«Рагхунатх Бхатта» 1982.10.28.A82.10.29.A
Рагхунатх Бхатта
Шридхар Махарадж: Впечатления, связь с Абсолютом. Он для Себя и Сам по Себе, «умереть, чтобы жить». Смысл не гипербола, не преувеличение. Для Себя, мы для Него, не для Его частичного проявления, все формы должны быть связаны с Центральным Духом, в противном случае они пусты. Все можно поставить на пьедестал, любое явление, если оно способствует нашему приближению к Нему. Сарва-дхарма паритьяджа — оправдание этого великого совета. Таким должен быть критерий всего: все фазы долга ты можешь оставить, полностью отвергнуть, и единственная потребность — идти к Центру. «Поиск Кришны, Прекрасной Реальности», так написано в этой книге, изданной в Сан Хосе. Как она называется? Дхира Кришна Махарадж напечатал ее, «Поиск Шри Кришны». Кто такой Кришна? Прекрасная Реальность. И что необходимо? Преданность, жертвенность, самопредание, что означает «умереть, чтобы жить», Божественная любовь. Какова природа Божественной любови? «Умереть, чтобы жить» — то, каким ты являешься в настоящее время, ты должен умереть тотально, и тогда твое подлинное «я» восстанет во всей своей первозданной славе. «Умереть, чтобы жить» означает это. Не просто умереть, смерть — это внешний аспект, но жить, вести подлинную жизнь, жить реальной, золотой жизнью.
Один принцип, одно общество. Где бы мы ни находились в смысле внешних реалий, но наша цель одна, и эта цель объединяет нас. Общее дело собрало нас, Сознание Кришны, поиск Кришны. Благодаря взаимной помощи мы будем идти вперед в поиске Кришны. Бесконечная попытка, усилие, поиск Кришны. Поиск является наградой себе, мы должны думать таким образом, наша добродетель — награда сама себе. Существует пословица: добродетель — награда сама себе. Мы не ищем другого награждения, это чистая попытка, поэтому поиск является наградой самого себя. Мы не ищем каких-либо ложных реалий, мы не тратим силы ложным образом, охота за дикими гусями. Ты идешь по пути, прогрессируешь, каким бы малым ни был прогресс, это движение по истинному пути, приближение к цели. Насколько ты будешь продвигаться, настолько ты будешь чувствовать умиротворенную атмосферу вокруг тебя, чистую. Ты почувствуешь чистый воздух, почувствуешь: я дышу чистым воздухом, нахожусь в чистой атмосфере. Поиск, прогресс подразумевает это. Эти три явления одновременно проявятся по мере того, как мы будем чувствовать прогресс, получать опыт. Таковы три критерия, с помощью которых можно измерять степень прогресса, продвижение на пути поиска, это уже награда — все более и более чистая атмосфера. То будет гарантия твоего будущего достижения, и на пути будут многочисленные воодушевляющие «колонны», то есть многочисленные садху. Мы будем встречать многочисленных святых, столь многих Преданных различных типов на этом пути.
Санатана Госвами в «Брихад Бхагаватамритам» нарисовал картину того, как человек постепенно достигает цели. Он оставляет позади различные измерения бытия, различные общества и идет вперед до тех пор, пока не приходит к служению Кришне того или иного типа. Что есть день для нас, то будет ночью для других, и что ночь для нас в настоящее время, станет днем. Книга-поводырь, это Писание нам. Божественное Имя на протяжении всего пути будет сопровождать и вселять в нас мужество, помогая совершать подлинный прогресс должным образом. Каков источник звука, который я призываю, Имени? Приближение к источнику звука, нама, рупа, гуна и т. д., все ближе и ближе к источнику этого звука, все более и более великая степень интенсивности, сладость для слуха, затем визуальная сладость и открытие зрения, глаз души. Нама, рупа, гуна, лила, столь многие Божественные качества, лила, игры будут призывать нас: «Идите, идите, приближайтесь».
Мы остановимся на этом сегодня. Вы ступайте и отдохните, вы устали после путешествия. Дхира Кришна Махарадж ожидается, приедет 1 ноября.
Наракасур, Бакасур, многочисленные демоны, оппозиция Бала Кришне. Кришна подрастает, и оппозиция различных типов, опасности приходят. В целом оппозиция приходит на этом этапе, в юности, многочисленные опасности. Когда ребенок маленький, он сталкивается с многочисленными угрозами, опасностями, но когда он подрос, степень риска уменьшается.
Преданный: Мы пойдем, Махарадж.
