«Мадхавендра Пури – росток Гаудия-Вайшнавизма» 1982.03.08.A
Аудиоверсия на русском языке — компиляция материалов от Шьямамадхавы прабху
Мадхавендра Пури – росток Гаудия-Вайшнавизма
Шридхар Махарадж: Уход Мадхавендры Пур. Брахма-Мадхва-сампрадая, первая связь с гаудия-теизмом Брахма-Мадхва-сампрадаи, мы находим подобную связь личности Мадхавендры Пури. Он был связан с Мадхва-сампрадаей, это очевидно. Затем мы видим, что семя рага-бхакти… впервые мы прослеживаем это явление в личности Мадхавендры Пури. Его знаменитая шлока, которую сам Махапрабху произносил и переживал ее вкус. Считается, во время своего ухода из этого мира Мадхавендра Пури мыслил в линии этого стиха (цитирует санскрит). Считается, что этот стих был написан самим Мадхавендрой Пури. «Я столь беспомощен и лишен надежды в последние дни. Я не вижу никакого луча надежды, я должен покинуть этот мир, но неужели я так и уйду, мой Владыка, столь разочарованный? Ты столь великодушен, я слышал. Эй, Матхуранатх, теперь Ты ушел в Матхуру. Возможно, Ты не помнишь беспомощных, разочарованных, у которых нет иной альтернативы, кроме Тебя. Теперь Ты царь Матхуры, но мы проводим наши дни лишенные всякой надежды. Так или иначе мы продолжаем жить, но для нас практически невозможно продолжать жить. О Владыка беспомощных, мы не можем утешить наши сердца, терзаемые болью, мы не находим никакой иной альтернативы кроме Тебя. Мы сейчас не стыдимся прямо взмолиться Тебе, когда Ты вспомнишь нас вновь и утешишь наши сердца изнутри, подаришь внутреннее утешение нашим сердцам? Мы не видим никаких средств, мы в смятении. Таково наше состояние, мы лишены надежды. Ты Владыка наших сердец, Ты знаешь всё, ничто не сокрыто от Тебя, без Тебя мы не можем влачить существование. Мы достигли последнего предела нашего терпения». Таким образом он молится Кришне.
Конечно, считается, что Мадхавендра Пури выражает чувства гопи Вриндавана. Когда Кришна уехал в Матхуру, гопи погрузились в пучину страданий и разочарования. От имени гопи он чувствует единство с гопи, переживает их чувства в своем сердце и молится Кришне Матхуранатху. Когда Махапрабху шел в Мадхуру, Он постоянно пел эту шлоку и выказывал своё почтение, приверженность Мадхавендре Пури. Один джентльмен, которого Махапрабху встретил, демонстрировал подлинные симптомы рага-бхакти. Этот санодия-брахман, низший класс брахманов, Шри Чайтаньядев Махапрабху встретил его, когда шел во Вриндаван в настроении поиска Кришны. Этот санодия-брахман пригласил Махапрабху к себе домой и спросил Его: «Ты санньяси, не связан ли Ты с Мадхавендрой Пури?» Санодия-брахман задал этот вопрос:
– Нет ли какой-либо связи между Тобой и Мадхавендрой Пури?
– Да, он был Гуру Моего Гуру.
– О, теперь я понимаю, поскольку без связи с Мадхавендрой Пури невозможно явить подобные симптомы, которые я вижу в тебе, – так сказал Махапрабху этот джентльмен.
Затем они беседовали и брахман сказал:
– Мадхавендра Пури принял меня своим учеником, и я не вижу подобной рага-бхакти нигде в другом месте, но в Мадхавендре Пури только лишь. Он принял меня в ученики и также почитал прасадам в моем доме. Он был гостем в моем доме, хотя я падший брахман, не соответствующий стандартам. В домах таких людей, как я, санньяси обычно не просят бхикшу.
– В таком случае Я хочу почтить прасадам в твоем доме. Ты Вайшнава, если Мадхавендра Пури принимал прасадам в твоем доме. Я не следую обычаям других санньяси, они не станут принимать прасадам в твоем доме, но Я буду, – сказал Махапрабху.
