«Контроль чувств» 1982.11.15.C
Темы лекции:
Продолжение дискуссии о последователях Хита Хариваншы.
Длинный путь к вершине.
Трайланга Свами.
Фальшивая инкарнация: эпизод из жизни Шрилы Шридхара Махараджа.
Контроль чувств
Шридхар Махарадж: Войти и получить доступ в рага-бхакти. Существует группа, сампрадая Харивамши, которая продолжается с тех пор, и впоследствии ее назвали Радха-Валлабха. Его виграху звали Радха-Валлабха, их называют Харивамши или Радха-Валлабха. Мы видим, что они пребывают в Сева-кунже во Вриндаване, там находится из штаб-квартира, и также они живут в Бомбее, их много, Радха-Валлабхи. В столице Гуджарата, в Бомбее, тех местах, а Радху Свами — это другое течение, не связанное с Гаудия-Вайшнавами, но эта группа говорит, что y нас есть связь с Гаудия-Вайшнавами. Но некоторые отклонения присутствуют, они не заботятся о вайдхи-бхакти, шастрических правилах, они хотят начать с самого начала с рага-бхакти, анураги.
Преданный: Махарадж, если они не хотят, если они начинают с рага-бхакти с самого начала, то не есть ли это сахаджия?
Шридхар Махарадж: Да, еще хуже, чем сахаджия. Формально сахаджия принимает все, но они хотят легкого доступа. Эти же люди не признают потребность в этой формальной Преданности, сахаджии близки.
Преданный: Я вижу, что западные люди, особенно американцы, что они менее способны совершать аскезы, находитьcя в какиx-то рамкаx, я вижу это также в себе.
Шридхар Махарадж: Поэтому нет необходимости в ограничениях, обрести рагу и настолько дешево. Любовь к Богу не есть столь дешевое достижение. Где Бог и где мы? Это нереалистично, мы не верим в это и отвергаем претензии на любовь к Богу.
Преданный: Мы не верим это.
Шридхар Махарадж: Существуют многие йоги, которые на протяжении многих жизней контролируют свои чувства, Саубхари Риши. Bам известен его случай? Он жил в Ямуне, когда Гаруда охотился на рыбу в реке, то рыбы приплыли к Саубхари Риши и пожаловались на то, что Гаруда ловит их. Тогда Риши проклял Гаруду, заявив: «Если ты явишься сюда, ты погибнешь». Гаруда выразил почтение словам Рирши и перестал прилетать на Ямуну с целью ловить рыбу. Гаруда был Преданным, он был выше любого эгоизма, ниргуна, его деятельность также была ниргуной, отсутствие химсы. Саубхари Риши проклял Гаруду, своим могуществом он находился под водой. Bода не вредила ему, но случилось так, что рыбы коснулись мягкой части его тела. Он вышел из воды, отправился прямо к царю и заявил: «Я хочу жениться, дай мне в жены множество принцесс». Столь многие явления мы находим по прошествии долгого времени, но мы не верим во все эти утверждения: «Я контролирую мои чувства».
Hа какой стадии этот контроль может прийти, у нас есть некоторые представления об этом, и только человек, достигший этой стадии, способен контролировать свои чувства в полной мере, в противном случае это не есть контроль. «Бхагаватам» говорит: «Люди, способные контролировать свою пищу, контролируя качество или количество принимаемой пищи, думают, что контролируют свои чувства». Они думают, что способны контролировать свои чувства, контролируя пищу, но язык невозможно контролировать, они не способны контролировать его. Поэтому знатоки не признают, они говорят, что контроль чувств только тогда подлинный, когда мы контролируем язык, а язык можно контролировать только прасадом Кришны, нет иного способа контролировать. Самая первичная потребность состоит в том, чтобы сохранять и раздавать. Первый принцип жизни — сохранить себя, то есть есть пищу. Получать помощь из окружающего мира и продолжать существовать — это первый принцип. Tам, где присутствует жизнь, человек выживает за счет окружающей среды, и вторая цель жизни — увеличивать себя, имеется в виду переживать чувственные наслаждения. Два самых примитивных принципа (имеются в виду базисные потребности, инстинкты).
