«За именем должна стоять духовная реальность» 1982.10.30.C82.11.01.A
За Именем должна стоять духовная реальность
Шридхар Махарадж: Извилистым образом, это естественно, ниргуна, поток, источником которого является изначальная воля Кришны. Это другое явление, а Махапрабху рекомендует путь Харинама, который выше нежели ят кароши ят асшаси, но следование непосредственным указаниям высшего Вайшнава — это нечто большее, ниргуна. Различные стадии, мы должны понять и поступать соответственно. Если подлинный Вайшнав дает мне указание, таким образом я процветаю, я достигаю наибольшего результата. А более низкий результат ят кароши ят ашнаси, в том положении, в котором ты находишься, пытайся совершать приблизительное, условное служение концепции Бога, пытайся обрести связь с Верховным Господом.
Преданный: Махарадж, Шри Чайтанья Махапрабху молится: «Мама джанмани джанманишваре бхаватат бхактир ахаитуки тваи», а в другом месте Он говорит: «Я не даю бхакти-йогу легко и просто».
Шридхар Махарадж: Существуют три позиции. «В целом как человек Мне предается, преследуя те или иные цели, соответственно Я отвечаю ему. Он хочет чего-то от Меня, и Я даю ему этот дар соответствующим образом. Что посеешь, то и пожнешь. Я занимаю пассивную позицию, и это явление общего порядка. Затем, если человек просит у Меня бхакти, то как правило Я даю такому просящему мукти. Бхакти-йога настолько высока, что я не даю ее всем и каждому, потому что дать бхакти — значит дать Меня Самого. Тот, кто служит Мне, получает Меня, поэтому для Меня не так легко раздавать себя всем и каждому. Внешне человек хочет бхакти, а не мукти, но в этом случае Я даю ему мукти, поскольку дать бхакти — значит дать Меня. А с противоположной стороны другой, искренний человек не знает, о чем Меня просить, он искренен, но внешне он находится в заблуждении и просит у Меня заурядное явление. Я говорю ему: «Не проси эти заурядные явления, но пытайся обрести Меня, бхакти«».
Эти три фазы мы находим в Его взаимоотношениях с просящим. Это означает сукрити, внутренняя чистота, не внешняя позиция. Он взаимодействует соответственно внутренней чистоте. Что ты заслужил, то и получаешь, садху-санга, то семя Преданности, которое мы получаем от садху, от Гуру, все зависит от этого, то сукрити вначале, бхакти-лата-бидж, — это очень ценно. Матхура-, Дварака-бхакти, Вайкунтха-бхакти, затем Вриндаван, различные лагеря, гопи Враджа. Дифференциация, везде присутствуют различия, и слуги счастливы, они чувствуют: «Мне нравится это явление, для меня это идеальная позиция». Они удовлетворены своим положением, слуги Нараяны счастливы, довольны Нараяна-бхакти. Рамачандра, Хануман. Хануман не любит Кришну, вплоть до того, что Кришне приходится принимать образ Рамачандры в Двараке, когда Хануман посещает Его. Для него Рамачандра есть все и вся: «Даже если есть нечто лучшее, я удовлетворен этим явлением, для меня этого достаточно». Но если возможно отстраниться от относительного положения и судить с абсолютной точки зрения, мы видим, что тут возникает вопрос степени, градации высшего и низшего, и Гаудия Матх ратует за обсуждение этих реалий, татастха-вичар, отвержение и принятие. В целом столь многие явления могут быть вынесены в категорию хороших, явления личности, но Гаудия Матх не удовлетворен, Гаудия Матх стремится к классификации, к суждению, какого качества, какого рода; хорошее и плохое, анализ в крайней степени.
