«Придуманные мантры» 1982.10.08.B82.10.10.A
Придуманные мантры
Шридхар Махарадж: Кришна лжет. Люди, которые лгут и воруют, равны. Храм из алмазов и драгоценных камней, муравей пытается найти лазейку. Все равно что украсть океан, танец, пение, безумие раса-лилы Вриндавана и раса интоксикаций это одно и то же? Это сахаджизм в крайней степени, чувственный опыт в обществе мужчин и женщин равнять с Враджа-расой, это в высшей степени прискорбно. Хари-раса сравнивается с вином. Нектар Хари-расы Враджа-лилы и танец, проистекающий из пития, — это крайняя степень деградации — думать, что пить вино и танцевать. Как эти явления могут быть равнозначны? Это поэмы Махаджан, они не написаны мной, но главным образом цитаты из Сарвабхаумы. В «Чайтанья Чаритамрите» также эта шлока присутствует. Возможно, изучая эти произведения, он нашел некую поддержку своим практикам, но это абсурдно. Бог сладостен, в таком случае расагула должна занять положение Бога. Все мадху, мадху, мадху, все, что связано с Ним, сладостно. Всей сладостью бренного мира мы будем удовлетворены. Источник всего этого ISKCON или Джаятиртха?
Преданный: Это последователи Джаятиртхи, люди, которым нравятся интоксикации.
Шридхар Махарадж: Есть что-то еще?
Преданный: Нет.
Шридхар Махарадж: Как Джаягаурендо, принимать интоксикации, а затем петь, танцевать и кататься по земле с помощью интоксикации — это нечто дешевое.
Преданный: Все это обман.
Шридхар Махарадж: Вы, йоги, думаете, что благодаря процессу контроля дыхания вы обретаете умиротворенность ума и также контролируете чувства, но это лишь временное достижение. Оно может продолжаться многие жизни, но это искусственное явление и не может быть постоянным вкладом. Вы думаете, что контроль вожделения и гнева — это все и вся и вы обретете внутреннее умиротворение, станете владыками этих побуждений: вожделения, гнева и прочего. Но вы не сумеете сохранить это положение, это низшее измерение умиротворенности, и это состояние невозможно сохранять, это временно. Та умиротворенность, которую мы достигаем, служа Мукунде, вы не способны достичь такого качества. Это искусствено — подобный способ сдерживать каму, кродху, лобху и т. д. Йога-сиддхи, временное достижение, временная умиротворенность, но затем чувства вновь восстанут.
Вы думаете, что, практикуя дыхательные упражнения, пранавайю, контролируя, это лишь временно, равно как праяшчитта. Если я совершил нечто греховное, я совершаю праяшчитту. Благодаря великой праяшчитте мы можем некоторое время воздерживаться от греховности целый год, а затем, на следующий год, когда наступит сезон дождей, прольется дождь и все семена прорастут. Но та чистота, которую мы достигаем, соприкасаясь со служением Васудеве, — это вечный фактор чистейшего типа. Мы не можем надеяться достичь этого путем любых иных методов, кроме как посредством нашей покорности и принятия служения Прекрасной Реальности. Такого рода умиротворенность никогда не может быть найдена нигде. Наше подлинное понимание Высочайшего Центра и подлинная позиция по отношению к Высочайшему Центру даст нам умиротворение, и мы будем свободны от беспокойств всех видов. Этого невозможно достичь с помощью каких бы то ни было искусственных методов, которые не связаны с пониманием Высочайшего Центра.
В «Бхагаватам» Шукадев в своей инаугурационной речи, обращаясь к ученым, говорит: «Я знаю, что в этом собрании присутствуют йоги, ученые, тапасви различных типов, но в том, что я собираюсь вам рассказать, присутствуют многочисленные аскезы». Люди, знаменитые своей благотворительностью, могут присутствовать здесь, люди, известные своими произведениями, жертвоприношениями, здесь могут быть многие знатоки мистических слов, формул, но никто из них. Таким образом понимание Высочайшей центральной Истины способно принести нам умиротворенную чистую жизнь, а не частичное достижение позволит нам достичь этой цели. Интоксикации, есть многие в Индии также, кто посредством ганджика-сиддхи, принимая их, могут считать, что эти средства помогают им, но эти средства не порождают некий непреходящий результат. Искусственная концентрация, все искусственное, помощь со стороны мирских реалий не может не быть искусственной, низшей природы. Иными словами, это теория ископаемого: ископаемое породило Бога, из ископаемого возникло сознание Бога. Когда ископаемое превратилось в человека, тогда человек породил концепцию Бога, таким образом ископаемое — это причина концепции Бога, ископаемое есть отец Бога. Также представление, согласно которому интоксикация способна дать концепцию абсолютной красоты и сладости, — это атеизм.
