«Безграничное минус Безграничное равно Безграничному» 1982.09.06.B
Безграничное минус Безграничное равно Безграничному
Шридхар Махарадж: Там говорят: «Наука всех наук». Фундамент всех видов наук есть это знание, подлинное знание. Знание может игнорировать эти вопросы, нашу внутреннюю потребность, безотлагательную нужду, когда печать на сердце. Наше сердце, сердце бадха-дживы, обусловленной души, опечатано. Когда печати будут сорваны, подобные чувства проявятся и все сомнения уйдут. Сваруп. Когда внутреннее «я» проявится, выйдет на свет божий, тогда все сомнения будут устранены. Вера, шрадха, опечатана в нашем сердце, сердце обусловленной души, находящейся в рабстве. Когда печать будет сломана, тогда естественный поток веры… все сомнения в отношении концепций всего и вся будут устранены, мы будем знать подлинных себя и мы будем знать, каков истинный фундамент почвы, на которой мы стоим. Тогда предыдущие обязательства перед окружающим миром будут остановлены сразу же, немедленно всему этому будет положен конец, будет оборвана связь с нынешними параферналиями.
«Я есть все и вся, и ты Мой, ты Моя». Нет места для жалоб, никакие усилия не нужны, твое движение спонтанное, соматическое. Не нужно беспокоиться о характере твоих движений, поскольку они будут носить автоматический характер. Правительство будет кормить тебя, и тебе не нужно будет беспокоиться о пропитании, снискании средств к существованию, нечто в этом роде. Соответственно вкусу, тому, какая пища тебе нужна, такую пищу тебе будут давать. Йогамайа будет устраивать каждый раз в зависимости от природы, расы, в определенном измерении и месте, и там ты найдешь полноту насыщения безо всяких усилий, легко и просто. Майа вмешивается. Когда майа будет устранена, тогда Йогамайа заполнит ее место. Если Йогамайа низойдет, чтобы опекать тебя, направлять тебя. Йогамайа означает центростремительный поток, а махамайа означает центробежный поток, ведущий в сторону чувственного наслаждения, камы. А центростремительный поток — это Йогамайа, автоматически. [цитирует санскрит]
Вишванатх Чакраварти говорит в одной из шлок, описывает всю суть гаудийа-вайшнавизма в своей шикше, наставлениях. Какова природа этого явления? Он объект нашего поклонения, любви, цель жизни. Не в Двараке, не где нибудь еще, но во Вриндаване. Это наиболее любимая стадия измерения Его лилы. Очень прекрасный, удивительный тип поклонения. Природа поклонения была открыта, изобретена Враджа-гопи, очень сладостное поклонение. Это наша истинная нужда, потребность. Откуда мы это знаем? Может быть, это все выдумки? Нет-нет, «Шримад Бхагаватам» праманам амалам. Амала праман, чистейший тип свидетельства, мы находим в «Шримад Бхагаватам», последнем даре Бхагавана Ведавйасы, который дал все виды религиозных идей нам. Это гарантия. «Бхагаватам» выступает в качестве гарантии. Подобное поклонение — свидетельство истинности. И какое благо мы обретем? Привязанность к Истине, привязанность к Кришне — то будет твоим вознаграждением. Все больше и больше привязанность к служению будет возрастать, усиливаться. Не дхарма артха кам, не спасение, освобождение просто, но цель жизни — снискать внимание Всепривлекающего Кришны. И кто является проповедником этой концепции? Шри Чайтанйа Махапрабху — Великий Господь, Он выступает гарантом истинности этих реалий. Мы испытываем величайшее благоговение, веру, доверие подобным принципам жизни. Так говорит Вишванатх Чакраварти Тхакур, таково его заключение.
Преданный: Еще один вопрос. Вы упомянули апратихата, непреодолимая. Означает ли это… В целом мы думаем, что это означает, что нет препятствий для бхакти среди материальных реалий, но означает ли это также, что мы не можем сопротивляться, не можем не принимать бхакти? Должны принять, не можем не принять.
Шридхар Махарадж: Такой смысл также присутствует. Ахайтуки апратихата — и то, что имеет причину, и то, что можно контролировать. Это с относительной точки зрения, не в Абсолютном измерении.
