«Сознание подразумевает присутствие личности» 1982.11.19.C
Темы лекции:
Шрила Шридхар Махарадж подробно рассказывает о различиях философских доктрин различных школ Вайшнавизма: Рамануджы, Вишнусвами, Нимбарки, Мадхвы и Чайтаньи.
Сознание подразумевает присутствие личности
Преданный: Также однажды вы цитировали Рагхунатха Даса Госвами о его чувствах разлуки, как он рассматривал Радха-кунду и Говардхан.
Шридхар Махарадж: Да, в высшей степени болезненно, это параллельная мысль, солнце сжигает. Радха-кунда, Говардхан, посредник, тот, кто учил меня трансцендентному величию этих мест, которые очень близким образом связаны с моим Владыкой. Этот посредник ушел, и великая реакция наступила. Тот, кто связывал со мной эти великие реалии, теперь отсутствует, и я не могу обрести это явление, отсюда скорбь. Столь многие посредники могут быть, но ближайший посредник ушел, и этот в высшей степени болезненный, ужасающий опыт переживания. Когда он переживал уход Махапрабху и Сварупы Дамодара, он лелеял надежду на будущее, некая перспектива будущего во Вриндаване была у него. Когда он находился в состоянии зрелости, посредник ушел, и он оказался в этом ужасном состоянии. Это Радха-дасьям, поэтому он мог показать природу Радха-дасьи в качестве высочайшего явления. Высочайшая форма негативного извлекает субстанцию из позитивного и одаривает нас. Если это явление уходит, оно есть, но мы не имеем доступа, поэтому разочарование в высшей степени, Радха-дасья. Наш Гуру Махарадж говорил: «Наша высочайшая забота, интерес связаны с Радхарани, поскольку Радхарани чувствует близость Кришны. B этой степени Кришна нас интересует, такая чистая высочайшая концепция негативной субстанции. Наша истинная связь с высочайшей негативной способностью. Без этого иметь прямую связь с Кришной, то, что мы получаем, это ничто качественно и количественно. Обычные люди могут думать, что они получают много, но истинные знатоки считают, что это ничто, качество и количество (имеется в виду прямого контакта с Кришной). Только через посредничество Радхарани. Это телескопическая система, то, что мы можем получить и увидеть благодаря телескопу. То, что видят обычные глаза, — это ничто по сравнению с этим видением, нечто в этом роде. Тот, кто рассматривает с помощь телескопа или микроскопа, тот проклинает свои глаза. Я не способен видеть. Kакая нужда в этих глазах? Hечто в этом роде. Потому Радха-дасья исходит из этих чувств.
Хари Чаран: Расскажите о величии нашего Гурудева.
Шридхар Махарадж: Мы будем говорить об этом в храме во время собрания, мы можем пойти и начать собрание.
Рамануджа?
Преданный: Да, я написал краткое эссе о Рамануджа-сампрадае, и они считают, что вы…
Шридхар Махарадж: Вы изучали произведение под названием «Чайтанья Шикшамрита»? Bы знакомы с ним?
Преданный: Нет, она не переведена на английский язык. Она есть на хинди?
Шридхар Махарадж: Я думаю, она была переведена на хинди и также на телугу, и другой перевод на хинди, но переведена ли она на английский язык, я не знаю. Это должно быть сделано, поскольку в ней мы находим сравнительный анализ ведической религии, ее сравнение с различными западными философскими теистическими концепциями. Кант, Гегель, Спенсер, Шопенгауэр, сравнительный анализ. В «Джайва-дхарме» сравнительный анализ проводится в рамках индийских школ религиозной мысли, но западная философия, которую сравнивают с восточными теологическими положениями, это мы находим в «Чайтанья Шикшамрите».
Преданный: Я хотел бы узнать, со времен ухода Кришны каким было положение Вайшнавизма в рамках поклонения Радхе и Кришне?