Я написал поэму, посвященную Бхактивиноду Тхакуру, всего лишь одну поэму на санскрите я написал при жизни Прабхупады, и эта поэма получила самую высокую оценку с его стороны, потому что в ней описана градация бхакти. Когда Прабхупад прочитал эти шесть шлок, он дал высокую оценку. В Дарджилинге я представил ему эту поэму на предмет исправления ошибок, если таковые найдутся, но он не стал ничего исправлять. Я увидел, что когда он услышал эту поэму, он был побежден. Ради блага людей ты проповедовал преданность к Богу. Посредством того, что ты написал в книгах, ты всячески стремился распространить Преданность, дать ее массам. Но такие ачарьи, как Рамануджа, успешно проповедовали Преданность в этом мире. Рамануджа был великим ученым и ачарьей, он также проповедовал. Но здесь нет предела твоим благородным деяниям, поскольку ты полон Божественной любви. Рамки не стоят там, где они стоят для Рамануджи, здесь начинается дифференциация. Далее онтологический фундамент развития теистической концепции присутствует здесь. Кто ты, открытие Вед общего характера. Брахман, туманная концепция чистого духовного существования, независимого от этого бренного мира, — таков дар Вед в целом. Чистая духовная концепция, в которой отсутствует градация, эта концепция которая дана Ведами, это такое явление, как Брахман. Это для гьяни и великих йогов, ищущих Параматму. Параматма же представляет собой часть части Целого.
Ценой тяжких усилий и аскез йоги пытаются отыскать лишь малую часть, определенную функцию этого Абсолютного Целого. Истинно освобожденные души устремляются в измерение Вайкунтхи ради служения Нараяне, подобно многочисленным пчелам они облетают лотос в поисках меда. Многочисленные души были привлечены медом лотоса стоп Нараяны. Возвышенные, освобожденные души заняты поиском этого меда. Источник даже Нараяны, Сваям Бхагаван Кришна, акхила расамрита мурти, расо вайсах, ты способен дать Кришну, Сваям Бхагавана, который полон расы, который является источником, услышав это, Прабхупад выразил удовлетворение. Ты даришь служение в этом высочайшем царстве Вриндавана, в котором Радхарани со всеми своими параферналиями совершает сладостное служение Кришне, которому служат в ватсалье, сакхье и других расах. Этот Вриндаван, это мадхурья-раса, ты способен дать, вовлечь нас в это служение, ты обладаешь таким могуществом.
Что большее ты даешь, то, что было санкционировано Гаурангой, объединением Радха-Говинды, то явление, которому давал высокую оценку Сварупа Дамодар, то явление, которое почитал Санатана Госвами, которое Рупа Госвами и его последователи распространяли, а Рагхунатх и его последователи наслаждались вкусом этого нектара и также обогащали этот вкус, развивали, а Джива и его последователи защищали это явление, используя цитаты из Священных Писаний и логическую аргументацию. Шукадева, Брахма, Шива, Уддхава выражают свое высочайшее почтение этому явлению, а именно сокровенному служению Шри Радхике. Это явление столь сокровенно, чудесно, ты способен дать этот нектар Преданным и людям, столь высоко твое положение. Где я, падшая душа, и где ты, столь высокий? Ты способен спасти весь мир, я пытаюсь прославить тебя, но в действительности я совершаю оскорбления. Насколько я могу знать тебя или говорить об этих предметах, в этой дерзкой попытке я совершаю некое оскорбление, пожалуйста, прости его. О мой владыка, я молю тебя исполнить мое желание. Каково оно? Та, Которая все и вся для тебя, Радхарани, и Ее любимый слуга, Даита Дас, мой Гурудев. Пожалуйста, рекомендуй меня в качестве его слуги, об этом я молю тебя, о твоих рекомендациях, чтобы я мог служить моему Гурудеву, Даита Дасу. Таким образом характеристики, дифференциация показана в творении, и это очень сильно удовлетворило Прабхупаду.
Отвержение и принятие, и это Гаудия Матх, показать положение, к чему мы стремимся, и эту градацию. Это специфическая особенность проповеди Гаудия Матха, не религиозные идеи общего характера. Какова природа Бога? Где Он живет, как Он живет? Что Он хочет от нас? Кто мы, какая перспектива есть у нас? Детально показать все эти явления и утвердить, проповедовать и как мы можем достичь, об этом идет речь. Утолить наши высочайшие чаяния, нет более высокого занятия, нежели это. Речь не идет о приблизительном, условном подходе к теизму. Насколько дерзки они. То, что неведомо и непостижимо, там, где ангелы ступить не смеют, они входят в эти покои и осмеливаются анализировать и говорить: «Это лучше, это еще лучше», обсуждать градацию, эти дерзающие. Им рекомендуют быть смиреннее травинки, но их дерзость такова, они осмеливаются анализировать природу Бога, что есть Бог, и это их занятие. Занятие означает, что 24 часа в сутки они занимаются исключительно этим, то, что неведомо и непостижимо, они заняты этим анализом. Пралапита-вакья — иметь дело со всеми этими трансцендентными явлениями, говорить об этом. Гуру с одной стороны и карта, консультируемся с картой и советуемся с проводником. С помощью проводника мы рассматриваем карту и делаем заключения, это здесь, это там и т. д. Карта показывает нам. С помощью Священных Писаний и живого посредника Господа, два вида помощи: садху и шастры, это их собственность. Шастра подобна карте, а садху подобен проводнику, который знакомит нас с картой, с помощью этих двух начал мы осмеливаемся иметь дело с этой трансцендентной областью в духе служения, насколько это возможно в индивидуальном случае.