Преданный: Кришнадас Бабаджи задал подобный вопрос, и вы сказали…
Шридхар Махарадж: Нет-нет, не об этом идет речь. Когда наше знание несовершенно, ущербно, когда мы не можем видеть. Например, если мы находим, что после того, как человек заболел, он использует лекарства, и к нему возвращается здоровье. Мы видим, что в будущем та же самая болезнь не вернется к нему. Это здесь, а в Йогамайе гйана-шунйа-бхакти уже дано Йогамайей, это другое явление. Ответственность на ней. Они не знают, что есть что, они являются инструментами в руках Йогамайи. Она знает все, а мы являемся ее орудиями. Гйана-шунйа-бхакти — это более вкусное явление и более естественное, нам говорят. Нанда и Яшода думают: «Мы посыпаем наши головы пылью приходящих к нам садху».
Они находятся в таком состоянии, в подобном, можно сказать, «невежестве». Они берут пыль со стоп заурядных садху и просят их: «Пожалуйста, благословите нашего Гопала». Подобное устройство необходимо. Гопи говорят: «Кто мы? Мы лесные девушки, живущие в джунглях, мы ни на что не годимся. Но у нас есть удача: нам повезло служить Тебе. Но каково наше положение? Мы даже не девушки из общества, мы не принадлежим к цивилизованному миру, дикарки». Негативная концепция такова, что Позитивное в безумии стремится к этому негативному началу, поскольку в сердце у них нет иного стремления, желания, кроме удовлетворения Кришны, и это сводит Позитивное с ума.
Гйана-шунйа бхакти. Махапрабху принимает: «Да, вот оно». Вопрос веры. Они не стремятся оценить, рассчитать все с точки зрения своих тщетных стандартов, не стремятся мерить своей меркой. Гйана-шунйа-бхакти. Гйан означает быть жертвой подобной мании. Не ложная, но бесполезная мания — я сумею измерить, сумею запихнуть Безграничное в свой желудок. С помощью своих скудных познавательных способностей я сумею познать Безграничное. Подобная мания. Необходимо установить честные взаимоотношения с Безграничным, и Безграничное будет печься о твоем благе. Тогда благодаря вере ты обретешь максимальное благо. Таков фундаментальный принцип. Не трать энергию на то, что невозможно, — провальная попытка зажать безграничное в кулаке. Путь покорности — не путь попытки зажать все в кулаке. Это ложный путь. Твое взаимодействие с Безграничным — это безумие: ограниченное проглотит Безграничное. Но покорность Безграничному — это, напротив, путь, ведущий к связи с Ним, и ты почувствуешь: Его очень сладостное бытие. Таков путь обретения связи с Ним. Не в духе вызова, но в духе покорности. Когда ты соприкоснешься с Ним, ты почувствуешь непостижимую радость. Божественная природа. Фундамент таков.
Энергия и знание. Ни то, ни другое не может породить подобную судьбу. Это наиболее изначальное, наиболее фундаментальное явление, и мы дети той земли. Так или иначе, но так случилось, что мы проснулись в этом ложном измерении. Карма, гйана — все это оболочки нашего истинного «я», но подлинное «я» есть, и оно дитя того измерения веры, почвы той земли. Между ограниченным и Безграничным честные отношения, открытые, не в духе вызова, попыток измерить. Шрадха неподверженная сомнению — фундаментальное явление, самопредание. Знание может поверхностно казаться нашим другом, желанным для нас другом, но нет — знание не есть твой надежный, заслуживающий доверия друг. Оно не ведет к достижению цели жизни, но вера и самопредание — вот твои истинные друзья, позволяющие обрести связь с величайшим. Мы не можем измерить Его, Это Нечто. Ты не можешь. Он может — ты не можешь. Ограниченное существо не может знать Безграничное, но если Безграничное открывает Себя ограниченному существу, тогда ограниченное существо может знать Его. Не с нашей стороны, но с той стороны. Что делать в этом случае? Он может установить связь с нами, но мы не можем установить связь с Ним. В таком случае следует найти путь, как мы можем обрести связь с Ним. Мы имеем дело с Его сладостной волей. Покорностью, самопреданием, служением.
Речь идет о том, чтобы увеличить свое самоотрицание. Подобное настроение: негативность. Тогда мы сможем обрести связь с позитивным. Невозможно обрести связь с Ним в духе агрессора, в духе самоутверждения. Ты зависим, ты не такое существо, от которого все зависит. Ты шакти, ты не шактиман. Ты энергия, не господин энергии. У тебя есть Владыка, Господин, Собственник. «Это Моя энергия». В «Вишну-пуране» говорится: три энергии — одна потенция. В «Бхагавад-гите» упомянуто две энергии, а в «Вишну-пуране» сказано, что существует иная, высшая потенция, известная как сварупа-шакти. Она выше Брахмалоки, выше джива-шакти. Три потенции чит-шакти, татастха-шакти и джада-шакти, майа. Хотя энергия одна, но, чтобы нам легче было понять, она описывается в трех аспектах. Поэтому невежество Голоки и невежество этого мира — это прямо противоположные явления.
