«Положение человека» 1982.11.05.C82.11.06.A
Темы лекции:
Уникальность человеческой формы жизни.
Эпизод с Ачьютанандой Свами: свободный танец Кришны.
Картик, Киртика, Картики: о рождении Радхарни и месяце Магхширш.
О Нароттам Тхакуре, его спутниках и Набадвип-дхам парикраме.
Положение человека
Шридхар Махарадж: Он пробудится. Осознавай характер окружающего мира и своей деятельности, как должна быть использована твоя энергия, в каком направлении она тебя ведет. Будь крайне осторожен, особенно в этой человеческой жизни, здесь присутствует возможность выбора, в других же рождениях выбор отсутствует. Только выполнение долга, который навязывает природа, но здесь тебе доступен свободный выбор в твоей жизни — то, что отсутствует в других формах жизни, даже в положении бога, поскольку там есть лишь наслаждение плодами благой кармы. «Но свободный выбор — удел лишь человеческой формы жизни», — говорит Джива Госвами. Это человеческое рождение обладает таким свойством, но тонкое, временное положение, в любой момент я могу его утратить. Поэтому мы не должны тратить впустую ни единого мгновения.
Мы должны воспользоваться преимуществом этого особого качества, которое было дано нам сейчас, без этого поиска других явлений, в которых ты можешь быть занят. Этот поиск будет продолжаться всегда. Какой поиск? Если ты отправишься в форму жизни собаки, ты будешь спать лучше, чем человеческое существо; если ты родишься свиньей, ты будешь пожирать испражнения и наслаждаться ими. Куда бы ты ни отправился, эти функции, выполнением которых ты занят в настоящее время, останутся, ты повсюду найдешь эти функции, даже более действенным образом. Пища, сон, самооборона — повсюду ты найдешь эти явления, в любых формах жизни, но поиск нового пути — прерогатива лишь человеческого рождения. Поэтому оставь эти явления и займись поиском этой редкой возможности, которая дается в этом человеческом рождении. Ищи себя, начни немедленно, и свою жизненную перспективу, какова она, не проводи время в праздности.
Джива Госвами говорит: «Живые существа, находящиеся ниже человеческой формы жизни, лишены способности суждения. Эта способность не развита в них в достаточной мере, также она отсутствует и в высших формах жизни, поскольку они также не квалифицированы в силу того, что поглощены наслаждением». Они обладают массой пуньи, заслуг, и потому наслаждаются. Они глубоко погружены в наслаждение и не способны выбраться из этой трясины наслаждений и совершать поиск себя, своего существа фундаментальным образом. Окружение не позволяет им, они уже опьянены чувством наслаждения, и оно не позволяет. Глубоко погружены в наслаждение в высшей форме жизни, деваты и т. д., но лишь положение человека является средством. Здесь присутствует баланс и возможность использовать свободную волю, чтобы начать свободный поиск. Это качество присутствует лишь в человеческой форме жизни, но не в других позициях в творении.
Мы можем остановиться на этом на сегодня.
Ачьютунанда был вынужден поститься полтора дня, пока он не пришел в наш Матх. «Дамодар Махарадж ушел, не оставил мне пищи. Я постился весь вчерашний день, и сегодня также я ничего не ел». Затем, конечно, он прожил несколько дней, и Говинда Махарадж спросил у него:
— Как вы восприняли этот инцидент?
— Мне все равно, Кришна танцует, — дал он очень хороший ответ. — Кришна занят безумным танцем, и волны его танца распространяются во всех направлениях, и у Него нет времени на то, чтобы о ком-то заботиться, особенно о таких незначительных личностях, как мы. Остаемся мы голодными или сытыми, Его это не интересует, Он танцует по-своему.
