«Вечные ученики» 1982.03.05.D
Вечные ученики
Преданный: Он принимает Кришну, мы также принимаем Кришну, поэтому заключение одно и то же. Вещи равняются тем же самым вещам или равняются друг другу. Затем он приводит пример ветвей дерева, а листья этих ветвей, вкус один и тот же, хотя ветви разные. Я думаю, что много раз Шридхару Махараджу говорили вещи, которые якобы утверждал наш Гуру Махарадж, но он никогда этого не говорил. Вы понимаете? Много раз преданные говорили Шридхару Махараджу: «Наш Гурудев говорил то-то и то», но он никогда этого не говорил, много раз подобное случалось.
Шридхар Махарадж: Дайте им сиденья.
Преданный: Махарадж, около 20-ти преданных пришли, чтобы получить ваш даршан.
Шридхар Махарадж: А кто проявил наибольший энтузиазм на этом собрании?
Преданный: Тамал Кришна, Рамешвара, Бхагаван, Киртанананда, Брахмананда, Бхавананда, Джаяпатака тоже проявлял энтузиазм. Бхарати Махарадж, Акшаянанда Махарадж («проявлял энтузиазм», имеется в виду «был слишком эмоционален»).
Шридхар Махарадж: А кто был не настолько эмоционален, проявлял меньший энтузиазм?
Преданный: Атрея Риши, Хамсадута.
Шридхар Махарадж: Хамсадута – человек другого типа. Атрея Риши, Хамсадута. Сатсваруп, он тоже экстремист?
Преданный: Нет, он сохранял нейтралитет, ничего не говорил.
Шридхар Махарадж: А Рупануга, новый председатель?
Преданный: Рупануга был против.
Шридхар Махарадж: Против, но я имею в виду не это, его умонастроение.
Преданный: Вначале он колебался, но в конце он хэпиэнд.
Шридхар Махарадж: Но кто ведущий, кто ведёт, Тамал Кришна?
Преданный: Я разговаривал с шестью людьми, с Бхагаваном, Бхаванандой, Джаяпатакой. Бхавананда не стал со мной говорить на этом собрании.
Шридхар Махарадж: Он чувствовал, что это ниже его достоинства, говорить с тобой?
Преданный: Да. Туда прибыл Нараяна Махарадж.
Шридхар Махарадж: Сегодня?
Преданный: Нет, позавчера, и он сказал им в моём присутствии: «Отвезите его обратно». Бхавананда Махарадж сказал: «Мы думаем об этом». Тогда я сказал ему в присутствии других гуру, что «нет вопроса о том, чтоб я вернулся к вам. Я никогда не оставлю его», они оскорбились.
Шридхар Махарадж: Что касается санньясы, Свами Махарадж принял санньясу от Кешавы Махараджа. Кто принял санньясу от Свами Махараджа? Существует определенная очерёдность. Кешава Махарадж получил мантрам от меня, Свами Махарадж получил мантрам от Кешавы Махараджа.
Акшаянанда Махарадж: Получается, что мы все приняли санньясу от вас. Свами Махарадж получил от Кешавы Махараджа, Кешава Махарадж – от вас, а мы – от Свами Махараджа. Вы наш парам-санньяса-гуру. Но эти люди не в состоянии понять очевидные вещи, они просто глупые мальчишки.
Госвами Махарадж: Получается, что все, кто принял санньясу в ISKCON, приняли её в конечном счёте от Шрилы Шридхара Махараджа.
Шридхар Махарадж: Они хотят изгнать меня из ISKCON, но мы должны посмотреть, кто в конечном счёте будет изгнан из ISKCON.
Акшаянанда Махарадж: Они не знают, что вы также Прабхупад. Один Прабхупад присутствует в этом мире сейчас.
Шридхар Махарадж: Испытание и серьезное испытание всегда имеют место, они дают нам шанс сделать шаг вперед. Испытание – это средство достижения успеха. Какой путь я выберу? В определённых обстоятельствах каким будет мой выбор? Что оказывает влияние на мой выбор нового пути. На каждом углу этот выбор подвергается испытанию. Что мы выбираем? Нечто стереотипное или нечто новое. Идти путями, которыми шли другие, идти по стопам других, не различая, ведёт ли этот путь к цели или нет. Самбандха, абхидея и прайоджана, прайоджана-таттва, сакхья, идеал. Махапрабху спросил Рамананду о садйа-садхана-таттве: «Какова цель Моей жизни и как достичь этой цели? Что есть высочайшее достижение для Меня и как достичь этой цели?» Усилия должны быть живыми, не стереотипными, риск на каждом шагу, мы должны рисковать, глядя на Его Божественные стопы. Вайкунтха-вритти, жить в вечности, вовсе не так, что я нахожусь в клетке и клетка заперта в комнате, закрыта наглухо. (цитирует санскрит) Одна из десяти шлок, вышедших из уст Радхарани. Какое очарование присутствует там. Те, кто испил каплю посредством слуха…
Преданный: Пришёл Джаятиртха Махарадж.
