«Кришна уродлив без Радхарани» 1982.10.10.B
Кришна уродлив без Радхарани
Шридхар Махарадж: «Есть живая вера в Бога», — так он сказал, но наше понимание таково: пытайся изо всех сил дать людям Бога. А эта политическая свобода может ли сравниться? Вы должны служить людям, связывать их с Богом, почему вы не делаете это? Вы хотите обманывать их, проповедуя политическую свободу и напрасно тратя свое время? Мы должны изо всех сил стараться приводить людей к Господу, и не может быть лучшей деятельности, чем это занятие. Он сказал: «Почему ваш Кришна играл роль политика и стал причиной битвы на Курукшетре?» Принимая в расчет положение людей, Он играл такую роль, Он просил Арджуну сражаться. Бхактивинод Тхакур говорит: «Кришна произнес «Гиту», побуждая Арджуну сражаться, и он стал сражаться, услышав «Гиту». Но если бы «Гиту» услышал Уддхава, он оставил бы все и удалился в Бадарикашрам». Случай Арджуны был таков: начать войну, но Уддхава не стал бы сражаться, он бы отправился в Бадарикашрам. Адхикар Уддхавы был таков.
Махарадж Кришнанагара был очень щедрым человеком, но имя этого пандита было известно. Однажды Махараджа обратился к нему и после некой формальной беседы сказал ему: «Вы живете в нищете, мне рассказали, мне хотелось бы помочь вам чем-то». Нищета была частью определенной книги, посвященной такому предмету, как логика, но теперь этой нищеты нет. Нищета — это термин из «Абхава-ньяя-шастры», невозможность понять определенный фрагмент. «У меня были трудности с пониманием этого фрагмента, но теперь трудности нет». Царь сказал: «Нет, я имею в виду доходы». — «Нет, что касается доходов, все в порядке, у меня есть банановая пальма, и мы получаем плоды. Моя жена очень хорошо готовит их. У нас также растет тамариндовое дерево на участке, она готовит его листья, замечательные блюда, чатни из листьев тамариндового дерева, поэтому со мной все в порядке, у меня нет трудностей». А Чанакья был министром императора Чандрагупты, и по его совету Чандрагупта смог утвердить свою империю, но он жил очень скромно: в хижине, крытой соломой, и лепешки коровьего навоза были на стенах и термиты. Чандрагупта пришел на встречу с Чанакьей в сопровождении свиты и увидел, что Чанакья живет в такой бедности. Есть люди, которые любят бедность.
Преданный: У меня был такой опыт, если я кого-то прошу о деньгах, никто мне их не дает, но если я храню молчание, деньги приходят. Я не знаю почему, на протяжении многих лет я с этим сталкиваюсь.
Шридхар Махарадж: Господь присматривает за этим. Тот, кто не склонен просить милостыню, Я забочусь о нем. Где это сказано? Я обеспечиваю всем необходимым людей, которые не просят подаяния. Мадхавендра Пури сидел на Говинда-кунде, не просил подаяния, и Гопал принес ему молоко. Он сказал: «Сюда приходили за водой девушки, они увидели, что ты истощен. Они сообщили об этом, и Я принес это молоко для тебя, возьми его». Этот красивый собой Мальчик принес молоко и задал ему вопрос: «Почему ты не просишь подаяние? На Говардхане никто не может поститься. Если кто-то не просит подаяния, то Я вынужден приходить и кормить его». Так рассказывается, и Пури был очарован внешностью Мальчика. Он сохранил этот пустой сосуд, ожидая, что Мальчик вернется, но Мальчик не вернулся. Затем этот горшок был разбит, он хранил его в своем мешке и иногда съедал один кусочек и вспоминал очаровательного Мальчика, который принес молоко, настолько Он был очарователен. Он думал о Нем и был вне себя, был очарован красотой этого Мальчика и съедал по маленькому кусочку горшка время от времени, источником которого был этот очаровательный Мальчик. Вспоминая Его, он приходил в экстаз, Мальчик произнес эти слова там.
Преданный: Гуру Махарадж, Свами Махарадж в книге о Кришне, кратком изложении 10-й песни, делает удивительное утверждение. В одной главе он говорит: «Кришна не особенно красив, когда Он один, но в обществе Радхарани и других спутников он становится очень привлекательным».