Который час?
Преданный: 9:55
Шридхар Махарадж: Я хотел бы остановиться на этом.
Звук должен иметь Божественные характеристики, Кришна, Хари, ниргуна, Божественное, шабда брахман. Имя, наделенное безграничными характеристиками, способно устранить из нашего существа все нежелательное. Имя должно заключать в себе духовную концепцию, речь не идет лишь о физической имитации, о том, что можно породить устами и языком, не такого типа. Кришна-нам, Вишну-нам, Вайкунтха-нам, необходимо, чтобы Имя обладало духовным существованием, чтобы за ним стояла духовная реальность, и это самый важный фактор — духовная глубина. Физическая имитация не есть подлинное Имя, не есть шабда брахман, лишь имитационный звук может быть порожден, но в этом звуке отсутствует глубина. Имя означает нама Брахма, нама Кришна. Имя означает, что за ним стоит духовная реальность, духовная истина, которая распространяется посредством этого физического звука. Например, гомеопатическое лекарство, шарик; сами пилюли могут быть одинаковыми, но содержимое может быть разным. Звук может быть одним и тем же, но Кришна заключен внутри. Этот звук должен быть наполнен духом, а дух не материального, бренного характера. Школа Шанкары, майавади, они считают, что Имя относится к юрисдикции не физического, но ментальной сферы, саттва-гуны, Имя также является порождением майи, но это их представление ложно. Те, кто думает, что Харинам, Калинам, Шиванам суть одно и то же, как это считает миссия Рамакришны или последователи школы Шанкары, это ложное понимание с их стороны.
Шуддханам должен иметь своим источником ниргуна бхумику, то есть нечто, пребывающее за пределами ложной концепции майи. Майа простирается до Сатьялоки, до Вироджи, затем Брахмалока, затем Паравйома. Источником Имени должна быть Паравйома, и источником Кришна-нама является Голока — самое изначальное измерение всего сущего. Имя, чтобы быть Кришна-намом, должно иметь своим источником высочайшее измерение, Вриндаван. Намакар лишь физический звук, не есть подлинное Имя, которое необходимо нам не только, чтобы выбраться из этой майи или избавиться от мира ложного понимания, но необходимо для того, чтобы достичь позитивного служения Кришне во Вриндаване. То Имя, которое берет начало во Вриндаване, может привести нас туда, в противном случае дух внутри звука Имени, если это дух иного типа, то мы можем достичь лишь соответствующего измерения. Это научная истина, это не есть нечто нерезонное. Глубина смысла, смысловая концепция — это все и вся, это самые важные факторы в деле достижения нашей цели.
Есть ли какие-то вытекающие вопросы?
Преданный: Тйага, отречение, не рекомендуется неофитам.
Шридхар Махарадж: Да, юкта-вайрагья — то, что может помочь мне в моем нынешнем состоянии для того, чтобы вложить максимум энергии в дело. Ровно столько, сколько требуется для этого, я должен брать в этом мире. Вовсе не так, что я буду приходить в возбуждение, принимая интоксикации. Насколько физические реалии необходимы для того, чтобы поддерживать максимальное состояние здоровья, настолько мы должны брать что-то в материальном мире. Считать, что с помощью неких веществ мы сможем добывать большое количество энергии и использовать ее, — это не только не благотворно, но опасно. Никакие материальные явления не могут помочь нам совершить прогресс в духовном мире, они могут помочь сохранять хорошую физическую форму. Материальные явления не могут внести какой-либо вклад в достижение духовного. Речь идет лишь о том, чтобы извлечь максимальную выгоду из невыгодной сделки. Мы уже подвластны материальным силам. Мы не можем жить без материальных реалии. Ровно столько, сколько необходимо, чтобы выживать, мы должны принимать лишь для того, чтобы сохранять здоровье, и в этом состоянии совершать поиск Кришны, призывать Имя, совершать служение. Быть нормальным в ненормальном, юкта-вайрагья, не много и не мало мы будем принимать. И то и другое будет пагубно, излишества будут пагубны для нас, и любого рода временное возбуждение, причин возбуждения следует избегать.