Шридхар Махарадж: Рагхунатх Бхатта был сыном Тапана Мишры. Махапрабху, до того, как принял санньяс, был знаменитым профессором, владельцем собственной школы, был известным учителем. Он был приглашен в гости энергичными, полными энтузиазма пандитами Восточной Бенгалии, они пригласили Его посетить их. В тех местах в Восточной Бенгалии жил один брахман, Тапана Мишра, который хотел видеть Махапрабху своим гостем. Махапрабху сказал:
— Чего Ты хочешь от меня? Я мальчик, а ты прославленный пандит.
— Мне приснился сон, в котором мне было откровение, что Ты не смертный, но сам Верховная Личность Бога. Я уже давно изучаю Писания, но не могу понять, каким является высочайший долг брахмана в этом мире. Я не смог найти ответ на этот вопрос. Шастры дают разные советы, поэтому я медитировал и во сне мне сказали: «Ты, пандит, ступай к Нимаю Пандиту, Он решит твои затруднения, и не считай Его обычным человеком. Он низошел сюда, чтобы утвердить религию эпохи — нам-санкиртан». И я пришел к Тебе.
— Писания содержат противоречивые советы. Если рассматривать их в совокупности, то можно увидеть, что в Кали-югу путем и высшей целью является нам-санкиртан, поэтому он есть особый долг этой эпохи. Не открывай это никому. В шастре сказано, что естественным образом Он может явиться кому-то, но если человек открывает природу этого аватара до того, как наступил должный срок, то он будет вынужден страдать, — сказал Махапрабху.
— Пожалуйста, прикажи мне остаться в Твоем обществе.
— Нет, ступай в Бенарес, там в свое время ты встретишь Меня.
Такое наставление Он дал Тапана Мишре, и он переехал в Бенарес и осел там. Когда Махапрабху после принятия санньясы шел во Вриндаван, сначала Он встретил Рупу и Санатану, затем вернулся в Пури. Затем через Джарикханду, джунгли, лесными тропинками он прошел и через Бенарес отправился во Вриндаван. Тапан Мишра отправился совершать омовение на Гангу и там увидел, как Махапрабху пересек Гангу, и встретил Его там, на Маникарника-гхате. Он был в высшей степени изумлен и привел этого санньяси, Махапрабху, к себе домой. Несколько дней Махапрабху провел у него дома, а затем отправился во Вриндаван. Когда Он возвращался из Вриндавана, то встретил по дороге Рупу и Санатану Госвами в Праяге и Аллахабаде и провел в их обществе несколько дней. Он учил Санатану Госвами бхакти-маргу и вдохновил его, а затем встретил Рупу Госвами. Затем пришел в Бенарес, встретил Тапана Мишру, Он жил в доме Тапана Мишры. Там был еще один, Чандрашекхар, он был вайдья, лекарь. Возможно, в его доме были все удобства. Махапрабху оставался в его доме в комфорте и принимал прасадам в доме этого Чандрашекхара. Санатана Госвами встретился с Махапрабху там, он был в то время премьер-министром, но оставил свою министерскую должность и пришел в Бенарес. То была прекрасная встреча.
Санатана Госвами был высокого роста, благородного склада джентльменом. Дом их предков находился в Карнатаке, Махараштра, оттуда был родом Санатана Госвами. Из-за того, что в их роду возникли разногласия между родственниками, там был один царь, родственники Санатаны Госвами из-за этих разногласий оставили свое прежнее место жительства и переехали сначала в Пури, потом в Джессор, а потом в Гаура-мандал, в Бенгалию. Там ватсья, мусульманский правитель, увидев, что эти люди очень одаренные и высокого уровня, назначил Санатану Госвами премьер-министром, а Рупу Госвами — своим визирем, личным помощником, и вся их семья, весь род стал жить в Бенгалии. После встречи с Махапрабху Рупа Госвами оставил правительственную службу и вернулся домой.
Санатан был премьер-министром. Наваб, мусульманский правитель, не позволил Санатане уйти в отставку. Санатан хотел, но он не позволил. Он сказал: «Я ничего не хочу знать, всем царством управляешь ты. Если ты уйдешь, тогда все здание рухнет. Я не могу принять на себя ответственность». Но возникла какая-то безотлагательная потребность, и наваб уехал. Он сказал: «Я не настроен заниматься политикой и администрированием». Что делать, Навабу пришлось отлучиться на войну. В то время Санатану Госвами звали Сакар Малик, он посадил его в тюрьму. Наваб сказал: «Когда я вернусь обратно, мы поговорим и я приму окончательное решение, но пока ты будешь в заключении». Рупа Госвами послал ему деньги. Санатана Госвами сумел подкупить тюремщиков и убежать.
