«Узел, связавший моё сердце» 1982.11.02.A
Узел, связавший мое сердце
Шридхар Махарадж: Само название многозначительно, может показаться реакционным на поверхностный взгляд.
Преданный: Но в большей степени он как философ рассматривает разные материи в этой книге, «Према-виварте».
Шридхар Махарадж: Да, многое. Эти материалы, представленные в книге, внесли большой вклад в проповедь Гаудия Матха, и некоторые враги Гаудия Матха заявили, что эта книга была написана Бхактивинодом Тхакуром, а не Джагаданандой, поскольку эта книга поддерживает заключения Гаудия Матха самым прекрасным образом. Например члены лагеря сахаджия считают, что когда они живут в Пури, они не обязаны соблюдать экадаши, поскольку в «Чайтанья Чаритамрите» говорится: «Когда присутствует махапрасад, даже в дни экадаши можно его принимать». Но в «Према-виварте» Джагадананды Пандита написано: «Махапрабху предлагали прасадам, но Он дотрагивался им до своей головы, почтительно хранил его, весь день и всю ночь совершал санкиртан, а после этого Он принимал этот прасадам». Аналогичным образом многие явления очень полезны, благотворны для проповедников Гаудия Матха, истины, которые присутствуют в этой книге. Маджумдар, ученый, профессор университета в Патне, возможно, он происходил из семьи сахаджия или что-то в этом роде. По крайней мере он принимал что-то из учения Махапрабху, но он не в силах был терпеть резкую критику лагеря сахаджия со стороны Гаудия Матха, и в своей книге он упомянул, написал очень разумно: «Кто написал эту книгу, точно не известно (имеется в виду «Према-виварта»), но то, что проповедуют последователи Гаудия Матха, находит абсолютную поддержку своей практике в этой книге», — так написал этот человек, профессор университета в Патне. Майапур находится рядом с (этим местом), оно упоминается там, дом Махапрабху.
Преданный: Гуру Махарадж, не могли бы вы рассказать нам о том, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупад нашел место, где Шривас жил в Майапуре, он учредил это место.
Шридхар Махарадж: Вначале Йогапитх, место явления Махапрабху. Оно было определено первым, оно упоминается в «Бхакти-ратнакаре», старинной книге. Насколько далеко Шривас-ангам находился от Йогапитха и Адвайта-бхавана, это упоминается в древней книге. Соответственно это место было установлено Бхактивинодом Тхакур. До того, как Прабхупад принял на себя ответственность за Шривас-ангам и Адвайта-бхаван, эти места были открыты Бхактивинодом Тхакуром и Бхакти Вилас Тхакуром. Сначала он был последователем Брахма-самаджа, затем он соприкоснулся с Бхактивинодом Тхакуром и стал последователем Махапрабху. В особенности благодаря его энтузиазму и его сбору пожертвований Шривас-ангам был построен. Вначале Бхакти Вилас Тхакур жил там и совершал бхаджан, его вайрагья, отрешенность, была также очень похвальна. В старости он вместо подушки подкладывал под голову кирпич, настолько отрешенно он жил.
Его сын пришел в Матх, в конечном счете принял санньяс, его звали Пури Махарадж, он также в свои последние дни жил там, и Пури Махарадж находится в самадхи Бхактивинода Тхакура, он был очень строгим Вайшнавом. Они родом из любимого места, которое несколько раз посещал Джаганнатх Дас Бабаджи Махарадж. Он имел одного очень хорошего ученика-грихастху в той деревне, и иногда он привозил своего Гурудева, Джаганнатха Бабаджи Махараджа, в те места, и тот жил там временами. Поэтому Бхактивинод Тхакур также посещал эту деревню, и там был основан Матх рядом с Ангаджорой, а Джаганнатх Дас Бабаджи Махарадж жил там какое-то время. Есть люди, которые говорят, что его истинное самадхи находится там, а здесь находится его пушпа-самадхи. Мы читали в «Гаудии», что Джаганнатх Дас Бабаджи Махарадж прожил до 125-ти лет, был очень стар. Неожиданно, когда он проходил, один из его учеников, Брихат Вилас, мы видели его, носил его на плечах. Однажды Бабаджи Махарадж сказал: «Опусти меня на землю, здесь находится то место, где кази разбил мридангу, Шривас-ангам». Он сошел с плеч своего ученика и поклонился этому месту. В «Бхакти-ратнакаре», старинной книге, мы также находим, что от дома Махапрабху некое количество дхан отделяли это место от Йогапитха. Таким образом это место было найдено, Шривас-ангам, Адвайта-бхаван и т. д, эти места были установлены.