В нормальном состоянии в этом измерении, в которое нас привела наша прошлая карма, в этом измерении мы должны начать. «Бхагаватам» предостерегает нас: не становись жертвой этих пяти явлений, которые губительны для твоей духовной жизни, хотя в настоящее время они могут показаться благотворными. Они не могут внести истинный вклад, как интоксикации, деньги и другое. Мы можем думать, что Преданность можно купить тратя деньги. Например, задействовав в служении сына или жену в деле Преданности, я помогаю моей жене совершать бхакти, или я использую сына в деле Преданности, поэтому я получу благо; мой ученик становится хорошим Преданным, поэтому в качестве его Гуру я получаю некое благо — все это не является чистым бхакти. Или деньги. Я даю Преданным деньги, помогаю им и получу некую бхакти. Нет, это не шуддха-бхакти, это может быть сукрити. Ты ложно думаешь, что являешься владыкой этой энергии, это подмена понятий. Ты сам должен быть предан, твое «я» должно быть Преданным. Что делал Амбариш Махарадж? Он был царем, но он не пытался обрести Преданность посредством денег. Бхарата Махарадж в столь юном возрасте оставил все и отправился на поиски Преданности. Вовсе не так, что эти цари пытались приобрести Преданность с помощью денег. Это трудно, но это может помочь людям, принадлежащим к низшей категории. У нас есть деньги, у нас есть некая энергия из этого измерения бытия, и мы используем эти деньги и прочее в служении Преданным и Богу. Таким образом люди обретают некое сукрити, но это не есть шуддха-бхакти. Оно требует того, чтобы ты стал его рабом, и то, чего оно захочет от тебя, служить ему соответствующим образом, тогда ты можешь возвыситься до стандарта шуддха-бхакти.
Ты Его раб, и твоя природа должна быть такой: дожидаться Его указаний и выполнять их. Когда под руководством Гуру, который уже связан с Ним, мы отдаем себя служению ему, через него к нам приходят указания, от Гуру и садху. Если я отдаю себя в распоряжение Гуру и садху, которые имеют прямую связь с Ним, являются Его посредниками, когда мы отдаем себя в Его распоряжение, о чем бы нас ни попросили, мы делаем, то будет реальное служение. В шастре говорится: «Служение Вайшнаву — нечто лучшее, чем прямое служение Господу», и причина такова: когда я пытаюсь непосредственно приблизиться к Богу, я вынужден воображать это или это: «Возможно, это Его указание», но я могу ошибаться. То, с чем я имею дело, может быть оскверненным, мое представление может быть нечистым, в результате я выдумываю, что нечто является Его указанием. Когда указание поступает от истинного садху, от Его посредника, если я сумею выполнить это указание, то присутствует прямая, непосредственная связь с Ним, и эта связь реальна. Таким образом возможен больший прогресс для меня, чем мои попытки непосредственного обращения или приближения к Богу.
Имя должно быть Вайкунтха, вайкунтха-нама-граханам, оно должно обладать природой безграничного, это Вайкунтха, а не явление, принадлежащее к сфере бренного или принадлежащее реальности, которую можно измерить. Майа, то, что можно измерить на основании локальных интересов, вне абсолютного интереса, явление, которое не укоренено в абсолютном. Но речь идет о необходимости связи с абсолютным измерением, тогда Имя трансформирует меня, сделает меня пригодным служить этому абсолютному измерению. В нем пребывает Кришна, Он не выдумка и не фантазия, это Реальность с большой буквы. То, что мы в настоящее время считаем реальностью, нереально. В настоящее время мы находимся в гуще определенного опыта, но это нечто нереальное. Нереально в том смысле, что это временно и преходяще, вся эта реальность улетучится. Но то, что мы ищем посредством шастры и садху, то измерение, в котором живет Кришна, и наша личность пребывает там в связи с тем измерением, эта личность внутри нас, это все истина. То, что ночь для одного, день для другого, и то, что день для одного, ночь для другого. В настоящее время мы бодрствуем исключительно в расчетах, оценках локального интереса, такого восприятия мира, человеческие представления…
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.