«Связь с источником» 1982.11.06.C82.11.07.A
Темы лекции:
Гуру-парампара. В беседе принимает участие Шрипад Джаджавар Махарадж, духовный брат Шрилы Шридхары Махараджа, и отвечает на вопросы собравшихся (большая часть этого фрагмента на бенгали и присутствует только в оригинальной дорожке).
Воля Высшего Начала, стоящая за откровением о нём.
Вопрос о тонких психических силах.
Связь с источником
Шридхар Махарадж: Отклонения согласно вашему Гуру Махараджу, те, кого мы рассматриваем не как садхана-сиддха, но как нитья-сиддха. Его принятие Гуру формально, он уже занимает свое положение и может распознать, что будет подходящим каналом нашего знания, с помощью которого мы можем достичь желанной цели в этой жизни. От Баладева мы переходим к Бхактивиноду и затем Гауракишор Бабаджи Махарадж, он также происходит от Джаганнатха непосредственно и Гауракишор Бхабаджи Махарадж через Бхагавата Бабаджи Махараджа связан с Джаганнатхом. Гауракишор Бхабаджи Махарадж хотел слушать объяснения «Бхагаватам» от Бхактивинода Тхакура в Годрума-двипе, Сваруп Ганже, там находится старый бхаджан-кутир Бхактивинода Тхакура. Там есть место, где находится небольшая хижина, где Гауракишор Бабаджи сидел и слушал, когда Бхактивинод Тхакур объяснял «Бхагаватам», главным образом он приходил туда, чтобы слушать «Бхагаватам» от него. «Бхагаватам»-Гуру до известной степени для него был Бхактивинод Тхакур. От Джаганнатха Бхактивинод Тхакур пришел, и затем наш Гуру Махарадж, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупад, который привел в гармонию все это и дал систематическую линию мысли, собрав суть из всех возможных источников, полезную для нашей будущей жизни. Нечто в высшей степени благотворное, такова линия, и Нароттам Тхакур есть сияющая звезда в линии. Практически весь Манипур и многие другие места (обитатели этих мест были обращены).
Бхактивинод Тхакур также написал свои песни, которые носят в высшей степени научный характер и благотворны для нас. Песни Нароттама Тхакура в некоторой степени сентиментальны, тогда как песни Бхактивинода Тхакура носят более систематический характер, чтобы мы могли понять. А чувство, сантимент мы находим в интенсивной степени в песнях Нароттама Тхакура, тогда как систематический образ мысли можно найти в Бхактивиноде Тхакуре. В целом мы принадлежим к семье Нароттам-паривар, и теперь, где-то модифицируя эту формулировку, мы можем сказать, что мы принадлежим к семье Бхактивиноды Тхакура. Я написал поэму, я не могу вспомнить санскрит, Шука и Вьяса. Вьясадев был грихастхой, а Шукадев был брахмачари, и Вьяс был у Шукадева учителем «Бхагаватам». А Бхактивинод Тхакур также был грихастхой и учителем Прабхупады, который, подобно Шукадеву, был брахмачари на протяжении всей жизни. Я сравнил Прабхупаду с Шукадевом, а Бхактивинода Тхакура — с Вьясадевом, владыкой, знатоком всех Писаний, необходимых нам. Прабхупад распространил это знание Писаний подобно тому, как это сделал Шукадев: дал это знание интеллигенции, образованным людям своего времени. Прабхупад играл роль Шукадева, акумар—брахмачари, и он дал это знание людям. Шукадев получил это знание от Вьясадева, в данном случае Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур — от Бхактивиноды Тхакура, таково наше видение Гуру-парампары и Нароттама Госвами Прабху.
Есть ли у кого-то вопросы, любые вопросы?
Преданный: Трансцендентный звук, вы сказали на днях, не может происходить из магнитофона. Вы сказали, что за этим должно стоять нечто. Записи бесед вашей Божественной Милости или записи голоса нашего собственного Харинама Гуру, Свами Махараджа, носят трансцендентный характер эти магнитофонные записи или этот звук нужно слушать от человека непосредственно?
