«Твой выбор, джива» 1982.11.07.C
Твой выбор, джива
Шридхар Махарадж: Существуют многие великие личности, которые говорят о карме. Есть другие — говорящие об отречении, гьяне, и существует еще одна категория — стремящиеся к служению, преданности. Происходит столкновение между этими тремя группами, и внутри каждой группы также есть конфликт. Русские коммунисты и китайские коммунисты, существуют также различные категории коммунистов, есть внутренние расхождения. В Америке есть республиканцы и демократы, тонкие различия существуют между двумя этими группами. Грубое и тонкое, чистое и нечистое, и каждый является гарантом своего будущего в конечном счете. Мы должны пойти на риск, мы должны быть искренними, в конечном счете моя судьба, моя удача находится в моих руках, свободная воля дживы. Милость может прийти, а может не прийти. Она приходит также к людям достойным, не к лицемерам, поэтому индивидуальные усилия в духовной жизни не могут быть отвергнуты. Выбирает ли человек самопредание или выбирает позицию сохам — я превыше всего, следует идти на риск самостоятельно. Мы не можем сложить с себя ответственность за наше будущее, за нашу судьбу. Шаранагати, также присутствуют два явления: марджара-ньяя, позиция подобная котенку, и марката-ньяя, некое свободное действие. Обезьянка цепляется за мать, и она носит ее повсюду, тогда как кошка носит котенка, два вила шаранагати. Выбор Махапрабху — марката-ньяя, у дживы есть свободная воля, какой бы малой, ограниченной она ни была, но она есть. Кришна говорит: «Я не несу ответственность. Я не ответственен за эти различия в мире, это его природа принимать на себя ответственность за свое прошлое, настоящее и будущее всегда, поскольку живое существо наделено частицей свободной воли». Сознание подразумевает наделенность свободной волей, она мала, но она есть.
Когда Британцы покинули Индию, они разделили страну на Хиндустан и Пакистан, и главам регионов был дан выбор: присоединиться к одному либо другому. Махараджа Кашмира оказался в затруднительном положении, подданные главным образом мусульмане, и географически территория очень близка к Пакистану, но он был индусом, и он колебался, к какой стороне ему присоединиться. Но Пакистан устроил так: через племена, живущие в горах, атаковал Кашмир, и тогда он выбрал Хиндустан. Хиндустан послал войска, последний вице-король помог ему, и они сумели остановить туземцев, были посланы танки, и Пакистану пришлось отступить. Джавахарлал и Ганди предоставили жителям Кашмира возможность выбирать, Пакистан или Хиндустан, но не все согласились с этим условием. До сих пор продолжается этот конфликт, граница не является фиксированной. Британцы предоставили лидерам общества возможность выбора. С одной стороны — майа, с другой стороны — служение и наслаждение. Ты джива, ты решай, твой выбор за тобой. Какой бы малой ни была твоя свобода, тебе решать, какую сторону выбирать: эксплуатацию или самопожертвование. Ты свободна в своем жизненном выборе, ты должна принять бремя ответственности, какой бы малой ты ни была, ответственность принадлежит тебе, это решение. Повсюду этот принцип следует применять, на каждой стадии нашей жизни. Этот момент, который трудно распознать, называется бхагьям, наиболее тонкое явление, практически воображаемое явление, но оно есть.
Преданный: У нас есть один юноша в Лондоне, который говорит: «Если Бог знает прошлое, настоящее и будущее, почему он позволил нам оказаться в таких затруднительных обстоятельствах, испытывать такие страдания? Почему Он позволил нам оказаться в этом положении?»
Шридхар Махарадж: Чего он не признает, этот юноша?
Преданный: Ему не нравится представление, согласно которому Бог позволил дживе оказаться в этой ситуации страданий.
Шридхар Махарадж: Кто позволил, Бог? Бога следует винить? Но они говорят, что Бога нет, только ты существуешь. Но что означает твое существование? Определенную величину, то есть ответственность лежит на тебе, если ты признаешь, что ты существуешь, то что есть это «ты»? Если ты проанализируешь, ты увидишь, что ответственность за твою судьбу пребывает в этом нечто.