Мадхавендра Пури считается ростком Гаудия-Вайшнавской веры. Росток, который в полной мере проявился в личности Шри Чайтаньи Махапрабху. Личность Мадхавендры Пури описана в «Чайтанья-чаритамрите», он был Гуру Ишвары Пури, Гуру Чайтаньядева. Но также говорится, что Нитьянанда Прабху, Адвайта Прабху и Пундарика Видьянидхи были учениками Мадхавендры Пури. Место явления Мадхавендры Пури находилось в месте близ Катвы. По-прежнему в наши дни можно видеть его самадхи в районе Катвы. Там есть одна деревня брахманов, там находится усыпальница, самадхи Мадхавендры Пури. Он был очень прославленный санньяси того времени. Считается, что он увел Нитьянанду Прабху из Его дома, попросив сына у родителей, Нитьянанду Прабху, которому было 12 лет, и в его обществе Нитьянанда Прабху совершил паломничество по разным святым местам. День его ухода был вчера. Там, где может быть увидено это явление, оно интересует нас.
Ишвара Пури служил Мадхавендре Пури в последние дни очень близким образом. Он очищал тело своего Гуру в последние дни, своими руками он убирал испражнения и мочу, так написано. Другой ученик Мадхавендры Пури пришел к Гуру со следующим советом. Он говорил: «Почему ты стал жертвой скорби? Ты должен думать, что ты Брамха, ты никак не затронут этим миром, ты должен думать таким образом». Этого джентльмена звали Рамачандра Пури, один из учеников Мадхавендры Пури. Он пришел, чтобы дать своему Гуру в его последние дни подобные советы: «Почему ты привязан к бренному? Думай о том, что ты Брамха». Тогда Мадхавендра Пури отверг его, он сказал: «Убирайся ты, глупец! Ты пришел, чтобы утешать меня таким образом? Если я умру, видя твое лицо, то отправлюсь в некое нежелательное место. Ты не понимаешь, каково мое положение. Я страдаю, потому что не обрел Кришну, а ты, глупец, утешаешь меня брахма-гьяной».
Впоследствии Рамачандра Пури пришел к Шри Чайтаньядеву в Пури, чтобы укорить последнего, мы узнаем об этом из «Чайтанья-чаритамриты». Парамананда Пури также был учеником Мадхавендры Пури, он испытывал симпатию к Шри Чайтаньядеву, большое влечение и почтение, хотя формально Шри Чайтаньядев был учеником его духовного брата, Ишвары Пури, но Парамананда Пури с большим почтением относился к Махапрабху. Рамачандра Пури пришел в Джаганнатха Пури, Пурушоттама-кшетру и пришел к Шри Чайтаньядеву в то место, где Он жил, и увидел там на земле муравьев. Он сказал: «О, почему эти муравьи ползают здесь? Несомненно, какие-то сладости были здесь вчера ночью, поэтому муравьи лакомятся крошками». Он сказал: «О, какое диво, эти санньяси, носящие красные одежды, привязаны к сахару. Это в высшей степени предосудительно, и мы должны держаться в стороне от такого оскверненного места», и в таком возбужденном состоянии он ушел. При этом присутствовал Махапрабху и Его преданные. Когда Рамачандра Пури ушел, Махапрабху призвал своего спутника-слугу, Говинду, и сказал: «Говинда, отныне ты должен приносить Мне Джаганнатх-прасадам ценой в одну пайсу. Если ты будешь поступать иначе, то вы больше не увидите Меня здесь, Я уйду, а ты, Ванинатх, и Мои спутники будете ходить и просить подаяние и принимать прасадам по вашему выбору. Но Я буду принимать только прасадам ценой в одну пайсу, не больше» – строгое указание.