[Шридхар Махарадж пересказывает этот вопрос на бенгали Шрипаду Джаджавару Махараджу, который находится у него в гостях. Джаджавар Махарадж дает ответ. Шридхар Махарадж просит Акшаянанду Махараджа перевести на английский]
Акшаянанда Махарадж: Это зависит от того, какой характер носит звук, от желания Махапрабху, подобно тому как Рупа Госвами был уполномочен желанием Махапрабху.
Шридхар Махарадж: Я хотел бы пояснить ответ. Когда я только что присоединился, меня послали в общество Неми Махараджа в Бенарес. Я давал высокую оценку его объяснениям «Бхагаватам» и другие также. Неми Махарадж сказал мне: «Сейчас здесь создана определенная атмосфера, и если мы получим указание построить здесь наш собственный центр, купить землю и т. д., то я сумею это осуществить. Но это должно быть санкционировано авторитетом, но я опасаюсь, что в этом случае моя пратиштха возрастет, и я не могу написать об этом письмо Гуру Махараджу». Тогда я написал об этом письмо Гуру Махараджу, мол, Неми Махарадж создал здесь благоприятную атмосферу и если мы постараемся, мы сможем организовать здесь наш собственный центр.
Бенарес — это важное место, где присутствуют представители многих религиозных групп, и мы нуждаемся в нашем собственном месте. Чтобы упрочить здесь наши позиции, нужно открыть свой собственный центр. В то время мы находились в арендованном доме, там также были установлены Божества. Ответ не поступил прямо ко мне, но генеральный секретарь написал мне: «Мы уже знаем, что Неми Махарадж проповедует очень успешно, вы постарайтесь слушать его аналитические объяснения «Бхагаватам», благодаря этому вы получите многое». Но он никак не упомянул перспективу создания центра. По прошествии некоторого времени туда приехал Прабхупад, чтобы установить Божество или по какому-то случаю, и неожиданно он сказал мне, возможно, когда мы находились с ним наедине: «Каким будет эффект карма-канды? Что есть карма-канда? Использовать нашу энергию с целью удовлетворения наших собственных чувств, не ради удовлетворения Кришны. Какой прок в том, чтобы строить что-то, исходя из наших собственных прихотей? Лишь то, чего желает Кришна, мы будем выполнять это желание, то будет служение». Он привел пример: «Например, Господь или Вайшнав сказал: «Мне нужен цветок». Когда я принес ему цветок и собираюсь отдать его, он говорит: «Нет, цветок мне не нужен, принеси воду». Если в это время я буду настаивать, говорить: «Вы уже попросили меня принести цветок, пожалуйста, примите его», то будет карма-канда, навязывать мою волю ему. Это не есть служение, поскольку он независим, он может дать какое-то указание и аннулировать его, он занимает подобную позицию, он не связан своим прошлым желанием, он независим, такова его природа».
Воля — это все и вся, он может выразить свое желание, может отозвать его, его положение таково, независимость подобного качества и характеристики природы. Также могущественные брахманы способны подарить что-то и способны все отнять, как в случае Парашурамы. Карна пришел под видом брахмана и учился у Парашурамы, и в конце Парашурама понял, что перед ним не брахман и спросил Карну. Карна не был брахманом, и произошло одно происшествие, когда Парашурама уснул, его голова находилась на коленях Карны. Индра в виде червя проник в тело Карны и укусил его. Когда Парашурама проснулся, он увидел много крови и спросил: «В чем дело? Ты не брахман. Ты, должно быть, кшатрий. Почему ты пришел ко мне? Ты получил от меня все эти знания относительно оружия. Я проклинаю тебя, в то время, когда ты будешь больше всего нуждаться в этом знании, ты забудешь все». Таким образом все, что он дал, он забрал, свободная воля такой природы, если необходимо, эта воля может быть аннулирована.
