«Теизм для блага каждого» 1982.11.15.B
Темы лекции:
О Шрипаде Шанкарачарье и его философии
Градация теизма
Положение иудо-христианской традиции
Вопрос о Шри Радха-Валлабха Сампрадайе
Теизм для блага каждого
Шридхар Махарадж: Таким образом концепция Бога и человека, только Брахман обладает существованием, отсутствие специфического существования невозможно, хаос, некое подобие хаоса, отсутствие космоса, только хаос, статическая субстанция сознания. Так или иначе заблуждение возникло, и в результате мы имеем этот мир. Заблуждение не имеет начала, анади, но шанта может быть прекращена, анади шанта, не анади ананта. Брахма есть брахма анади ананта, а майа — анади шанта, она может быть остановлена, но не имеет начала, мы можем избавиться от майи, она может быть шанта. Вайшнавы говорят, что Шанкара является скрытым буддистом, потому что буддисты не признают вечность дживы, и Шанкара также не признает, отсутствие концепции вечности души. Единственное различие состоит в том, что Будда не признавал Богоотковенных Писаний, тогда как Шанкара их принимал, но давал им собственную интерпретацию, он проецировал на Веды буддистские представления, поэтому Шанкара более опасен, чем буддисты.
Они говорят ясно: «Мы не признаем Богоотковенные Писания, наши попытки основаны на рассудке». А Шанкара как будто бы признает Писания, но дает им собственную интерпретацию. Как Шанкара, так и буддисты не признают вечность дживы, души. В «Бхагавад-гите» и Упанишадах сказано: «Вечная, одна из числа многих вечных субстанций». Существуют многочисленные вечные субстанции, сказано в Упанишадах, «Бхагавад-гите», повсюду сказано: джива нитья, она бессмертна. Но, согласно Шанкаре, душа в конечном счете смертна. Трансмиграция, меняются тела, но в конечном счете по достижении освобождения джива как таковая не существует, и даже Бог не существует, существует лишь недифференцированная масса духовного сознания, Брахман. Будда не признает эту массу света, Брахман, они говорят: «Есть пракрити, сиддха, различные силы действуют, и когда это действие прекратится, тогда останется нечто вроде тьмы, Вироджа, пракрити».
Преданный: Почему философия Шанкары столь привлекательна для широких масс?
Шридхар Махарадж: Потому что она приводит в гармонию все категории поклоняющихся различным богам, некий компромисс. Существуют многочисленные поклонники разных богов, и Шанкара приводит их в гармонию. Он говорит: «То, что ты делаешь, хорошо, ты поклоняешься Кали или Ганешу, Сурье, Вишну, я принимаю все это, но лишь до известной степени. Затем на вершине все это приведет к достижению Брахмы, но я принимаю вас всех, все типы поклонения». Кроме того, Шанкара поверхностно принимал Веды, Упанишады, которые пользуются уважением многих, он принимал все категории, и одна из причин его популярности — он был интеллектуальным гигантом. Он сражался с буддистами, которые были откровенными атеистами, под эгидой теизма он сражался с буддистами — атеистами №1, и достиг успеха в этом, что снискало ему популярность.
Преданный: Когда Вайшнава спрашивают: «Почему существует множество религий? Kто-то поклоняется Аллаху, кто-то Христу», кто-то задаст Вайшнавам этот вопрос, почему в мире существует множество теистических концепций.
