию, Бирхамбир сказал: «Так вот оно что, эти книги здесь. Мой астролог сказал мне, что какие-то драгоценности находятся в этих коробках, поэтому я отдал приказ похитить их». Тогда Шринивас пришел в себя, воспрял духом. Он попросил совершить пуджу этим шастрам, которые представляют Кришну и преданных, он стал поклоняться шастрам. Затем он послал известие о случившемся Нароттаму и Шьямананде, и те явились. Бирхамбир стал его учеником, и множество учеников у него было в других местах. Бирхамбир впоследствии совершил большое служение гаудия-вайшнавизму. Вишнупур был его столицей, и постепенно столь многие храмы были там построены, огромное количество храмов до сих пор стоит в том городе. Цари этого места засталяли людей призывать Харинам. Они говорили подданным: «Вы должны петь Харе Кришна, иначе мы выгоним вас из нашего царства», в такой степени.
Был один правитель, Гопал Сингх, наследник Бирхамбира. Крестьяне в его царстве после того как целый день работали на поле, брали в руки малику и повторяли Харе Кришна Махамантру. Они знали, что если они не будут это делать, известие дойдет до царя и царь их накажет. Вся та область была населена Вайшнавами, и многие эпизоды имели место в той династии. Шринивас Ачарья вернулся в Бенгалию, он достиг места в районе Катвы и с помощью Нароттамы, Шьямананды, Вирабхадры, сына Нитьянанды Прабху и Джахнави Деви, первой супруги Нитьянанды Прабху, также сыновья Адвайты Прабху ─ все они объединились и начали обширную проповедь гаудия-вайшнавизма, Бхагавата-дхармы в Бенгалии и части Бихара, Ориссы. После Махапрабху и Нитьянанды Прабху они подхватили этот факел проповеди гаудия-вайшнавизма. Нароттам Тхакур проповедовал в Манипуре и Ассаме, и практически весь Манипур был пленен им, включая царя. В Манипуре также есть два храма. Все манипурцы были учениками Нароттамы Тхакура, он совершал там широкомасштабную проповедь, а в Бенгалии проповедовали Адвайта Прабху, Нитьянанда Прабху, Шринивас Ачарья, а в Ориссе ─ Шьямананда Прабху.
Сегодня, в этот благоприятный день, Шринивас Ачарья покинул мир. Обретя связь с ним, мы можем быть очищены, и мы молим о его милости, о том, чтобы наши попытки могли увенчаться успехом, о том, чтобы мы могли обрести то, что они пришли дать нам, их благословения. Есть ли какие-то вопросы? Давайте послушаем Джаджавара Махараджа. Но может ли кто-то из вас переводить с бенгали на английский? Вы можете? Ну во всяком случае я здесь.
Преданный: Я попытаюсь. Махарадж, я слышал, он принял санньяс, когда ему было 28 лет.
Шридхар Махарадж: Кто?
Преданный: Джаджавар Махарадж.
Шридхар Махарадж: Джаджавар Махарадж принял санньяс, когда ему было 28, но он присоединился к Матху задолго до этого, даже до меня, в 26-м году. Свами Махарадж пел песню на санскрите (цитирует санскрит). Эта песня была написана Шринивасом Ачарьей, вы слышали об этом? Это песня-прославление шести Говами.
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Свами Махарадж пел ее, и мне говорили, что эта песня пользуется высокой оценкой с музыкальной точки зрения. Он сам играл на мриданге, Свами Махарадж, и пел ее. Эта поэма была написана Шринивасом Ачарьей, «Шад-Госвами стотрам», и она звучала по всей Америке.
Преданный: …на земле эксплуатации. «Брахма-самхита» не включена…
Шридхар Махарадж: «Ману-самхита»?
Преданный: Нет, «Брахма-самхита», это Вайшнава-шастра.
Шридхар Махарадж: Да, чистой воды Вайшнава-шастра. В особенности она содержит концепцию Бхагавана Кришны. Кришна превыше всего, даже превыше Нараяны, это представление мы получаем из «Брахма-самхиты». Существует множество самхит. Джива Госвами говорит: «Сто глав, и только одна глава «Брахма-самхиты» доступна нам».
Преданный: Затем, следующая более высокая шастра, классификация Упанишад.
Шридхар Махарадж: В целом мы должны приближаться к Веде, к истине откровения, и здесь также присутствует классификация согласно стадии воспринимающих. Им дают различные этапы, и это знание присутствует в Веданте, «Брахма-сутре», написанной Вьясадевом. Он собрал самые важные фрагменты Упанишад и доказал, что Брахман должен быть единственным объектом нашего поиска. Атхато брахма-джигьяса. Теперь какова истинная концепция, природа Брахмана? Шанкарачарья заявил, что Брахман есть недифференцированная масса сознания, и мы должны войти в эту массу, где мы утратим индивидуальность. Но Рамануджа и другие заявили: «Нет, при более пристальном рассмотрении мы находим, что Брахман имеет своё царство, зону, где мы можем увидеть, что Он есть личность в этом царстве, Васудева». Мы точки Брахмы, личности, и это сознание как Целое есть Высший Субъект, и Он есть Безграничная Личность. Тогда мы видим Брахму как Парабрахман, Васудеву, который включает в себя всё и который живет повсюду. Затем при еще более пристальном анализе мы увидим, что существует потенция, которая пребывает рядом с этой личностью, и это Лакшми Нараяна. Мы видим, что Нараяна не один, но также существует Его группа. Таким образом Вайкунтху, служение, все эти реалии мы способны видеть.