И это было сделано, пришел брахман с прасадом для Махапрабху, но его попросили дать порцию ценой в одну пайсу, а всё остальное вернули брахману. Тот стал плакать: «Какая судьба меня ждет?! Я пришел, чтобы удовлетворить санньяси. Поступая так, я совершаю оскорбление. Что меня ждет?!» И Махапрабху с каждым днем слабел, Он был истощен. Известия об этом дошли до Рамачандры Пури, и он заметил: «Поскольку ты видел там муравьев, но сейчас состояние этого ашрама такое-то и такое, они строго следуют твоему совету и сейчас находятся в таком состоянии». К Рамачандре Пури приходили люди один человек за другим, в конце концов он пришел к Махапрабху и сказал Ему: «О, Ты стал так истощен, подобный аскетизм также не подобает санньяси». Он процитировал стих «Гиты». «Без пищи Ты будешь истощен. Как же Ты сумеешь совершать бхаджан?» и ушел. Махапрабху выразил ему почтение должным образом и хранил молчание. Рамачандра Пури ушел, тогда Парамананда Пури, духовный брат Рамачандры Пури, заметил: «Этот человек такого характера, с какой стати Ты обращаешь внимание на его слова? Они не представляют никакой ценности, он не знает, каково Твое положение, не знает, кто Ты, и он осмелился давать Тебе подобные высокомерные советы! Пожалуйста, не следуй им, иначе нам конец, мы все столкнемся с великим бедствием, несправедливо, чтобы Ты вел себя по отношению к нам таким образом». И Он прислушался, тогда Махапрабху велел, чтобы Ему подавали прасадам ценой в две пайсы.
Ишвара Пури, Парамананда Пури и Рамачандра Пури происходили из одного источника. Мадхавендра Пури рассматривается как росток Гаудия-Вайшнавизма, санньяси, который обрел искру Божественной Любви Вриндавана, в сердце которого возникла эта искра, и он проявил соответствующие симптомы. И в целом, начиная с него, прослеживается история школы Гаудия-Вайшнавизма. Мадхвачарью мы не находим. Тот, кто получил санньяс непосредственно от Ведавьясы. Мы слышали, что он встретил Ведавьясу в Бадарикашраме, но мы не находим в произведениях Мадхвачарьи должной оценки Вриндаван-лилы, трансцендентного явления такой природы. Он самодержец, когда Его милость нисходит, куда она нисходит и как, трудно проследить это, только удачливые способны увидеть. Они в растерянности, изумлены.
Рамануджа-сампрадая считает, что Лакшми-Нараяна-упасана, поклонение Лакшми-Нараяне – высочайшее явление. Отец Гопала Бхатты, Венката Бхатта, в доме которого Махапрабху провел четыре месяца в Шри Рангаме во время чатурмасьи. Махапрабху одарил милостью Венката Бхатту, объясняя ему, каким образом Кришна-упасана, Сознание Кришны выше сознания Вайкунтхи, сознания Лакшми-Нараяны. Махапрабху поинтересовался у Венката Бхатты: «Почему Лакшми Деви стремится принять участие в раса-лиле Кришны? В Нараяне она находит всё, она совершает очень интимное служение Нараяне. Если Нараяна абсолютен, тогда у Лакшми Деви не должно быть стремления к чему бы то ни было ещё. Она обрела вкус высочайшего явления. Тогда почему мы узнаём из «Бхагаватам» о её стремлении к раса-лиле? И, несмотря на совершаемые ей аскезы, она не получила доступ, она совершала аскезы с этой целью, но не была допущена. Почему? С другой стороны, мы видим, гопи, встречая Нараяну или даже Кришну в образе Нараяны, выражают Ему естественное почтение и молят: «Пожалуйста, благослови нас тем, чтобы мы могли обрести милость Кришны, наши сердца стремятся лишь к Нему». Такова их молитва, они не очарованы Нараяной». Так Махапрабху изменял веру Венката Бхатты, направляя в сторону Кришны. Сваям Бхагаван, расо вайсах, раса, качество и объем этой расы присутствует в Сознании Кришны. Тогда как Рамануджа и Мадхвачарья, в их сампрадаях в целом присутствует теистическая концепция.