Столь многие политики иногда выпускают какое-то решение, утверждают что-то, но, если необходимо, они могут аннулировать это решение, что служит благу. Писания подобны этому, книги написанные Махатмами, книги содержат наставления, сообщаемые посредством множества символов, букв. Эти наставления обладают такой же определенной ценностью, но все же меньшей ценностью, чем источник этих наставлений. И воля, центр, из которого исходит вибрация, если по-прежнему присутствует связь с источником, тогда эти наставления будут действенны. Наш Гуру Махарадж по телефону давал Харинам одному человеку, который находился в Дакке на смертном одре. Этого человека рекомендовали ему ученики, он давал посвящение по телефону, связь присутствовала. Когда же эти наставления зафиксированы в книге, магнитофон подобен книге, но источник этих наставлений, первостепенным значением обладает связь с этим источником. Я повсюду и Я нигде, все во Мне и ничто не во Мне, ачинтья бхед абхед. Он может отстраниться и также может пронизывать собой все сущее, это Его воля.
Многие из нас могут читать шастру, но бывает так, что люди читают шастру, но не получают благо от этого чтения, речь идет о связи с источником этих наставлений. Дурваса проклял Шакунталу: «Ты пренебрегаешь мной и медитируешь на своего мужа. Я уважаемый гость, ты игнорируешь меня, и когда ты вновь встретишь мужа, он не сумеет тебя вспомнить», так он проклял ее. Затем подруги Шакунталы пришли и стали умолять риши, просить его отозвать это проклятие. Тогда он изменил его и сказал: «Если она покажет какой-то знак, связанный с тобой, он вспомнит тебя», таким образом. Воля — это то, что приходит, будучи не отрезанным от своего источника. Источник силы, и те, кто связаны с этим источником, также обладают этой силой до известной степени, силой препятствовать или открывать ворота этому потоку. Не нужно думать, что если у меня есть кассета с записью, то я получил эту личность, я в полной мере обладаю, это невозможно.
Но тем не менее магнитофон служит проводником, подобно тому как шастры служат проводниками, но наше внимание должно быть направленно на то, чтобы стать квалифицированными читать шастру. Обычное, заурядное чтение в интеллектуальном смысле не поможет нам, но подлинное чтение через его посредника, с помощью его посредника, если я читаю шастру, то это чтение будет благотворным. В противном случае в силу обманывающей меня природы я буду проецировать мой собственный смысл на то, что написано в шастре, как это сделал Шанкарачарья, который ложно интерпретировал Веды. Он не попытался извлечь истинный смысл Веды из нее, но проецировал свое собственное мнение на Веду и дал это явление нам. Махапрабху обвинил его в этом, Шанкарачарья не принял учение Веды таким, какое оно есть, подобно тому как Свами Махарадж написал «Бхагавад-гиту как она есть». Многие другие люди модифицировали учение «Гиты», опираясь на свой собственный интеллектуальный опыт, и это не есть истинный смысл «Гиты» или Вед, в этом Махапрабху обвинил Шанкарачарью.
Это моя вечная молитва о благе вас всех, общая рекомендация. Рупа Госвами также, не только то, что Махапрабху дал ему непосредственно, но также за пределами этого. Он сказал: «Я вдохновляю тебя, Я обращаю к тебе Мою благую волю, и, когда это будет необходимо, эта воля поможет тебе встретиться с любыми возможными трудностями, когда ты попытаешься опровергнуть оппозицию». Это сработает, Моя свободная воля поможет тебе, придет тебе на помощь, когда ты будешь нуждаться в этой помощи. Это сказал Махапрабху Рупе и Санатану, шакти санчар означает это, благая воля. Без помощи звука это также возможно, благая воля утверждает Тебя в разных измерениях, даже без помощи звука помогает окружающим личностям и реалиям. Думать о ком-то хорошо. Гуру желает блага своим ученикам, и благодаря этому они могут процветать, могут достичь объект поисков. Добрая воля, благие намерения и также пожелания, с одной стороны — воля, желание посылающей стороны, с другой стороны — качество принимающей стороны, и только тогда, когда обе стороны наделены должными качествами, произойдет передача. Таким образом гуру лакшан, качества Гуру, и шишья лакшан, качества ученика, и когда они присутствуют и там и там, возможно взаимодействие.
