«Даива варнашрама» 1982.11.20.B
Темы лекции:
Дискуссия о варнашрама-дхарме: «асура варнашрама-дхарма» и «даива варнашрама-дхарма».
Переведено лишь первых 24 минуты (длинна оригинальной дорожки не обрезана).
Даива-варнашрама
Преданный: Написал письмо с вопросами о варнашраме, они хотят установить варнашрама-ферму, и у них есть вопросы, которые они хотели бы задать вам. Могу я прочитать их вам? Среди прочего они хотят знать следующее: в сообществе варнашрама…
Шридхар Махарадж: Это может быть даива—варнашрама, название должно быть таким. Что это означает? Это означает нетелесная преемственность. Есть два типа варнашрамы, наш Гуру Махарадж имел обыкновение писать так в своих письмах, ришикула. Писания утверждают, что телесная преемственность также может быть признана до известной степени, если присутствуют определенные параметры. Деварши Нарада в «Бхагаватам» объясняет Юдхиштхире, что есть варнашрама, и речь идет с одной стороны о телесной преемственности, но в исключительных случаях телесная преемственность должна быть отвергнута. Заключительная шлока здесь такова. Нарада говорит: «Если мы видим, что в линии брахманов присутствует шудра-лакшана, то есть человек, наделенный качествами шудры, то он должен быть исключен из сословия брахманов. И если мы, кшатрии или вайшьи, видим черты брахмана, то эти люди, рожденные в семье кшатрeв или вайшьeв, должны быть признаны брахманами. Есть телесная преемственность, и другое соображение — это качества, насколько человек культивирует знание Брахмана. Mы должны видеть в человеке подобную характеристику, какова его природа, кто он. Теист, но с привычками кшатрия, в таком случае он может быть кшатрием, организовывать, управлять, зарабатывать деньги и всячески способствовать Вайшнаву служить Кришне. Класс организаторов и воинов по своему складу, но если теизм живет в сердце, присутствует связь с Вайшнавом-кшатрием. А люди, которых не интересуют ни деньги, ни собственность, но они хотят культивировать знание Брахмана, эти люди должны быть признаны в качестве брахманов. Люди, которые зарабатывают деньги, греховные по природе, но в то же время они теистичны и признают Вишну и Вайшнавов, они рассматриваются как вайшьи.
А те, кто помогают в целом, класс тружеников, могут работать в любом департаменте, соответственно могут подметать пол или выполнять какую-то другую ручную работу. Их склад таков, но в то же время они теистичны, это шудры. Так эти люди могут классифицироваться соответственно роду своей деятельности, соответственно теистичному сердцу, это даива—варнашрама, свободная. С другой стороны варнашрама, в которой на первое место ставится телесная преемственность, как говорят ученые: «Из клетки тела Наполеона я могу сделать другого Наполеона минус его головная боль», новый Наполеон только без мигрени. Говорят, он страдал жестокими мигренями, даже лишался сознания в такие периоды, когда он испытывал приступы головной боли. Говорят, что как раз в такое время, когда он лежал без сознания, Велленгтон захватил его, в новейшей истории мы находим подобный эпизод. Наполеон был неуязвим, когда находился на поле битвы, поскольку он сражался не с помощью оружия, но посредством своего интеллекта, а интеллектом он сражался с интеллектами военачальников вражеской стороны, в измерении дипломатии он был уникален.
Преданный: Однажды наш Гуру Махарадж, когда он в последний раз разговаривал с вами в 1977-м гoду, у меня есть запись этого разговора. В конце беседы он сказал вам нечто о Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуре, о его желании учредить варнашраму, такой была его идея.
Шридхар Махарадж: Даива варнашрама, и практически Прабхупад это делал: шудрам он давал священный шнур, то есть давал адхикар, право поклоняться Божеству и шалаграму. Когда он был удовлетворен природой человека, видел, что человек чистый теист, что он предан Кришне, он давал священный шнур любому. Была напечатана статья в журнале «Гаудия», в которой говорилось, что организаторы, такие как Кунжа Бабу, они кшатрии, а тот, кто изучает исключительно Cвященные Писания, такого склада, — это брахманы. А люди, которые зарабатывают деньги, грихастхи, которые жертвуют, хотя они носят священный шнур, они отдают себя служению миссии, эти люди по своему складу вайшьи, и также есть обслуга, шудры. Подобная статья была напечатана в журнале «Гаудия».
Преданный: Кто написал ее?
Шридхар Махарадж: Эта статья была напечатана при жизни Прабхупады.
Преданный: Он написал ее?