Шридхар Махарадж: Соответственно различным стадиям, способности понимания теизма. Существуют различные группы, теизм дается различным массам поэтапно, истина открывается поэтапно. Как правило, люди поклоняются многочисленным богам или полубогам, которые обладают некой силой в природе, чтобы по их милости получить желанную цель. Например, если тебя интересует хорошее здоровье, поклоняйся тому-то и тому; если ты хочешь исполнения своих желаний, поклоняйся Кали; если ты хочешь еще чего-то, поклоняйся огню. Тот, кто желает знания, должен поклоняться Шиве, поскольку Шива обладает знанием медицины, йоги, музыки, также он безразличен к миру. Многие качества сконцентрированы в Шиве, также аскезы, совокупность этих качеств присутствует в нем, поэтому многие поклоняются Шиве ради знания, а те, кто хочет мукти, поклоняются Вишну, Нараяне. Но Нараяна Шанкары — это часть майи, Шива также, но он пытается выбраться, освободиться от майи. Он владыка майи и соответственным образом представлен ими соответственно выбору человека, его внутренней потребности. Когда живое существо блуждает в этих различных измерениях ложного понимания, люди выбирают себе лидера. Например, если человек хочет научиться играть в шахматы, он идет к известному шахматисту; тот, кто хочет научиться коммерции, идет к успешному коммерсанту; тот, кто стремится к знанию, идет к ученому соответственно внутреннему желанию.
А люди стремящиеся к подлинной теистической жизни, здесь также присутствует градация. Например, ислам и христианство, это тоже теизм, они признают существование вечного Бога, но соответственно их природе, есть природа брахмана, кшатрия, вайшьи. Разным нациям присуща разная природа, и этим нациям были даны такие ограниченные теистические концепции. В «Бхагаватам» мы находим, поэтапно, соответственно способностям людей мы можем принимать истину в качестве группы. Соответственно их способности та или иная концепция теизма была дана им. Потому что если дать им полноту Истины, эта полнота была бы слишком сложной для их понимания, поэтому лишь приблизительное нечто было им дано, но не детали были им открыты. Затем по прошествии рождений, когда человек достигает более высокого положения, ему может быть дано высшее образование в сфере теизма. Подобная стратегия использовалась повсюду, соответственно способности понимания человеку дается тот или иной уровень образования. В противном случае люди не могли бы ничего понять. Постепенный процесс обучения мы видим повсюду. Прогресс не происходит внезапно, но речь идет о непрерывном, поэтапном развитии.
Преданный: У Читананды Прабху есть вопрос.
Шридхар Махарадж: Каков он?
Преданный: Он хочет знать концепции различных стадий теизма, какова градация, начало теизма и т. д.
Шридхар Махарадж: В целом можно считать, что все творение делится следующим образом: ачалита-четан, сознание, которое полностью скрыто оболочкой, затем мукулита-четан, начало пробуждения сознания, санкучита — узкое сознание. Например, ачалита-четан — это сознание камней, деревьев и т. д., сознание, которое покрыто толстыми оболочками, сознание есть, но оболочки еще толсты. Затем санкучита-четан мы находим в животном царстве, это очень узкое сознание. Затем мукулита-четан — сознание, присущее дикарям, примитивному народу, неразвитое сознание, не соответствующее стандарту цивилизованности. Наполовину человек, наполовину дикарь — это мукxулита, лишь начало пробуждения сознания. Санкучита, затем викачита-четан, на этом уровне присутствует определенная концепция Бога, это варнашрама дхарма и т. д., люди, которые поклоняются Богу так или иначе.
Преданный: А христианство и ислам относятся к этой категории?