Можно сказать таким образом, что Туласи, Шалаграм — это ведь, казалось бы, материя. Божество — это, казалось бы, материя. Как Они могут помочь нам? Но это не так, изначально это духовное явление, Он предстает в форме материи, это теистическая линия. Линия майавади — нам нужна кукла. Все должно нисходить, шраута-пантха, ничто не может, речь не идет о восходящем пути. Нисходящий метод предписывается, нисходя Он может прийти к нам, мы не можем породить Его или отправиться к Нему против Его воли. Он может взять нас. Как я рассказывал, человек из Ария-самаджа сказал: «Если бы безграниченое могло бы быть познано ограниченным, оно не было бы безграничным». Я ответил: «Если бы безграничное не могло открыть себя ограниченному, оно не было бы безграничным». Нет иного пути Его постижения, только один путь: Он милостиво нисходит ко мне, и я могу найти Его. Он такой, высшей природы, мы должны признать это. В противном случае какая необходимость искать Его, если Он легко доступен? Лишь посредством шраута-пантхи, если Он низойдет, мы сумеем найти Его, а когда мы сможем принять участие, весь этот мусор уйдет, то наш внутренний принцип, связанный с этим измерением проявится. Мы можем получить помощь высшего мира, вовсе не так, что мы поднимемся на вершину холма, чтобы найти там желанный объект.
Чьи вопросы?
Преданный: Тамала Кришны.
Шридхар Махарадж: Сколько вопросов? Один, два?
Преданный: Приблизительно пять, некоторые из них довольно короткие. Он спрашивает: «В «Брихад Бхагаватамритам» различные главы называются: Бхауманам, Дивьянам, Приянам, Бхаджаннам». Он хочет знать, почему главы так названы.
Шридхар Махарадж: Что идет первым?
Преданный: Бхауманам, затем Дивьянам, затем Приянам, затем Бхаджан, он не перечисляет их все, только эти.
Шридхар Махарадж: Это можно понять, соответственно чистоте стадии Имени подобная классификация приводится, Бхауманам — более материальная концепция, нежели духовная. Дивья, большая часть этой концепции сверхъестественна, естественное и сверхъестественное. Далее Прия, там мы находим вкус. До сих пор в качестве долга мы совершали с помощью шраддхи, а когда мы достигаем стадии ручи… Вначале ручи может отсутствовать, вначале с помощью шраддхи мы должны призывать это Имя. Оно может не чувствоваться как нечто очень сладкое. Когда человек болен желтухой, сахарный леденец кажется горьким. Но когда болезнь вылечена, постепенно сахарный леденец становится сладким, леденец — это лекарство, позволяющее избавиться от болезни. Вначале он кажется горьким, затем мы будем принимать и принимать его, болезнь уйдет, и вкус леденца окажется сладким. На третьей стадии сладкий вкус сахарного леденца возвращается, после того как мы избавляемся от влияния желтухи. Вначале это материальное, затем более сверхъестественное, затем внутренняя сладость раскрывается нам, и затем мы можем совершать реальный бхаджан, служение, стадия служения, севы начинается. Это явление становится спонтанным, в противном случае это труд, усилие, целью которого является достижение желанного результата. Но когда возникает сладкий вкус, тогда начинается естественное служение, и это достижение стадии бхаджана. Затем из этого возникает рупа, форма, затем парикар, лила, таким образом. Второй вопрос?
Преданный: «»Шримад Бхагаватам» есть воплощение Шри Кришны, а «Бхакти-расамрита-синдху» есть воплощение Шримати Радхарани?» — он спрашивает.
