«Сукрити и Шраддха» 1982.07.26.A82.07.27.B
Темы лекции:
Об употреблении интоксикаций (ганджа)
Сукрити и Шраддха
Преимущество века Кали
Воровство для служения Кришне
Непринятие Шрилы Шридхара Махараджа лидерами ИСККОН
Сукрити и шраддха
Преданный: Махарадж, существуют разные причины, почему я уехал.
Шридхар Махарадж: А ты видел Свами Махараджа?
Преданный: Не уехал, я покинул организацию. Нет, я не видел его.
Шридхар Махарадж: В какой части?
Преданный: Сан-Хосе, Калифорния, Судхир Госвами Махарадж.
Шридхар Махарадж: Только сейчас, а это была зона Тамала Кришны?
Преданный: Я жил в Бостоне, в Техасе.
Шридхар Махарадж: Мы не можем сразу же оставить материальную жизнь, не сразу, но постепенно. Каждый случай индивидуален. У нас есть большая привязанность к материальной жизни, и если мы внезапно пытаемся отказаться от нее, то мы можем не удержаться и пасть, потому это личный вопрос. У нас всегда должно быть желание оставить все и посвятить себя исключительно выполнению высшего долга. Такого рода мужество, тот, у кого есть достаточное мужество, может совершить прыжок. По воле Кришны я совершаю этот прыжок. Бог повсюду, Он примет меня на свои колени. С таким настроением может совершить прыжок тот, у кого есть подобное рвение, стремление к истине.
Преданный: На протяжении десяти лет я пытаюсь принять этот процесс. Десять лет я воздерживаюсь от употребления мяса, рыбы, птицы. Сейчас у меня нет влечения ко многим материальным вещам, я оставил все это позади, но есть одно явление, которое я хочу оставить и в то же время не хочу оставлять.
Шридхар Махарадж: Что он говорит?
Преданный: Он говорит, что он пытается чистым образом следовать этому процессу Преданности и сумел оставить все, за исключением одной привязанности. Он курит ганжу, ему нравятся эффекты курения ганжи.
Шридхар Махарадж: Это нечто незначительное. Истинная трудность — это влечение к противоположному полу, во-первых, во-вторых, привязанность к деньгам, а в третьих, привязанность к славе. Эти привязанности являются нашими истинными врагами, а ганжа, интоксикация — это нечто незначительное. Любой может легко оставить эту привязанность, но эти три явления являются фундаментальными стремлениями каждого живого существа, даже животного, дерева, птицы или человеческого существа, или бога, эти три привязанности повсюду. Но интоксикация и другие мимолетные привычки — это нечто незначительное, эти привязанности можно преодолеть очень легко. Постепенно это уйдет, точно также как привязанность развивалась постепенно, также оставить эту привязанность можно постепенно. После Второй мировой войны Геринг был наркоманом, но когда его посадили в тюрьму, наркотики прекратились. Он был болен какое-то время, и в конце концов он вылечился. Заключенным не давали интоксикации, вы хорошо об этом знаете, я читал об этом в газетах. Геринг принимал большое количество наркотиков, глава ВВС Гитлера. Когда его посадили в тюрьму, он лишился наркотиков и болел, его лечили, и в конце концов он выздоровел, эта болезнь была вылечена. Многие опиоманы приходили в Матх и постепенно отказались от этой привычки. Ганжа, в целом обычные садху используют эту ганжу. Она помогает концентрации, но это материальный ум, это связано с ним и тревожит веру, является врагом веры. Только вера способна привести нас туда, шраддха, а не какая-либо материальная интоксикация, но заблудшие души думают, что ганжа, называемая иначе сиддхи или чарас, помогает нашей медитации. Они могут сделать что-то, принести некий плод, но этот плод ограничен, и он подведет нас в момент нужды, разочарует. Это явление не позволяет нам подняться очень высоко.
Преданный: Я отказался от табака, кофе, алкоголя.