Шридхар Махарадж: И пурна-викачита-четан — это Вайшнавизм. В человеческой форме жизни вначале мораль и теизм, затем мораль есть, но теизм отсутствует, это альтруисты, люди, которые признают нравственность, но не видят необходимости в существовании Бога. Затем мораль плюс теизм, нравственные ценности плюс воображаемый теизм, подобно Огюсту Конту, который говорил: «Концепция Бога полезна, она может помочь нам, она будет выполнять функцию полицейского», поскольку богобоязнь может действовать в качестве полицейского. Если мы вселим в массы богобоязнь, то нравственные блага мы обретем автоматически очень легко. Шанкара, мы можем сказать, это тоже воображаемый теизм плюс нравственные ценности. Подлинная варнашрама, как она была дана Рамануджей и в рамках других концепций, — это нравственность и теизм, но не воображаемый, а реальный. Затем может быть теизм без особых нравственных ценностей, он также возможен. Так называемый теизм присутствует, но отсутствуют нравственные соображения, химса, насилие, убийства и жестокость под именем религии, такого рода псевдорелигии. Затем подлинная варнашрама теистичная по своей природе, она зиждется на нравственных ценностях, и затем Вайшнавизм — полнота теизма и также вершина нравственности, но нравственные принципы обладают меньшей ценностью в Вайшнавизме. Вайшнавы могут даже воровать. Hапример, Вайшнав может украсть цветок, чтобы предложить его Господу, и человек, который вырастил этот цветок, может получить благо, но в то же время теизм во всей его полноте. Меньше морали и полнота теизма — это Вайшнавизм, любое явление, которое способствует удовлетворению Господа, приносит благо всем и каждому. Такого рода развитие имеет место.
Он для себя, все предназначено для Него, не идет речь об индивидуальным владением чем-либо, владелец один. Ребенок может не знать, что у него есть хранитель, но я знаю, что, несмотря на нежелание ребенка, я могу отвести его к опекуну. Все для Него, и все используется для Него таким образом. Эти люди, Вайшнавы, приносят благо всем, их общество направлено на всеобщее благо, пусть эта компания и не слишком вкусна для так называемых религиозных, нравственных людей. Однако Вайшнавы правы, независимо от соображений людей, с которыми они так обращаются якобы неподобающим образом. Существуют обычные души, которые наделены нравственостью, научным знанием и прочим, все они считаются несовершеннолетними. Бадха-джива является несовершеннолетней, любая джива, находящаяся в рабстве, рассматривается как несовершеннолетняя, тогда как старшие — это Вайшнавы, которым известно, что все для Него, «умереть чтобы жить». Они являются опекунами всего творения, и они используют все ради Него, ради блага всего мира. В этом случае мы увидим гармонию существования мира, что есть что в этом мире. Вначале грубое невежество, согласно степени грубости невежества присутствует классификация. Затем вплоть до саттвика и затем саттва, раджа, тама, и опять же есть дальнейшее деление, махат-тама. Также существует ниргуна за пределами всего там, где присутствует один Хранитель, один Владыка, тот, кто направляет каждый член и каждую идею личности, тот, кто находится в соприкосновении с полнотой теизма.
Преданный: Христиане говорят, что есть один Иисус Христос.
Шридхар Махарадж: Они говорят о Троице: Бог-дух, Бог-сын, Христос, и Бог-отец, такова концепция теизма, по мнению Христиан. Ислам, также присутствуют многие посланники, мусульмане принимают посланников и пророков в христианстве, Авраама и Иисуса, но они считают последним посланником Бога Мохаммеда и считают его лучшим из этих вестников. В исламе также присутствует идея Бога, но это представление не слишком развито, подобно тому, как мы находим в онтологии Вед и Упанишад, истины откровения. Макс Мюллер был знаменитый немецкий индолог, он сказал: «Если весь мир обретет сокровище, хранящееся в кладовой Вед и Упанишад, мир будет удовлетворен, но сокровищница ни на йоту не опустеет». Ни капли не будет потеряно, не исчезнет из этой кладовой, но мир обретет великое богатство, речь идет о подобной сокровищнице Упанишад, мысли древней Индии, сказал Макс Мюллер. Знание такого рода мы находим в Упанишадах. Везде есть какое-то центральное явление, некое центральное положение, о чем бы ни шла речь, о золоте, драгоценных камнях, промышленности или религии.