Он пришел в Бенарес, где встретил в это время Шри Чайтаньядева. В то время Чайтаньядев находился на веранде дома Тапана Мишры. Санатана Госвами узнал, что Махапрабху здесь и живет в доме Тапана Мишры в качестве его гостя. Он сел перед воротами. Махапрабху почувствовал, что Санатана Госвами пришел, он был бедно одет. Санатана Госвами не посмел войти, ступить во двор, он пришел увидеться с Махапрабху, но был настолько смиренен, что не посмел прямо пойти к Махапрабху. Он сидел у ворот с другой стороны, противоположной веранде, где сидел Махапрабху, но Он послал преданного и сказал:
— Посмотри, есть ли вокруг какие-то гости.
— Там сидит какой-то факир (мусульманский подвижник).
— Позови его, пожалуйста.
Преданный вышел, потом вернулся обратно и сказал:
— Я не видел никакого садху.
— А ты кого-нибудь там увидел?
— Да, факира.
— Позови его.
И тогда Преданный позвал: «О факир, Махапрабху хочет видеть тебя, пойдем со мной», и Санатан пошел. Он пал на землю перед Махапрабху. Он спустился с веранды и хотел обнять Санатану, но тот стал отступать:
— Нет-нет, я неприкасаемый, я очень низкий. Не касайся меня, мой Владыка.
— Санатан, ты хотел спрятаться от Меня? Ты способен очистить всю солнечную систему, всю брахманду! Я хочу коснуться тебя для того, чтобы очистить себя. Почему ты говоришь, что ты неприкасаемый? Ты обладаешь такой великой любовью и Преданностью, что способен очистить все мироздание, подобная Преданность живет в твоем сердце. Я хочу очистить себя самого благодаря прикосновению к тебе.
Так Махапрабху насильно обнял Санатану Госвами, и они оставались в обществе друг друга. Махапрабху, чтобы обучить Санатана, провел в Бенаресе два месяца. В течение этого времени сын Тапана Мишры, Рагхунатх, оказывал Ему служение: массаж, стирка одежды и т. п. Служил Махапрабху таким образом мальчик Рагхунатх. Махапрабху сказал ему: «Служи родителям, они Вайшнавы, не женись. Когда твои родители покинут этот мир, ты должен будешь отправиться во Вриндаван». Такого рода совет Махапрабху дал Рагхунатху Бхатте. Тапана Мишра Бхатачарья, в целом традиционно бхаттачарья означает «учитель, тот, у кого есть студенты», эти люди именуются бхатта. Это означает буквально «тот, кто кормит других», имеются в виду студенты. Ачарья означает чьютар, учитель. Одновременно тот, кто кормит, и тот, кто учит, тот известен как бхаттачарья. Тапана Мишра происходил из этого рода. То была первая встреча Рагхунатхи с Махапрабху в Бенаресе, ему было позволено совершать близкое служение Махапрабху. После этого Махапрабху отправился в Пури.
Рагхунатх Бхатта оставался жить в обществе родителей. Когда он вырос, то он еще раз пришел в Пури, чтобы увидеть там Махапрабху, и прожил там какое-то время. Затем, когда он собирался вернуться в Бенарес, Махапрабху сказал ему: «Не женись. Ты можешь пойти во Вриндаван, оставайся там в обществе Рупы и Санатаны и совершай бхаджан». Махапрабху подарил ему большую туласи-малу: «Воспевай Имя, ступай и изучай «Бхагаватам» от подлинного Вайшнава. Под началом подлинного Вайшнава, а не обычного учителя». Он отправился во Вриндаван и жил в обществе Дживы Госвами. Его долг заключался в том, чтобы регулярно объяснять «Бхагаватам», давать класс в Натха-мандире. Очень громко он декламировал «Бхагаватам», объяснял. Он также был искусным певцом, он мог читать шлоки по-разному, 3-4 способа, [имеется в виду смена ритма, 3-4 разных мелодий на один стих]. Его голос был очень сладостный, так он декламировал шлоки «Бхагаватам» и давал объяснения. Естественным образом он занял там хорошее положение настолько, что нам рассказывают, как Ман Сингх, царь Джайпура, главный генерал императора Акбара принял посвящение от Бхатты Рагхунатха, так написано в «Чайтанья Чаритамрите». В большом разрушенном храме на верхушке. Ты видел старый храм Говиндаджи?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Этот храм был построен Рагхунатхой Бхаттой, его учениками, и написано, что Ман Сингх построил этот храм. И мы можем понять, что Ман Сингх получил посвящение от этого Бхатты Рагхунатха, хорошее влияние. Также говорится, что Дас Рагхунатх, его имя — Раса Манджари. «Нет-нет, я не достиг таких высот, чтобы принимать имя Расы Манджари». Раса Манджари — это имя Бхатта Рагхунатхи, и Рагхунатх Дас Госвами принял имя Рати Манджари. Раса — это комбинация многих частиц Рати. Раса более обширна, поэтому он принял имя Рати Манджари. А Раса Манджари звали Бхатту Рагхунатха. Таким образом, он проводил время в собрании Рупы Госвами. Настолько много нам известно о Рагхунатхе Бхатте.