Электричество не может проходить сквозь любой материал, есть непроводящие материалы. Необходима восприимчивость ученика, эта восприимчивость также играет роль, а иначе эффекта не будет, взаимодействие будет отсутствовать. Если семя сажают в каменистую почву, растение не вырастет. Это явление модифицируется, поскольку оно проходит через посредников, которые не являются абсолютно прозрачными. Модификация знания происходит, когда знание передается от Гуру к ученику, затем следующее поколение, это один фактор. Другой фактор пракрита вайчита, разные ученики слушают истину от одного учителя, и соответственно способности восприятия учеников также будут присутствовать различия, когда они будут передавать эту истину. Поэтому сейчас мы видим джунгли в мире религии, хотя изначально религия была одна. В «Гите» сказано: «Вначале я наставил в этой карма-йоге Вивасвана, Сурью, затем от него это знание пришло к Ману. Ману передал это знание своему сыну Икшваку, таким образом знание передавалось, и под влиянием времени оно практически исчезло. Теперь Я вновь открываю тебе эти истины». Модифицированная силой духовная истина стала оскверненной, наши предрассудки скрыли ее.
Который час?
Преданный: 10:00
Шридхар Махарадж: Есть нимбовое, тамариндовое деревья, они берут воду на берегах Ганги, но плоды приносят разные. Один плод горький, другой едкий, манговое дерево приносит сладкие плоды, таким образом. Источник один, берег Ганги, но соответственно природе плоды деревьев разные. Индра и Вирочан, оба являются учениками Брахмы. Индра думал: «»Со» означает атма?», а Вирочан, как демон, думал, что «со» означает тело. Два человека находятся в одном месте, и один из них считает, что души нет, другой считает, что она есть, соответственно различию в понимании.
Преданный: Мы знаем, что то, что приходит от вашей Божественной милости, это правильно, безошибочно, сладостно и совершенно. Однажды вы говорили о том, что когда Наполеон находился на поле битвы, никто не мог победить его. Мой вопрос таков: на Западе людей интересует оккультное знание, парапсихология, тонкие материальные феномены. Некоторые люди считают, что можно в тонком измерении атаковать других людей, за пределами грубого измерения, в тонком измерении, подобное возможно. Мой вопрос таков: когда оппозиция испытывает дурные чувства к нам, одна сторона тонким образом беспокоит другую сторону. Иными словами, могут ли они беспокоить нас на расстоянии?
Шридхар Махарадж: Через книги, через своих посредников они могут это делать или, если они развили психическую силу, они также могут воздействовать. Люди способны на расстоянии лечить болезни с помощью психической силы.
Преданный: Да, вопрос как раз об этом.
Шридхар Махарадж: Но это внешние явления, тарка пандха и шроута пандха. Мы должны видеть различия между тарка пандхой, восходящим методом, и нисходящим методом, Истиной откровения. Тарка пандха, методом логики гений способен сокрушить позиции другого человека, но посредством аргументации мы не можем утвердить Истину, поскольку Истина не зависит от иных заключений, которые являлись или могут явиться в этом мире. Мы должны понять различия между двумя явлениями. Истина нисходит сама по себе к людям, которые пребывают в заблуждении. Безграничное приходит к ограниченному началу, и никакая логика не способна явить эту Истину. Тарка, логика подобна рисовой шелухе: если шелушить рисовую шелуху, сколько ее ни шелуши, ни одной рисинки не появится.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.