Шридхар Махарадж: Ему следует предложить кресло, поскольку он находится в присутствии своих учеников.
Преданный: Махарадж хочет, чтобы он сел в кресло.
Шридхар Махарадж: Столь многие его ученики присутствуют здесь.
Джаятиртха Махарадж: Но это также ваши ученики, сейчас со мной пришло около 20-ти моих учеников, а другие были задержаны у ворот Маяпур Чандродай мандира. GBS пытается уговорить их не идти к вам. Посмотрим, удастся ли им убежать или нет.
Шридхар Махарадж: С тяжелым сердцем, но всё равно я не могу не оценить ваши мужественные усилия. Вы сталкиваетесь со специфическими трудностями. Но на нашем пути прогресса мы не можем избежать подобных происшествий. В «Бхагавад-гите» мы находим: «Оставь все концепции долга». Дхарма – долг, возлагаемый священными писаниями и рекомендуемый великими благородными личностями. Мы должны отвергнуть все это. Не говорится «обычные занятия» в этой шлоке, но долг, обязанности. Долг, который имеет некое священное основание, долг такой категории также должен быть отвергнут. Мы должны различать разные типы долга, включая священный долг, и выбрать долг высочайшего типа. В нашем путешествии наше стремление к прогрессу, наша ментальность, умы, должны быть свежими, подобно умам молодых людей. Мы будем идти вперёд, продвигаться в направлении высшей цели. Преданные могут быть разных типов, Брамха также считается гуру, Брамха-сампрадая. Шанкара также считается Вайшнавом, вайшнаванам ятха шамбхух. Санкаршан, старший брат, очень близкие отношения связывают их, и неизменно его долг состоит в том, чтобы служить удовлетворению, подготавливать всё необходимое для удовлетворения Господа, Санкаршан. Лакшми Деви, которая пользуется преимуществами особого служения Нараяне, найватма, говорит Он. «Мои преданные более дороги Мне, чем Я Сам, Моё существо, тело. Ценой своих собственных ресурсов, рискуя своими достояниями, Я помогаю Моим преданным, и Уддхава, который столь любим Мной».
Существует градация среди преданных также, мы должны быть полностью пробуждены по отношению к этой истине. Мы должны ступить в определенную зону. Мы происходим из татастха-дхама. Рамешвара Махарадж сказал, что Свами Махарадж не принимал то представление, согласно которому джива есть татастха-шакти. Как Рамешвара Махарадж читал книги Свами Махараджа, я не знаю, но в них ясно утверждается: дживера сварупа хая кришнера нитья дас; кришнера татастха-шакти бхед-абхед пракаш. Мы по природе своей татастха, порождаемые пограничным аспектом бытия, и мы должны направиться ввысь, ступить на землю Высшего мира, который состоит из субстанции более высокой природы, чем субстанция, из которой состоим мы, лишь ради служения. Ради него мы позволим себе ступить на подобную почву, святую землю, которая всегда является объектом нашего поклонения. Служение столь велико, оно может привести нас туда. Слуги в дружеской расе, сакхья-расе, их можно увидеть на плечах самого Господа. Кришна носит на своих плечах многочисленных друзей, когда Он побеждён в сражениях с ними. Служение способно творить чудеса. Всё возможно, когда мы совершаем служение. Градация преданности, тип и интенсивность служения, об этом идёт речь, «Шанкара, Санкаршан, Лакшми, Баладева и Я Сам». И опять же Уддхава говорит: «Гопи неизмеримо более велики, чем я».