Кришна танцует, и нас разбрасывают в разные стороны волны его танца, таким был его ответ. Он танцует, и мы должны быть удовлетворены в любом положении, видя Его танец. Это представление будет питать нас: Он танцует. «Умереть, чтобы жить», научись умирать ради удовлетворения Кришны. Бхактивинод Тхакур пишет, что это слово означает Радха-Говинду, мы Их слуги, у Них есть все права на меня. Поэтому Они могут создать или убить нас, такое право есть так или иначе: убить меня или спасти меня. Они могут продолжать идти по своему пути, это цель нашей жизни. Если это необходимо для меня, отдать жизнь ради Их наслаждения, я должен быть готов это сделать. Или, если это будет необходимо, моя жизнь будет сохранена ради служения Им. Мы должны принимать и это также, спастись или умереть — для меня должно быть равноценно. Лишь на каждой стадии, где бы мы ни находились пусть Они остаются радостными в своих играх. Пусть Они черпают в своих играх радость. Что касается меня, то, что необходимо, чтобы Их игры сохраняли свою радостную природу, мы должны быть готовы пожертвовать собой ради этого, умереть. Такой должна быть наша позиция: сохранить нас или Они могут убить нас, это не имеет значения, не имеет ни малейшего значения наша жизнь и смерть. Наша внутренняя потребность такова: пусть Они остаются радостными. Это должно быть объектом нашего поиска.
Отряд смертников, группа кама рупа, темперамент членов этой группы будет таким: наша жизнь отдается, мы должны умереть или жить только ради страны. Так это понимают западные люди, альтруисты в настоящее время: умереть или жить только ради страны, родины. Это можно понять, но что это? Это лишь незначительная часть Целого, Безграничного, столь многие Безграничности лежат у стоп Кришны. Он лежит на Безграничном, Ананта-Шеше. Столь многие Безграничности, поскольку Безграничное минус Безграничное равно Безграничному. Один ноль и множество, нет различий между ними, множество нулей или один. Ноль минус ноль, ноль плюс ноль, ноль умножить на ноль — это все ноль, и Безграничное также такой природы. Безграничное – Безграничное = Безграничному, Безгранично + Безграничное = Безграничному, поэтому концепция нашего Безграничного находится в распоряжении Его милости. «Арджуна, все что ты способен помыслить в качестве Безграничного, образует лишь одну Мою незначительную часть».
Однажды Ачьютунанда беседовал со мной и задал некий вопрос о Святом Имени. Я ответил, он сделал заметки, и они были опубликованы в журнале «Назад к Богу».
Преданный: Я помню эту статью, Махарадж.
Шридхар Махарадж: В этой статье упоминается Чарвака Риши, древний доктор наук. Чарвак, медицина, его пример я цитировал, его мнение об эпидемии, это было написано в книге. Когда под именем справедливости суд, защитники, адвокаты призваны помогать правосудию, но когда они сами совершают несправедливость, когда они скрывают истину ради своих личных целей, тогда возникает аномалия в воздухе, аномальная вибрация. Ложь под именем справедливого суда, тонкое явление, и оно порождает вибрацию в атмосфере, и благодаря этой атмосфере вода, земля и другие реалии загрязняются, контактируя с этой атмосферой. Растения также загрязняются, и когда эту воду пьют животные, начинается эпидемия. Следствием этого служит массовая болезнь в определенной провинции, а причина в этом, атмосфера осквернена ложью людей, которые стоят на защите правосудия. Подобная степень обмана присутствует под маской правосудия. Настолько атмосфера оскверняется, оскверняется все, осквернение затрагивает пищу, и люди пожинают соответствующий результат. Ачьютананда упомянул в своей статье святую вибрацию, Имя, как эта вибрация способна повлиять на грубый мир. Возможно, иллюстрируя эти положения, я привел этот пример Чарваки Риши, и многие другие утверждения я сделал о природе Святого Имени, Божественного звука, и эти речи были напечатаны в журнале «Назад к Богу». Ачьютананда сообщил мне о том, что эта статья пользовалась большой популярностью.
Вигадха Мадхава Прабху: Это очень хорошая статья, во многом проповедь Ачьютананды Свами, источником вещей, о которых он говорил, были не книги Свами Махараджа, но никто не жаловался на это, потому что катха была на очень высоком уровне.
