«Кришнанам равен трём именам Рамы» 1982.08.31.B
Кришнанам равен трем именам Рамы
Преданный: Диета, состоящая из фруктов и молока, считается постом?
Шридхар Махарадж: Пост 1-го класса — это отказ даже от воды. Тот, кто не способен поститься таким образом, может принимать молоко и фрукты. Тот, кто не может поститься без воды, может пить воду. На 1-м месте — полный отказ от пищи, на 2-м — вода, на 3-м — фрукты, затем молоко, таким образом. И, наконец, рис и т. д., бхавишйа. Но говорится, что в день экадаши грех принимает прибежище в многочисленных зернах, поэтому только фрукты и молоко, листья можно употреблять в этот день соответственно способностям человека. Но на 1-е место следует ставить служение. Если я пощусь без воды и вынужден лежать обессиленный и не совершаю служение Господу, то это нежелательно. Поэтому мы принимаем анукалпу, чтобы совершать служение, — это будет лучше.
Преданный: Свами Махарадж советовал нам, живущим в Индии, принимать только фрукты, молоко и вареное сабджи. Он говорил, что это будет оптимальным для нашего здоровья. Но для того, чтобы прервать экадаши, мы должны принять зерна, чтобы почтить Божество. В экадаши зерна не следует принимать. Обычно, когда человек следует этой диете из фруктов, молока и овощей, он следует ей каждый день, поскольку эта диета способствует хорошему здоровью. А в день двадаши человек может прервать экадаши, это означает, что ты должен принять зерна в этот день.
Шридхар Махарадж: Минимальное количество, чтобы почтить традицию, прервать пост. Ты разговаривал с Джайатиртхой Махараджем?
Преданный: На эти темы — нет, но он был очень уважителен по отношению к нам, и было похоже, что он испытывает дискомфорт от того, что мы навестили его.
Шридхар Махарадж: А его сын, Гурупад? Ты видел его?
Преданный: Нет-нет, он ничего не говорил о своем сыне.
Шридхар Махарадж: Он сказал, что все они будут благословлены Преданностью, те, кто принял прасадам, присоединился к процессии, они все обретут Преданность.
Преданный: Махарадж, обычно говорят, что Харидаса Тхакура Господь, поскольку он был столь близок к Махапрабху…
Шридхар Махарадж: Это сказано в писаниях, что он Брахма, но из-за того, что он похитил телят и коров во Вриндаване, ему пришлось родиться в семье яванов. За оскорбление коров ему пришлось быть связанным с яванами. А Адвайта Прабху — это Шива, и они тесно связаны, Харидас и Адвайта. Даже до явления Махапрабху они были связаны. Брахма и Шива.
Преданный: Махарадж, поскольку его связь с Махапрабху была столь близкой мы задаемся вопросом: обладает ли он более высокой связью в двиджа-лиле, Харидас Тхакур? Мы не знаем, но существует ли более высокая связь в двиджа-лиле?
Шридхар Махарадж: Брахманы-Преданные также пили воду, которой омывали стопы Харидаса Тхакура после его ухода. Когда речь идет о Преданных, не следует принимать в расчет только физическую связь.
Преданный: А какова раса-самбандха Харидаса Тхакура?
Шридхар Махарадж: Это не ясно. В целом он воспевал имя и возвышался. Нигде не говорится, что он вошел в определенную расу. И его близость с Нитйанандой Прабху и Адвайтой Прабху заставляет нас думать, что он не обладал особо тесной связью с матхурйа-расой. Но Рупа и Санатана находили прибежище в доме Харидаса всякий раз, когда они приходили в Пури. Рупа и Санатана жили в обществе Харидаса Тхакура. Конечно, это было по другим причинам. Рупа и Санатана были брахманами, но в силу того, что они были тесно связаны с мусульманскими правителями, если кто-либо смотрел на них… Это вопрос касты в Пури. И чтобы не подавать повода для критики, они считали себя очень низкими и жили в обществе Харидаса Тхакура, и даже не ходили по той дороге, где ходили слуги Джаганатха, в целом. Они избегали эту дорогу, и, когда очень ярко светило солнце, они шли к Махапрабху в Тота-Гопинатх по берегу, по песку и обжигали себе стопы. Махапрабху спросил: «Почему вы не пошли по общей дороге? Тогда вы сумели бы избежать горячего песка». Они ответили: «Столь многие Преданные Господа Джаганатха ходят по этой дороге, и любое соприкосновение с нами — это источник беспокойства для них». И Махапрабху выразил чувство удовлетворения, услышав это заявление. Они тем самым утверждали достоинство арчаны. В качестве урока, обращенного к людям они были очень внимательны к своей арчане. В рага-марге не придается особого значения этим тривиальным вещам, но в арчана-кханде правила и предписания, мелочи очень дотошно соблюдаются, и Махапрабху дал высокую оценку этой тенденции.