Шридхар Махарадж: Рамануджа, поклонение Лакшми-Нараяне, Шанкара представлял недифференцированную идею массы сознания. Рамануджа утверждал: нет, эта масса сознания дифференцирована. Mасса сознания, в которой присутствует дифференциация и спецификация. Всё истина, физическое или ментальное проявление и духовное проявление — все они реальны. Существует материальный мир, и существует адхокшаджа, трансцендентный мир, и то и другое реально, но материальный мир временный, преходящий, тогда как измерение адхокшаджи вечно. Он говорит, что если мы пристально исследуем природу этой субстанции сознания, то мы увидим, что она имеет личностную природу. Малые точки сознания — это незначительные дживы, души, и существует гигантское сознание, гигантская частица, и это Васудева Пурушоттама. Он есть фундамент Брахмана. Брахман есть сияние Его тела.
Васудева — личность, которая пребывает внутри всего и которая заключает в себе все сущее. Он стоит выше этого творения двух типов. Существует два типа творения, одна разновидность подвержена изменению, другая неизменна, кхара и акхара. Кхара означает то, что не подвержено изменению, а акхара — то, что не изменяется. «А Я стою над этими двумя субстанциями, Я есть Васудева Пурушоттама. Я не есть статичный Брахман, Я стою выше него и также выше этого изменяющегося аспекта мира. Я личность, потому что сознание подразумевает личность. Не существует сознания, которое не было бы личностью», — говорит Верховный Господь. Малая частица сознания есть крошечная личность, без индивидуальности никакое сознание невозможно, подобно тому как без силы сопротивления не может существовать материя. Материя подразумевает энергию, которая способна сопротивляться. Oпределенная концепция материи и концепция частицы сознания подразумевает личностную природу. Сознание не может быть безличным, то, что рассматривается как безличное начало, есть лишь туманное представление о сиянии той личности. «Я есть оплот этой концепции Брахмана». Эта концепция, Пурушоттама, означает лучший из всех личностей, в «Бхагавад-гите» эта концепция Васудевы излагается.
Рамануджа говорит: «Если мы будем пристально рассматривать это явление, мы увидим, что эта личность обладает потенцией, и если мы сумеем проанализировать природу этой потенции, то мы увидим многочисленных слуг и Лакшми Деви также, она суть потенция». Личность обладает своей шакти, потенцией, он есть потребляющий, а объект его потребления или источник потребляемых материалов… Когда мы пристально рассматриваем природу Васудевы, то мы видим аспект служения Ему, видим, что в Нем есть два аспекта, аспект принимающий служение и аспект совершающий служение. Пурушоттама — тот, кто принимает служение, а пракрити — та, которая совершает служение Пурушоттаме, и это, по мнению Рамануджи, есть Лакшми и Нараяна. С его точки зрения, пристальный анализ природы Васудевы показывает нам, что Нараяна окружен своей подчиненной половиной, потенцией. Они пребывают в Вайкунтхе, и эти спутники, части потенции, пребывает в Вайкунтхе. Нам говорят, что в Вайкунтхе можно найти две с половиной расы, покорность слуг своему Владыке, Нараяне. Они обладают своей индивидуальностью, но они покорны Нараяне, и это шанта-раса, а дальнейшее развитие — дасья-раса. Когда активное служение добавляется к покорности, появляется дасья-раса, экстаз служения в трансцендентном мире. Когда это служение становится доверительным, возникает сакхья-раса, но ее полнота отсутствует в Вайкунтхе, поскольку преобладающие характеристики Вайкунтхи — благоговение и трепет, благоговейное отношение к объекту служения, поэтому большая степень доверия или простоты.
