«Око над нашими головами» 1982.09.06.A
Перевод только первых 30 минут оригинала.
Око над нашими головами
Шридхар Махарадж: Нам следует изучать «Бхагават Гиту» целостно. Человек, наделенный обычными качествами, может обучать студентов начального уровня, и профессор высокого уровня также способен обучать детей, однако будет присутствовать различие. Все пребывает в сознании. Тот, кто сознает все сущее, даже каждую пылинку. Каждая пылинка не остается неведомой для Него, не остается в пренебрежении, это великое достижение, вселенское сознание, универсальное сознание. Подобно тому, как мы сознаем наше тело, принадлежащие нам вещи, наши поступки, универсальное сознание присутствует, и даже пылинка не остается незамеченной. Все в полной мере замечено и обладает положением в Его сознании, позиции. Это иной мир — атхокшаджа. Здесь в сердце любого человека не может не произойти радикальных трансформаций на этом уровне. Мы можем не иметь никакого сознания, никакой памяти этого явления, однако оно есть.
Я знаю, Мне известно все и вся, даже малейшая частица пыли находится в рамках Моего знания. Это не есть нечто ненаучное. Когда мы возвысимся до подобного стандарта, тогда радикальная трансформация произойдет. Наша точка зрения, наше восприятие будет радикальным образом преображено. Основа, тот, кто стоит за всем сущим, в полной мере сознает каждый атом, в полной мере печется о благе каждого атома в бытии. Тот, кто стоит за всем сущим, Его природа такова, и Он не только сознает, но также любит, печется о благе всего и вся. Интересы всего сущего учитываются Им. Это наглядное, зримое изменение в жизни человека, понимание этой истины. Прогресс, движение в сторону теизма. Понимание того, осознание той истины, что существует Васудева, в котором все сущее живет и который пребывает во всем сущем. Эта концепция Васудевы, концепция верховного Господа, не является высочайшей, однако понимание начального уровня, истинный теизм начинается здесь.
Концепция Брахмана. Брахман — всеобъемлющее начало, инертное начало. Бдительное око, обращенное на все и вся. Это явление стоит за всем сущим. Суть Риг-вед-мантрам такова. Брахманы должны произносить эту мантру, прежде чем они преступают к осуществлению любой религиозной функции. [цитирует санскрит] Это Риг-мантрам, главный мантрам в «Ригведе», древнейшем священном писании в этом мире. В таком качестве «Ригведа» признана в мире старейшим священным писанием. Тад вишнох парамам падам — благородные стопы Вишну. Падам — этот аспект, благородный низший аспект Вишну таков. Ученые-теисты всегда рассматривают это явление подобным образом, подобно великому оку над нашими головами.
Его взор обращен на нас. Око великое и безграничное пребывает над нашими головами. О чем идет речь? Вишнох парамам падам — стопы Вишну, низшая концепция Вишну. Что это? Это явление обладает такой природой. Какой природой? Эти стопы подобны безграничному оку, любящему, которое всегда пребывает над нашей головой подобно солнцу и видит все сущее, все, что происходит здесь, и это святые стопы Вишну. Природа святых стоп Вишну такова. Это так называемая низшая часть Его существа. В полностью сознательной атмосфере все сущее находит свое место там. Думай об этом явлении и совершай любую деятельность. Помни, какова твоя природа.
Самбандха-гйана — это твое положение. Поэтому как приступить к любому действию? Источником вдохновения является подобная идея, подобное представление. Черпай вдохновение в подобного рода представлении о природе окружающего тебя мира. Бдительное око хранителя внимательно обозревает все сущее. С таким представлением приступай к любой деятельности. Нет ничего тайного, ничто не может быть скрыто, но все открыто Его взору, такая идея. Твое поведение будет прозрачным, будет в высшей степени чистым. Необходима лишь ягйа или пуджа, любая деятельность должна совершаться в таком духе. Твое положение таково, и ты собираешься иметь дело с другими определенным образом, в определенном умонастроении. Всегда твое положение будет таким. Преданные, освобожденные души таким образом осознают свое положение в этой вселенной. Великое око пребывает над нашими головами. Чакшух означает сурйа. Око, подобное Солнцу, пребывает над нашими головами. Это своего рода рентгеновский луч над нашими головами.