Когда все предназначено для Него, когда существование человека предназначено для Верховного Господа, когда Кришна пленяет все, только тогда контроль чувств возможен. В противном случае люди, испытывая большие трудности, дорогой ценой возвышаются до освобождения. Они практически освобождены, они думают: «Я полностью освобожден, свободен от майи». Но даже с этого уровня им придется низойти, если человек не примет Господа, а себя в качестве материала для Его наслаждения. Если живое существо не принято в таком качестве, до стадии творца мироздания эта реакция имеет место. И Шива, которого рассматривают стоящим выше этой майической зоны, зоны ложных представлений, но он связан с этой майей. Когда Нараяну попросили предстать в облике Мохини Мурти, это описано в «Бхагаватам», вы знакомы с этой историей? Мохини Мурти, когда раздавался нектар, Шива услышал о том, что Нараяна принял образ прекрасной женщины, которую невозможно было увидеть никогда в истории, и он отправился прямо к Нараяне и сказал: «Я хочу увидеть этот Твой очаровательный образ». Нараяна захотел исполнить его желание, и Шива увидел, как Нараяна постепенно превратился в прекрасную женщину.
Его жена Дурга находилась рядом с ним, но он полностью забыл себя и бросился, чтобы схватить эту женщину. Она игриво двигалась, и он безумно следовал за Ней. Это говорит о том, насколько трудно сдержать наши животные желания. Тот, кто не знает себя, тот может говорить. Это пример. Был один цирюльник, который вырезал нарывы, но один врач сказал: «Ты не знаешь, как правильно это делать, я дам тебе наставления, внутри находятся вены и т. д.». После того, как этот цирюльник получил наставления от доктора об устройстве человеческого тела, он не сумел более оперировать, вырезать нарывы. Брахма и Шива не могут похвастаться подобным положением, положением контроля своих чувств, что говорить о человеческих существах. Мы не должны думать, что являемся хозяевами своих чувств, это зависит от Его воли, и когда Он приходит к нам на помощь, только тогда контроль чувств возможен.
Преданный: А это союз Шивы и Вишну привел к появлению потомства, потому что последователи Аяпы говорят, что Аяпа — это ребенок Шивы и Мохини.
Шридхар Махарадж: Кто говорит? Нет, связи не было. Kогда Шива повел себя таким образом, Мохини исчезла. Говорится, Шива был настолько безумен, что его семя упало на землю, и этим самым были созданы золотые рудники. То, что выше, находится вне нашей юрисдикции, не следует стаскивать это вниз и судить с помощью логики и аргументации. Эти реалии очень высоки, вы не можете низвести их до мирского уровня. Мы почитаем их, вайшнаванам ятха шамбхух, тем не менее, чтобы мы могли понять что-то… То, что Махапрабху принес в этот мир, Брахма и Шива стремятся обрести, но не обрели, подобное явление Махапрабху принес в этот мир с тем, чтобы дать его падшим. Подобную точку зрения на то явление, которое было дано в этом мире «Бхагаватам», мы должны стараться развивать шаг за шагом, не прыгнув, потому что в этом случае мы ничего не получим. Войти в сокровенную семью, группу Бога, вы думаете, что это очень легко? Какова ваша концепция Бога в таком случае?
Преданный: Махарадж, как Вайшнав должен смотреть на сахаджия?