Шридхар Махарадж: Да, кофе, алкоголь, бетель, чай — все это Кали. «Шримад Бхагаватам» говорит нам, что эти пять вещей следует оставить: бхутам, азартные игры, или, можно сказать, дипломатию; панам, интоксикации; стрия, незаконные сексуальные отношения; шуна, мясо; и богатство, деньги или золото. Все эти явления суть препятствия на пути развития веры, мы искушаемы ими. Что говорить о маниакальном представлении, согласно которому интоксикации могут помочь в медитации на трансцендентное. Деварши Нарада говорит: «Даже посредством пранаямы, медитации то, что мы обретаем,— это лишь временно, не оказывает постоянного эффекта». Лишь шрадда, в бхакти-марге, чистой Преданности, фундаментом служит исключительно вера и садху-санга, общение со святыми и Священными Писаниями. Любая иная помощь материального характера не может быть эффективной, даже на ментальную медитацию нельзя полагаться, что уж говорить о физических, материальных явлениях. Даже ментальные явления: пранаяма, пратьяхара и тому подобное — все это носит эмпирический характер, восходящий метод. Но восходящий метод не может дать нам это явление, нисходящий метод следует принять на вооружение. Он может низойти к нам, мы не можем возвыситься до Него. Этот фундаментальный принцип должен быть понят. Он может низойти в мое измерение и возвысить меня, но я не могу возвыситься посредством моих собственных способностей, соприкоснуться с Его царством, настолько Он тонок, велик и благороден. Это фундаментальное положение обеих сторон. Он может установить со мной связь, но я не могу, я могу только жаждать: «Пожалуйста, приди ко мне. Ты — позитивное начало, я — негативное, поэтому я должен развивать качества негативности. Я самый жалкий, я падшая душа, которая нуждается в помощи, в Твоем внимании, пожалуйста, низойди, спаси меня». Это прогресс.
Даже Махапрабху Шри Чайтаньядев говорит: «Я лью слезы, призываю имя Кришны». Но это зависит от другого явления, благоприобретенного сукрити. Когда мы блуждаем в этом мироздании, то неосознанно мы соприкасаемся со многими святыми, и так или иначе в нас развивается духовная тенденция. Она развивается в шраддху, а когда шраддха пробуждается, мы можем прийти к подлинному святому и полностью отдать себя ему. Агьята сукрити, затем гьята сукрити, шраддха, садху-санга. Это явление может прийти где угодно. Сейчас он живет в Америке, но в прошлой жизни он мог жить в Индии или еще где-то, где он мог обрести сукрити. Сукрити означает, что неосознанно энергия этого человека была использована святым, и в качестве реакции приходит сукрити. Скажем, кто-то разбил цветочный сад, пришел садху, сорвал цветок и предложил Божеству. Благодаря энергии человека, создавшего этот сад, цветок вырос и был предложен Богу. В качестве реакции тот человек, на территории которого рос цветок, получает благо. Человек выкопал пруд, и вода была предложена Господу. Владелец этого пруда получает благо от этого контакта неосознанно. Таким образом сукрити развивается, когда она аккумулируется в достаточной степени, она порождает то, что известно как шраддха. И когда человек обретает шраддху, она руководит им. Шраддха — вера, она направляет его к садху, и начинается взаимодействие, начинается духовная жизнь.
Ученый Джагадиш Бос здесь и еще один джентльмен, возможно, в Америке, они оба в одно и то же время изобрели беспроводное электричество¹. Вначале Боз сделал это открытие здесь, а где-то в далекой стране некий другой джентльмен совершил это открытие в одно и то же время. Но так или иначе в их сознании возникло это электричество, Фарадей, я не могу сказать точно. Человек может находиться где угодно, в Африке, в Америке, не только в человеческой форме жизни, в животной форме жизни также мы можем увидеть присутствие сукрити или шраддхи, это возможно. Собака может иметь сукрити, и она будет обходить храм, охранять храм. Удача этой собаки привела ее к тому, что она вовлечена в служение Господу, это также возможно. Деревья, многочисленные растения, цветы, которые предлагают Господу. Это живое существо родилось в форме цветка, и это растение служит Господу. Или корова, которая дает молоко, предлагаемое Господу. Таким образом где угодно сукрити может быть накоплено, и оно порождает шраддху. Шраддха — это подлинная вера, она приводит нас к садху, затем начинается взаимодействие на поверхности.
В противном случае все происходит подспудно, скрыто, таким образом. Все что угодно может быть использовано, даже воровство может быть использовано в служении Богу. Это результаты коллективной кармы людей, карма пхол, плод кармы, не индивидуальной, но коллективной, результат, кармическое следствие группы. Обстоятельство создается этими людьми. В то же самое время даже люди, способные понять суть вещей, а не оболочку, в Сатья-югу эти люди молились о рождении в Кали-югу. Особый дар в Кали-югу, эти люди стремятся к рождению в эту железную эпоху. Это все неблагоприятно, но все же в эту эпоху присутствует великое преимущество. Каково оно? Великий дар Господа падшим. Подобно тому как во время голода правительство начинает в массовом порядке помогать людям, в Кали-югу Имя Господа, если оно призывается искренне, то оно аннулирует все трудности и будет способствовать возвышению. Шукадев говорит в собрании великих ученых и духовных авторитетов той эпохи: «Этот железный век полон всевозможных недостатков, но присутствует одно великое преимущество — если человек способен призывать Имя Кришны, то он преодолевает все препятствия и трудности и достигает высочайшего измерения».