Преданный: Гуру Махарадж, Вираха Пракаш Махарадж спрашивает: «Читая «Брихад Бхагаватамритам» мы видим, что Санатана Госвами находится в мадхурья…»
Шридхар Махарадж: Санатана Госвами вступил в измерение сакхья, там Гопа-кумар приходит в измерение сакхья, а мадхурья, Санатана Госвами в целом описывает измерение сакхья. Гопа-кумар вошел в сакхья-расу, и там он мог почувствовать, что есть мадхурья-раса. До известной степени это возможно в том измерении, на этом Санатана Госвами останавливается.
Преданный: Но почему он зашел лишь настолько далеко?
Шридхар Махарадж: Эта ответственность была возложена на Рупу Госвами, и она была осуществлена до Санатаны. Хотя формально Рупа был учеником Санатаны и младшим братом, но когда Махапрабху вернулся из Вриндавана, Он встретил Рупу Госвами в первую очередь в Аллахабаде и учил его там. Главным образом его обучение относилось к рага-маргу, и Он сказал Рупе: «Я являюсь источником твоего вдохновения». На Рупу Госвами было возложено бремя этой ответственности, описать природу мадхурья-расы. Затем в Бенаресе на протяжении двух месяцев Махапрабху учил Санатана, и главным образом предметом обучения был вайди-марг, лишь до некоторой степени рага-марг. Таким образом, поскольку Рупа Госвами был принят в качестве первого ученика Махапрабху, его имя идет первым, Рупа-Санатана, не Санатана-Рупа. Хотя Рупа был учеником Санатаны и также младший брат, соответственно уважению в его адрес его имя идет первым, Рупа-Санатана. Поскольку он был первым учеником Махапрабху, потом Санатана, разница в несколько дней, но все же и ему была доверена эта задача, описать рага-марг, тогда как Санатан лишь вайди-марг и малая толика рага-марга. Джива Госвами вновь, еще более низкий уровень, подтвердить то, что дали Рупа и Санатана, на основании цитат из Священных Писаний, логическая аргументация. Эта задача была доверена Дживе Госвами, различные виды служения.
Преданный: Вираха Пракаш Махарадж также говорит: «В «Брихад Бхагаватамритам» Санатана Госвами упоминает Гопала-мантру. Что это такое?
Шридхар Махарадж: То, что Махапрабху получил от Ишвары Пури, Гопала-мантра. Махапрабху получил от своего Гуру Гопала-мантру. Но сам Махапрабху вдохновил Санатану Госвами представить шастры, провести различия и фиксировать мантры. Санатана Госвами соответственно его наставлениям дал нам иную мантру, состоящую из других слогов, и все они пригодны. Он не понимает, что я говорю, объясните ему.
Преданный: Я понимаю.
Преданный: Гуру Махарадж, на какой стадии Преданный может отказаться от авторитета, который позволяет ему прогрессировать в Сознании Кришны? На какой стадии ученик отказывается от концепции авторитета, кого-то вышестоящего в Сознании Кришны.
Шридхар Махарадж: Под авторитетом подразумевается внешний авторитет? Когда он обретает прямую связь с внешним миром, он не следует никакому посреднику. Когда достигается связь с Высшим Авторитетом, посредник отсутствует, нет необходимости в посреднике. Внешне это может быть так, но внутренне всегда присутствует посредник, Гуру всегда над его головой, внутренний посредник. Но внешне он может не чувствовать необходимости в том, чтобы консультироваться с шастрой или садху.
Преданный: Это высокая стадия?
Шридхар Махарадж: Когда он обретает прямую связь с высшим миром, он может не полагаться на Писания, предназначенные для людей с более низким уровнем понимания, реализации. Он не прислушивается к мнению людей в обществе и даже Священных Писаний.
Преданный: Но в таком состоянии, на этой стадии человек может оправдывать действия, которые могут быть противоречащими.