Шридхар Махарадж: Можно дать оценку таким образом: известна ли тебе твоя собственная душа? Мы живем в мире опыта наших чувств, присутствует ментальная система, например, если наш ум рассеян, то наше зрение и другие органы чувств неэффективны. Существует измерение разума, буддхи, который способен судить. Ум хочет того, этого, но разум говорит: не желай этого, не принимай этого. Это более высокий аспект нашего существа. Наша атма выше этого тонкого явления, которое способно судить о том, что хорошо, а что плохо. Затем существует Параматма, атма не может достичь Параматмы в качестве субъекта. Параматма является субъектом, а атма является объектом по отношению к Параматме, затем существует Нараяна, Васудев и т. д. Если мы хотим войти в Вайкунтху, это означает, что мы должны ступать там нашими головами, не ногами. Они могут взять нас к себе, но мы не способны войти туда в качестве субъекта, подобная возможность отсутствует, поскольку дживатма состоит из субстанции более низкой природы, чем та субстанция сознания, из которой состоит Вайкунтха. Частица сознания низшего качества — это дживатма, и дживатма должна войти в мир более высокого качества, и этот аспект все более и более высок. Подобное развитие на той стороне. Kак пыль может ступить в ум, материальная пыль может ли войти в ваш ум и затем в ваш разум, вашу душу? Разве материальная субстанция может проникнуть в эти начала? И сознание низшего типа не может войти в сознание более высокого, тонкого типа, в эту область.
Я говорил, что паспорт — это еще не все, виза должна быть выдана той стороной. Обитатели той стороны более разумны и превосходят нас во всех отношениях. Это не легко, это не есть мир объектов, в котором я буду субъектом и буду распоряжаться этими объектами по моей сладостной воле. Это мир Сверхсубъекта, попытайся понять свое положение и положение Сверхсубъекта. Мир, который состоит из подобного начала, все элементы являются Гуру, а ты, дживатма, занимаешь низшее положение, ты подобна песку, пыли. Как материальная пыль может войти в ум? Если мы используем эту аналогию. Все они состоят из субстанции сознания, и эта субстанция превосходит субстанцию сознания, из которой состоит джива. Джива погранична, душа состоит из сознания низшего качества, а сознание высшего качества… Камень — это материя, и эфир — это материя, но насколько велика разница между ними! Поэтому также присутствует дифференциация в этом центре, Сознание Кришны, Сознание Нараяны и на вершине этого — Сваям Бхагаван Кришна. Это не легкое достижение, обретение этого не подобно тому, как проглотить сладкий шарик, речь идет о науке. И как мы можем относиться к этим легковесным, смехотворным предложениям? Мы должны быть серьезны. Bопросы, ответы, достижения — все это должно быть серьезным, и нет времени для того, чтобы терять его на мусор. Солнце и тьма.
Преданный: Похоже, что многие западные люди…
Шридхар Махарадж: Мы говорим сейчас не о западных людях, а о человечестве в целом.
Преданный: Когда я говорю «западные люди»…
Шридхар Махарадж: Западные люди менее квалифицированы в целом, они не соприкасались с ведической культурой.
Преданный: Похоже, что тела западных людей более раджасичны и тамасичны.
Шридхар Махарадж: Да, в силу их пищи, их манер, поведения отсутствуют ограничения. Когда правительство не способно справиться с людьми, которые не следуют никаким правилам, тогда назначается особый департамент заведовать этим. Агьята-сукрити, западные люди не во всех рождениях могут быть таковыми, они могут родиться и на Востоке также. Возможно, они рождались на Востоке, но теперь в силу своих греховных деяний родились на Западе. Человек может родиться животным или деревом из-за своих проступков, может родиться где угодно. Он может родиться людоедом, есть людоеды среди человеческих существ. Рассказывают, что в Африке живут людоеды, говорят что здесь, в Индии, также живут люди, которые приносят в жертву других людей. В Индии тоже есть такие люди, атмосфера опасна, и мы должны крайне внимательно и осторожно относиться к теистическому пробуждению, чтобы я не потерял это пробуждение и вновь не погрузился в глубины невежества. Mы должны быть крайне осторожны и внимательны в этом отношении. Подлинный прогресс в направлении Безграничного даст нам это представление: я ничто, я нахожусь в опасности. Прогресс в направлении Безграничного будет таким. «Я выше, я обрел» — это все глупые утверждения и представления, эксперты смогут сразу же понять глупость этих утверждений. Сама природа такова: я никто, я нигде, я в высшей степени беспомощен. Чем больше я буду приближаться к Безграничному, тем больше я буду думать о себе как о нижайшем из низких, таков критерий.
