Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.11.14.A «Живи и действуй в настоящем»
Преданность столь могущественна, что может даже пленить Абсолют. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, адхокшаджа, Вишну Свами

«Живи и действуй в настоящем» 1982.11.14.A

Живи и действуй в настоящем

Только подлинная преданность может привлечь Кришну

Шридхар Махарадж: Некоторые из них говорят: «Мы не хотим освобождения, мы чувствуем себя прекрасно там, где мы находимся» — прямо противоположное мнение. Они не хотят избавляться от рабства, человеческое рабство этого мира скверно, но не рабство Красоте, Прекрасной Pеальности. После достижения мукти, которое очень нелегко достижимо, достижение освобождения от ложной концепции, по-прежнему трудно обрести бхакти. Судурлабхага, малейшее соприкосновение наполнит твое сердце высочайшей радостью, экстазом. Подлинная Преданность — высочайший эффект, в конечном счете Преданность привлекает Кришну в твое сердце, бхакти обладает подобным качеством. Искреннее, исключительное стремление к Нему, безграничная жажда Его, она способна привлечь к тебе Кришну — это бхакти, подлинная Преданность.

# 02:10

Живи и действуй в настоящем

Преданный: Махарадж, как человек обретает это исключительное желание Кришны, тогда как многие другие желания атакуют живые существа, что делать?

Шридхар Махарадж: Когда мы идем в направлении позитивного явления, мы удаляемся от негативного явления. Насколько мы способны совершать прогресс, автоматически негативное явление уйдет. Садху-санга, садху и шастра, нет иного пути, кроме этого простого явления, общества садху, севон мукх, вручения себя садху. Вручение себя позитивному началу, и тогда негативное автоматически уйдет в зависимости от степени самопредания, убежденности в том, что то, что говорят садху и шастры, истина. Сравнение, Вайкунтха-бхакти, Нараяна, Рамачандра, Дваракеш, Вриндаван, искренняя молитва: «О Владыка самых нищих, о Друг самых падших, Ты волен поступать как Тебе угодно, казнить или миловать, у меня нет иной альтернативы, кроме как стремиться к Твоей милости. Все безвкусно, мой Владыка, пожалуйста, прими меня, дай мне некое низкое служение Твоим святым стопам». Искренняя мольба, нет иной альтернативы, подобно птице чатака, которая никогда не пьет воду с земли, какой бы чистой та ни была. Она стремится лишь к капле воды с неба. «Kапля воды, капля воды», — поет эта птица. Может пролиться ливень или молния может поразить эту птицу, но нет иной альтернативы для нее. Гром и молния или ливень, но нет иной альтернативы, кроме как молиться о капле Твоей милости. Безграничное, капля ничто, но эта капля способна спасти целый мир, это шаранагати, самопредание, жажда, благодаря этому мы можем получить величайшую помощь от наших спутников, наших друзей. В их обществе жажда может возрасти, садху всегда должны быть в той же линии, что и я, и выше меня.

O садху-санге говорится следующее: «Садху должен принадлежать к той же линии, может быть того же самого типа, жажда той же природы, что и у меня, и по меньшей мере садху должен быть несколько выше меня, стоять ступенькой выше». Я отдам себя в его распоряжение, брошусь к его стопам, и это поможет мне в высшей степени. Человеческая жизнь редка, в любой момент я могу покинуть тело, и этот шанс может не выпасть вновь, эта человеческая жизнь. Поэтому мы должны пытаться постичь ценность настоящего времени, подобное положение может не прийти вновь. Шукадев Госвами говорит, обращаясь к Парикшиту: «Одной недели достаточно», нечто удивительное. «Мне осталось жить одну неделю, затем придет смерть, такой короткий отрезок времени, пожалуйста, дай мне наставления, как я могу спастись». «Одной недели достаточно, — заявил Шукадев. — Мы провели так много времени, с незапамятных времен мы живем в этом мире, но не использовали срок нашей жизни должным образом, но если это время используется должным образом, тогда одной секунды достаточно, Махарадж, об этом идет речь. Поэтому пытайся использовать каждую секунду, которая отведена тебе. Есть великое множество деревьев, гор, которые живут очень долго, но какой прок в этом? Они живут не сознательно, не внимательно по отношению к своему собственному интересу, и в таком случае долгая жизнь бессмысленна. Но если должным образом понят и использован один момент, мгновение, то это мгновение может принести высочайший результат».

