«Капля, которая затопит мир» 1982.11.13.D82.11.14.A
Капля, которая затопит мир
Шридхар Махарадж: «То был великий дар мне, я сумел оставить мои дурные привычки и столь велик теперь». Учитель, который сурово наказал ученика, можно провести такую связь, благодарность майа сите, написано в «Дхам-махатме» Бхактивиноды Тхакура. Существует Симантадвип, Симантини есть Дурга, она жалуется Гаурангадеву:
— Там, где солнце, нет тьмы, там, где Кришна, там нет майи, а я майа, поэтому я лишена связи с Тобой, мой Владыка. Как я могу жить?
— Нет нет, ты также совершаешь служение, ты связана со Мной, не печалься.
Такое утешение прозвучало, утешение от Высшего Авторитета. «Я и с тобой также, но на некотором расстоянии», но все же градация существует.
Преданный: Вопрос возникает в этой связи. Могу я задать вопрос? Материальный мир связан с трансцендентным миром, и когда Бог приходит, чтобы спасти, это рассматривается как лила, апракрита, присутствует градация степени.
Шридхар Махарадж: Что ты умеешь в виду, говоря «совершенная реальность»? Он совершенен только тогда, когда Он рядом с Радхарани, когда Он рядом с гопи, то Он минус… Измерение ниргуна не одно и то же повсюду, в ниргуне также присутствуют разные степени интенсивности, градация Вайкунтхи. Вайкунтха в целом ниргуна, но в ниргуне, соответственно степени интенсивности, существуют степени ниргуны.
Преданный: Я имею в виду, что, говоря о совершенной реальности в целом, я анализирую подробно.
Шридхар Махарадж: Ниргуна начинается с Брахмалоки, с Вираджи также можно сказать, ниргуна, граница, затем Брахмалока, ниргуна развивается, вплоть до Вайкунтхи, затем вплоть до Голоки, затем Вриндаван, в нем есть разные секции, ниргуна также дифференцирована.
Преданный: Но в позитивном также существуют степени, это лила.
Шридхар Махарадж: Да, лилу также следует измерять соответственно со степенью интенсивности, ниргуна. Область солнца, света не всегда одна и та же, а то, что нисходит в этот материальный мир, степени тьмы можно измерить, и степени света также можно измерить. И то и другое, свет и тьма, подвергаются анализу, степени. Холод и жара — общие понятия, но в этих явлениях также есть степени, повсюду присутствует градация, ачинтья-бхед-абхед, степени градации, возможность измерить. В целом измерение — это характеристика майического мира, но измерить можно даже в Безграничном. Хотя это Безграничное, но измерить можно, так нам говорят, поскольку градация имеет место в концепции Господа.
Преданный: Махарадж, мой вопрос таков: когда Господь приходит сюда, в материальный мир, Его явление трансцендентно?
Шридхар Махарадж: Что трансцендентно?
Преданный: Все, что связано с Богом.
Шридхар Махарадж: Нет-нет, положение Шишупала…
Преданный: То есть это негативная связь?
Шридхар Махарадж: Он был близок к Богу и в то же время далек от Него. Физически можно быть близко к Богу, физические реалии могут находиться рядом, но с точки зрения качества присутствует дистанция.
Преданный: А там, где присутствует позитивная связь с Богом?
Шридхар Махарадж: Позитивная связь с Богом опять же более или менее интенсивная. Почему ты подчеркиваешь это? Степень интенсивности. Почему ты исключаешь это из картины?
Преданный: Каков смысл этого?
Шридхар Махарадж: Разве Он не пребывает в сердце йоги? Это вопрос интенсивности. «Я везде, и Меня нигде нет. Я частично здесь, а там Я пребываю в высочайшей степени», почему ты игнорируешь это?
Преданный: Махарадж, есть ли разница между бренным и сверхъестественным?
Шридхар Махарадж: В бренном также существуют степени бренности, интенсивность майи, буквально говоря, больше майи, меньше майи — повсюду присутствует градация.