Подобно Ньютону, люди говорили ему: «Ты исчерпал всю полноту знания», на что он говорил: «Нет, я лишь соприкасаюсь с океаном знания. Но я действительно обладаю большим знанием, чем вы, почему? Потому что я признаю, что знание не может быть исчерпано, оно обладает безграничной природой. А вы же, глупцы, утверждаете, что вы исчерпали знание». Сам признак подлинного прогресса будет таким, такого рода чувство: «Я никто и ничто, я в высшей степени беспомощен». Негативный аспект должен быть улучшен с тем, чтобы он мог привлечь позитивное начало. Когда человек, точка негативности, говорит: «Я позитивное начало», то сразу же он отвергается, он находится под контролем майи. Самопредание и такое самовосприятие: «Я нижайщий из низких», подобная позиция привлечет внимание Высшего Hачала, такова наука. Любой, кто скажет: «Я видел Бога, я зажал Бога в пригоршне», но у нас нет времени на слушание подобных речей. Когда я пришел сюда, один брахман-юноша в одежде женщины говорил мне:
— Я видел Кришну и показывал Его столь многим, когда Он пришел ко мне, я…
— Мы немножко знаем, кто такой Кришна, как увидеть Кришну и кто способен увидеть Его, мы получили определенное знание из Cвященных Писаний, мы отвергаем напрочь ваши утверждения.
— Нет-нет, я показывал Кришну, Он находился на ветке тамариндового дерева, и столь многие тому свидетели». Несмотря на подобные утверждения, что мы видели, мы показывали, я тотально отвергаю, это все заблуждения. Вы обманываете самого себя, обманываете людей и в то же время вы обманываете самого себя, будьте осторожны в этом отношении.
И через несколько месяцев этот человек пришел ко мне и сказал: «Да, то, что вы говорили…» Мы находились там вдвоем, Кришнадас Бабаджи и я. В делийском Матхе жил один родственник Кришнадаса Бабаджи, он служил на железной дороге, мы хотели проповедовать ему. И какой-то вышестоящий начальник узнал, что в это место приехали религиозные проповедники, он неожиданно пришел и сказал:
— Один Йогирадж Чакраварти приехал на станцию, он ждет там в гостинице. Я сказал ему, что приехали двое садху из Гаудия Матха, он хочет увидеться с вами. Этот Йоги говорит: «Я Кришна, я Рама, я Иисус».
— Это сумасшедший, — ответил я этому начальнику железнодорожной станции.
Там неподалеку был манговый сад. «Приводите его туда, поскольку железнодорожная станция не самое лучшее место, где садху беседовали бы». Он согласился и привел этого человека, то было в 1928-м году, скорее всего. Я спросил у этого садху:
— Кто вы, каково ваше положение?
— Я Рам, я Кришна, я Христос и т. д.
— Вы разговариваете с джентльменом и заявляете ему подобное?
— Нет-нет, — ответил он.
Он показал мне какие-то распечатки, там было написано:
— Президент Америки Уилсон — собака по сравнению со мной.
— Я сейчас пойду в полицию, — сказал я.
Об этом эпизоде напечатали в «Надия Пракаше». Он спросил:
— Почему вы пойдете в полицию?
— Потому что Уилсон — близкий друг нашего британского правительства, а вы бесчестите его, сравниваете его с собакой. Я не потерплю этого, я пойду в полицию.
Там были другие джентльмены и начальство железнодорожной станции, они испытывали дискомфорт от того, что я атаковал этого человека таким образом. Oн был несколько растерян, и я подумал, что он пытается найти какой-то выход из затруднительного положения, и тогда я дал ему этот выход:
— Я думаю, что вы столкнулись с какими-то серьезными жизненными трудностями, из-за которых вы оказались в такой ситуации.
— Да, да, вы правы. Я сделал так много для страны, а моя единственная жена умерла в больнице, и никто не помог ей, и я подумал, что я был обманут и должен обманывать людей.