Целое представляет Нараян Кришна Сваям Бхагаван, абсолютный Центр. Мы должны быть покорны абсолютному Центру, а не какому-либо локальному центру. Если посредник истинный, то все что угодно он может использовать в служении Господу. Воровство сюда включено также, что уж говорить. Если я ворую в чужом доме и отдаю Гурудеву, Гурудев использует это нечто в служении Господу, то мое воровство также оправданно, потому что тот человек, у которого я ворую, получит благо от служения Кришне. Поэтому я никому не причиняю вред, но я творю благо, я распространяю Кришну, я использую чью-то энергию в деле удовлетворения Кришны. И в качестве реакции человек, энергия которого ему принадлежит, получает благо. Если Гуру подлинный, то, что бы мы ни делали под его руководством, это действие принесет нам некое благо. В Рамануджа-сампрадае мы видим, как один альвар нанимал разбойников. Они обращались к богатым людям с просьбой помочь им в реконструкции храма Ранганатха. Но эти богачи отказались помогать, и тогда этот альвар собрал шайку и с помощью грабежей раздобыл деньги на реконструкцию храма, а затем с помощью одного разумного человека уничтожил самих этих бандитов. Этот человек, так все устроивший, был альвар, паршада-бхакта, он низошел из высшего мира сюда. Таким образом ворованная собственность также может быть использована в служении Кришне, и здесь нет беды, поскольку человек, собственность которого была похищена, неосознанно для себя получит благо.
Обычно люди привязаны к различным вещам. Они отдают свои деньги в обмен на эти вещи, и деньги поступают к Гурудеву. Это не должно быть причиной оставления духовного учителя. Когда духовный учитель не совершает служение, но имеет некие корыстные мотивы, то он не служит своему наставнику должным образом и совершает апарадху, оскорбляет Господа и Вайшнавов. Тогда, конечно, мы должны оборвать связь с таким человеком.
Преданный: Я вернулся в ISKCON после того, как я отсутствовал на протяжении шести месяцев. Когда я покинул ISKCON, то вашу Божественную милость все в ISKCON считали чистым, возвышенным Преданным. А теперь, когда я вернулся, я слышу, что любой, кто общается со Шрилой Шридхаром Махараджем и кто даже думает о нем, является демоном. Этого я не могу понять. Я думаю, что это оскорбление чистого Преданного Кришны, и, чтобы спасти мою духовную жизнь, я не могу больше оставаться в том месте.
Шридхар Махарадж: В качестве политики они делают такой шаг, поскольку Свами Махарадж признавал меня до известной степени, а теперь, после того как он ушел, естественным образом многие члены ISKCON испытывают симпатию ко мне. Если позволить им действовать в таком духе, то положение лидеров ISKCON будет несколько принижено. Они не сумеют сохранять свой престиж. Уважение, которым они пользуются, — все это пошатнется, поэтому они должны быть осторожны. Вначале они сказали, что Шридхар Махарадж стар, не нужно ходить и общаться с ним, беспокоить его, поскольку они думали, что если кто-то установит связь со Шридхаром Махараджем, то он станет испытывать симпатию, влечение. Но затем они увидели, что они не могут отвратить людей от общения со мной, и они приняли более строгие меры. Они заявили, что никто не должен к нему ходить, потому что многие Преданные Свами Махараджа приходили ко мне с жалобами в их адрес. В это время также трое ачарьев комитет [GBS] посчитал преступниками. Я отговорил их от того, чтобы они наказывали ачарий. Я объяснил им, что это причинит большой вред организации ISKCON в целом, и они послушали меня.
Но в это время многие люди, неудовлетворенные, разочарованные ISKCON, стали приходить ко мне и жаловаться. Я передал эти жалобы комитету, но они посчитали, что невозможно прислушаться к моей просьбе, и тогда эти разочарованные люди вновь и вновь стали обращаться ко мне. В конце концов я сказал им: «Создайте независимую организацию и работайте над облегчением страданий других. Люди, которые были отвергнуты ISKCON, соберите их, пусть они соберутся под знаменем Махапрабху и Свами Махараджа», и они начали эту работу. Я попросил этих людей: «Не будьте агрессивны, не действуйте в конкуренции с ISKCON, но лишь работайте над облегчением страданий других в духе смирения, в помощи тем, кто оставил ISKCON». Теперь они создали в той или иной форме организацию, и эта организация действует. Дхира Кришна Махарадж, Бхакти Судхир Госвами, один из них, он очень сильный человек, обладает глубоким знанием Священных Писаний, и он проявил особый интерес к моим речам, записанным на кассетах.
