«Физические страдания Вайшнава» 1982.08.19.B82.08.05.B
Физические страдания Вайшнава
Преданный: Существуют великие Преданные, которые страдают от старости и различных болезней, и я хотел узнать, почему это происходит? Я читал в некоторых шастрах, например, в «Бхакти-расамрита-синдху» о том, что благодаря воспеванию «Харе Кришна», благодаря созерцанию арати Кришны даже реакции прошлых греховных действий могут быть уничтожены.
Шридхар Махарадж: Различные стадии, различные оценки. Возможно, в каком-то случае следствие прошлых деяний уничтожено посредством страданий, но на более высокой стадии мы видим, что когда душа пробуждена и душа связана со счастливым измерением, экстатическим измерением, то внешние страдания — ничто для них. Например, когда человек жертвует собой ради страны, он чувствует счастье, радость внутри. Внешне некое страдание присутствует. Столь многие меценаты, дарители жертвуют собой ради страны. Внешнее страдание ничто по сравнению с внутренней радостью, которую они испытывают. Нечто в этом роде. Когда душа связана с измерением Кришны, она переживает экстатические эмоции и некоторое страдание на поверхности не может затронуть такую душу. Тем не менее иногда это демонстрируется, чтобы научить других, преподать урок другим. Кришна устраивает подобным образом страдания Вайшнава, которые мы видим внешне. Следует знать, что внутренне они наслаждаются огромным счастьем. Как в случае солдата или генерала, который отдает свою жизнь с улыбкой. Это возможно, определенное некое счастье внутри, а внешне некая боль. Таким образом можно мыслить об этих предметах. Любовь к стране — это малое явление, тогда как любовь к Богу бесконечно велика. Можно провести подобное сравнение. Если благодаря любви к стране можно игнорировать телесные страдания, то насколько больше они игнорируются благодаря любви к Богу?
Преданный: Когда речь идет о чистом Преданном или очень возвышенном, искреннем, когда он страдает это…
Шридхар Махарадж: Мы будем думать, что это страдание дает мне пищу, возможность служения Вайшнавам и таким образом Господь будет в высшей степени удовлетворен. У меня есть шанс. Вайшнав демонстрирует страдание и болезнь, и это устраивает Божественный промысел для того, чтобы дать шанс служить представителю низшей категории. Таким образом мы проникаем глубже и идем выше. Страдания Вайшнава только для того, чтобы одарить меня милостью, дать мне шанс служения. Мы можем понимать это таким образом. И Вайшнав, о котором мы думаем, что он выше влияния природы, он страдает. Это как Кришна, который заявил: «О Нарада, у Меня болит голова, принеси Мне лекарство». — «Каково лекарство?» — «Пыль со стоп Моих Преданных, принеси Мне ее». Нечто в этом роде. Это имитация, призванная дать шанс мне служить. Такой должна быть наша точка зрения.
Преданный: Джаганатх также становится болен во время Ратха-ятры.
Шридхар Махарадж: Да, это шанс, который дается публике совершать особое служение. Я один из вас, Я болею. Это все лила.
Преданный: Свами Махарадж, когда ехал в Америку со своей возвышенной миссией Господа Чайтанйи, перенес два сердечных приступа. Также его ударил бык или корова сразу же, как он принял санйасу. Свами Махараджа пронзила корова, ударила его рогами, и он упал. Вы не знали об этом? Некая корова атаковала его.
Шридхар Махарадж: До того, как он отплыл в Америку?
Преданный: Да. Сразу же после того, как он принял санйас.
Шридхар Махарадж: Ранила его корова?
Преданный: Да, он был опасно ранен.
Шридхар Махарадж: Я не слышал никогда об этом.
Преданный: И я спрашиваю: в этой ситуации как мы должны понимать? Чистый Преданный, его атакуют, он сталкивается с преградами, опасными преградами. Как мы можем понять это?
Шридхар Махарадж: Две точки зрения. Одна, например, он ничто, он обычный человек, и Кришна вошел в него и через него осуществил такую чудесную работу. Это одна точка зрения. Другая — он высокореализованная душа, но все эти дефекты, падения… Почему? Один его сын был сумасшедшим, другой сын был коммунистом, а третий идиотом — это его физические параферналии. Он пытался изо всех сил заниматься торговлей успешно, но потерпел крах. Его жизнь была полна испытаний и борьбы, и все это шоу, якобы он член этого мира. Это может быть некий фокус, спектакль. Мы можем посмотреть с этой точки зрения. Человек может быть хромым, но Кришна по своей Божественной воле может дать ему… Его личная реализация, и даже если не личная реализация, но любой человек может быть использован Господом и совершать любые деяния. Это одна точка зрения. И также иногда высокореализованная душа демонстрирует… Когда Махапрабху ушел в Гаю, Он болел лихорадкой. Он демонстрировал это, чтобы научить своего спутника. Они пренебрегли брахманами, которые пахали поле. И, чтобы преподать им урок, Он заболел, и ни одно лекарство не помогало. Тогда Он сказал: «Возьмите воду, которой омывали стопы этих брахманов, и то будет лекарство». Эти брахманы были крестьянами. Он продемонстрировал намеренно эту лихорадку.