Шридхар Махарадж: Нет, не он, под его руководством она была написана. Статья принадлежала перу Сундарананды Видьявиноды, редактору «Гаудии» в ту пору, «Даива варнашрама», в 36-м гoду или около того, то был последний год его пребывания в этом мире.
Преданный: Но однажды вы сказали, что Шрила Бхактисиддханта сказал: «Мы должны быть готовы служить, подавать мясо и невегетарианские блюда в общежитии для невегетарианцев».
Шридхар Махарадж: Да, таких людей можно принимать, размещать их в Матхе, таким людям нужно давать невегетарианские блюда. А что?
Преданный: Эти люди хотят знать.
Шридхар Махарадж: Потому что он сказал, что ради проповеди Кришна-катхи Махапрабху, мы Вайкунтха-мрити, это высочайшее благо, это парамахамсы. Парамахамсы не заботятся ни о чем, их не интересует варнашрама, они способны делать все что угодно ради удовлетворения Кришны, не придавая большого значения той или иной системе, в том числе варнашраме. Есть люди, которые не могут в полной мере отдать себя служению, скажем, грихастxи — это люди, которые поддерживают материальную связь, и в среде таких людей присутствует классификация. Но люди, которые в полной мере отдали себя, стоят выше варнашрамы.
Преданный: Их вопрос как раз об этих людях.
Шридхар Махарадж: То, что благоприятно для проповеди Кришна-катхи, они принимают это, этo с одной стороны, в любом положении. Варнашрамa предназначенa для тех, кто находится под влиянием материальной природы.
Преданный: Да, об этом-то они и хотят знать, они хотят организовать сообщество такого рода.
Шридхар Махарадж: Люди, которые не способны отдать себя целиком и полностью, могут объединиться в рамках подобной системы. А те, кто готовы делать все что угодно для Кришны, — это отряд смертников.
Преданный: Каков ваш совет этим людям, которые не готовы пожертвовать всем. Они могут иметь привязанности к интоксикациям, христианству, они не готовы оставить это.
Шридхар Махарадж: В особых случаях ачарья может рискнуть собой и дать такому человеку Харинам, не дикшу, надеясь, ожидая, что очень скоро человек откажется от интоксикации. Лишь в исключительных случаях этому человеку можно дать Харинам, в противном случае — нет. В целом существует правило: если человек принимает интоксикации либо по профессии человек проститутка или грабитель, то ему не следует давать посвящение.
Преданный: Высшей варной именуется двиджа. Это означает, что есть инициации для брахманов, кшатриев и для вайшев.
Шридхар Махарадж: Брахманы, кшатрии и вайшьи, все три — это двиджа.
Преданный: Но я не понимаю следующее: если кшатрия дваждырожденный, он двиджа, и он получает священный шнур, то в чем же различие между инициацией брахманов, кшатриев и вайшев?
Шридхар Махарадж: Человек может рассматриваться, панчаратрик-дикша видхи. Дикша трех типов. Вайдики, паураники и тантрики, в вайдик—дикше, когда человек достоин, cтoпрoцентнo пригоден, его признают, а в паураники—дикше, находясь в обществе садху, это общество исправляет его, он достигает определенного стандарта, и тогда ему дают дикшу. Его делают пригодным, дают ему качества, а уже потом дают дикшу. А тантрики — тот, кто принимает принцип, но не достиг положения как такового, в ожидании того, что в будущем он достигнет этого положения. Вайдики—дикша никогда не используется в случае Кали-юга-брахманов, потому что в целом они признаются негодными, они рассматриваются лишенными качеств. Поэтому тантрики—дикша, тот, кто принимает идеал, но занимает низшее положение пока, но он искренне стремится достичь качеств брахмана, ему говорят: «Пытайся совершить прогресс», и в этом явлении есть градация. Это зависит от ачарьи, он решает, как иметь дело с представителями различных категорий, это решение ачарьи, его риск, кому давать лицензию, признавать. Я объяснил принцип, стоящий за этим, а как это перевести в практическую плоскость, нужно действовать по ситуации.
Преданный: Они думают, что детей следует учить определенным образом. На Западе многих людей привлекают боевые искусства, борьба.
Шридхар Махарадж: В таком случае они кшатрии, а должен ли быть гуру этих боевых искусств?
Преданный: На Западе их привлекают боевые искусства, астрология, интоксикации.
Шридхар Махарадж: Склонность к образованию — это брахманическое качество; боевые искусства — это кшатрии; зарабатывать деньги — это тенденция вайшьи, а рабочий труд общего порядка — это удел шудры.
Преданный: Они хотят знать, может ли быть такое сообщество, где все люди смешаны, они живут вместе, те, у кого есть тенденции брахманов, кшатриев, выйшьев.