Преданный: В каком году это было, когда он написал эту песню?
Шридхар Махарадж: Два года назад это было. Они пришли ко мне с жалобой на то, что Бон Махарадж и Кришнадас Бабаджи оставили Прабхупаду и его парампару, они нашли себе другую парампару, и это парампара, идущая от первого Гуру Бхактивинода Тхакура к Джахнави Деви. Они нашли эту линию и говорят: «Это наша парампара, то есть они оставили Прабхупаду». Я объяснил им в чем дело. Они не оставили Прабхупаду, это Шикша Гуру-парампара. Им много раз приходилось принимать вызов майавади, которые заявляли, что у нас нет Гуру-парампары, нет мантры. Я привел подобные аргументы, и они были очень удовлетворены, Бон Махарадж и Кришнадас Бабаджи Махарадж. Они сказали: «Шридхар Махарадж очень ясно представил наше положение настолько, насколько мы сами были неспособны сделать». Каково намерение оппозиции? Чтобы удовлетворить их, представив их, таковая моя природа, то, что оппозиция хочет сказать, вы хотите сказать это, это, это, изложить их собственные аргументы, тогда они будут удовлетворены. А теперь со своей стороны я хочу сказать то-то и то, таким образом, но в целом оппозиция была удовлетворена, поскольку они видели, что я справедлив по отношению к ним, их собственные аргументы достойно представлены мной.
Существуют столь многие явления под именем религии, но каково положение этих явлений, как они могут быть приведены в гармонию с Преданностью. Если мы будем изучать «Бхагавад-гиту», мы увидим, что там присутствует йога, санкхья, гьяна, карма, Веданта, и Преданность также представлена. Столь многие явления представлены в «Бхагавад-гите». И как они связаны с чистой Преданностью? Если мы детально изучим это, мы сумеем приобрести знания сравнительного анализа всего религиозного мира, ассимиляция «Бхагавад-гиты». Мы должны подробно изучить, тогда мы сумеем совершить сравнительное изучение всех религиозных положений. Как йога связана с бхакти, как связана карма, главным образом карма и атеизм также присутствует в «Гите». Там также рассмотрено, каково положение атеизма и теизма, каковы степени теизма, карма-канда, гьяна-канда, йога, каково их положение. «Шримад Бхагаватам» также ассимилирует эти явления, а «Бхагавад-гита» делает это еще лучше в очень сжатом пространстве. Саму суть, связующее звено мы находим там, сравнительное изучение религиозной мысли. «Бхагаватам» также. Столь многие явления представляются в качестве религии. Не все концепции могут обладать равной ценностью, как Рамакришна пытается навязать публике это ложное представление.
Преданный: Миссия Рамакришны говорит: «Все хорошо…»
Шридхар Махарадж: Неужели нет градации блага: лучшее, самое лучшее? А когда мы говорим: «Вы делаете ложное утверждение», они заявляют, что Гаудия Матх — это плохо. Если я скажу им, что я ненавижу Рамакришну и Вивекананду, что это тоже способ, благодаря которому можно достичь спасения. Очень резко заявил им, если мы станем оскорблять их и плевать на них, то это метод, позволяющий достичь Вайкунтхи, вы признаете это? Я рекомендую такой путь. Вивеканандой было сказано: «Рамакришна глупый пуджари, священник». Вивекананда был разбойником, а Рамакришна был глупым священником. Слыша это, Прабхупад сказал: «Сиддханти Махарадж (Сиддха Сварупа Брахмачари) осуществил очень ценное служение мне. На протяжении долгого времени я говорил, что последователи Рамакришны находятся под влиянием раджа- и тама-гуны, Вивекананда и другие. Их утверждения являются результатом воздействия раджа- и тама-гуны, но обычные люди не могли понять, что это такое. Но Сиддханти Махарадж ясно объяснил публике, что есть что». Гунда, раджас и тамас означает бандит, говоря простым языком. Я хотел дать людям понять, но они не могли понять, но Сиддханти Махарадж преподал это в такой форме, что эта истина произвела впечатление на публику, и люди поняли, каково реальное положение этих людей в мире религии, за этим стоит «Шримад Бхагаватам» и Махапрабху Шри Чайтаньядев. В большей или меньшей степени все осквернено, большие рекламные щиты висят на их здании: «Мы делаем то-то и то», но если аудитор посетит это предприятие, то выяснится, что это предприятие — банкрот. Таким образом мы давали лекции в публичных собраниях.