Как же мы будем в таком случае вести себя? Мы должны быть чисты внутренне и внешне, что бы мы ни делали в нашем взаимодействии с окружающим миром во всех его аспектах. Таков мантрам «Ригведы». «Всегда», — они говорят, таково их положение и поступают соответствующим образом. Подобная точка зрения, угол зрения. Рассматривая все в таком свете, необходимо обращать внимание ко всем этим реалиям, взаимодействовать с ними, и тогда это взаимодействие не осквернит нас. Те, кто соприкасается с Тобой таким, они также будут очищены.
Даршан. Точка зрения, угол зрения. Как научиться видеть вещи в этом свете? Майический даршан — иллюзия, заблуждение. Локальный интерес, когда мы видим рассматриваем реалии, когда наше видение окрашено предрассудками локального интереса. Майическое видение. И универсальный интерес, универсальное благо. Рассматривать все реалии в бытии с такой точки зрения. Ишавасйа идам сарвам — повсюду Его воля. За всем стоит Его воля. Отказ от провинциализма, местечковой точки зрения. Необходимо усвоить вселенскую, универсальную точку зрения, тогда нам не придется страдать от локального интереса. «Локальный» может означать грубый эгоизм, когда человек печется о своих интересах и об интересах нации, страны, заботится о человеческих существах, пренебрегая интересами растительного, животного царств. Поэтому столкновение локальных интересов неизбежно. Отсюда необходимость рассматривать все с точки зрения универсального интереса.
Ишавасйа идам сарвам. Васудева: «Тот, кто видит Мое присутствие повсюду, видит Меня во всем и все во Мне». Видеть все в Нем и видеть Его во всем. «Тот, кто обрел подобную способность, подобное положение во вселенной, в мироздании, того никогда не ждет гибель, он всегда со Мной. И Я также всегда с ним». В «Бхагаватам» также сказано: «Там, где присутствует Преданный высочайшего типа, тот, кто способен видеть связь всего с Божественным началом». Реалии не отделенные от источника, первопричины, но видеть все реалии, связанными с первоисточником. Бытие, существование Господа видеть повсюду — это чит-вилас в «Бхагаватам». И так же Его положение и свое собственное положение согласно этому видению. Имеется в виду положение каждого в бытии. Он враг Кришны, соответственно, он мой враг. Соответственно положению каждой реалии Его отношение и Его позиция в отношении всего сущего и также Его собственное положение.
Каким оно будет по отношению к той либо иной реалии? Моя личная позиция определяется связью определенной реалии с Господом. На основании этого я буду знать, какова моя связь с этими реалиями, каким будет мое положение, мое отношение к этим реалиям. Чит-вилас. Каковы взаимоотношения всего сущего с верховным знанием и, исходя из этого, каковы мои отношения со всеми реалиями в бытии? Каким образом определенные реалии пребывают в нем и, соответственно, каковы мои взаимоотношения с этими реалиями? Мои взаимоотношения следует всегда оценивать, исходя из взаимоотношений той или иной реалии с Абсолютом. Какова связь той или иной реалии с Абсолютом? Затем каковы мои отношения с Абсолютом? Такие-то и такие. И какие взаимоотношения будут связывать меня с теми или иными реалиями? Это истина «Бхагаватам», чит-вилас. «Не в целом, но в частности», —написано здесь.
Махабхагавата-Вайшнава во Вриндаване. Вайшнавы говорят: «Это наши враги, враждебные нам группы». Тем не менее они находятся в измерении определенной универсальной мысли, сознания, взаимоотношений с Господом. И затем они, исходя из этого, рассчитывают, какие взаимоотношения связывают меня со всеми другими существами: дружелюбные, нейтральные или враждебные в целом. Частности могут быть бесконечны, нюансы.
В «Бхагаватам» присутствует шлока [цитирует санскрит]. Кришнадас Бабаджи Махарадж однажды спросил меня, каково значение этой шлоки: «Мы не должны прославлять и мы не должны критиковать характер других людей в этом мире, думая, что весь мир пронизывает единый интерес». В данном случае имеется в виду взаимодействие пракрити и Пуруши. «Но как же мы можем не прославлять Вайшнавов, Гуру, Бхагавана,— так спросил Кришна Дас Бабаджи, — если здесь сказано: «Не прославляй, не критикуй»?» Я ответил, что это пограничная позиция. Когда мы отстраняемся от этого мира бренных различий, то принцип этот приложим, уместен на этой стадии. Но на более высокой стадии, когда речь идет о божественном космосе, дифференциация также присутствует там соответственно степени служения, удовлетворения Кришны. Существуют многочисленные группы, лагеря. Враждебные лагеря, нейтральные и т.д. Они безумно прославляют Кришну и не только Кришну, но и Кришна-бхакту, Гуру. Не на стадии баланса, равновесия ни та, ни другая сторона, нет. Даже воровство, различные низменные проявления. Воровство, порка — все это служит удовлетворению Кришны. Динамичное устройство присутствует там, устройство всего динамично. То, о чем шла речь выше, это пограничное, промежуточное положение, но когда мы вступаем в измерение Вайкунтхи и Голоки, тогда вновь возникает индивидуальный интерес и групповой интерес. Все это присутствует там, но ниргуна. Одна характеристика отсутствует — эгоизм.