Пример Кхатванги Махараджа, он спросил богов:

— Скажите, сколько мне осталось жить?

— Мгновение, — ответили они.

— В таком случае вы все уходите, вы не можете привести меня к желанной цели, только Нараяна способен дать мне это.

И этот царь безраздельно прeдался Нараяне и достиг желанной цели своей жизни. Шукадев приводит его пример. Мы должны сознавать ценность настоящего мгновения, живи и действуй в живом настоящем, не доверяй будущему, каким бы лучезарным оно ни казалось. Пусть прошлое хоронит своих мертвецов, живи и действуй в настоящем с сердцем в груди и с Богом над головой.

# 09:30

Занять правильную позицию

Преданный: Я очень боюсь писать.

Шридхар Махарадж: Молись Высшему Hачалу, Высшему Cуществу.

Преданный: У меня так много материальных желаний, я переполнен ими, но в то же самое время я вижу, когда я выхожу и говорю с людьми о Кришне, рассказываю им о сладости Кришны, я вижу, как эти люди наслаждаются, в какой степени. Я вижу, что хотя у меня нет квалификации…

Шридхар Махарадж: Да, это похвально, что ты хочешь помогать другим, но прежде чем делать это, ты должен должным образом попытаться понять, что есть благо, тогда ты сможешь одаривать им других. Это хорошо — лечить больных, но мы должны знать, что есть лечение, и тогда приступать к нему, тогда мы получим благо. Тот, кто не занимает правильную позицию, как он может осмеливаться указывать другим их правильное положение. Он не знает, каково правильное положение, где мое место по отношению к Абсолютному Целому и, не зная этого, он указывает кому-то, каков долг этого человека. Во времена Второй Мировой войны на стене здания «Дома писателей» в Калькутте был размещен плакат, была нарисована армейская униформа, а под ней была подпись: «Просто надень этот мундир, и он скажет тебе, что делать». Просто одень эту солдатскую униформу, и она подскажет тебе, каким будет твой долг.

Вначале необходимо занять правильную позицию, наше положение должно быть уместным, тогда мы осознаем, каков наш долг, самбандха-гьяна. Необходимо знать, кто я, какова моя цель и как достичь этой цели, — это будет должное использование энергии, иначе можно делать много всего и пожинать плоды своих поступков. Прежде всего самбандха-гьяна, кто я, где я, чем я являюсь и чем я должен быть, каким должно быть мое положение. Затем окружающий мир подскажет тебе: «Вот твой долг». Я буду выполнять его, вовсе не так, что я буду Александром Великим, Наполеоном или чем-то в этом роде. Если ты хочешь быть мальчиком-пастухом и жить в обществе Кришны, если ты думаешь, что это такая счастливая жизнь — стать мальчиком-пастухом и выполнять обязанности пастуха. Рабиндранат написал одну песню, я слышал от кого-то, в этой песне говорится: «Я не хочу быть знаменитым правителем страны, но скорее я стремлюсь быть мальчиком-пастухом и жить в джунглях Вриндавана». Это очень счастливая позиция для меня, я не хочу быть мировым лидером, но вести простую жизнь мальчика-пастуха под руководством Кришны, нечто в этом роде.