Дас Рагхунатх был единственным сыном очень богатой семьи в Бенгалии, возле Саптаграма. Хиранья и Говардхан — было 2 брата, отец и старший брат отца. В то время их доход равнялся 20-ти лакхам рупий, в ту эпоху. 12 лакхов они платили навабу, а 8 лакхов отдавали на помощь пандитам, брахманам, бедным людям, 2 брата. Он был единственным сыном, его женили, но он не находил никакой радости в семейной жизни. Когда Махапрабху после санньясы пришел во Вриндаван и вернулся, затем вновь шел в Пури, затем совершал турне по Южной Индии, Он вернулся по прошествии. 2-3 года провел в Пури, затем пришел сюда по прошествии 5-ти лет и ушел во Вриндаван. Рядом с Гангой встретил Рупу и Санатану, не пошел во Вриндаван, вернулся обратно, затем вернулся в Шантипур, оттуда в Пури и из Пури прямо во Вриндаван. Когда в то время он пришел в Шантипур, в Адвайта-бхаван, в это время с ним пришел встретиться Рагхунатх Дас. Он сказал своему отцу: «Я хочу увидеть Махапрабху и Его киртан». Его сердце горячо стремилось к встрече. Он попросил своих старших: «Пожалуйста, позвольте мне обрести даршан Шри Чайтаньядева. Сейчас Он находится в Шантипуре, в доме Адвайта Ачарьи». Адвайта Ачарья был старшим пандитом, уважаемым в обществе человеком, а Хиранья и Говардхан помогали в финансовом отношении, и он был тесно связан с их семьей. Поэтому они написали письмо, передали деньги и послали Рагхунатха, позволили ему увидеться с Махапрабху в доме Адвайты Ачарьи Прабху.
Рагхунатх передал Ачарье деньги, многие люди приходили и уходили, поскольку Чайтаньядев был там. Было необходимо их кормить, заботиться о них, и потому семья Даса Госвами передала деньги. Но Рагхунатх не был счастлив внутренне, он был молодым человеком, но всегда пасмурным, серьезным и хмурым, даже печальным. Так или иначе его представили Махапрабху, Он понял чувства Рагхунатха и попросил его: «Ступай домой, не беспокойся, придет час и Кришна даст тебе шанс вырваться из этого рабства. Не обращай внимания, не придавай большого значения внешним обстоятельствам, скорее, прими совет «Гиты»: юкта-вайрагья. Не принимай обезьянье отречение, когда человек внешне отрекается, но внутренне привязан. Внешне у него нет ни собственности, ни одежды, но в сердце полно тенденций наслаждаться. Не подражай обезьянам, но прими совет «Бхагавад-гиты»: юукта-вайрагья. Это необходимо в твоем положении, прими его, а внутренне молись Господу о помощи». Такой совет Махапрабху дал в Шантипуре Дасу Госвами, и он вернулся домой и хотел следовать указаниям Махапрабху.
Родители были удовлетворены его поведением в то время: «Теперь наш сын больше не рвется покинуть дом, живет как обычный человек: ест, спит, как все нормальные люди». Старшие следили за ним очень бдительно, чтобы он не убежал незаметно для них. Но когда они увидели, что он стал сдержанным и рассудительным, они ослабили контроль, перестали следить за ним столь жестко. Но внутренне он всегда думал, как осуществится воля Махапрабху. Молодая жена и роскошь, но он не мог наслаждаться всем этим. Несмотря ни на что 10 человек сторожили его днем и ночью, но однажды рано утром их семейный гуру пришел и попросил Рагхунатха: «Один брахман, который регулярно поклонялся моему Божеству, отсутствует, а я должен немедленно отправиться по какому-то важному делу. Пожалуйста, ступай к этому брахману и попроси его совершить поклонение Божествам в мое отсутствие». Рагхунатх сказал: «Да, я это сделаю». Он вышел из дома рано утром в обществе своего семейного гуру. Стражники увидели, что он идет в его обществе, поэтому они не стали возражать, Рагхунатх ушел. А по дороге он сказал гуру: «Ты иди к себе домой и попроси человека…»
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.