Махапрабху попросил Харидаса принять прасадам в Его обществе, но Харидас не пришел, он отказался. Он сказал: «Нет-нет, лишь после того, как Вайшнавы поедят и что-либо останется, какие-то остатки пищи выкинут на дорогу, я приму эти остатки трапезы Вайшнавов». Вайшнава-учиштха. Махапрабху звал его не лицемерно, но искренне, но Харидас отказался наотрез. Махапрабху не стал его беспокоить и попросил Говинду взять прасадам и отнести ему туда, в уединенное место.
Преданные разных темпераментов могут быть обеспокоены. Мы полностью изолируем себя от физических интересов чьих бы то ни было и пытаемся утвердиться в концепции интересов души, независимо от этого тела, — такова концепция Вайшнавизма. Атма-дхарма — концепция души. Телесное осквернение — этому понятию нет места. «Бхагаватам» очень резко осудил телесную концепцию. Тот, кто считает тело собой, тот даже не просто осел, но никчемный, жалкий осел, которого можно использовать только для транспортировки животных, а не для того, чтобы служить людям, го-кара. Тот, кто считает себя телом, а не чем-то отличным от тела. Все представления о чистоте… Кто мыслит в подобных материалистичных категориях, тот осел.
Очищающая сила воды Ганги… Однако не следует отождествлять ее с той водой, которую мы видим на поверхности. Эта вода может быть на поверхности грязной, мутной, но тем не менее она обладает очищающей способностью. Вайшнав может быть физически ущербным, слепым или хромым, какой-нибудь изъян может быть ему присущ, но это не затрагивает его статус в мире Вайшнавизма. Этот статус независим от связей этой стороны. Связь с телом и связь с умом также заимствованы из этого материального мира. Связь с умом, хотеть и не хотеть что-то, санкалпа-викалпа. Я хочу что-то, и я не хочу что-то. Эта функция в нас зовется умом, и это функция материального мира. Но Кришна находится за пределами, Он не доступен для ментальных спекуляций.
Истина не имеет ничего общего с умом. Ум не имеет ничего общего с истиной откровения. Истина живет по своим законам, и ум не способен судить, равно как и разум не способен судить. Способность суждения, оценки этого мира не может быть задействована в том измерении. Истина откровения — это полностью иное явление и это нечто кажущееся невозможным с точки зрения этого измерения. То измерение имеет свои собственные законы, свою природу, свои функции, все это в корне отлично. Законы мира безграничного не могут быть похожи на законы действующие в мире ограниченной реальности. Мы должны отказаться от этих законов и призвать другие законы. И когда речь идет о том царстве, мы должны уповать на законы того царства. А во Врадже нет закона, лишь сладостная воля и слуги, им присущ дух высочайшей жертвенности, поэтому в законе там нет необходимости. Его слуги готовы на высочайшую степень самоотдания. Господь, Его сладостная воля абсолютна, монархична, и она сладостна, потому вопрос закона не встает. Хотя тот мир кажется похожим, нам говорят, что этот мир является отражением того мира, но отражение искаженное, антипод, противоположная перспектива. Цель — не достижение счастья, но эксплуатация, грабеж соседа. Каждый грабит ближнего. Речь идет об извращенном явлении. Из всех игр Кришны высочайшие игры те, что похожи на то, что происходит в бренном мире, на жизнь человеческого общества, по Его воле это так. Они не способны понять дух этого.
Рама Кришна, Вивекананда утверждают, что человеческие существа превыше всего. Если мы служим людям, мы достигнем цели жизни. Они не понимают этот принцип. «Чаритамрита» говорит: «Общество людей создано по образу и подобию. О братья мои, услышьте внимательно, человечество превыше всего», — говорит Он. Нет ничего более высокого, нежели человек. Речь идет о Кришне в высочайшем измерении. Мы видим, что там, в высочайшем измерении пребывает человекоподобная форма, но дух противоположен. Они честны, великодушны. Мы обманываем — они дарят. Эксплуатация и жертвенность, преданность — противоположное начало. В «Бхагаватам» также мы находим. В конце творения, после того, как Брахма сотворил все и вся, он сотворил людей по образу и подобию высочайшего потока, то, что переживается в высшей области бытия. Майа пришла к Харидасу Тхакуру: «Пжалуйста, дай мне Кришна-нам». Кришнадас Кавирадж выступает в роли защитника, он говорит: «Кто есть этот Харидас Тхакур? Многие люди утверждают, что он был связан с мусульманами, и Майа, супруга Махадева, пришла, чтобы попросить у Харидаса Кришна-нам? Как это возможно?» Майа сказала: «В прошлом я получила от Шивы Рама-нам, но не Кришна-нам, и, установив с тобой связь, я почувствовала новую наклонность в своем уме призывать Кришна-нам, но если человек хочет его обрести, он должен прийти через некоего посредника, через Преданного».