Преданный: Вы однажды сказали, что Махапрабху провел свои последние дни в безумии. Один человек нам сказал: «Нам очень не нравится состояние безумия, в котором Махапрабху провел остаток своих дней».
Шридхар Махарадж: Да, один человек в Мадрасе заявил подобное, один ученый. Он нанес мне визит, сказал: «Ваш высочайший идеал — Шри Чайтанйадев. Но мы боимся того, что Он продемонстрировал в свои последние дни. Его безумное поведение, не говоря уже о том, чтобы пытаться достичь подобного состояния, то, что Махапрабху демонстрировал на заключительном этапе своей жизни».
Способны ли мы помыслить, способны ли мы вообразить подобное счастье? Представить счастье положения царя, который отказался от царской власти над всем миром? Способны ли вы представить счастье Рамачандры, который отказался от царской власти, от трона и отправился в лес и там вынужден был терпеть жизненные невзгоды? Внешний, поверхностный мыслитель не поймет о чем идет речь. «А наши сладчайшие песни поют о самом печальном», — сказал английский поэт Томас Шейли. На поверхности это скорбь, но внутренне может быть сладость. Мы должны думать в таком ключе.
Уже признано, что внешне это явление кажется болезненным, но внутренне они чувствуют чудесное качество, экстаз чудесной природы, изумительный, прекрасный, дивный. Это явление невозможно обрести с помощью интоксикации. Существует подлинная почва, стоя на которой, опираясь на которую, мы можем совершать подлинный прогресс. Бхактивинод Тхакур предостерегает нас: «Крайне трудно увидеть различия между вожделением и любовью. Я предостерегаю вас, — говорит он. — На первый взгляд, на поверхности вы не увидите никакого различия между вожделением этого мира и Божественной Любовью, тем не менее знайте наверняка, будьте уверены в том, что вожделение — это не Любовь». Вожделение связано с плотью и кровью, а Према — читананда-дхам, высочайшая цель достижения души. Пропасть разделяет эти два явления. Кама подобна кромешной тьме, а Према подобна лучезарному солнцу. Диаметрально противоположные явления. Мы всегда должны быть крайне осторожны в этом отношении, знать что есть что. Мы можем на этом остановиться сегодня.
Гуру-татва. Также разные ученики могут разными глазами смотреть на Гуру, воспринимать его тем или иным образом. Но в матхурйа-расе мы видим признаки всех других рас. Наш Гуру Махарадж однажды сказал: «Мой Гурудев — Гуна-манджари». В целом Ашта-найака, героиня найака, обладает качествами восьми типов. Эти восемь типов качеств можно увидеть только в личности Радхарани, но они отсутствуют во всей полноте в манджари. Гурудев сказал: «Мой Гурудев — Гуна-манджари, но если я поднимаю свой взор несколько выше, то я вижу все восемь качеств Радхарани в нем. Но другие манджари — кто они и что они, я не знаю и не желаю знать, но мой Гурудев — Гуна-манджари». Если я буду рассматривать ее более глубоко, то я увижу присутствие Радхарани, полноту качеств в Ней. Мы можем на основании этого утверждения понять, что есть что. Соответственно степени глубины нашего видения объект видения будет варьироваться. Он присутствует повсюду, это не вопрос.
Но соответственно способности восприятия противоположные или разные качества или аспекты присутствуют в Нем. Заслужи и получи. Сколько заслужишь, столько и получишь — такова природа Безграничного. Каждая часть Безграничного безгранична. Господь повсюду во всей полноте сознания, силы и могущества, хотя мы можем не видеть этого. «Это Моя сладостная воля, — говорит Он. — Я повсюду». Хотя могущество армии простирается на всю страну, средоточие армии в Дурге, в крепости. Не везде есть крепости и не везде есть солдаты, но это не значит, что другие места не контролируются армией и любой может захватить страну. Но полнота, концентрация могущества в определенном месте, в штаб-квартире, в крепости. Нечто в этом роде.
Сагар Махарадж: Нам не нравится анализировать подобное, тратить время, но, чтобы получить представление, этот вопрос следует задать. Существуют два типа джив: нитйа-бадхи и нитйа-сиддха. В этом смысле кто такой Гуру? Слово «джива» может быть использовано применительно к Гуру?