Шридхар Махарадж: Они взаимозависимы, внутренняя ценность, конечно же. Говорится, что Они представляют ценность. Когда Кришна думает о Радхике, Он становится прекрасным, а когда Радхика думает о Кришне, Она становится прекрасной. Такова природа этого измерения, каждый в большей или меньшей степени таков, это измерение таково. Один отдает себя другим, и эта жертва усиливает Его или Ее красоту. Кришна не выглядит красивым, когда Он один, особенно для последователей гопи. Они не в силах терпеть. Рагхунатх Дас Госвами Прабху говорит (цитирует санскрит). Когда Сваруп Дамодар и Махапрабху ушли, подобные чувства возникли в нем. «Теперь Радха-кунда кажется мне подобной пасти тигра, а Гирирадж Говардхан подобен великому питону, поскольку Рупа Госвами, мой Гуру, отсутствует». Они стал для меня чем-то ужасающим, относительное положение таково. Последователи Радхарани видят, что без Радхики Кришна — нечто ужасное. «Почему Радхарани нет здесь? Это жестоко. Почему Она не присутствует? Ее нет здесь, Она все и вся для нас, и без Нее Кришна — нечто ужасающее». Такова природа их чувств, бхавы. Кришна прекрасен, когда находится рядом с Радхикой, связан с Ней. Тот, кто видит Его образ рядом с Радхикой, насколько Он прекрасен, сияющ, а когда Он лишен Радхарани, то пуст и становится своей противоположностью. Есть такая беседа. Шуки и Шари, возникла ссора, казалось бы, ссора. Ты слышал об этом?
Преданный: Нет, никогда.
Шридхар Махарадж: Шука и Шари. Шука — это попугай, Шари — его жена. Шари за Радхарани, Шука за Кришну. Шука говорит:
— Мой Кришна — Мадан Мохан.
— Поскольку Радхарани стоит по левую руку от Него, только поэтому Он Мадан Мохан, —отвечает Шари.
Так они спорят друг с другом, очень сладостный спор. Шука поет в пользу Кришны, а Шари поет в пользу Радхарани. Она говорит: «Без Радхики какую ценность представляет твой Кришна? Ноль». Таким образом. Но есть многие группы, которые не любят Радхику, только одного Кришну. Майавади не нравится Радхика, они хотят поклоняться исключительно Кришне.
Преданный: Это большая проблема. Мирабхаи.
Шридхар Махарадж: Мы не признаем, что один Кришна есть подлинный Кришна, это Кришна майавади. Свами Махарадж говорит это, но когда я озвучил эту идею, последователи ISKCON разозлились на меня.
Преданный: Да, я как раз только что об этом подумал. Вы столь добры, что рассматриваете это как игру, но мы не можем рассматривать это как игру, мы рассматриваем это как войну.
Шридхар Махарадж: Иногда я говорю, что они совершают самоубийство.
Преданный: Они демонстрируют свой уровень прогресса в Сознании Кришны, не понимая вашу Божественную милость. А откуда эта история с попугаями, в каком источнике?
Шридхар Махарадж: Я не могу сказать, нужно посмотреть. Говинда Махарадж может сказать.
Преданный: Я сказал одному другу, возможно, в Дели: «Не повторяй мне видхи, похоже, приходит в конфликт с рагой». Похоже, что в настоящее время апологеты вайди с оружием в руках нападают на апологетов раги. Конечно, я не квалифицирован делать подобные утверждения, но так я почувствовал.
Шридхар Махарадж: Я не против вайди-марга, мы пытаемся следовать вайди, и наша цель — рага. Мы следуем вайди, но венец — рага, это наша цель. В противном случае каков смысл вайди? Вайди означает ограничения, которые человек накладывает на себя, но чего ради? Какова цель следования этим правилам? Ограничения с целью достижения чего-то. Мы ограничиваем себя, чтобы стать в результате свободными в этом измерении, достичь положения свободного слуги. Ограничения имеют предназначение, и каково это предназначение? Спонтанное служение, достижение спонтанного служения, в противном случае, если всегда будет стоять учитель с плеткой в руке, который будет давать мне указания, это не есть цель жизни. Мы хотим достичь того измерения, где, движимые внутренним побуждением, мы будем делать те или иные вещи.
Преданный: Иногда, Гуру Махарадж, я задаюсь вопросом. Свами Махарадж построил такую великую стену, оберегая нас от того, чтобы мы не прыгнули преждевременно. Но похоже сейчас наши друзья не поняли сути этого, поскольку он оградил это явление крайне заботливо, как это всегда делают ачарьи, показывая нам, что это очень возвышенное явление не для всех и каждого. Он сумел оберечь его, но наши друзья не поняли, почему и зачем он это сделал. Мы тоже слышим, как Ваша милость говорит нам: «Глупцы ломятся туда, где ангелы ступить не смеют». Эта линия мысли, и он всегда был очень строг в этом отношении.
Шридхар Махарадж: Но все же это все и вся с нашей точки зрения. Мы смотрим на эту высочайшую цель нашей жизни, эта цель — все и вся для нас. Находясь на большом расстоянии от этого явления, я могу согласно своей карме оказаться где угодно: в аду или в раю, для меня это не имеет значения. Но все же я хочу Преданности Тебе, и я не могу ее оставить, пожалуйста, подари мне это в моем сердце. Физически я могу находиться где угодно, но внутренне я должен обрести вкус Твоей Божественной любви. Я могу родиться червем или насекомым, это не имеет значения, но я хочу близости, находиться рядом с Твоим Преданным, быть связанным с Тобой. Связь с Тобой — этого я не могу избежать, но физически я могу находиться где угодно соответственно моей карме. Внешнее положение этих вышеназванных Преданных не слишком высоко, но с точки зрения сердца они очень высоки. Прахлад, Вибхишан родились в семье демонов, Хануман и Гаруда из числа животных. Прахлад из среды демонов, но с точки зрения сердечной связи они стоят очень высоко.