Преданный: Вираха Дас, ученик Бхакти Пракаша Свами.
Шридхар Махарадж: Существует узел, который связывает наше сердце. Узел будет развязан, и сварупа-шакти, поток внутренней тенденции затопит собой мир. Узел будет развязан, спящая душа восстанет. Концепция Голоки внутри, она проявится и заполнит собой все вокруг. Как это возможно, чтобы все сомнения рассеялись? Возможно ли это вообще для ограниченного существа? Ограниченное существо будет знать все — это скорее непоследовательно. Таким будет положение ограниченного существа? Это абсурд. Как ограниченное будет знать, что оно имеет все, что оно знает все? Это абсурд, но это явление есть, и если эта проблема решена, то все проблемы решены почти автоматически. Ограниченное начало может достичь такого положения, обрести полноту удовлетворения, и все его тенденции поиска будут удовлетворены. В Упанишадах также говорится, не только в «Бхагаватам».
Когда я пришел в Гаудия Матх, я крайне внимательно общался с его последователями. Они говорят, что то, что они утверждают есть единственная истина, а все остальные ошибаются, — это горькая пилюля. Все страдают от невежества, а то, что мы говорим, — это истина. Как это понимать? Человеку в здравом уме не так-то легко проглотить подобную пилюлю, и я тоже не мог. Но поскольку есть Махапрабху, «Шримад Бхагаватам», «Бхагавад-гита», Упанишады, все эти явления, то да, это так. Если я знаю Его, мне известно все; если я обретаю Его, я обретаю все. «Шримад Бхагаватам» говорит также, что все сомнения очищаются, с подобным знанием мы соприкоснулись, это ясное утверждение. Как это возможно? Другой аналогичный вопрос, задаваемый «Бхагаватам»: если мы помещаем пищу в желудок, все тело насыщается, подобное возможно. Если мы поливаем водой корень дерева, все дерево получает пищу; если мы выполняем наш долг по отношению к Центру, целое насыщается. Центр таков, таково величие, таинственное положение Центра, Он таков, Он контролирует целое, такова Его специфическая природа, центральный офис, мозг. Мозг занимает специфическое положение. Если парализован мозг, парализовано все тело, нечто в этом роде. Центр, специфическое положение Центра, это возможно.
Прабхупад однажды привел пример в Бомбее в ответ на вопрос одного образованного джентльмена: «Скажем, я бедная девушка, у меня ничего нет, естественным образом для меня невозможно иметь что-либо. Но если я выхожу замуж за того, кто обладает всем, за владельца большой собственности, мои дружеские взаимоотношения с этим владельцем дадут мне право распоряжаться многими реалиями». Мы бедны, но отношения с Богачом сделают нас владыками многих реалий. Центр, способный контролировать все, есть, и наши любящие отношения с Ним могут привести меня в положение, когда я смогу обрести власть над многими реалиями благодаря любви к нему. Таким образом джива способна обрести столь многие реалии. Это тонкая связь, благодаря ей это возможно, через Него все возможно. Насколько я способен приблизиться к Нему, настолько Его влияние, все Его качества нисходят в сердца Преданных. Они не являются владыками, но лишь благодаря узам любви Преданный может быть владыкой, он может обладать правами, такова линия. Если ты хочешь знать песчинку, ты можешь провести миллионы жизней в анализе этой песчинки, и не будет конца изучению. Продолжай, но это не принесет подлинного знания, джигьяса. Ты хочешь исследовать, искать? Ищи Центр — таков призыв Упанишад. Не трать время в качестве субъекта, анализируя малейшие части и пытаясь стать владыкой, это также невозможно. Твой поиск должен быть направляем должным образом.