Отсутствует эгоизм, но есть лишь удовлетворение сладостной воли Кришны. Эго устранено, присутствует иное эго, природа которого такова: оно служит удовлетворению Кришны единственно и исключительно с любой точки зрения. Мирской аханкар, мирское эго уничтожено. Внутри присутствует душа, эго иной природы, служащее удовлетворению Кришны, устроенное таким образом. Оно есть там, чит-вилас. Шанкара и другие не могут, им нелегко проглотить эту пилюлю. Как, кто, каким образом? На высшем уровне присутствует эта дифференциация — ложь, воровство, конфликты. И как подобное явление может быть высочайшей концепцией Абсолюта? Но единственный ключ — здесь идет речь об удовлетворении Кришны.
«Умереть, чтобы жить». А после смерти есть жизнь. Смерть не есть цель сама по себе, но «умереть, чтобы жить» — вести подлинную жизнь. Там также присутствует жизнь, там мы будем жить, но мы должны умереть безраздельно, целиком и полностью такими, какими мы являемся сейчас. Служение Его интересам, локальный интерес плох, это не есть интерес вовсе. Искусственный, временный, преходящий интерес, нереальный. Мы должны избавиться от этого ядовитого местного интереса. Интерес Кришны чист. Служение Его интересам чисто. Мы должны понять это, тогда все будет в порядке. Сказать легко, но подразумевается многое. Концепция этого бренного мира, бхур, бхувар, свар. Мир заблуждения заканчивается в измерении Сатйа-локи, затем Вираджа, затем Брахма-лока, сияние. Затем начинаются качества в измерении этого сознания. Вираджа, Брахма-лока, Паравйома. За пределами Шива-локи, выше нее — Вайкунтха. И полноразвитый, совершенный теизм. Два полушария — это был термин нашего Гуру Махараджа. Вайкунтха — это полушарие. Почему? Потому что две с половиной расы — шанта, дасйа и половина сакхйа-расы — представлены там, в измерении Вайкунтхи, но не другие части. Полнота расы отсутствует там, но полнота служения открыта на Голоке всем и каждому. Полноценное, совершенное служение, и своего зенита это явление достигает в паракийа-расе.
Мы испытываем голод — это обычное явление, но если мы принимаем определенное лекарство, аппетит усиливается, и мы можем съесть больше, таким образом. Таково оправдание паракии. Яшода в ватсалйа-расе думает: «Кришна — мой сын, но некоторые утверждают, что Он не мой сын, что он сын Васудевы. Как это может быть? Этот красивый, чарующий мальчик не принадлежит мне?» Такого рода умонастроение усиливает ее влечение во многих отношениях, делает их более интенсивными. Влечение по отношению к Кришне, опасение потерять, утратить Его. «Если я потеряю Его, как я буду жить? Поэтому я должна служить с большей любовью». Они говорят… Такого рода идея усиливает нежность, любовь и также удовлетворение в большей степени. Дружеский круг, друзья думают: «Некоторые говорят, что Гопала есть Нарайан. Он не ровня нам, мы можем утратить, потерять Его. Неужели мы утратим Его общество? Как мы будем жить?» Испытывают подобные опасения: «Мы можем потерять Его. Наше положение неустойчиво, все это не продлится навеки». Такое опасение усиливает нежность, любовь, и это ключ к концепции паракийа в матхурйа-расе. Подобное качество, интенсивность. «Мы не сможем жить без Него» — в подобном умонастроении они совершают служение, и все явление становится более интенсивными. Это все устраивает Йогамайа. Служение Кришне, интенсификация всего явления. Гоур Хари бол, Нитай-Гоур Хари бол.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.