Это центральное явление невозможно найти везде, и когда речь идет о теизме, то Индия была выбрана Богом, занимает высочайшее положение в мире теизма. Это представление не является нерезонным, потому что колледжи не могут быть в каждой деревне. Какое-то место выбирается в качестве площадки, где присутствует больница и т. д., какое-то место в мире было выбрано в качестве штаб-квартиры теизма, и этой штаб-квартирой стала Индия, мы должны рассматривать это так. Если у нас есть зрение, то мы не будем завистливы, мы не будем говорить: «Почему в нашей деревне есть только начальная школа, а колледж есть только в городе?» Претензии такого рода смехотворны, что в каждой деревне должен быть университет. Университет высшего теистического образования должен находиться в каком-то месте на этой планете, таким местом была выбрана Индия, и мы можем прийти и сравнить теистическое образование в разных центрах, и Макс Мюллер видел именно так. То, что содержится в Упанишадах, способно досыта накормить всех религиозных людей в этом мире, и тем не менее кладовая не опустеет ни на йоту, поскольку это вечный источник. Вода течет вечно, и источник никогда не иссякнет, нечто в этом роде.
Почему американцы и другие не жалуются на то, что Христос родился в Палестине? Они не говорят: «Христос родился в Палестине, так почему мы должны следовать его наставлениям? Ведь он не родился у нас на родине». Эти географические соображения не имеют особой ценности. Mы должны быть открыты по отношению к истине, видеть внутреннюю ценность истины независимо от физических, бренных привязанностей. «Я родился в этой стране, я люблю свою отчизну», мы должны возвыситься, подняться над всем материальным сознанием и быть чистыми учениками. Нам необходима полная открытость, и с такой открытостью мы будем искать истину, откуда бы эта истина ни пришла. Атомная бомба изобретена где-то в этом мире, но это не означает, что другие страны не должны пользоваться этой бомбой. Поскольку она была создана не у нас в отечестве, мы не будем ею пользоваться. Танк был впервые построен во Франции, теперь танки используют все. Ракета была построена Гитлером, но в настоящее время в развитой форме эта ракета присутствует повсюду, таким образом. То, что является благом, обладает универсальными характеристиками, и это приложимо даже к бренному миру. Когда мы говорим о духовной сфере, неужели здесь приложима узкая националистическая концепция истины? Когда речь идет о той истине, которая способна избавить нас от всех беспокойств и страданий. Положение истины будет гораздо более универсальным, чем положение любых материальных феноменов.
Преданный: Неоднократно, когда я говорил с христианами, они давали высокую оценку нашему бхакти, самопреданию.
Шридхар Махарадж: Они говорят о том, что христианство — это тоже самопредание, но самопредание кому? Мы видим множество типов предания себя: жертва ради страны, семьи и прочего. Жертва ради кого?
Преданный: Они говорят: «Pади Бога», но какова их концепция Бога, вот это проблема.
Шридхар Махарадж: Да, туманная, неясная концепция. Mы должны понять, когда мы начинаем детально анализировать, когда речь идет о пристальном рассмотрении, тогда можно увидеть под микроскопом и вирусы и прочие живые существа, то, чего не видно невооруженным взглядом. Пристальный анализ даст понять, о чем идет речь. Кто такой Бог? Бог означает неведомое и непостижимое, отсутствие всякой конкретики.
Преданный: Они говорят, что Христос…
Шридхар Махарадж: Да, Христос сказал, но он дал туманное представление. Подобно тому, как есть туманное представление о солнце, о луне, хотя солнце и луна — это реальные объекты, и при ближайшем рассмотрении мы найдем на солнце и луне изумительные явления.
Преданный: Они боятся выйти за рамки того, что говорил Христос, многие христиане.
Шридхар Махарадж: Не только христиане, это происходит на каждой стадии. Подобную тенденцию мы находим. Там, где человек находится на своей соответствующей стадии, он привязан к ней, это касается не только религии, но и всего.
Преданный: Hо они находят оправдание своей позиции в Библии, там Христос говорит: «Никто не приходит к Отцу, кроме как через меня».