Преданный: Я говорю вот о чем, Махарадж, когда Бог приходит в материальный мир, Бог связан с материальным миром, то мир уже больше не материален, от трансцендентен.
Шридхар Махарадж: Что ты такое говоришь? Материальный мир. Бог приходит, что значит «приходит», приходит к кому? Бог приходит к плоти, такова концепция Бога? Он приближается очень близко к тебе, но Он не узнан. Приход Бога, что это означает? Он приходит к тебе. Чайтаньядев приходил, и Кришна приходил, но сколь многие могли узнать Его в качестве Кришны? Неужели телесная концепция близости будет критерием? Это все майа, с точки зрения подлинной оценки Он очень далек, а на поверхности кажется, что Он очень близко. С майической точки зрения очень близко, а с точки зрения реальности очень далеко. Когда Преданный, кажется, упал, но Кришна приходит, чтобы спасти этого Преданного.
Преданный: Рамачандра плакал по своей жене, что это такое? Это майа.
Шридхар Махарадж: Да, это шоу, спектакль с целью призвать людей выполнять некий долг.
Преданный: Он адхокшаджа, мы не можем распознать Целое, это все игра, спектакль, который демонстрируют нам для того, чтобы мы соответственно нашему положению смогли извлечь некий урок из этих примеров.
Преданный: Я именно это и имел в виду, эти лилы всегда ниргуна или…
Шридхар Махарадж: Ниргуна, и присутствует градация, не все получают одни и те же наставления, разные категории людей извлекают разные уроки из одной лилы. Когда Кришна выходит на арену в состязании Камсы, то представители разных категорий видят Его по-разному. Они не видят одно и то же, Он контролирует. Ниргуна, то, какое качество эманирует из Него, зависит от вкуса того, кто Его воспринимает. Кто-то воспринимает Его так, кто-то иначе, соответственно своему вкусу, и Он контролирует, то как Он открывает и показывает Себя той или иной категории, индивидуально или групповым образом, так Он открывает Себя, Он контролирует, ключ в Его руке, кому и как, и то и другое. Человек обретает представление о нем, какое представление и как он его обретает, это решает Он.
Преданный: Здесь есть один момент в теории перевоплощения, который мне трудно понять. Как душа получает благо, находясь в невежественном состоянии в теле животного?
Шридхар Махарадж: Когда посредники Господа каким-либо образом соприкасаются с этим живым существом, они являются носителями Истины, они используют эти живые существа каким-либо образом, и агьята-сукрити начинается здесь. Когда агьята-сукрити накапливается, человек получает посвящение, более высокий уровень. Например, человек теряет сознание, падает на улице, он не может позвать доктора. Прохожий призывает врача, и врач приводит этого человека в сознание, и тогда этот человек может сознательно сотрудничать с доктором, описать ему симптомы своего заболевания, нечто в этом роде. Когда человек находится в бессознательном состоянии, то только помощь извне может прийти к нему. Только помощь извне, помощь со стороны Бога может прийти к нему. Душа не может в этом состоянии никоим образом. Великого преступника держат в клетке и приковывают его цепью, держат его в кандалах. Любая помощь может прийти к нему извне. Камень может быть использован в служении, огонь может быть использован для приготовления прасада. Различные объекты и живые существа используются, постепенно в них развивается сукрити, и эти живые существа возвышаются. Они не могут проявлять инициативу, эти живые существа, но другие приходят к ним на помощь в этом их состоянии.
Преданный: Когда человек в обществе совершает преступление, его помещают в тюрьму. Он страдает в тюрьме, но он может думать о том, что он сделал.
Шридхар Махарадж: Не во всех случаях, некоторые заключенные выходят из тюрьмы и жестоко мстят, подобные случаи также встречаются, но люди разумные соглашаются с тем, что «да, я совершил преступление», определенная категория. Но другие не исправляются. Одни не исправляются, для других наказание является действенным.