Я подумал, что моя миссия закончилась на этом, но люди вокруг стали спрашивать: «Как это все понимать?» Поскольку у меня есть эта вера в линию Гаудия Матха, если кто-то будет мне заявлять: «Я Рам, я Кришна, я Иисус», для меня это будет абсурдом. У меня есть некое знание природы Преданности, что означает Преданность, и принятие происходит сверху вниз. Человек будет чувствовать себя беспомощным, и эта беспомощность и есть качество. Когда я чувствую, что я полон могущества, — это дисквалификация, мы сразу же можем отвергнуть любого человека, который претендует на положение, пьедестал в мире религии. Существуют многие йоги. Тейланг Свами в Бенаресе говорил, что он был воплощением Шивы, и он был очень сведущим в йоге, обладал многими мистическими силами. В то время один правитель в Бенаресе, какой-то aнглийский чиновник пригласил его за свой обеденный стол и сказал ему:
— Вы сможете есть то, что я ем?
— Да, — согласился Свами.
Ему подали телятину и тому подобные блюда, и он съел их, но до этого Тейланг Свами спросил:
— А вы будете есть то, что я ем?
— Да.
Англичанин подумал, что садху ест только овощи и т. п, но после того, как Тейланг Свами съел телятину, он испражнился в тарелку этого англичанина: «Пожалуйста, ешьте». Англичанин был изумлен и говорят, что он умер в страшных мучениях. Также другой случай произошел, его свидетелем был еще один европейский чиновник. Чиновник дал Свами какой-то ценный подарок, он взял его и выбросил в воду. «О, я совершил ошибку, вам неизвестна ценность этого подарка, цена его столь велика». Тейланг Свами бросился в воду, достал из воды два таких же одинаковых предмета. Тейланг Свами. Но мы считаем его демоничным человеком, последователем Шанкары, непреданным, хотя он обладал многими таинственными силами. Преданность столь высока, она за пределами Шивы и Брахмы, мы должны понять природу этого пути, каковы признаки. Сравнение, анализ, красота и сила, вирa-раса и мадхурья-раса, все это следует понять должным образом. Был один Йогада, йоги из Индии, он отправился в Америку и показывал многочисленные мудры, он был хатха-йоги и тантрик, но он был очень любим в Америке настолько, что Рабиндранат Тагор был обескуражен его поведением. Потому что когда наш Гуру Махарадж советовался с Рабиндранатом, его старший брат был другом Бхактивиноды Тхакура, и Гуру Махарадж был знаком с семьей Рабиндры. Он рассказал ему:
— Мы хотим послать наших проповедников према-дхармы Махапрабху на Запад, мы хотим послать людей в Англию прежде всего.
Рабиндранат отвeтил:
— У меня был опыт общения с западными людьми, и я думаю, что если вы отправитесь к англичанам… Они тщеславны, горды тем, что они победители, а Индия находится в зависимом положении, и им будет трудно принять что-то, исходящее от индийцев. Если вы отправитесь в Америку, то американцы ко всему открыты, и многие йоги, другие проповедники. Франция также была обманута много раз, когда они верили индийским философам. Вы можете послать людей в Германию. Hемцы — люди сдержанные, рассудительные, и они питают глубокое почтение к индийской культуре. По моему мнению то будет лучшее поле проповеди, и немцы принимают все серьезно, они не хотят быть обманутыми чем-то тщетным, эфемерным.
Таким был его совет, и Гуру Махарадж послал людей все-таки вначале в Англию, Бон Махарадж посещал Германию. Два немецких ученых прибыли в Гаудия Матх после этого, ни один англичанин не приехал. Теперь Свами Махарадж наводнил Индию иностранцами, которые стали под стяг Махапрабху. Должны ли мы остановиться на этом, на этой неприятной ноте? Отсутствие конструктивной стороны, лишь негативизм. На этой земле кладбища, бренной цивилизации, вырастет цивилизация Вриндавана по милости Махапрабху. Шри Гауранга Махапрабху обладает огромной значимостью. Прежде чем осмеливаться обращаться во Вриндаван, мы должны получить билет из Навадвипы от Махапрабху, и тогда автоматически мы увидим, что достигли Вриндавана.
Tранскрипция: Capвабхаума Даc
Кoppeктop: Bишнуприя Д. Д.