Преданный: Я хотел поблагодарить вашу Божественную Милость за ваши ответы, и я хотел бы попросить вас о благословениях с тем, чтобы я мог совершать хорошее служение Кришне. Если вы благословите меня. То я буду уверен.
Шридхар Махарадж: Пусть милостью Махапрабху ты будешь Его хорошим слугой.
Преданный: Я также прошу вас простить меня за все мои оскорбления.
Шридхар Махарадж: Нет, какие оскорбления?
Преданный: Махарадж, мы уезжаем завтра. Махарадж, в «Гите» есть шлока: «Истинные йоги видят Меня во всех существах»…
Шридхар Махарадж: Почему ты так увлечен йогой? Почему тебя интересует это? Йога это восходящий процесс. Это контроль воздушных потоков и нервной системы, все это материально. Как с помощью материальных средств высокая реализация может возникнуть? Это жонглерство, фокусы. Что такого в йоге? Йога — это Васудев четырехрукий. Различные асаны и столь многие другие явления. Это относится только к физике. Воздушные потоки. Неужели с помощью этих потоков и всего остального можно составить заговор с целью поймать Весевышнего? Что такое йога?
Преданный: Йога — это также бхакти-йога.
Шридхар Махарадж: Бхакти-йога, это да, приемлемо. Так, а в чем вопрос? Почему ты предпочитаешь йогу? Поскольку это путь, который сулит тебе определенные результаты? Шаранагати. Шаранагати — это нечто неопределенное, уверенность отсутствует. Гарантий нет, это зависит от Его сладостной воли. А следование процессу йоги, ты думаешь, можно контролировать? Результат гарантирован. Что привлекательного ты находишь в йоге?
Преданный: Я хотел спросить вас: тот, кто видит Кришну во всем…
Шридхар Махарадж: А как это связано с йогой? Если под йогой воспринимается восстановление связи с Кришной. То это приемлемо. Йогамайа, центростремительный поток. Уловить этот поток… Йогамайа, она связывает нас с Кришной, и это есть Йогамайа, а Махамайа — центробежный поток. Но что ты подразумеваешь под йогой?
Преданный: Асана, пранайама, это все, конечно… Но когда человек просто связан с Господом…
Шридхар Махарадж: Йога буквально означает связь. Когда речь идет о нервной системе, воздушных потоках, то как Верховный Авторитет может быть затронут всеми этими манипуляциями? Раджа-йога и хатха-йога. Хатха-йога — только физические попытки, раджа-йога — ментальные. Гйана, ахимса, все эти практики. Стремление отстраниться от материального очарования. Асан, пранайам, атййахар — все эти явления. Все связанное с материальным окружением или материальными взаимодействиями. Попытка оборвать связь с материальным рабством. Но если мы не способны устранить какую бы то ни было связь… Материальная связь недостаточна, не целостна. Мы поднимаемся до самой высокой степени, занимаем высочайшее положение негативной стороны. Абсцисса. Мы можем подняться, но если у нас нет визы, то нам придется вернуться в это измерение. Утвердить связь с посредником области визы — вот это является самым важным. Посредники, садху, пребывают в этом мире, установить связь с ними. Люди, которые выдают визу, позаботятся о нас, чтобы правительство выдало нам паспорт. Нисходящий процесс, автоматический. Они признают. Мы хотим, чтобы этот джентльмен, получивший нашу визу, получил также паспорт. Всякий раз, когда посредник майи будет получать известия о том, что другая сторона хочет, чтобы этот человек был использован там, то ему будет дано позволение, паспорт.
Поскольку авторитет знает, что я лишь незначительная часть высшего начала, я должен повиноваться указанию высшего авторитета, который выдает визу. Это бхагавата-дхарма, а йога — это варнашрама-дхарма. Все эти другие явления, взаимодействия с материальными реалиями, посредством этого взаимодействия мы можем достичь рубежа, границы, но если мы не сумеем получить визу, мы будем вынуждены вернуться. Это явление более независимое, тонкое, сладостное, во всех отношениях оно занимает превосходящее положение. Это лишь искаженное отражение подлинного существования, оно не может стоять на собственных ногах. Майа, это состояние второстепенно по отношению к изначальному существованию. Речь идет о связи с этим измерением. Вера в Верховного Господа. Другие полубоги являются Его представителями, и если кто-то не питает веру в Верховный Авторитет, благосклонность полубогов будет от него отозвана. Многие политики питают верность властителю, и если это качество присутствует… Как в парламенте: необходим авторитет, центральная личность, и только в том случае присутствия остальные политики имеют голос. В случае же его отсутствия, они лишены голоса. Если центральная фигура отсутствует, то меньшинство становится беспомощным. Боги, которые представляют разные качества этого мира не могут не поклоняться тому измерению, где пребывает Верховный Авторитет. Если кто-то предан Верховному Авторитету, то благосклонность богов всегда будет с ним. Они служители центростремительного потока, эти другие.