Шридхар Махарадж: Он прожил здесь какое-то время, но потом я подумал, что он сидит здесь праздно. Конечно, он слушал меня и читал книги, но я хотел задействовать его в служении, и в обществе некоего брахмачари я послал его в Калькутту собирать пожертвования. Брахмачари по прошествии недели вернулся обратно, Ачьютананда тоже приехал с ним. Но они сказали, что когда они приехали на станцию Хаура, рядом с Калькуттой, Ачьютананда исчез. «Мы вернулись на станцию Хаура, чтобы завершить сбор пожертвований, и он был там». Я спросил Ачьютананду: «В чем дело? Почему ты остался на несколько дней, на 5-6 дней задержался?» Он сказал, что жил в Дарамшале.
— Разве ты не должен служить никому, кроме своего Гуру Махараджа?
— Да, я хочу служить своему Гуру Махараджу.
— Хорошо, тогда я рекомендую тебе Мадхава Махараджа. Ты можешь остаться в его обществе, тогда твое поле деятельности будет находиться в Калькутте. В Калькутте есть англоязычные люди, занимающие важное положение, и ты можешь попытаться обратить их и найти землю в этом месте (приобрести участок земли в Калькутте). Мадхава Махарадж принял его, он встречался со многими людьми в Калькутте и сумел заплатить за землю. Но затем возникла проблема, на чье имя эта земля должна быть куплена. Я предложил: «У него нет индийского гражданства, я рекомендую мать Бхишиму, младшую сестру Свами Махараджа». Она наша духовная сестра в Харинаме, а дикшу она пришла получить от меня, но я не давал дикшу в ту пору, не Харинам, не дикшу, ничего. Я отослал ее к Госвами Махараджу, и там она получила посвящение. Она дала мне деньги на публикацию «Прапанна-дживанамриты», мать Бхишима. Я сказал, что вы можете приобрести землю на ее имя или на имя Свами Махараджа, и это было осуществлено. Джаяпатака Махарадж сказал, что как раз в то время, когда происходила покупка земли, он присоединился к этому проекту. Я не помню этого, но так или иначе они начали свою деятельность.
Акшаянанда Махарадж: А какие это письма, я забыл, одно адресовано в Бадринараян на ваше имя?
Шридхар Махарадж: Кришна Панчами в месяц Картик, название месяца от Киртика, источник есть Киртика. Картик есть имя определенной накшатры, которая считалась дочерью праджапати Дакши. Все накшатры, Ашвини, жена Чандры, 27 накшатр, они рассматриваются как жены Чандры, Луны, и дочери праджапати Дакши. Дакша также был отцом Сати, она была выдана замуж за Шиву, и Дакша-ягья, все эти события. Существовала традиция давать дочери имя согласно этой накшатре, мы находим. У Рохини было имя матери Баладева, Ревати — имя последней накшатры. Это имя было дано жене Баладева, и Киртика было имя жены Вришабхану, матери Радхарани. Мать и отец нашли Радхарани, когда Она плыла на лотосе, и Вришабхану взял ее, у них не было детей. Он отнес ее к себе, и имя Радхарани — одно из имен Картики, дочь Киртики, поэтому Картики. Она та, кто происходит от Киртики, благодаря материнской любви Киртики, Она ее дочь, поэтому Картики одно из имен Радхарани.