Призрак амбиций покинет нас, но также возможно, что там, где его подлинное место, там он будет занимать позицию, соответственно своему уровню он будет совершать ту или иную деятельность, однако это явление низшего порядка. В результате моей прошлой кармы я помещен куда-то, и реалии, с которыми я соприкасаюсь, я хочу предложить Безграничному, находясь в низшем положении. «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ты ни совершал, связывай со Мной и прогрессируй.» Это также имеет место соответственно положению определенной личности, не способной понять вещи более высокого порядка, но последняя шлока: сарва-дхарма паритьяджа. Гангадхар Тилак написал: «В последней шлоке Бхагаван Кришначандра на золотом блюде подает нам нектар». Где бы ты ни находился, откажись от выполнения долга, немедля приходи ко Мне, и ты достигнешь цели. Eсли ты придешь ко Мне, твоя жизнь увенчается успехом. Не имеет значения, где ты находишься в настоящее время, ты можешь быть солдатом, священником, бандитом, кем угодно, но если ты оставляешь свое положение и приходишь к Моим стопам, тогда твои чаянья будут совершенным образом утолены.

# 16:33

«Призывайте Имя Кришны!»

Шридхар Махарадж: Трубный зов раздается в последней шлоке «Бхагавад-гиты», зов Гaуранги. Проливая слезы, Он обращается к людям, Махапрабху танцует и обращается к ним. Когда Он принял санньяс, накануне вечером Преданные не знали о том, что Он покидает Навадвип навсегда, но естественным образом Он привлек к себе многих своих Преданных, и они пришли, чтобы увидеться с Ним в последний раз. Неосознанно многие Преданные собрались там, каждый принес гирлянду. Махапрабху снял с себя предложенные Ему гирлянды и повесил на шеи своих Преданных. «О друзья Мои, вместе с этими гирляндами примите Имя Кришны, призывайте Имя Кришны! Спите ли вы или едите, чтобы вы ни делали, призывайте Имя Кришны! Это Моя искренняя мольба, обращенная ко всем вам. Чем бы вы ни занимались, не имеет значения, призывайте Имя Кришны.

Это Моя последняя просьба. Когда вы едите, спите, бодрствуете, всегда старайтесь использовать отпущенное вам время, призывая Имя Кришны так или иначе, прилагая максимум усилий, стремясь прийти к Кришне. Это Моя искренняя мольба, обращенная ко всем вам, друзья Мои». Наш Гуру Махарадж также всегда говорил: «Немедля». — «Я чуть-чуть подожду, потушу пожар у себя дома и вернусь». Нет, нет необходимости гасить пожар. Пожар может сжечь дотла целый мир, это не причинит тебе ни малейшего вреда, скорее ты будешь спасен, если ты выберешься из этой клетки. Все твои потребности связаны со святыми стопами Кришны, никто не может удовлетворить твои внутренние чаянья, кроме Кришны. Все расы, вкусы к которым мы стремимся, пребывают в Его святых стопах, и даже если весь этот мир будет уничтожен, ты не будешь ни в малейшей степени затронут, напротив, ты будешь спасен от этого заблуждения. Если мир превратится в горстку пепла, ты спасешься, но не так-то просто сжечь дотла мир твоего нынешнего духа наслаждения. Нелегко положить ему конец, он держит тебя, словно ведьма.

Который час?

Преданный: 10:15

Шридхар Махарадж: Акшаянанда Махарадж здесь?

Преданный: Внизу.