Преданный: Они называют это реабилитацией, то есть наказание должно приносить некое благо. Он говорит: «Как душа, находясь в теле животного, каким образом это может принести благо данной душе, если она не способна думать?»
Шридхар Махарадж: Когда живое существо страдает, прошлая карма уменьшается благодаря страданию, и постепенно оно очищается.
Преданный: Оно становится более смиренным?
Шридхар Махарадж: Да, но связь с Кришной, с высшей областью может прийти только благодаря вмешательству Преданных, посредников того мира. Но обычное очищение в рамках тама гуны, раджа гуны и саттва гуны, это приходит с течением времени. В мире заблуждения присутствует саттва, раджа, тама гуны, циклическая система. Вначале кто-то берет в долг, тот, кто дает взаймы, потом ему нужно расплатиться, он освобождается от этого бремени. Беря у других, я могу наслаждаться, эксплуатируя других. Не эксплуатируя других, невозможно существовать, в этом майическом мире я вынужден эксплуатировать, а эксплуатировать означает брать в долг. Затем мы вынуждены опускаться вниз, и у этих людей появляется шанс эксплуатировать меня, таков этот цикл. Но для того, чтобы выбраться из этого порочного круга, необходима помощь, приходящая из мира жертвенности, благодаря которой моя душа будет возвышена до этого мира, она будет освобождена от этих ментальных окрасок, предрассудков — это сукрити.
Есть ли какие-то короткие вопросы? Если нет, то мы завершим на этом.
Преданный: Два с половиной часа мы уже… Может, завтра я задам вам вопрос?
Шридхар Махарадж: Вы понимаете, о чем я говорю?
Преданный: Нет, прошу прощения, я не понял.
Шридхар Махарадж: Теория Дарвина. Например, мы начинаем с обезьяны, что вы думаете? Александр, Ганнибал, Наполеон, Юлий Цезарь, мы пишем о них в учебниках истории, и вы помещаете некую гориллу, обезьяну в этот список и начинаете сравнивать их. Как это будет выглядеть для здравомыслящего человека? Кого он ставит в один ряд, связь с кем? Теория Дарвина, теория эволюции. Стандарт чистоты, стандарт теистической концепции должен присутствовать. Будда — атеист, Эпикур, Миль и Хьюм, все они атеисты. Если мы приходим к Христу, а начинаем с Миля и Хьюма, Эпикура, это будет нечто в этом роде. Одни говорят, что мы признаем только святых людей, но каков их стандарт святости? Может ли человек быть святым, не думая о Боге? Он не признает Бога, он думает лишь об освобождении и поклонении многочисленным святым, источникам морали. Существование Бога отрицается. Что это такое, мусор? Там, где отсутствует концепция, где не принимается существование Бога, — это все мусор, и сравнивать этих личностей с теистами было бы оскорбительно.
Преданный: Нет-нет, я не намеревался это делать, я говорил лишь о Вайшнавах.
Шридхар Махарадж: Вайшнавы, также сагуна и ниргуна, две категории. Шанкара и другие также поклоняются Вишну, Нараяне, столь многие, кто-то Кали, кто-то Шиве, но они не являются подлинными Вайшнавами. Они считают, что Вишну есть ниргуна, как говорит Гегель, «Он Сам по Себе и для Себя», эти два критерия должны присутствовать. Он Сам по Себе, никто не породил Его, и Он для Себя. Он не существует для того, чтобы удовлетворять некое другое существо, это Вишну, Нараяна, а тот, кто был рожден, тот, кто смертен, эти существа не относятся в данную юрисдикцию. Выдуманный Вишну и выдуманные Вайшнавы, все пребывает в воображении; когда воображение заканчивается, то ничего не остается. Какова ценность такого вайшнавизма?
Преданный: Есть один человек в Америке, он поклоняется Раме.