Рамануджа привел следующий пример. Когда птица залетает в лесную чащу, она пропадает из поля нашего зрения. Но это не означает, что птица умерла, она живет там, в лесу, со своими птенцами в гнезде, живёт, ест и т. д. Когда человек входит в эту область сознания, это не означает, что он потерян, что его существование прекращается. Он входит в эту зону и живет там, и если мы сможем войти в эту область сознания, мы сможем сохранить нашу индивидуальность, и столь многие обитатели этого места индивидуальны и заняты служением, таким образом он объясняет. Махапрабху говорит, опираясь на «Бхагаватам», что существует еще одна сфера, более высокая, чем Вайкунтха. В Вайкунтхе присутствует служение в соответствии с правилами и предписаниями, в той же сфере служение спонтанно, и также в Вайкунтхе мы думаем, что могущество, сила ─ источник всего, но в той сфере мы находим, что любовь и красота являются принципами, руководящими всем существованием; не власть, не могущество, но любовь и красота. Это наиболее фундаментальное измерение бытия, и мы можем связаться с ним, мы можем пробудиться и поселиться там навеки и жить счастливо. Это самая счастливая форма жизни, когда мы сумеем достичь той области спонтанной любви и спонтанного служения. Вкратце это суть.
Джива Госвами рассматривает «Шримад Бхагаватам» в качестве высочайшего авторитета, и он показывает, почему я принимаю его в этом качестве. Он говорит, что «Шримад Бхагаватам» обладает характеристиками: 1) одной из Пуран; 2) Веды; 3) Тантры и 4) Смрити. Ведическая истина, истина откровения, имеет три направления, вкуса. Тарка-пандха, это логика и аргументация, стремление удовлетворить потребность в знании определенного рода. Другое направление смрити, регулирование своей жизни в том, что касается пищи, одежды и т. д, общение с людьми. Речь идет о выполнении наших повседневных обязанностей и практик, это смрити, то, как мы должны регулировать себя 24 часа в сутки. А удовлетворение нашего интеллекта ─ это тарка, «Брахма-сутра». И третье явление ─ Пураны, они дают нам дружеские советы, они говорят: «Такой-то человек поступил так-то и получил такой результат, а этот человек поступил иначе и получил соответствующий результат». Так они советуют нам, и, соответственно, в них описаны многочисленные эпизоды прошлого, они пытаются убедить нас, это Пураны. Джива Госвами говорит: «В «Шримад Бхагаватам» мы находим все эти характеристики в одном месте». «Бхагаватам» рассматривается как шрути, также он есть тантра-крия, вся наша деятельность также приводится в гармонию. Характеристики Пуран присутствуют, многочисленные истории, воодушевляющие нас, направляющие наше внимание на многочисленные эпизоды прошлого. Все симптомы всех различных типов шастры находятся в одном месте, и это «Шримад Бхагаватам». Поэтому мы можем слепо принимать «Бхагаватам» в качестве высочайшей шастры на нашем пути, поскольку со всех точек зрения «Бхагаватам» способен удовлетворить поиск любого типа в одном месте. В «Татва-сандарбхе» вы найдете детальное развитие этой идеи.
Джива Госвами написал шесть Сандарбх, первая имеет дело с системологией, «Татва-сандарбха», свидетельство в этом смысле. Он анализирует, делит типы свидетельств на 10 частей и отвергает каждую категорию. В конечном счете он утверждает шроута пантху в качестве высшего свидетельства. Он говорит, что в вопросах трансцендентной Истины это единственный источник нашего знания. Затем он говорит: «Мы можем полагаться на «Бхагаватам» как на истину откровения. Это Писание, которое содержит в себе истину откровения в самой развитой форме. Он доказывает это, а затем содержание «Бхагаватам», концепцию Брахмана, Параматмы, Бхагавана. Брахман ─ всеобъемлющий аспект Высшего Существа, всепроникающий аспект Параматмы и затем всепленяющий аспект. Привлекающий внимание всех, побуждающий служить, ─ это Его аспект красоты. Бхагаван означает бхаджания гуна вишишта, Брахман, Параматма. Кто есть Бхагаван? Тот, Чье существование настолько привлекательно, что Он привлекает к себе твое внимание и побуждает служить Ему, ─ это Бхагаван. Тот, Кто способен привлечь твоё сердце и побудить его поклоняться Ему, любить Его, обожать Его, Тот, Кто способен привлечь твоё сердце, само твоё существование, ─ это Бхагаван, этот аспект, сторона полноты представлена в Нём. И что есть Брахма, Параматма, что есть джива, концепция Бхагавана, Нараяны, Кришны и различия между ними. Кришна есть Сваям Бхагаван, самый изначальный, прекрасный, и Он есть Первопричина всего существования, Любовь и Красота. Вы должны изучить эти произведения, сандарбхи, написанные Дживой Госвами. На основании этого вы можете понять то, что говорил и писал Рупа Госвами о природе расы и о стадиях расы: шанта, дасья, сакхья, ватсалья, мадхурья ─ все эти реалии. Вы сможете иметь прочный критический фундамент, он возможен благодаря изучению сандарбхи. Затем, опираясь на этот фундамент, вы сумеете изучить все дальнейшие стадии, познать и достичь вершины.
Преданный: Махарадж, каково положение человека, который слушал такого чистого преданного, как Шрила Прабхупада или вы, и он повторяет Харе Кришна, но не получил посвящение в Харинам? Способен ли он совершать духовный прогресс?
Шридхар Махарадж: Кто вы?
Преданный: Я друг Дева Нараяны, меня зовут Томас, я из Нью-Йорка, я привез письмо Дева Нараяны.
Шридхар Махарадж: Как вас зовут?
Преданный: Бхакта Том.
Шридхар Махарадж: Этот человек должен пытаться занимать положение поиска. То, что дал Свами Махарадж этому миру, искать подобные, полные надежды вести, обращенные к душе. Он оставил…
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.