# 20:59

Высокие стандарты — наша удача

Шридхар Махарадж: Насколько мы способны вручить себя святым стопам Гауранги, настолько автоматически мы обнаружим, что находимся в служении Радхарани. Высочайшая негативная потенция, которая способна извлечь максимум расы из позитивного, Кришны, Прекрасной Реальности. Расарадж махабхав, полный безграничного экстаза, и Та, Кто способна извлечь экстаз для Себя и для всего мира, главная экстрагирующая «машина», извлекающая эту расу из Кришны и раздающая ее вовне, — Радхарани. Высочайшее качество расы извлекаемо Ею из этого «динамо» всех рас, эта раса извлекается для Нее и раздается Ей вовне. Хладини есть Радхарани, определенная потенция, и благодаря Ей другие могут надеяться на то, чтобы почувствовать вкус этого трансцендентного сока. Насколько мы отдаем себя Шри Гауранге, настолько автоматически мы открываем, что находимся там, в том высочайшем положении, движимые Его энергией наставлений. В противном случае очень трудно обратиться, прийти в то высочайшее измерение напрямую. Многие заблуждения возникнут и осквернят нас, но если мы следуем руководству, то мы можем миновать, если мы следуем наставлениям Шри Гауранги, тогда это будет чистейшим достижением, легчайшим и максимальным. А это место, место Шри Чайтанья Сарасват Матха, это место, где Шри Гауранга простил все грехи, апарадха-бхаджан пад — это место. Любой, кто приходил в поисках Его милости, получил ее. Когда Махапрабху по прошествии пяти лет санньясы вернулся, вновь посетил эти места, в то время это произошло. Он вернулся в место своего рождения, и в то время Он был в высшей степени либерален и раздавал это высочайшее явление всем и каждому.

Преданный: Вы даете нам подобные столь высокие стандарты.

Шридхар Махарадж: Я думаю, если ты чувствуешь так, ты удачлив. Я искренне знаю, что, получив это явление от своего Гуру Махараджа, я считаю себя удачливым. Я чувствую, что мне повезло, это моя удача, поскольку я получил подобный стандарт от моего Гуру Махараджа, одобрение сердца, сердце также свидетель. Что есть дхарма? В «Ману-самхите» написано, что такое дхарма, знатоки Богооткровенных Писаний признают и описывают первый симптом религии, главную ее характеристику и какими будут характеристики этих садху? Те, кто утверждены в Богооткровенной истине, и то, что одобрено садху. Какого рода садху? Садху, которые не испытывают влечения или отвращения к мирским достижениям, такой должна быть характеристика садху. Твое сердце подтвердит, самая сокровенная область твоего существа подтвердит, скажет: «Да, я чувствую удовлетворение» — это также свидетельство сердца. Ответ, отклик: «Да, я ищу именно это явление», — сердце скажет внутри. Когда мы получаем эти реалии от Гурудева, от Махапрабху, мы также чувствуем удовлетворение сердца. Эти истины удовлетворяют сердце, отвергай, отвергай и принимай наконец. Отвержение и принятие, прогресс подразумевает это, прогрессивный, динамичный характер.

# 27:07

Место отпущения грехов

Преданный: Гуру Махарадж, Джагай и Мадхай были спасены в этом месте?

Шридхар Махарадж: Нет, то произошло на другом берегу Ганги. Некоторые утверждают, что Джагай и Мадхай были прощены в Харитале, на этом берегу, но мы понимаем, опираясь на произведения Бхактивинода Тхакура, что это произошло на другой стороне, в Майапуре.

Преданный: Каким образом это место в Навадвипе является особенным местом?

Шридхар Махарадж: Апарадха-бхаджан?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Особенности этого места…

Преданный: Махапрабху явил здесь эту игру?

Шридхар Махарадж: Да.

Преданный: Не могли бы вы рассказать?

Шридхар Махарадж: Когда Он вернулся из Пури, по прошествии пяти лет после того, как принял санньяс. Он пришел сюда и остановился в Видьянагаре, в доме брата Сарвабхаумы Пандита, Видья Вачаспати. Он был старшим братом Сарвабхаумы Пандита и формальным Гуру Санатаны Госвами, он жил в Видьянагаре. Махапрабху пришел и вначале оставался там, в доме Видья Вачаспати, и огромные толпы людей стали стекаться со всех сторон, толпы настолько великие, что река была полна человеческих голов. Люди переплывали Гангу с другой стороны, и вся Ганга была наполнена человеческими головами. Есть такое описание. Я думал, что это некоторое преувеличение, но когда я увидел, какие толпы сопровождали Ганди, я подумал: «Если Ганди способен привлечь в себе такое великое множество людей, то что же говорить о Махапрабху». Столь горячую любовь они испытывали к Нему, что в безумии стремились к Нему, чтобы увидеть этого Нимая Пандита. Он был выдающимся ученым, Он был необычайно красив собой, и все же многие тантрики-пандиты были враждебны к Нему, и Он оставил это место. «Мы потеряли Нимая Пандита. Навадвип погрузился во тьму без Него, и этот Нимай Пандит вернулся.» Поэтому люди в безумии стремились увидеть Его, вся область, все жители этих мест. Все оскорбители, все, кто критиковали Его, выступали против Него, все эти люди пришли. Они осознали: «Нимай Пандит не смертный». Они пришли исповедоваться и получили прощение своих грехов здесь. После чего Он отправился в дом своей матери, на мгновение остановился там у ворот своего родного дома. Вишнуприя упала к Его стопам, и Он тут же ушел, оставив ей свои деревянные сандалии, чтобы она поклонялась им. Затем Он встретился с Рупой и Санатаной и вернулся в Пури через Шантипур, потом пошел во Вриндаван, потом вернулся в Пури, и 18 лет, первые 6 лет…