Шридхар Махарадж: То же самое Рама. Рама — сагуна, Рама был создан, и Раме пришел конец, он говорит примерно так, вечно существующий, и самая главная Его черта — Он для Себя. Он не призван удовлетворять другие существа, все для Него. Он единственный наслаждающийся, это лила, бхакти, бхагаван, ахайтуки апратихата, то, чему невозможно противиться. Это движение, которое не имеет причины и которому невозможно противиться, ниргуна, а временное порождение не есть ниргуна, это выдумка, ложное представление, ограниченная концепция истины, скорее заблуждение, ложное понимание. Мы прежде всего должны понять различия между теизмом и атеизмом и их различные формы, этапы. Люди говорят: «О, это очень хорошая книга», но конечный результат, реакция — абхас. Обычные, глупые люди аплодируют. Каждое действие имеет следствие, и ложная философия, вы будете ответственны за то, что они сбились с пути, пали жертвой этой ложной философии.
Преданный: Я боюсь, именно поэтому я пришел сюда.
Шридхар Махарадж: Вы должны сами знать, что есть что, это не очень дешево.
Преданный: Я хочу, чтобы они почувствовали любовь к Кришне.
Шридхар Махарадж: Махапрабху говорит: «В этой человеческой расе Кришна-премы нет в этом мире, одной единственной капли достаточно, чтобы наполнить все мироздание». Концепция подобного явления, одной капли достаточно, чтобы затопить все творение. Кришна-према, Божественная Любовь к Кришне такова, ее никогда невозможно обнаружить в человечестве, во вселенной. Она столь ценна, ее невозможно найти везде и повсюду. Как обрести это явление? Когда он дал тебе это вдохновение идти и говорить о Нем, мы можем это делать, и тогда Он будет поддерживать тебя. Когда мы обретаем подобное вдохновение: «Говори обо Мне, дай Меня миру», то Он будет стоять за нами, чайтья-гуру. Кавирадж Госвами говорит: «Не я пишу, но кто-то делает меня инструментом, заставляет меня писать». Санатана Госвами говорит: «Кто я такой? Я описываю гарем Кришны, Дварака-махиши: эта махиша такая-то, эта махиша такая-то, этой царице присущ такой темперамент, этой другой темперамент, это сравнение. Как я смею посягать на гарем Кришны и описывать различные умонастроения Его цариц? Но кто-то водит моим пером и заставляет меня писать, я лишь инструмент». Подобные произведения здоровы, они помогут людям обрести Кришну. В противном случае, когда Девариши Нарада пришел в Бхадарикашрам, им были даны 10 шлок.
Какими бы красивыми Писания ни были, если Кришна отсутствует, то это мусор; если Кришна присутствует, но поэтические декорации могут отсутствовать, все же такое произведение — источник жизненной силы, позволяющий совершать прогресс в жизни. Следует понять, что есть что, что есть Бог, что есть не Бог, что есть теизм, что есть атеизм. Столь многие теистические системы были даны светилами, лидерами религиозного мира. Мы должны знать и понимать, что есть что, видеть различия, и затем, когда к вам придет вдохновение, вы можете идти вперед. Частицы этого безграничного нектара будет достаточно, я цитировал слова Махапрабху, одна капля способна затопить весь мир, как это сделал Свами Махарадж: никаких денег, никакой поддержки, он лишь действовал с сердцем в груди и с Богом над головой, ступил на американскую землю, и все пришло к нему на помощь. Чистое сердце, которое исключительным образом предано Кришне, стремление одарить милостью Кришны, за 10 лет подобное чудо было совершено через него, это не работа человека.
Преданный: Я чувствую, что у меня нет качеств писать.