Шридхар Махарадж: Если их организует Вайшнава-Гуру и задействует каждого…
Преданный: А как на счет их физической локации, должны быть какие-то отдельные кварталы брахманов, кшатриев…
Шридхар Махарадж: В исключительных случаях. Дроначарья хотя и был брахманом, занимался тем, чем занимаются кшатрии, а Вишвамитра хотя был кшатрием, вел жизнь брахмана.
Преданный: Да, но как насчет того, где они будут жить?
Шридхар Махарадж: Какие-то малые различия могут присутствовать, брахманы, кшатрии и вaйшьи, но шудры, люди, чей образ жизни очень низменный, они должны подумать, как иметь дело с этими людьми в храме. Людьми, которым свойственны низменные привычки, которые не различают между учиштхой и не учиштхой, им нельзя давать плести цветочные гирлянды, давать возможность подметать полы, различия видхи следует принимать в расчет. Поклонение Божествам, плетение гирлянд — это служение высшего типа и не является уделом шудр. Но один человек может поклоняться, другой — подметать пол, плести гирлянды, третий может мыть. Но когда нужна группа, то нужны представители секций: одна будет поклоняться, другая плести гирлянды, третья подметать. Но в вашем сообществе у людей нет привычек, которые свойственны членам традиционной варнашрамы, скажем, не мыть руки перед едой. Необходимы различия в пище, если какое-то значение придается прасаду, если мы принимаем прасадам Гуру, то мы должны соблюдать… Прасадам шишьи не должен быть связан с прасадoм Гуру. В том, что касается прасада и многих других вещей, руки считаются чистыми, а стопы нечистыми, голова и стопы могут не рассматриваться как находящиеся на одном уровне. Таким образом, существуют соображения садачара, правильного поведения, и соответственно этому будет присутствовать классификация. Человек, не помыв руки, хочет предложить что-то Богу, при этом он наелся сам, касается цветов, которые предлагаются Богу, это все предосудительно, когда речь идет о поведении Преданного. Существует градация, и мы должны знать все эти вещи, и систематически им следовать особенно в варнашраме. Вы вернетесь? Тогда я отвечу на дальнейшие вопросы, а сегодня мы остановимся на этом.
Преданный: У них есть билеты, называется всемирный, кругосветный билет, и только один человек может им пользоваться индивидуально. Но иногда этот билет доступен, его можно купить за 1100$. Человек, который его покупает, может им пользоваться, он должен использовать его.
Шридхар Махарадж: Но нет такой системы, что любой может его использовать, в Индии, любой человек?
Преданный: Нет, такого билета пока еще нет, но, возможно, мы сумеем получить такие всемирные билеты, и когда кто-то захочет приехать в Майапур, они могут выехать раньше и посетить другие центры.
Шридхар Махарадж: Два или три дня лекции, затем переехать в следующий центр.
Преданный: Да, мы можем попытаться это устроить.
Шридхар Махарадж: И они также проповедуют, говорят, что Шридхар Махарадж очень скоро покинет этот мир.
Преданный: Я не думаю, что вы в этом мире находитесь, начать с того. Когда наш Гуру Махарадж говорил: «Вы думаете, что мы находимся в Лос-Анжелесе, но в действительности мы находимся в Вайкунтхе», Навадвипа-дхам.
Шридхар Махарадж: Да, беспроводное сообщение возможно для нас.
Преданный: Иногда наш Гуру Махарадж говорил, что он будет продолжать жить в своих словах, своиx хкнигах.
Шридхар Махарадж: Да, а иногда он говорил: «Если я покину этот мир, то ваш дед позаботится о вас», — говорил он ученикам.
Преданный: Hо когда он сказал это, то, чего я не понимаю, дед, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, он тоже покинул этот мир. Так как же он мог это сказать?
Шридхар Махарадж: Будучи невидимым, он поддерживает, даря вдохновение. Это означает: если ушедший дед способен помочь вам, то вы можете ожидать и моей помощи также. Завтра утром во сколько?
Преданный: Мы здесь будем утром, на вашем даршане, потому что поезд не уедет до ceми вечера. Мы можем поехать утренним поездом в 12:30, до полудня примерно.
Шридхар Махарадж: Потому что на поезда здесь нельзя полагаться.
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: После того как вы примете прасад утром, встретитесь со мной, а потом поедeте.
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Хорошо. Пришло письмо от имени Джаягауренду. Если они оскорбляют меня, то я избавлюсь от неведомых для меня самого изъянов.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Коppeктop: Bишнуприя Д. Д.