Я хотел бы остановиться, закончить на этом сегодня.

Есть ли какие-то вопросы? Бхаргава Прабху?

Преданный: Он здесь. У него всегда множество вопросов.

Преданный: Он здесь, и Вигадха Мадхава тоже здесь.

Шридхар Махарадж: Вигадха Прабху повторяет одни и те же вопросы.

# 32:03

Различия между сампрадаями

Преданный: Я хотел знать, в чем состоит различие между четырьмя сампрадаями, учением Нимбарки, Вишну Свами.

Шридхар Махарадж: Если ты хочешь знать детали, ты должен обратиться к журналу «Гаудия», там ты найдешь детальное изложение. «Гаудия Патрика» публиковалась во времена нашего Гуру Махараджа, там ты найдешь подробное описание. В каком именно выпуске, я не могу сказать, но подобные материалы печатались в этом журнале. Но суть я могу изложить. Нимбарка — двайта-адвайта, Мадхвачарья — адвайта, Вишну Свами — шуддхадвайта и Рамануджа — вишиштадвайта. Изначальные ачарьи этих четырех сампрадай суть Шри, Рамануджа-сампрадая происходит от Лакшми Деви; Брахма, сампрадая Мадхвачарьи происходит от Брахмы; от Рудры ведет начало сампрадая Вишну Свами; Нимбарка происходит от чатухсан. Четыре сампрадаи и их философские доктрины известны как Рамануджа вишиштадвайта, Шри-сампрадая, Вишну Свами шудхадвайта и Шридхар Свами, прославленный комментатор «Гиты» и «Бхагаватам» Вишну Свами сампрадаи, он принадлежит к школе шудхадвайта-школе.

Современная Валлабха-сампрадая — это ветвь Вишну Свами сампрадаи. Нимбарка-сампрадая чатухсан, двайта и адвайта, и то и другое, но не ачинтья. Доктрина Махапрабху бхед абхед и необходимое качество ачинтья, демаркационная линия не находится в чьих-либо руках, это право закреплено за Ним, ачинтья. То, что произошло однажды, мы не должны думать, что это будет происходить каждый раз, это зависит от сладостной воли высшей реальности. Все, что мы находим в реальности, одновременно тождественно и отлично, и это не есть нечто застывшее, это зависит от Него. Он может изменить демаркационную линию и провести ее в любое время в любом месте. Ачинтья бхед абхед, двайта-адвайта.

Двайта — нечто близкое к Махапрабху, Нимбарка-сампрадая, они также поклоняются Радхе и Кришне, но свакия-бхаве, не паракия-бхаве, Нимбарка и Гаудия-сампрадая расходятся в этом моменте, паракия. Последователи Нимбарки в большей степени привержены арчане, пудже, поклонению соответственно Священным Писаниям, видхи, закон, правила и предписания Священных Писаний — главное для них. Но в Гаудия-сампрадае правила и предписания несколько ослаблены, на первом месте стоит нежность, любовь. Валлабха-сампрадая также шудхадвайта, они даже не используют слово «арчан», они говорят «сева», подобно тому как мы делаем в нашей среде, сева рага-марга с нежностью и любовью. Речь идет о служении с нежностью и любовью, а не в соответствии с правилами и предписаниями. Подобное поклонение присутствует и в Валлабха-сампрадае Вишну Свами. А Рамананда-сампрадая — это боковая ветвь Рамануджа-сампрадаи, однако определенные отклонения мы находим. Рамананда и Туласи Дас, ритуализм и склонность к освобождению, спасению.