Шридхар Махарадж: Это нежелательно, но в общем смысле он живое существо.
Сагар Махарадж: То есть в очень сухом, абстрактном смысле он джива, но нежелательно? Существует татастха-вичар и лила. Относительное суждение и абсолютное. Ко мне пришел один мальчик, студент.
Шридхар Махарадж: Временами он может думать, что его учитель, профессор, в свое время тоже был студентом, но это не поможет его прогрессу в образовании. Мой интерес заключается в том, чтобы рассматривать его в качестве профессора. Насколько я смогу видеть его в этом качестве, настолько я получу благо, но если я начну анализировать его студенческое прошлое, тогда я буду сбит с толку. Это мне не поможет.
Сагар Махарадж: Один юноша приходил ко мне, мой духовный брат, молодой человек. Он сказал: «Вы себя позиционируете в качестве Гуру. Я не принимаю вас в этом качестве». Я сказал: «Это нормально. Я не принимаю тебя в качестве ученика». Он сказал: «Тогда все Гуру суть дживы?» Я сказал: «Ты нараки».
Шридхар Махарадж: Когда человек назначен правительством на какой-то пост, человек продолжает оставаться человеком и в тоже время он наделен могуществом свыше. Его не следует рассматривать в качестве просто человека.
Сагар Махарадж: Этот юноша сказал мне: «Свами Махарадж тоже джива». Я рассердился: «Ты нараки, если ты утверждаешь подобное».
Шридхар Махарадж: Вы видели, что временами Свами Махарадж болел, страдал как смертный?
Сагар Махарадж: А помните, вы нам рассказывали о стреле, попавшей в пятку Кришны?
Шридхар Махарадж: Один ачарйа школы Мадхвы говорил, если Шалаграм разбить молотком… и тому подобное. Я заявил ему, что это оскорбительное понимание. Это не есть уместный образ мысли. Мы должны стремиться жить в мире веры, а не низводить эти реалии в бренный мир. С безграничной точки зрения, если я позволяю себе потворствовать ограниченному мышлению, то мне будет трудно обрести какое бы то ни было представление о Безграничном. Мы должны прилагать максимум усилий к тому, чтобы возвыситься до Безграничного мнения, законов, прихотей, только тогда возможен контакт с Безграничным. Этот обет мы дали, который может быть отличен от законов и путей этого бренного мира, они не могут сосуществовать.
Будучи ограниченным существом, я сумею объять Безграничное — это невозможно. Я должен оставить ограниченное представление и через веру, шрадху, мы можем принять участие в лиле до известной степени интенсивности. Говорят, что не надо приезжать в Нью-Касл со своим углем (в Тулу со своим самоваром не ездят). Законы этого бренного мира должны быть оставлены. Мы должны слиться навеки, усвоить традиции, язык, законы Безграничного мира. Здесь все смертно, но там все вечно. Если мы попытаемся проецировать понятия и реалии смертного мира на мир бессмертия… все непознаваемо. Из-за наших оскорблений все становится недостижимым для нас. Из-за того, что мы не предаемся в полной мере путям и законам Безграничного, это аппаратха. Ограниченные законы не могут быть приложимы к царству безграничного мира, эта истина универсальная и резонная.
Преданный: Говорят, что Кришна имеет 64 качества, а Радхарани — 25, а Махапрабху есть комбинация их обоих?
Шридхар Махарадж: Совокупный результат может быть. Когда обе стороны объединяются, это явление обогащается, усиливается. Это вопрос Безграничного. Мы должны помнить, что мы имеем дело с Безграничным. Безграничное минус Безграничное равно Безграничному, как в случае нуля. 0-0=0, 0+0=0. Безграничное. Трудно представить подобное. В «Упанишадах» сказано: если Целое отнять от Целого, тогда то, что останется, также будет Целым. Как мы можем представить, что подобное возможно? Своим материальным умом как мы можем представить подобное? Но аналогия с нулем может помочь нам до известной степени получить представление. Ноль и безграничное похожи и противоположны. Кама и Према похожи и противоположны. Эгоцентризм и Богоцентризм. Говорится так: Она обладает безграничными качествами, но 25 из них главные. В случае Кришны то же самое. Ананта. Мы не можем Его измерить, но все же говорится, что 64 основных качеств. Обычная джива, предполагается, имеет 50 качеств, но, когда она становится Индрой, 5 новых качеств добавляются.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.