Санатана Госвами объяснил эти вещи, и поскольку в «Гите» мы находим: «Я здесь, Я там, среди Пандавов Я Дхананджая, среди месяцев Я Агаширша». Картика и Аграха, следующий месяц, поэтому Картика обладает определенной связью с Радхарани. Радха-Кришна, Кришна есть Аграхаяна, и перед Ним Шри Радхика, Картики, поэтому Картика-врата имеет особую связь с чатурмасья-вратой. Обычно эту врату соблюдают санньяси. Махапрабху принял майавада-санньясу ради проповеди, Он также соблюдал чатурмасью. Но особый упор делается на последнем месяце чатурмасьи, Картике, поскольку она связана с Киртикой и Картики, с Радхарани. Поэтому Вайшнавы очень любят соблюдение этого месяца, и также мы находим, что во Вриндаване гопи соблюдают эту врату, давая обет, который длится целый месяц Картику. Они совершают поклонение Катьяяни, молят ее: «О Йогамайа Катьяяни, устрой так, чтобы мы вышли замуж за Сына Нанды». Такова их главная молитва: «соедини нас с Сыном Нанды», с этой молитвой они совершают аскезы в течении всего месяца, соблюдают многие правила и предписания с этой целью.
Месяц Картика есть репрезентация Радхарани. Магаширша, «Меня особенно можно увидеть в месяце Магаширша», Аграхаяна. Этот месяц Картика, новолуние и полнолуние, в районе новой луны пятый день — это день ухода Нароттама Тхакура. Кто этот Нароттам Тхакур? Существует книга под названием «Нароттама-вилас», в ней подробно рассказывается о нем. Нароттам Тхакур происходил из богатой семьи, его старший брат был Кришна, так его звали. Нароттам Тхакур не женился, он оставался один и вел жизнь брахмачари. Конечно, прежнее его рождение, возможно, когда Махапрабху пришел в Рамакели, после пяти лет своей санньясы Он вернулся вновь в Навадвип, а из Навадвипа Он отправился в сторону Вриндавана, идя берегом Ганги, и достиг Рамакели. Там Рупа и Санатана состояли на службе в то время. Он проходил мимо того места, где родился Нароттам. Когда Ганга разделяется на две реки, Падма — с той стороны и Бхагиратхи — с этой стороны. В месте их слияния на другой стороне Падмы находилась земля под названием Тхетури. Нароттам Тхакур установил там впоследствии многие виграхи, я забыл Их имена. Когда Махапрабху проходил по другой стороне Ганги, по правую руку находилось место рождения Нароттама, Тхетури. Махапрабху вскричал: «Нароттам! Нароттам!» Громким голосом Он произносил это имя, но Его спутники не могли понять, почему Он это говорит, так рассказывается в этой книге, «Нароттама-виласе». Так или иначе Махапрабху встретился с Рупой и Санатаной, затем отправился во Вриндаван, вернулся в Шантипур и затем вновь в Пури. Затем, по прошествии года, Он пришел во Вриндаван через Бенарес. Говорят, что Махапрабху знал, Он указал на явление Нароттама.
Нароттам родился в состоятельной семье каястха, благополучной семье, и говорят, что он жил как царь. С самого начала его склонностью была Кришна-бхакти, спонтанная склонность. Он был вдохновлен Кришна-бхакти, пел, танцевал и т. д. Когда ему было 15 или около того, он установил связь со Шринивасом Ачарьей. Они пришли в Навадвип и совершали обход различных островов Навадвипы. Впервые они сделали это, садовник Махапрабху, Ишана показал им все места игр Махапрабху. Говорят, что до этого Нитьянанда Прабху вместе с Дживой Госвами совершил обход островов, а следующими были Нароттам, Шринивас Ачарья и Ишан. А третья парикрама была совершена одним потомком Адвайты Прабху, после этого наш Гуру Махарадж начал эту Навадвипа-парикраму, и она продолжается постоянно. Сейчас разные группы совершают ее постоянно, каждый год. Говорят, Нароттам в обществе Шриниваса Ачарьи и Шьямананды Прабху из Миднапура планировали отправиться во Вриндаван и отправились. Рупа и Санатана покинули мир к тому времени, лишь Гопал Бхатта, Джива Госвами и Рагхунатх Дас оставались в мире. Эти трое жили там какое-то время, Шринивас Ачарья получил посвящение у Гопала Бхатты Госвами, Нароттам Тхакур получил посвящение у Локанатха Госвами, а Шьямананда получил посвящение…
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.