Шридхар Махарадж: Есть другие посредники, которые скажут, что в Ведах сказано то-то и то. Но Веды, Писания, карма-канди, гьяна-канди, градация присутствует в Писаниях, и все Писания лишь указывают направление, но указывают лишь до известной степени, они не могут пойти дальше. Шрути, раса Кришны, когда шрути вошли в расу Кришны, они просили прощения, они говорили: «Мы не сумели представить Тебя должным образом. Ты столь сладостен и столь игрив, мы не сумели это сделать, пожалуйста, прости нас за наше оскорбление». Понимаете? Веда просит прощения: «Ты столь прекрасен, столь игрив. Мы не сумели выполнить наш долг, мы не поняли, не увидели, каков Ты». Они лишь указывают направление, говорят: «Он в той стороне». «Тот, кто знает Веды и кто является источником Вед, смысл Вед, все это Я. Веда происходит из Меня, и Я происхожу из Вед. Я послал Веды, чтобы помочь вам, помочь тем, кто лишен квалификации».
Преданный: Гуру Махарадж, я слышал, что многие санньяси в Гаудия Матхе называют вас Шикша Гуру, они принимают вас в качестве авторитета, это правда? Я видел, что они приходят, иногда задают вам вопросы.
Шридхар Махарадж: Не все, но некоторые из них считают, что могут получить от меня некоторую помощь. Та малая реализация, которая есть у меня, они приходят ко мне в поисках этой реализации, этой помощи, они считают, что могут научиться чему-то из моего опыта.
Преданный: Мы уверены, что это не просто формальность.
Шридхар Махарадж: А Свами Махараджа вы включаете в Гаудия Матх? ISKCON, признают ли они меня? Лишь малая часть последователей ISKCON меня признает.
Преданный: Свами Махарадж считал себя частью Гаудия Матха. В 4-й песне «Бхагаватам», в описании того, как Пуранджана становится женщиной в своей следующей жизни, он говорит о том, что это движение было начато Бхактивинодом, продолжено Бхактисиддхантой, это движение Сознания Кришны, частью которого мы все являемся. Мы все духовные братья, мы можем иметь расхождения во мнениях, но мы все распространяем Сознание Кришны соответственно нашим способностям. У нас могут быть сотни и тысячи учеников по всему миру.
Преданный: Гуру Махарадж, наш Гурудев сказал, что концепция Храма Понимания, что этот храм должен быть построен под вашим руководством, следуя вашим наставлениям, и я прошу вашего позволения подготовить вопросы, относящиеся к различным уровням, описанным в «Брихад Бхагаватамритам». Не могли бы вы описать нам, как должны выглядеть эти картины, диорамы, изображающие Сатьялоку, Джанар, Тапа, Бхур, Бхувар, Шивалоку, Вайкунтху, различные измерения бытия?
Шридхар Махарадж: Я могу помочь людям, которые этим занимаются, в настоящее время я не могу полностью описать. У меня была идея построить храм здесь, в котором было бы отражено учение «Брихад Бхагаватамритам», но эта работа была очень дорогостоящей. Когда я спросил инженеров, архитекторов, сколько это может стоить, они сказали, что это будет очень дорого. Это было давно, 40 лет назад. Когда Свами Махарадж приехал, я рассказал ему о том, что таким было мое желание, но я не сумел его осуществить из-за отсутствия денег. Если вы хотите, вы можете осуществить этот проект, и он принял это предложение. Он попросил своих последователей проконсультироваться со Шридхаром Махараджем, создать план и храм соответственно этому плану. Последователи пытались вначале, но сейчас я не знаю, какова судьба этого плана.
Преданный: Поэтому я прошу вашего позволения. Парват Махарадж очень серьезно настроен, он хочет осуществить.
Шридхар Махарадж: Да, та малая помощь, которая возможна в моем преклонном возрасте, я постараюсь эту помощь оказать. Но эту работу должен выполнять тот, кто является знатоком различных теологических положений.