Я Центр, и Я говорю: «Приди ко Мне, познай Меня, и через Меня ты сумеешь знать все. Поскольку Я знаю все, Я способен все контролировать, поэтому твоя связь со Мной способна дать тебе возможность знать. Обращайся ко всему через Меня, тогда ты сумеешь знать истинное положение той или иной реалии, в противном случае частичное явление, внешнее, поверхностное, не полное. Ты проведешь миллионы жизни в подобного рода исследованиях, но конца им не будет. Ты можешь вечно идти в неверном направлении, и не будет конца этим поискам, не будет окончательного понимания. Но если ты придешь к Центру, то очень скоро ты поймешь, что есть что через Меня. Таково указание направления, и это Преданность. Ты обретешь знание такого рода, что ты даже не захочешь знать что-либо вне Меня, ты будешь сосредоточен на служении Мне. Ты придешь ко Мне только благодаря покорности, а когда ты обретешь Меня, ты не захочешь знать все остальное: все, что происходит или не происходит в мире. Ты будешь вовлечен лишь в служение Мне, в Мое удовлетворение, и в этом ты найдешь смысл жизни, цель твоей жизни будет достигнута. Ты найдешь удовлетворение в служении Мне, а это знание внешних вещей покажется тебе мусором. Какая необходимость тратить время на попытки рассчитать, оценить столь многие реалии? Нектар здесь, более глубокий, чем та сторона, и все твое внимание будет направлено на это явление, бхагават-дхарма».
На днях приходила женщина, она спросила: «Почему варнашрама-дхарма игнорируется и любой человек, выходец из любого места любой страны, принимается в школу Преданности, школу Махапрабху?» Я сказал, что Варнашрама-дхарма, кармапан, затем кармамишра-бхакти, затем гьянамишра-бхакти — все это отвергнуто Махапрабху. Затем, когда возник вопрос: есть ли что-то высшее? Гьяна-шунья-бхакти, да, (имеется в виду сказал Махапрабху), здесь оно начинается. Это означает, что в карме и гьяне нет необходимости, жизнь в бхакти может быть независимой от кармы и гьяны, и только благодаря сукрити, благодаря ручи. Наше желание, наше горячее стремление — вот что необходимо, а не наше стремление знать все и вся или иметь в своем распоряжении достаточно энергии — это карма. Не эксплуатация и отречение, но обрести, соприкоснуться с Господом, лишь настроение служения, наклонность. Где бы человек ни находился, если он захочет слушать о Господе от подлинного садху, то начало есть, подлинное начало школы бхакти в этом.
Школа бхакти может начаться здесь, независимо от отношения этого человека к варнашраме и всего остального. Этот человек может не быть умным, может не быть слишком энергичным, богатым, может не иметь в своем распоряжении другие виды энергии, но минимум, который требуется от него, — это искренний голод, жажда. Он должен иметь толику вкуса к Господу, он должен находить сладость в словах Господа и Его деяниях, когда источником рассказов об этом является подлинный садху, истинный посредник. Этот вкус будет вести его дальше постепенно, вплоть до высшего царства, а гьяни и карми должны сбросить свои оковы и прийти к этому положению, в конечном счете к тому, чтобы стать зависимыми от вкуса. Вкус — все и вся, вкус к Его деяниям — это самый важный фактор. «Все, что связано с Тобой, очень вкусно для них», не имеет значения, где человек находится, где бы он ни находился, такова вышеописанная истинная квалификация Преданного. Благодаря этому вкусу Преданный прогрессирует от ручи, и в конечном счете он достигнет высшей цели жизни. Шаранагати — принять прибежище в Нем абсолютным образом. Очень сладостный, я не могу избежать, не могу не пробовать подобную сладость, вкус к Нему. Это истинное семя, которое способно породить растение Преданности, и это растение постепенно достигнет стоп Кришны. Растение будет расти, и оно не будет находить поддержки в ближайших к нему измерениях, но оно будет расти и расти. Когда оно достигнет личностной концепции Абсолюта, его рост не остановится, но будет продолжаться вплоть до достижения Голоки. За пределами Преданности, связанной с расчетом, выше этого — стадия спонтанной Преданности.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.