Шридхар Махарадж: В целом говорится, что Кришна связан с Радхарани, в Него включены Радхарани и другие слуги. Царь подразумевает множество параферналий, присутствует все, не только Кришна. Кришна преобладает, и столь многие окружают Кришну, Кришна главным образом. В «Бхакти-расамрита-синдху» также Кришна и бхакти, главным образом, вайбхав, мы можем сказать о Радхарани, Она есть главенствующее божество бхакти, так мы можем сказать. Однако в то же время присутствует Кришна и Его группа, сакхья-раса, ватсалья-раса, но все они служат.
Преданный: Затем в «Брихад Бхагаватамритам» во второй части упоминается десятисложная гопала-мантра. Он спрашивает, не могли бы вы открыть нам этот мантрам, каков он?
Шридхар Махарадж: Я не помню, упоминается гопала-мантра?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Десятисложная?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Нет, я должен посмотреть, обратиться к «Хари-бхакти-виласе», прежде чем я смогу сказать что-то определенное. Васудева-мантру можно найти в «Бхагаватам» в случае Дхрувы, но гопала-мантру я не помню.
Преданный: И последний вопрос: в «Чайтанья Бхагавате», когда Господь Нитьянанда оказался в царстве гухак-чандалов, Он впал в транс, который длился три дня. Он спрашивает, каково это состояние транса и кто такие гухак-чандалы?
Шридхар Махарадж: Опять же я должен посмотреть фрагмент, в котором это упоминается. В целом я могу сказать, что природа Нитьянанды Прабху была такой — милость к падшим. Гухак-чандалы, в их случае, Рамачандра был очень милостив к падшим. Он патита-павана, а Нитьянанда Прабху, Его темперамент таков, когда объединяются идеи Бога, Нитьянанда Прабху был вне себя. Он отождествлял себя с этой идеей Бога — спасителя падших, патита-павана-лила. Он сам был этим спасителем, и Рамачандра был в полной мере представлен там, один и тот же темперамент. Он погрузился в эту функцию патита-паваны, Он был настолько поглощен этой лилой Рамачандры, что позабыл Себя, высочайший ценитель этой лилы Нитьянанды. Это четвертый вопрос.
Преданный: Да, это все вопросы.
Шридхар Махарадж: Гопала-мантру можно посмотреть в «Хари-бхакти-виласе», а другая?
Преданный: «Чайтанья Бхагавата».
Шридхар Махарадж: Эта лила — суть Нитьянанды Прабху, Он был потерян, погрузился в воспоминания о лиле Рамачандры в своем сердце.
Преданный: У меня был один маленький вопрос. Недавно я читал «Хари-бхакти-виласу», и там сказано, что существуют определенные месяцы, благоприятные для дикши и неблагоприятные. Но мы не придаем большого значения этому. Санатана дает это по какой-то причине.
Шридхар Махарадж: Неблагоприятные или благоприятные соответственно адхикару, способности воспринимать, вичару. Соответственно этому адхикару определенные периоды указываются как благоприятные и неблагоприятные. Во сне этот джентльмен получил мантрам, Чаран Дас. «Нитай Гаура Радха Шьям».
Преданный: Чаран Дас?
Шридхар Махарадж: Да, но Бхактивинод Тхакур и Гуру Махарадж утверждали, что это выдумка. Может быть, во сне, но это показывает, что он ложный человек, он никак не соприкасается с реальностью. То, что Рупа Госвами, Кришнадас Кавирадж, Нароттам Тхакур дали, мы должны принимать их видение, их решение, оценку. А это аномалия. «Нитай Гаура Радха Шьям», что это? Это противоречит, мантрам — это нечто живое, и мы можем расчленять эти мантры, присоединять, смешивать их части, создавать нечто новое. Это тоже не слишком удачная идея.
Преданный: Это было во времена Прабхупады или до него?
Шридхар Махарадж: До него. Есть еще один, он хотел, чтобы Прабхупад присоединился к нему, но Бхактивинод Тхакур проинструктировал Прабхупаду: «Не становись жертвой этого ложного человека». Однажды я слышал от Прабхупады, как он и Бхактивинод Тхакур шли по улице Навадвипы, оказались у входа в Самаджбари, и этот человек, Радха Раман Чаран Дас Бабаджи, остановился перед Прабхупадой и сказал: «Ты наша надежда». Он хотел привлечь к себе Прабхупаду. Прабхупад постоял минуту и присоединился к Бхактивиноду. Бхактивинод спросил:
— Что этот человек говорил тебе?