Преданный: Махарадж, возможно, в «Гаруда Пуране» сказано, что чистый бхакта встречается крайне редко, и если мы говорим, что лишь малое количество людей, считанные единицы признают вас, это потому что то, что вы даете, очень редкое, высочайшего качества.
Шридхар Махарадж: Может быть, да, тот, кто в состоянии осознать тонкое положение, градации Царства Любви, по крайней мере я думаю, что то, что я слышал от моего Гуру Махараджа и нашел в Священных Писаниях, в большей или меньшей степени я могу представлять это. Мой Гуру Махарадж также чувствовал удовлетворение относительно моего понимания Гаудия-сиддханты. Он говорил это, и некоторые мои друзья также придерживаются такого же мнения. В целом он был удовлетворен моей реализацией в отношении Гаудия-сиддханты. Понять, осознать и постараться выразить, каким образом учение рупануга занимает высочайшее положение. Положение Шри Рупы — высочайшее положение, понять это посредством сравнительного изучения. Таким-то и таким образом это явление занимает высочайшее положение, следовать ему и в большей или меньшей степени интенсивности, более поверхностно и более глубоко, но достичь этого положения, искренне осознать, почувствовать, что это явление занимает высочайшее положение, что дано Махапрабху, рупануга. Почему, как, некоторое представление и вопрос интенсивности, глубины этого понимания. Каким образом это явление может быть зенитом нашей реализации, наша высочайшая цель — иметь представления об этом. Структура здания есть, и мы должны сделать его фото в сердце, и в то же самое время развитие, украшение, декорации, также фундамент этого здания, некоторые представления о природе этого храма. Это явление относится к категории милости, в любую секунду это явление может быть отозвано.
Преданный: Гуру Махарадж, в «Нектаре Преданности» говорится, что было время, когда Кришна захотел наслаждаться в качестве Радхи и Кришны. Было ли время, когда Они не были разделены?
Шридхар Махарадж: Это не вопрос времени. Они оба вечны, это написано в поэме Сварупы Дамодара Госвами. Есть стих, написанный им, в нем говорится: «Положение Радхи и Кришны таково, что Они неотделимы друг от друга». Кришна заключает в себе принцип любви, и эта потенция, когда она воспринимается отчетливым образом, воспринимается как Радха. Радхарани является особой, специфической, высочайшей потенцией Кришны во всей своей полноте. Поэтому Они суть одно и то же, одно явление, одна сторона. Одно начало не может жить без другого, это автоматически, субстанция и потенция. Кришна есть субстанция, а Радха — потенция. Потенция не может существовать независимо от субстанции, и субстанция не может существовать независимо от потенции. Одно и то же явление — Радха-Кришна. Она есть хладини, высочайшая потенция Кришны, которая заключает в себе сат, чит и анандам.
Хладини означает анандам. Анандам предполагает сознание и существование, но камень обладает существованием, он не обладает ни сознанием, ни блаженством, а сознание предполагает существование, но может отсутствовать блаженство. Однако блаженство, или экстаз, анандам, уже предполагает наличие существования и сознания. Хладини-шакти, экстатическая потенция, представляет всю потенцию в высочайшем смысле, и это Радха. Поэтому Радха и Кришна суть одно, по этой причине Они суть одно явление, одна душа. Мы видим во Вриндаване Они разделяются на две личности, происходит Их лила и другие параферналии эманируют из Них. Кто есть Чайтаньядев? Когда Они вновь объединяются, Они становятся Чайтаньядевом. В древности, в Двапара-югу мы видим Голока-лила, Радха-Говинда разделены, но если посмотреть с точки зрения единства должным образом, можно увидеть, что Они суть одно. Какой будет природа этого одного? Это Чайтаньядев, когда Они объединяются, Они становятся Чайтаньядевом, внешняя часть — Радха, а внутренняя часть — Кришна. Когда Кришна обнимает свою потенцию, то Он играет роль потенции, субстанция играет роль потенции.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.