Юдхиштхира сказал: «Мы, Кауравы и Пандавы, единое целое, мы 105 братьев». Дурйодхана и остальные были побеждены в Камаване или где-то еще гандхарвами. «Нас 105 братьев в битве. В битве с внешними врагами мы стояли заодно, но когда речь идет о нашем противостоянии, то вас сто, а нас пятеро». Таково и наше положение, понять враджа-расу, расо вайсах, интенсивность расы, ее качество и количество, это следует учитывать, особенно качество. Мы должны продать наши головы божественным стопам браджабаси, обитателей Вриндавана. Свами Махарадж говорил: «Мой дом во Вриндаване». Вриндаван, и мы продали нашу перспективу, наша перспектива там. Мы должны смиренно различать этих великих личностей, проповедников и пионеров Вайшнавизма, чит-виласа. Их духовность не есть некий духовный ноль, речь идет о духовной материи, но эта духовная субстанция динамична, речь идет о дифференцированном, наделенном качествами измерении. Сваям-рупа, затем пракаша и вилас – две категории, и вновь дальнейшее деление: прабхава и вайбхава, прабхава-пракаш, прабхава-вилас, таким образом присутствует дифференциация. Вриндаван, Матхура и Дварака, мул санкаршан, ади чатурвьюха, таким образом эта дифференциация представлена соответственно расе.
Раса является золотым запасом, критерием. Существуют многочисленные стадии, подобные банкнотам, той или иной валюте, а раса подобна золотому запасу страны, который подтверждает ценность этой валюты. Качество и количество расы, все эти вещи должны быть проанализированы и поняты. Всё присутствует там, сат-чит-ананда, сундарам, гармония, красота, экстаз, схожие явления, очарование. Према – это высочайшая субстанция, которая была найдена когда-либо, обнаружена в любом сознании, которая когда-либо отражалась в сознании как таковом. Враджа-раса превосходит всё. Мы поймем это, если проанализируем природу этого явления. Мы слуги, мы проданы, мы вручили себя такого рода опыту, божественному, трансцендентному, как мы можем назвать его. Мы не испытываем очарования любыми иными измерениями, играми, только лишь измерением и играми Вриндавана, и в то же время мы питаем веру и, больше того, преданны авторитету, который может привести нас к этому положению, там, где мы можем найти это явление.
Если мы посмотрим более внимательным взором, то мы увидим, эта раса Враджа также присутствует в Навадвипе иным образом. Если мы сумеем увидеть глазами Рамананды Рая и Сварупа Дамодара, их глазами посмотрим на Навадвипа-лилу, мы увидим, что Враджа-лила присутствует здесь. Нечто столь дорогое, бесценное, это явление по своему собственному желанию раздает себя здесь, это раса. Насколько чудесно здесь, наша судьба должна быть связана с Божественными стопами Кришны, посредника в ином обличье. Радха-Говинда пришли инкогнито, в новом обличье, чтобы раздавать себя по своему желанию падшим душам. И наша истинная удача может быть увидена здесь. Мы должны купить билет сюда, и автоматически мы увидим, что находимся там. Если мы будем обращаться к Ним напрямую, нам будет трудно войти, но если мы обратим внимание здесь, тогда мы обретем и то и другое – Навадвип и Вриндаван. Мы увидим, что из спутников Господа одни привязаны к этой стороне, Навадвипе, Гаура-лиле, другие в большей степени привязаны к Вриндавану, к Кришна-лиле. Есть те, кто испытывает равную привязанность к обеим сторонам, подобно тому как в Кришна-лиле, нам говорят, одни более склонны к Радхарани, другие более склонны к Кришне, и есть третья группа, представителей которой равно интересуют обе стороны. В Гаура-лиле мы видим Нарахари Саракара и других, кто больше привязан к Кришна-лиле, и мы видим других, испытывающих больший вкус к Гаура-лиле. Васу Гхош и другие говорят: «Мы не сумели бы жить, если бы Гаура-лила не существовала». (цитирует санскрит) В «Бхагаватам» также, это слова царицы Кунти. Свами Махарадж упоминал их.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.