В качестве друзей мы занимает практически равную позицию, иногда мы играем, а иногда забираемся на плечи нашего Владыки, относясь к Нему как к другу. Иногда мы носим Его на плечах, мы равны. Подобное доверительное служение во всей своей полноте невозможнo на Вайкунтхе, поскольку ее атмосфера пронизана трепетом и благоговением, величие, безграничное богатство, некое почтение и уважение преобладают там. Рамануджа говорит, что это всё, больше ничего нет, Вайкунтха — это высшее явление. Шанкара считает высшим явлением недифференцированную массу сознания. Рамануджа же утверждает, что в этой массе сознания присутствует потенция и ее Владыка, присутствуют личность и служение, его философия заходит настолько далеко. Рамануджа говорит, что благодаря шаранагати мы можем достичь, это шуддха-бхакти в линии Рамануджи. Это явление принимается как чистая Преданность. Cлужение есть истинная природа каждой личности, и живое существо естественным образом испытывает потребность в этой почве мира служения. Тогда как здесь мы видим ненормальную жизнь, это мнение Рамануджи. Лакшми Деви, Шри, служит Нараяне и ее подруги также, и многие слуги в образе мужчин, земля служения. Но достоинство, трепет, благоговение, почтение, величие — все это природа того духовного царства.
Преданный: Почему существует отличие между Мадхвачарьей и Рамануджей?
Шридхар Махарадж: Рамануджа говорит вишиштадвайта, джива и Бог, мир, его философия может быть проанализирована таким образом: изначальная концепция Бога — Нараяна, Чатурвьюха. В Вайкунтхе существуют многочисленные уполномоченные аспекты Нараяны, окружающие Его со всех сторон, Их 24. Первые — это Васудев, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха, и каждый из этих четырех также имеет пять, и все вместе существует 24 уполномоченных аспекта Нараяны. Они заключают в себе все Его ресурсы и совершается Лакшми-сева, это вьюха. Затем вайбхав. Вараха — один из аспектов Нараяны, Он нисходит сюда, в бренный мир, чтобы защищать благо и подавлять зло, а также проповедовать Истину, Преданность и спасать Преданных. И другой аватар ― кайа-вьюха, антарьями, всепронизывающий аспект, который пребывает повсюду, в каждом атоме. Это начало зовется Параматмой, оно есть проявление Нараяны, один из аспектов, и арча, Шри Мурти. Мы видим, Нараяна приходит к наиболее слепым людям в качестве материальной субстанции. Хотя Он ею не является, но для того чтобы получать служение людей, умы которых наиболее грубы, Он приходит как Шри Виграха и принимает служение как Божество в физическом измерении. Постепенно поклоняющиеся могут развить внутреннее сознание и осознать истинную, духовную природу. Этот мир есть внешнее покрытие Вайкунтхи, духовного мира, и благодаря шаранагати, самоотданию, и слушанию.
Служению Преданным в Рамануджа-сампрадае придается величайшее значение, служение Преданным способно привести нас в эту Вайкунтху. Шаранагати в целом необходимо для того, чтобы достичь этого измерения адхокшаджа. А Мадхва, есть шлока написанная им, есть шлока, написанная Баладевой Видьябхушаной, я не могу вспомнить ее целиком. В одной шлоке излагаются принципы Мадхвачарьи. По его мнению, Хари есть Высшее Божество, высочайшая из концепций Бога, различные концепции Бога существуют, но Хари — Высшее Божество. Шанкара говорит: «Материальный мир не реален». Мадхава говорит: «Нет, материальный мир существует, и он реален». Существует различие в индивидуальных душах, они не идентичны, одна точка отличается от другой точки. Эти атомы сознания индивидуальны и специфичны. Но все они суть слуги Хари, и существует иерархия: кто-то стоит выше, кто-то стоит ниже, таким образом. Благодаря садхане можно обрести Хари, для этого необходимо шуддха-бхакти, такова концепция Мадхвачарьи, остальные концепции я забыл. Эту шлоку можно найти в книгах, это Мадхaвачарья, он подчеркивает различия дживы и Бхагавана, он говорит, что они очень отличны. Шанкарачарья говорит сохам, дживы и Бог суть одно, а Рамануджа говорит: нет, дживы являются частицами Его тела, но они оказывают служение, а Он принимает его, но это части одной системы. А Мадхвачарья в крайней степени подчеркивает различия между Богом и живым существом. Он говорит: шакти вибхинамша, а Хари ― сварупа-шакти, это другое явление. Сварупа-шакти и татастха-шакти, есть также другие моменты различия, но я не помню их сейчас.