— Он говорил то-то и то, «ты наша надежда».
— Будь очень осторожен, не становись жертвой этого человека.
Преданный: Есть еще одна мантра. Я не знаю источник, это другая личность, еще одна выдумка. Они утверждают, что они последователи Адвайты Прабху, источник мантры. Они говорят, Адвайта-вамша.
Шридхар Махарадж: Некто Гири, майавади, имена «Гаури Шанкара, Гаури Шанкара Сита Рам, Радхе Шьям Шьям», и Ганди тоже представил мантрам.
Преданный: Рагхупати Рагхава.
Шридхар Махарадж: Иногда они добавляют эти слова: Рагхупати Рагхава. «Ишвара Алла тери нам», они имеют в виду, что кто-то называет Его Ишварой, кто-то — Аллахом.
Преданный: Ганди добавил этот стих.
Шридхар Махарадж: Да, компромисс индуистов и мусульман, «Ишвара Алла тери нам».
Преданный: Когда его застрелили, он кричал «Ха Рам, ха Рам», через полчаса он умер.
Шридхар Махарадж: Ха Рам? Я слышал, что он кричал «Харе Рам». В то время было написано в газетах: «Ха Рам, ха Рам», он восклицал, а через полчаса он умер, две пули попали в сердце. Ходили слухи, что Ганди будет убит. Джавахарлал устроил ему защиту со стороны полиции. Он принял, но сказал: «Когда я буду говорить на тему религии, мне не нужны полицейские рядом. Это смехотворно, я собираюсь молиться Господу в окружении телохранителей, я не в силах терпеть эту идею». И когда он стал давать лекцию на религиозные темы… Там был Билва-мандир на Рич-роуд в Дели. Я три года прожил в Дели, в то время это место строили, а сейчас, в наши дни, я не знаю, как это выглядит, но в 37-39-м гг я знал это место. Там строили храм. Я не видел его, но слышал, что там был парк, и в этом парке произошло убийство. Этот человек поклонился ему в парке, затем достал револьвер и два раза выстрелил ему в сердце, и Ганди закричал «Ха Рам, ха Рам». То были его последние слова, он упал, и его очки отлетели в сторону. Того человека избили, полиция вмешалась, и Ганди перевезли в этот храм Билва. Через полчаса он умер, так и не придя в сознание. Может быть намабхас, но мы не в силах терпеть подобное представление. Когда он приехал в Пури, он не входил в храм, потому что храм не открыт для неприкасаемых, он не входил, но его жена частным образом отправилась посмотреть Джаганнатха. Когда он об этом узнал, он был разгневан. Он был не в силах терпеть это представление, как будто бы он обладает большими правами на нее, чем Джаганнатх. В этом случае он не должен был вмешиваться.
Преданный: Наш Гуру Махарадж говорил нам, что Ганди сказал в публичном собрании, что он не верит в то, что Кришна был исторической личностью, существовал.
Шридхар Махарадж: Я не слышал этого, но однажды он сказал в отношении Рабиндраната: «Когда я совершаю служение Рамачандре, возрождая Ситу, чарки для страны, Рабиндранатх хочет играть на флейте и побуждать гопи к танцу», таким было его замечание. Ему хотелось бы, чтобы гопи танцевали, слыша звук его флейты, но я хочу возродить чарку, Ситу, служа Рамачандре. А что касается Рамачандры, Он был исторической личностью, воплощением Господа Рамачандры. Кришна был выдумкой, но Рамачандра реален, так он считал? Я не слышал подобного замечания. Он пытался выразить свою веру в Бога настолько, что сказал однажды: «Я находился в Африке, и мой автомобиль сломался, а мне нужно было срочно куда-то доехать. Что делать, я стал призывать имя Господа: «Пожалуйста, помоги мне», автомобиль тронулся с места, и я осуществил намеченное. Я верю в Бога». Его сын очень тяжело заболел, он сказал: «Я стал призывать имя Рамачандры, и я верю в то, что мой сын был исцелен благодаря влиянию Имени. Когда я нахожусь в опасности, я пытаюсь…»
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.