Преданный: Мы видели, здесь множество искажений в этой бумаге.
Шридхар Махарадж: Наш Гуру Махарадж, конечно, выражал подобные чувства, после чего он провел в этом мире три года. Когда мы были в Карачи в 33-м году, в конце 36-го года он ушел, 1 января 37-го года. Мы с Неми Махараджем проповедовали в Карачи, и в то время произошло ужасное землетрясение в Бихаре. Бон Махарадж и другие проповедовали в Англии в то время, 33-й год, возможно, в то время Свами Махарадж присоединился к Гаудия-миссии, получил дикшу. В 22-м году Свами Махарадж встретил Прабхупаду в обществе своего одноклассника, Нарена Малика, возможно, его звали. В то время я был членом движения Ганди, конгресса, в 22-м году. В 26-м я установил связь с Гаудия Матхом, а в 27-м году, в апреле, я присоединился к Гаудия Матху эксклюзивным образом. Но Махапрабху пленил меня в этой жизни в 1918-м году. Я думаю, что у меня была связь с этим явлением в прошлых жизнях, поскольку в детстве, когда я видел изображение Махапрабху, я чувствовал некое очарование. В целом я очень не любил музыку и танцы, но в связи с киртаном я очень полюбил музыку и танцы, в противном случае я не испытывал никакой симпатии к пению, музыке и танцам. Киртан был исключением, и такая тенденция у меня была с детства. Я помню, когда я был мальчиком лет восьми или около того, другой мальчик, он был, возможно, на два года старше. Я спросил у него:
— А что это за изображения в деревне?
— Это Гаура Нитай.
— А кто они такие?
— Они проповедовали нам-санкиртан.
— Они знали шастру, они были учеными?
Я не помню, что он ответил на этот вопрос, но я понял из его слов, что Гаура Нитай учили, что нам-санкиртан — высочайшее явление. Они были великими учеными и рекомендовали нам-санкиртан в качестве цели всей учености, всех академических познаний, подобное впечатление я получил из разговора с этим мальчиком. Мне было 8, а ему было, возможно, 10 лет. Он что-то мне рассказал, но я помню, что подобное представление я приобрел. Ученость, академические познания сливаются с премой в нам-санкиртане, нечто в этом роде. Все образование лишь приводит нас к стопам царства любви, подобное впечатление я приобрел, некое представление об апракрита, трансцендентном измерении. Вся эта красота, богатство, знатность ожидают своего неизбежного часа. Ученость предназначена лишь утвердить эту истину, что любовь есть высшая цель жизни, все и вся, только в этом смысл учености, образования.
Преданный: Как можно защитить себя от жестокосердия или иллюзии?
Шридхар Махарадж: Когда проснется подлинная душа соответственно стадии. Сахарный леденец сладок, но если ты страдаешь желтухой, этот вкус покажется тебе горьким. Любовь к Кришне не горька, не есть нечто сухое, но соответственно той стадии, на которой мы находимся, это явление может предстать таким. Подобно тому, как для человека, страдающего желтухой, сахарный леденец кажется горьким. Свет очевиден, но для слепого человека его существование не очевидно, и есть люди, которые всегда будут говорить, что света нет, но эти люди слепцы. Любовь к Кришне сладостна, но кому-то она может показаться горькой в силу их изъянов.
Преданный: Мы должны покинуть вас.
Шридхар Махарадж: В вашем обществе я бодрствую, вы спасаете меня от праздности.
Преданный: Это вы нас спасаете от праздности.
Шридхар Махарадж: Кришна уродлив без Радхарани, относительное положение. Они оба важны, ашрой и вишой. Оба равно необходимы, несовершенны друг без друга. Махапрабху говорит: «Сарвабхаума, благодаря твоему присутствию подобный смысл открывается». Махапрабху сказал Санатану Госвами: «В обществе Сарвабхаумы столь многие смыслы открылись. Я попробую, посмотрим, какие смыслы откроются в твоем обществе». И 61 смысл был показан Махапрабху. Он говорит: «Силой твоего общества это стало явным. Кришна передает через Меня тебе, Я чувствую это. Я не понимаю смысл всего этого, этих уроков, но это нечто, проходящее через Меня, предназначенное тебе». Тот, через кого нечто приходит, может знать, а может иногда не знать смысл приходящего. Носильщик может не знать, что он несет на плечах.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.