Преданный: Я слышал о том, что когда Мадхвачарья и Рамануджа идеологически конфликтуют друг с другом…
Шридхар Махарадж: Да, иногда главным образом происходит оппозиция Мадхвы и Шанкары, это экстремальная оппозиция, иногда Рамануджа-сампрадая встает между ними. Однажды происходила великая битва между Акшобхьей, последним учеником Мадхвачарьи, прeемником, и Видьяраньей, который был непоколебимым последователем, светилом школы Шанкарачарьи, и Дешикачарьей, который был ученым школы Рамануджи, он пытался добиться компромисса, так рассказывают. Рамануджа — это также Вайшнавизм чистого типа, поскольку Вишну, Вайшнавы и Преданность, бхакта, бхагаван, бхакти, Владыка, слуга и служение посередине. Эти явления признаны всеми Вайшнава-сампрадаями, но существуют различия в их представлениях о положении Владыки, положении слуг и том, какова природа служения. Рамануджа делает упор на служение Преданного. Он говорит, что служение Вайшнавам выше, чем непосредственное служение Нараяне, оно приносит конкретный результат, тогда как служение Нараяне есть нечто туманное. И также шаранагати, он подчеркивает самопредание, а Мадхвачарья подчеркивает различие между дживой и ишварой, великое бескомпромиссное различие между рабами и Владыкой. Также мукти, по мнению Мадхвачарьи, что есть мокша, освобождение? Oбрести служение у Божественных стоп Вишну — это мокша, а Вишну Свами, Шридхар Свами в большей степени говорят о том, что Владыка и слуга суть одно. Хотя Владыка, слуги и отношения существуют, тем не менее он подчеркивает единство целого. Также, по его мнению, служение должно быть спонтанным, любовной природы, а не ограниченным правилами и предписаниями, источником которых являются шастры. Служение в большей степени любовное, чем контролируемое шастрой, видхи, правила и предписания, такова идея Вишну Свами.
А Валлабха Свами в Гуджарате, у них много последователей, Валлабха, Вишну Свами-сампрадая в конечном счете и Нимбарка-сампрадая, еще одна из четырех, двайта-адвайта. Они говорят, что существуют черты тождества и различия. Радха-Говинда суть высочайшая концепция, и благодаря любви мы можем достичь их, можем обрести служение Им. Hо они рассматривают Радха-Говинду как супружескую пару, в Нимбарка-сампрадае отсутствует идея паракии. Они говорят, что паракия — это замужняя женщина, у которой есть муж, она обманывает своего мужа и тайно любит Кришну. Подобная идея не нравится школе Нимбарки. Они говорят, что Радхарани замужем за Кришной, это свакия-бхава, тогда как Гаудия-Вайшнавы ставят на пьедестал паракию. Гаудия-Вайшнавы придают огромное значение разлуке и встрече. Разлука стоит на первом месте, тогда как Нимбарка-сампрадая на первом место ставит встречу, единение. И двайта-адвайта, черты тождества и различия, Махапрабху поставил одно непременное условие, да, двайта-адвайта, бхеда абхеда, но ачинтья, то, что есть черты тождества и различия, это еще не полнота Истины, поскольку эти различия либо тождества зависят от Его сладостной воли. «Я везде и Меня нигде нет, все во Мне и ничто не во Мне». Это означает, что все зависит от Его сладостной воли, где Он, в какой Он степени и в какой степени Он отличен, в какой мере Он тождественен каким-либо реалиям, это зависит от Его сладостной воли, и потому это ачинтья, непостижимое тождество и различие одновременно, тождество и различие джагат и бхагавана. Повсюду, во всех отношениях и смыслах ачинтья бхед абхед, существует тождество и различия Бога и всего остального, и способность понять, каким образом и в какой степени это так, эта способность отсутствует у дживы. Эта концепция Гаудия-Вайшнавов Махапрабху ачинтья бхед абхед.
Преданный: То есть Он способен в грандиозной степени уполномочить обычную дживу?