Он проповедует эти идеи многим людям и многие другие также, Джаятиртха Махарадж, ачарья Лондона. Он также оставил свое общение с ISKCON, поскольку лидеры ISKCON заявили ему, что он должен полностью отказаться от любой связи со мной. Он не должен слушать кассеты с записями моих бесед. Они заявили: «Ты должен ограничить себя книгами Свами Махараджа, и ты не можешь общаться в какой-либо форме со Шридхаром Махараджем или Бхактисиддхантой Сарасвати». Но он отказался это сделать. Он также говорил: «Я буду в среде учеников обсуждать работы Свами Махараджа, но что касается меня лично, то я буду ходить к Шриле Шридхару Махараджу, слушать его и читать Сарасвати Тхакура». Они заявили: «Нет», и тогда он заявил в ответ: «Я не могу оборвать мою связь со Шрилой Шридхаром Махараджем и Сарасвати Тхакуром». Он и столь многие другие, которые утратили веру в нынешний ISKCON. Я посоветовал им создать комитет и действовать независимо.
Легкое недомогание?
Преданный: Да, Махарадж.
Шридхар Махарадж: А что такое, проблемы с желудком?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Вам нужно следить за диетой: творог, рис, картошка полезны и немного перца. Вареный картофель, творог и рис, но карри и тому подобное не стоит кушать.
Преданный: Махарадж, сначала я слышал, что они называли вас чистым Преданным, а теперь они оскорбляют вас и называют вас демоном. Они называют любого, кто связан с вами, демоном.
Шридхар Махарадж: Люди, которые расходятся во мнениях с лидерами ISKCON, считаются демонами?
Преданный: Да, они говорят, что любой, кто вне ISKCON, не может вернуться к Богу.
Шридхар Махарадж: Не может вернуться к Богу, созданному их воображением.
Преданный: Услышав эти оскорбления, я больше не смог оставаться в ISKCON. Я ушел оттуда, чтобы спасти мою духовную жизнь. Там, где оскорбляют чистого Преданного, я не могу оставаться, и я переехал в Сан-Хосе, чтобы принять прибежище под вашим стягом.
Шридхар Махарадж: А как давно ты покинул ISKCON?
Преданный: Почти три месяца на данный момент.
Шридхар Махарадж: Уже три месяца. Ты встречался с Тамала Кришной Махараджем?
Преданный: Я послал ему письмо, в котором объяснял. Я просто хотел посмотреть, как он прореагирует. Я признался ему в том, что я видел Шридхара Махараджа, моего Шикша Гуру. Я прошу его благословений в этом вопросе. Но я не получил личный ответ, но через одного посредника, Панча Дравиду Махараджа. Был один юноша, который ушел вместе со мной. Он обратился к нам и сказал, что Тамал Кришну Махараджа не интересует Нарада Муни, но другой ученик с бородой его интересует. Это был единственный ответ.
Шридхар Махарадж: А другой джентльмен, кто он? Он ученик Тамал Кришны или Хамсадута Махараджа?
Преданный: Тамал Кришны Махараджа, его зовут Парадоя Дас. Он тоже находится в Сан-Хосе у Бхакти Судхир Госвами Махараджа.
Шридхар Махарадж: Я слышал о том, что ты хочешь остаться здесь на какое-то время.
Преданный: У меня есть трехмесячная виза.
Шридхар Махарадж: До октября, а Дхира Кришна Махарадж не просит тебя вернуться и помогать?
Преданный: Нет, Махарадж, он сказал: «Оставайся столько, сколько нужно»
Шридхар Махарадж: Те лекции, которые происходят здесь, ты не можешь понять их (видимо, потому что они на бенгали). Вигадха Мадхава Прабху иногда может устраивать классы. Например, Хамсадута Махарадж под тем манговым деревом будет давать лекции. У тебя должно быть какое-то занятие здесь (имеются в виду обсуждения, вопросы-ответы).
Преданный: Махарадж, мы читали книгу «Нектар Преданности» каждый вечер около 5 часов вечера, это было очень, очень вдохновляюще.
Шридхар Махарадж: Какую книгу?
Преданный: Это «Бхакти-расамрита-синдху».
Шридхар Махарадж: Переведенная Свами Махараджем?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Да, это наука Преданности. Научным образом эта книга объясняет нам, что есть бхакти, что есть Преданность, «Бхакти-расамрита-синдху».
___________
¹ Джагадиш Бос изобрел радиоприемник и назвал его электрополярископ.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.