Шридхар Махарадж: Да, кто-то принимает Библию, кто-то принимает Коран, Тору, они принимают авторитет определенного Cвященного Писания. Но когда проводится сравнительный анализ, можно понять, кто и где находится. Мы можем анализировать, сопоставлять, отвергать определенные концепции. Каждая страна заявляет: «Наше могущество не имеет равных», но когда начинается война, тогда решается вопрос о том, кто могущественен. Россия притязает на могущество № 1, во время Второй Мировой Войны японский император заявил: «Мы готовы к столетней войне, европейцам придет конец, а Япония будет всемирной империей». Думать что-то — это одно, а реальность — это другое. С открытым умом мы должны… Bаш духовный брат из Аравии, как его зовут?
Преданный: Атрея Риши.
Шридхар Махарадж: Он сказал: «С самого начала у меня была тенденция изучать Cвященные Писания разных религий, и в процессе изучения я увидел, что индийские религиозные писатели — самые древние в том, что касается времени и пространства». В Библии, возможно, было сказано, что мир был сотворен 5000 лет назад, но индийские теологи говорят, что мироздание много раз появлялось и исчезало. Творение и растворение, эта солнечная система растворялась и вновь появлялся мир. Таким образом, индийские писания содержат самые обширные сведения о времени и пространстве в отличии от других теологов этого времени. Не только во времени и пространстве: устройство вселенной, как брахманда появилась, как она началась, как она заканчивается, бесконечное число брахманд. Также исторически и географически то, что было дано в индийских теологических книгах, не находит себе равных, и аналогичные сведения такого рода не могут сравниться. «Это обстоятельство поразило меня», — сказал тот джентльмен. Наглядная, обширная картина была нарисована и показана автором индийских Cвященных Писаний, это явление привлекло меня. Это величайшая из всех религиозных концепций, к такому выводу он пришел.
Задайте вопрос, а Джаджавар Махарадж ответит.
Преданный: В чем состоит различие между последователями Радха-Валлабха сампрадаи и Гаудия Вайшнавами?
Шридхар Махарадж: Был один ученик Гопала Бхатты Госвами по имени Хариванша. Oн думал, что имеет доступ к внутреннему служению Шри Радхике, высшему служению, анурага-варга. В день экадаши он не соблюдал правила, которые даны Преданным, он принял бетель, уста его были красны, и так он пришел к своему Гуру, Гопалу Бхатте. Гопала Бхатта отвернулся от него, он спросил: «Что это, ты поднялся столь высоко? Мы соблюдаем правила Вайшнавов, в день экадаши мы не должны есть определенные продукты, но анукалпу мы принимаем и удовлетворяемся ею. Но в день экадаши ты принимаешь эту запрещенную субстанцию, ты не почитаешь экадаши, которой в шастре предается столь высокое значение», и он был отвергнут.
Среди учеников могут быть разные люди, кто-то не в силах был терпеть. Был еще один момент, нам говорят. Прошлый Гуру Гопала Бхатты, Прабодхананда, жил на Радха Кунде, им были написаны «Радха-раса судханидхи», «Чайтанья Чандрамрита», и другие поэмы были им написаны, полные пламенной поэзии. В качестве деда он выражал благосклонность этому Хариванше. Прямые ученики Гопала Бхатты прогневались на Хариваншу, и кто-то из них отрубил ему голову. Говорят, когда Гопала Бхатта совершал медитацию на Ямуне, то голова подплыла к нему, и он оттолкнут ее. Мы находим во Вриндаване, говорят, что голова Хариванши была похоронена в одном месте, а тело в другом, но Хариванша уже снискал популярность, и многие давали ему высокую оценку. Они посчитали, что вовсе нет необходимости в строгом следовании правилам и предписаниям Кришна-бхаджана без вайдхи. Вайдхи-бхакти необходимо нам до тех пор, пока мы не можем развить рага-бхакти. Дас Госвами также говорит: «Мы будем выражать почтение рага-бхакти, но мы будем пытаться придерживаться вайдхи-бхакти». Правила и предписания, регулируемая шастрой Преданность, но эти люди не…
Tранскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.