Харидас Тхакур был назначен в эту эпоху намачарйей, это не есть нечто абсурдное, так не следует считать. Кем бы человек ни был… Даже Враджендра-нандан в образе Махапрабху пришел и культивировал Имя. Божественное Имя не есть нечто заурядное. Культивировать Имя — высочайший уровень, ради чего Сам Кришна низошел со своими параферналиями и был занят исключительно тем, что призывал это Имя. Харидас Тхакур есть часть этого, типичный пример. Он повторял каждый день 3 лакха Святых Имен. Майадаси, которая является в конечном счете служанкой Кришны, во внешнем аспекте она является госпожой. Она пришла, чтобы получить Имя от Харидаса Тхакура. Это в высшей степени оправдано, никакой аномалии здесь нет. В «Пуранах» говорится: Один Кришна-нам равен трем именам Рамы, таким образом развитие, более и более высокий уровень. Чтобы дарить экстаз, Рама, а Кришна привлекает и одаривает радостью.
Физическое притяжение, мы находим, что солнце, луна, планеты притягиваются, но когда эта гравитация наделена жизнью, она становится нежностью, любовью. Эти отношения душ, живых существ в духовной сфере, влечение в духовной сфере. Здесь, в физическом мире также притяжение, влечение, это наиболее фундаментальный принцип космоса. Солнце, луна, лишь благодаря притяжению они образуют солнечную систему, и в духовном космосе влечение есть самое фундаментальное явление, способное открыть цвет, образ. Правильная позиция, об этом идет речь. Влечение, любовь, нежность лишь эти силы. Речь идет о духовном космосе, о том, как занять правильную позицию. И вайшнава-дхарма учит тому, как занять правильную позицию. Согласно степени интенсивности любви, преданных помещают ближе или дальше, и группы, столь многие разновидности: шанта, дасйа, сакхйа, ватсалйа, матхурйа, различные качества, количества. Все духовное существование поддерживается…
Кришна есть принцип, Кришна есть влечение, любовь, а следующий принцип — чувство радости, счастья. Говорится, что один Кришна-нам равен трем именам Рамы. Рама-нам есть следствие Кришна-нама. Самый первый нам — Кришна, Харе Рама. Мой Гурудев в момент моей дикши сказал мне:
— «Харе Рама» в махамантре — это Радха-Раман. Не Дашаратхи-Рам.
Меня звали Рамендрачандра Бхатачарйа. Я спросил у него:
— Каким будет мое имя после дикши?
Он ответил:
— Рамендрасундар Бхатачарйа.
— Каков смысл Рамендра?
— Радха-Рамана Рама, —ответил он.
Мое имя впоследствии изменилось, я стал Рамананда Дас. Когда группа была послана для того, чтобы найти точное местоположение того места, где Махапрабху беседовал с Раманандой Раем, где они совершали свои духовные беседы, Бон Махарадж, Мадхав Махарадж, в ту пору Хайагрива брахмачари, Бон Махарадж, некто Сагар Махарадж и я, Рамананда дас, и еще один юноша — пять человек были посланы, чтобы установить точное место великой беседы Рамананды и Махапрабху на другом берегу Годавари. Так или иначе, проконсультировавшись с местными жителями и также с книгами, мы выбрали определенное место, и сам человек, владелец, бесплатно предложил нам землю. Храм был построен, пада-питх, маленький храм с отпечатками стоп, а затем был построен большой храм. [цитирует санскрит] В такой-то день эта шлока была выгравирована там. Махапрабху встретил Рамананду Рая здесь, и в такой-то день Бхактисиддханта Сарасвати поместил отпечатки этих стоп здесь, установил их.
Америка — земля ресурсов. Свами Махарадж говорил: «У нас (Индии) есть глаза, но нет ног, у вас есть ноги, а у нас — глаза». Давайте объединимся и будем работать. У нас есть духовное зрение, а у вас есть энергия. Энергия запада и свет Востока могут объединится и совершить чудесное служение миру. Эта работа по облегчению страданий может быть начата в этом моменте с помощью западной энергии и взглядов Востока.
Преданный: Ваши книги — амброзия, нектар жизни, предавшихся душ. Есть одна шлока, гласящая, что Шри Адвайта есть воплощение Господа Шивы, Харидас был воплощением Господа Брахмы. Я хочу знать, Господь Шива есть воплощение Махавишну? Мы с Пури Махараджем обсуждали этот вопрос, и он находит ошибки в книге…
Шридхар Махарадж: Махавишну и есть Садашива, они суть одно и то же.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.