Каждая сампрадая имеет свой комментарий к Веданте, Нимбарка-сампрадая, Мадхвачарья написал свою бхашью, Рамануджа написал шрибхашью, комментарий к Веданте, Вишну Свами также дал свою бхашью, Шридхар Свами, Гаудия-сампрадая имеет «Говинда-бхашью», различные интерпретации Веданты, но все они теистичны, все четыре поднаправления. Но Шанкара атеистичен, поскольку он не признает существование дживы, души, подобно Будде. Будда считает, что с растворением ментального тела всему приходит конец. Шанкара также утверждает подобное. Он говорит, что индивидуальность души воображаема, она остается лишь до тех пор, пока присутствует заблуждение. Когда оно исчезает с достижением освобождения, то индивидуальность души отсутствует, остается лишь недифференцированная масса сознания, масса света, но эта масса света обладает природой сознания.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.10.30.C82.11.01.A

«За именем должна стоять духовная реальность»

1982.11.01.B

«Искатели грандиозных явлений»

1982.11.02.C82.11.03.A

«Атма подобна солнцу»

1982.11.02.B

«Вымаливающие любовь и нежность»

1982.11.02.A

«Узел, связавший моё сердце»

1982.11.03.B

«Мы можем жить в севе»

1982.11.05.B

«Нет земли, которая никому не принадлежит»

1982.11.05.C82.11.06.A

«Положение человека»

1982.11.06.C82.11.07.A

«Связь с источником»

1982.11.06.B

«День Ухода Нароттама Тхакура»

1982.11.07.D82.11.08.A

«Область, где нет гарантий»

1982.11.07.C

«Твой выбор, джива»

1982.11.07.B

«Прикосновение Абсолюта»

1982.11.08.C82.11.09.A

«Сочетание рас»

1982.11.08.B

«Нектар не из этого мира»

1982.11.09.B

«Зрелый плод Вед»

1982.11.11.A82.11.12.A

«Я не видел Кришну»

1982.11.12.B

«Послание Шанкары»

1982.11.13.D82.11.14.A

«Капля, которая затопит мир»

1982.11.13.C

«Особая милость не для всех»

1982.11.14.A

«Живи и действуй в настоящем»

1982.11.15.D82.11.16.A

«Гирирадж Говардхан»

1982.11.15.C

«Контроль чувств»

1982.11.15.B

«Теизм для блага каждого»

1982.11.16.B82.11.17.A

«Миссия Великой Личности»

1982.11.17.C82.11.18.A

«Насилие и выбор приоритетов»

1982.11.17.B

«Путь к Анурага Бхаве»

1982.11.18.B

«Доверяй только одному источнику»

1982.11.18.C82.11.19.A

«Раскол после ухода Сарасвати Тхакура»

1982.11.19.D82.11.20.A

«Абсолют контролирует наше видение»

1982.11.19.C

«Сознание подразумевает присутствие личности»

1982.11.19.B

«Радха дасья — зенит нашего достижения»

1982.11.20.B

«Даива варнашрама»

1982.11.21.B

«Птицы одного пера летают в одной стае»

1982.11.21.A

«Переступить порог учения Иисуса»

1982.11.23.B82.11.24.A

«Убийство коровы»

1982.11.23.A

«Когда ментальное тело умирает»

1982.11.24.B82.11.25.A

«День ухода Шриниваса Ачарьи»

1982.11.25.B82.11.26.A

«Новости этого мира»

1982.11.26.B82.11.27.A

«Предался ли я?»