Преданный: Гуру Махарадж, если наша система — это отвержение и принятие, принятие того, что благоприятно для Сознания Кришны и отвержения неблагоприятного. Речь идет о Преданности, не о йоге. Но если кто-то не может концентрироваться на воспевании или у него есть проблема с телом и умом, то йога не должна быть использована?
Шридхар Махарадж: Это будет обманной ценностью, равно как интоксикации. На какое-то время к нам может прийти концентрация, но это будет физический, материальный эффект. Как Вишвамитра Муни, он медитировал иногда. Медитация, аскеза имеют свои плоды. Но можно достичь этой высшей силы, эти плоды описанные, даже демону, атеисту. Шанкар. Махадев, он рассматривается как высочайшее достижение всех этих йогов, но все же он не рассматривается как шудха-бхакта. Гйана-мишра, йога-мишра так или иначе. Махадев сказал: «Если ты хочешь увидеть того, кто является истинным, чистым Преданным, ступай к Прахладу. Ты сумеешь найти чистую Преданность в нем. У нас есть свои интересы, иногда мы выступаем в качестве оппозиции Верховной силе Нарайаны. Поэтому ступай к Прахладе, в его случае речь идет об эксклюзивной Преданности». Прахлад говорит: «Да, мы тоже отвергаем. Иногда я сражаюсь с Кришной, иногда какие-то демонические элементы присутствуют во мне. И то, что я делаю, это также нечто пассивное, медитация, отсутствие активного служения. Таким образом мы восходим».
Преданный: Гуру Махарадж, западные люди, я так думаю, пытаются почувствовать некий высший вкус, получить некий опыт, который даст им некую уверенность в том, что они следуют истинному пути.
Шридхар Махарадж: Они хотят зажать нечто в своей пригоршне, но природа этого нечто прямо противоположна. Если ты думаешь, что ты обрел это нечто, то это обман. Если ты понимаешь, что ты нигде, тогда ты на борту того самого самолета. Увеличивать позитивную сторону, пытаться поймать, уловить его, схватить — это бесполезно. Я говорил много раз: пытайся усилить, развить негативную сторону, тогда ты привлечешь Его к себе. Когда ты осознаешь, что все твои достижения не являются квалификацией, достижение Его, только Его, милость… Милость приходит к смиренным. Тот же, кто горд своими качествами, квалификацией, милость не приходит к нему. В качестве владыки ты пленишь Его, Он собственность, а ты обладатель этой собственности — эта идея приведет нас в могилу. Это не есть бхакти. Бхакти — это беспомощность и неизбежным образом чувство нужды, потребности. Я ничто, я нигде. Твоя милость — все и вся для меня, нет прав. Права Его Преданных, они также негативной природы. Самый низкий, я лучший кандидат на получение Твоей милости. Это обращение с негативной стороны. Таким образом.
Преданный: Анартха-ниврити присутствует?
Шридхар Махарадж: Она, скорее, обозначает устранение внешних элементов из нашего сознания, существа. Тех элементов, которые дают нам надежду. Я буду царем. Эти мои друзья, которые много обещают. Господь, избавь меня от моих друзей, которые дают надежду. Я сделаю тебя царем. Ты должен отвергнуть их навеки, общество таких друзей. Необходимо попытаться осознать негативные характеристики. Мы потенция, мы не владыки потенции, поэтому мы всегда зависимы — таким будет наше реальное положение. Субстанция и потенция. Потенция зависит от субстанции и думать, что мы субстанция, это заблуждение. Владыка, обладатель потенции… Нет, мы ничтожно малые части Его потенции и потенции не высочайшего класса, но 3-го класса. Бесконечно крошечные части потенции 3-го класса субстанции. Таково наше истинное положение, мы относимся к этой категории. Потенция 3-го разряда. Класс манджари. Сакхи, прана-сакхи, Нанда и Яшода сакха, различные группы также присутствуют и можно получить определенное положение в этой расе всегда под руководством старшего. Либо под руководством Субала, Шридама, Мадхумангала в сакхйа-расе. Нанда и Яшода в ватсалйа-расе.
В качестве помощников Нанды и Яшоды они извлекают максимум расы. Мы не сумеем совершать служение в ином положении, нежели в положении младшего. Поэтому мы должны отвергнуть, избавиться от духа сохам: я хочу чего-то большого, хочу стать чем-то большим. Только в том случае, когда мы станем в 3-м ряду, мы сумеем получить наивысшее благо, если же займем неправильную позицию, не сумеем выжить в этом неуместном для нас положении. Для нашего тела одно — это подходящая ему пища, другое — яд. Мы можем существовать только благодаря определенной пище. Если же мы хотим есть подобно слонам или тиграм… Наша пища ограничена, существуют определенные параметры. Если внутренне мы занимаем правильную позицию, это совершенство.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.