Таким образом мы должны идти вперед, наш поход будет продолжаться. Отвержение столь многих подлинных личностей также необходимо. Иногда мы сталкиваемся с необходимостью отвергнуть и так называемую хорошую компанию ради того, чтобы продолжать наш путь. Божественная воля да благословит нас тем, чтобы со всей искренностью мы могли приближаться к нашей желанной цели. Мы вышли в этот поход не в поисках комфорта, положения, роскоши величественных храмов и тому подобного, но в поисках истинного объекта, который способен утолить нашу жажду Божественного служения, Божественная милость. Мы надеемся на то, что это служение будет высочайшим достижением нашей жизни. Служение величайшему Абсолюту, личности, и мы узнаем, что есть подлинное Сознание Кришны. Истинное Сознание Кришны – это нечто живое, оно Безгранично, прогрессивно, не подчинено некоему методическому мышлению, его невозможно достичь посредством определенной методологии. Яшода в духе родительской любви пытается связать Кришну, обвязав Его талию верёвкой, но всякий раз веревки не хватает на два пальца. Она привязывает к верёвке новый кусок, но когда она пытается обвязать Его талию, она обнаруживает, что на те же самые два пальца верёвки не хватает. Такова природа Безграничного, она не находится в кулаке у кого-либо. Такого рода понимание мы должны культивировать, и мы пытаемся достичь Абсолютного Блага. Скорее речь идёт о прогрессе на негативной стороне.
Джаятиртха Махарадж сказал: «Золото, многочисленные драгоценности, украшения, внешняя пышность – их вес не равен весу Кришны, но какого-то сосуда с Именем Кришны было достаточно, чтобы уравновесить Его на весах». Смирение, скромность, сознание того факта, что мы ограничены во всех отношениях, во всех смыслах, что мы лишены качеств, на этот аспект в нас следует обращать внимание. Мы столь низки, нижайшие из низких, и подобное настроение может привлечь внимание к нам Величайшего Начала, таким должно быть наше отношение. Мы очень низки, малы, но мы пришли к самому великодушному и высокому явлению в поисках Его милости. С таким отношением мы будем пытаться быть терпеливыми и всегда покорными, приемлющими и будем всегда сознавать ту истину, что мы пришли к Величайшему Началу. Для меня невозможно достижение более высокое, любой риск недостаточен для того, чтобы снискать Его благосклонность. Мы должны быть готовы, Он всеведущ, всемогущ, Он способен творить всё что угодно, и мы стоим перед Его Божественными стопами, моля о милости. С таким темпераментом, мы должны всегда культивировать такой темперамент в своём существе, тогда наши усилия увенчаются успехом. Мы ещё встретимся с вами.
Преданный: Махарадж, Киртанананда и Джаяпатака идут сюда.
Шридхар Махарадж: Сейчас?
Преданный: Да, они внизу, у ворот.
Шридхар Махарадж: Они поднимутся сюда?
Преданный: И Гопал Кришна Махарадж сейчас у ворот.
Шридхар Махарадж: Мы должны устроить частное собрание, не в присутствии многих. Он член GBS?
Преданный: Нет, он помощник.
Шридхар Махарадж: А этого Субхагу Прабху я знаю. Киртанананда Махарадж здесь самый старший человек.
Преданный: Да, он самый старший, первый ученик Шрилы Прабхупады.
Шридхар Махарадж: Да, первый ученик, и он установил его (имеется в виду мурти Шрилы Прабхупады в Новом Вриндаване) в царском образе.
Преданный: Да, миллионы людей приезжают, чтобы увидеть Прабхупаду, в царском стиле он установил его там.
Киртанананда Махарадж: Мы хотели прийти поговорить с вами, мы стремимся обрести благословения, хотим понять себя, то, что мы пытаемся делать для Прабхупады.
Шридхар Махарадж: Кто это говорит?
Преданный: Киртанананда Свами.
Шридхар Махарадж: Да, Киртанананда Махарадж – очень сдержанный человек, он обычно немногословен, не так ли? Вы, пожалуйста, говорите медленнее, я не в состоянии понять. По этой причине, когда мой Гуру Махарадж попросил меня отправиться на Запад, я отказался: «Я не в состоянии понимать произношение западных людей – это мой изъян».
Киртанананда Махарадж: Я говорю, обычно я немногословен, поскольку я глупец, а глупец остаётся неузнанным до тех пор, пока он не открывает рот.