Шридхар Махарадж: Эксклюзивная Преданность исключительного характера, мир полон мусора (имеется в виду никуда не годного знания), необходимо отвергнуть это. «Столь многие религиозные гении по прошествии многих-многих рождений и смертей осознают Мое положение, кто Я в действительности», — говорит Кришна. «Мы часть этой реальности, мы не есть нечто малое, — такой бывает гордость, — мы также часть солнца, нами не следует пренебрегать», такого рода эгоистическая гордость пленяет их. Но когда они способны соприкоснуться с реальностью, тогда они преклоняют головы, это великое Безграничное, насколько оно велико, самопредание. Нет иной альтернативы, кроме как вручить себя Целому целиком и полностью. По Его милости, если Он открывает себя, этот Пурушоттама Васудев, то вся гордость таких людей, многочисленных философов, ученых, они склоняют головы. Неведомый и непостижимый, может быть ведом лишь Его милостью, доброй волей.
Никакой иной капитал на этой стороне не достаточен для того, чтобы описать Его и дать миру, поскольку это не явление такого типа: я возьму и буду распространять Его. Нет, мы можем лишь быть инструментами в Его руках, ты можешь быть использован. Ты не можешь использовать Его в твоих целях, Он не является товаром на рынке. Самопредание, а затем ты обретешь Его соответственно степени своего самопредания. Он возложит на тебя бремя определенного долга: делай то-то и то, такая работа начнется, и это служение. Вдохновение придет из этого центра, ты Его, ты не являешься независимым существом, ты раб. Он для Себя, все и вся есть инструмент, орудие Его действий, Его лилы, это нормальное положение. В противном случае болезненная позиция, тогда как это здоровая позиция — стать инструментом целиком и полностью, именно это говорит «Бхагаватам».
Толика зависти, если ты не способен принять подобный символ веры, это говорит о том, что в тебе живет зависть. Ты не в силах терпеть самодержавие абсолютного блага, в тебе что-то не так. Что-то не так во мне, поскольку я не в силах терпеть самодержавное положение Абсолютного блага. Он по Своей сладостной воле будет раздавать Себя, достигнет всех уголков этого мира, и если кто-то хочет ограничить это благо, то ему присуще демоническое настроение. Полная покорность, самопредание, и тогда Он низойдет. Ни ученость, не выдающаяся память не способны пленить Его. Благодаря этому мы можем пленить Его и дать другим. Ни красноречие, ни поэтический талант, все это не есть квалификация, позволяющая дать Его этому миру. Обширные академические познания, даже если речь идет об их совокупности, то они не могут открыть Его. Все права закреплены за тем, кого Он выбирает, кому Он хочет открыть Себя, тот может знать Его и лишь в той степени, в определенной степени. Это опять же Его решение, Он свободен во всех отношениях, все права закреплены за Ним, все остальное суть заблуждение, плавание в разных степенях заблуждения, разных стадиях, измерениях. Это ниргуна, после подлинного освобождения мы соприкасаемся с этим миром.
Мы можем уловить волны этой фундаментальной субстанции, в противном случае Он неведом и непостижим. Ограниченное не может знать Безграничное, Безграничное может открыть Себя ограниченному существу, и это наше утешение. Мы следуем определенному пути, и, чтобы стать квалифицированными, мы должны терпеливо следовать руководству Его посредников, и так мы сможем прогрессировать, идти домой, идти вперед, пранипад, парипрашна и сева. Интеллектуальный подход не есть подлинный подход в этой трансцендентной области, интеллект не имеет ничего общего с этим явлением, Его сладостная воля. Когда Он нисходит, я говорю: «О, вот Он каков». Я обрету представление о Нем, когда Он открывает Себя мне, это чудо. Говорится о дживе, она столь чудесна, что говорить о Параматме, Нараяне и Кришне, это тайна тайны, самое таинственное. Рупа Госвами говорит, вдохновленный Чайтаньядевом: клешагни. Тот, кто должным образом вручает себя Кришне, клешагни, бхакти, подлинная Преданность. Первый эффект — это клешагни, все виды страданий уходят, затем субхада, благо станет зримым, затем третья стадия, даже освобождение будет казаться чем-то очень незначительным.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.