Шридхар Махарадж: Да, шактьявеш. Он способен творить и способен устраивать, Он независим в том, как Он творит, что Он творит и как определяет судьбу всех реалий в бытии.
Преданный: Паракия-раса не была известна до явления Махапрабху?
Шридхар Махарадж: Она описана в «Бхагаватам», во многих Пуранах также. Когда Махапрабху явился, Он практическим образом указал на это явление, поддержал его. Он сам не следовал этому, Он был ачарьей, Он не соединялся с замужними женщинами, но Кришна делал это, и Махапрабху в полной мере поддержал это явление, заявив, что это высочайшее положение нашего служения, когда мы готовы пойти на величайший риск ради служения, даже преступая так называемые правила предписаний и законы общества. Речь идет о Его самодержавии, мы принимаем Его самодержавные права на все и вся за пределами закона. Никто не вправе посягать на Его права, они носят исключительный и верховный характер. Признавать это явление, даже преступая правила писаний и законы общества, человек идет на величайший риск, и это величайшая жертвенность Абсолютному Благу, такова концепция которая служит фундаментом школы «Бхагаватам», школы Вриндавана, и эту концепцию в полной мере поддерживал Махапрабху научным образом. Его праву никто и ничто не может бросить вызов, Его право на все и вся абсолютно, никакой закон не способен вмешаться, и отклонения от этого положения невозможны. Он выше закона, Он его источник. Закон необходим там, где какие-то реалии якобы принадлежат многим, тогда возникает такое явление, как спpаведливость. Но когда присутствует единство, когда все принадлежит одному, предназначено для Него, как это говорится в философии Гегеля: «Он для Себя, все для Него, и Он Cам по Cебе», Он не второстепенен по отношению к любой другой реалии, личности, необходимо в полной мере осознать это и следовать этому принципу. Он есть авторитет, стоящий надо всеми законами, Его права на нас абсолютны. Признание этого факта, что Он для Cебя и все для Него. Вы понимаете?
Преданный: Да. Он выше закона.
Шридхар Махарадж: Его притязания на все и вся стоят выше, нет места аргументации, нет места жалобам в этой сфере. Никакой закон не может лишить Его права определять истинность чего бы то ни было в этом мире, иметь полную веру, почтение к подобному и иметь готовность служить Ему таким образом, преступая все и вся, это есть паракия. В ином смысле паракия означает, чтo обстоятельства заявляют свои права на меня, у них есть определенные притязания. Они не позволяют мне по моему свободному выбору отдать меня Господу моего сердца. Обстоятельства заявляют права на меня, и внешне я соглашаюсь с этими притязаниями, но внутренне мой свободный выбор таков, что я отдаю себя Владыке моего сердца, и это другой аспект паракии. Вы понимаете?
Преданный: После того как Кришна покинул этот мир, наступил упадок и появился буддизм. A существовал ли Вайшнавизм во времена появления буддизма или он полностью исчез к тому моменту, когда пришел Будда?
Шридхар Махарадж: Развитие теизма в этом измерении достигло своего пика, когда Кришна низошел в этот мир. Мы находим в «Шри Кришна самхите», это произведение, написанное Бхактивинодом Тхакуром, вы должны изучить эту книгу. В ней говорится, что теизм достиг своего пика во Вриндаван-лиле, и затем он стал деградировать. Возник хаос, появился буддизм. Pечь не идет о теории ископаемого. Сладостная воля Господа стоит за всем происходящим, верховная сладостная воля. Появилась школа буддизма, они проповедовали ахимсу и т. д. Поскольку мы способны думать, что такое явление, как паракия могло привести к деградации и может быть имитировано многими, и эти многие утратят свою удачу. Так или иначе, эпоха поменялась, и после того как теизм достиг своего пика, начался упадок, маятник качнулся в другую сторону. Неизбежным образом этот мир восстал против духовной стороны, это цикл, то вверх, то вниз. Буддизм появился, и затем, когда атеизм достигает своего пика…
Tpaнскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.