Шридхар Махарадж: Конечно, такого рода мораль содержится в каутилья-шастре, но нас просят говорить о Верховном Господе, и благодаря этому процессу всё нежелательное в нас может быть уничтожено. Киртан, это общий совет – говорить всегда, но говорить о Кришне. Говорить означает «воспроизводить». Когда мы говорим что-то, мы не можем не быть крайне внимательными, мы не можем говорить всё подряд, нонсенс. Когда мы говорим, мы неизбежно крайне внимательны. Очень трудно концентрироваться, проповедь заставляет нас быть крайне внимательными, воспроизводить. Мы не можем обращаться к массам с какими-то глупостями, поэтому киртан избран в качестве высочайшего средства, ведущего к достижению высочайшей цели, особенно в эту Кали-югу. Но наши речи должны носить должный характер, быть подлинными, речи о Кришне. С другой стороны, только когда содержание наших речей, их предметом является Абсолют… Эта речь может не быть безупречной с точки зрения риторики и т. д., с точки зрения внешней формы. Но если предметом является Абсолют, тогда эта речь безупречна. «Бхагаватам» советует нам, существует десять избранных шлок, слова, обращенные Нарадой к Ведавьясе, – это фундамент «Бхагаватам». В этих строках мы находим здесь. Киртанананда – имя, данное тебе Гурудевом, а ты говоришь, что ты боишься киртана. Твой киртан должен быть подлинным, он не должен содержать несущественные вещи. Что бы ты ни говорил, ты будешь говорить истину. Мы рассматриваем это таким образом.
Киртанананда Махарадж: Я просто пытаюсь помнить то, что Прабхупад говорил мне, и следовать этим наставлениям.
Шридхар Махарадж: Это хорошо, но в то же время мы должны думать следующим образом. Вьясадев, который считается шактьявеша-аватаром, дал миру большинство Богооткровенных писаний, но тем не менее мы видим, Деварши Нарада пришёл к нему и укорил его. Нарада сказал: «То, что ты дал миру до сих пор, ты не дал людям ничего позитивного». Его Гуру укорил его таким образом. Понять слова Гурудева не так-то просто, они безграничны. Гурудев безграничен, ачарьям мам виджаният, его указания, слова также безграничны. Мы не можем ограничивать их, считая, что я исчерпал то, что он хотел дать мне, что я понял. Мы всегда ученики, и мы остаёмся учениками вечно, поскольку Безграничное не может быть исчерпано. Мы должны оставаться учениками всегда. Если мы считаем, что исчерпали это явление, тогда мы находимся в относительности майи, не в относительности Безграничного. Наш Гуру Махарадж говорил о себе, что он является старостой в классе, ведущим учеником. В своей мадраской речи, которая была опубликована, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупад сказал: «Я староста», нечто в этом роде. Мы все ученики, и мы останемся учениками и считаем, что это наша удача – возможность быть учениками на протяжении всей нашей жизни. Нет предела, никто не может исчерпать это явление. Даже высочайшие преданные любого типа также придерживаются этого мнения, они всегда не удовлетворены: «Я не способна оказывать подлинное служение Моему Господу».
Киртанананда Махарадж: Прабхупад дал нам множество томов своих книг, мы не можем даже начать понимать то, что он дал.
Шридхар Махарадж: Да, он проделал обширную работу, но речь не идёт об этой стороне. Мы должны подвергнуть сомнению, рассмотреть нашу сторону, наше понимание. Ты полон, но я такой глупец, что не в состоянии понять твою полноту. Такой должна быть позиция подлинного ученика духовного мира, особенно студента Сознания Кришны. Сам Махапрабху говорит: «У Меня нет и толики Божественной Любви». Кавирадж Госвами говорит: «Я худший из худших, нижайший из низких», и это не формальное утверждение, это их искренние чувства. Как он мог проделать такую обширную работу, этому также существуют объяснения. Некто как-будто заставляет меня писать, и я пишу. Санатана Госвами также сказал: «Кто я, чтобы рассказывать о внутренней жизни гарема Господа, Его царицах, как я смею? Но кто-то водит моей рукой, заставляет меня писать все эти вещи». Но мы очень низки, мы ничто, но Он всё и вся. Один джентльмен из Арья-самаджа спросил меня в Карачи, лидер местного филиала Арья-самаджа:
– Если ограниченное существо способно познать Безграничное, тогда Безграничное не безгранично.
– Если Безграничное не может открыть Себя ограниченному началу, тогда оно не безгранично, – отплатил я ему его же монетой.
Есть только один путь – нисходящий метод: Он может низойти, мы не можем подняться к Нему. Всё зависит исключительно от Него, Его сладостной воли.
Киртанананда Махарадж: Адхокшаджа, это знание нисходит через Гуру.
Шридхар Махарадж: Через Гуру, через писания, мы не можем думать, что Гуру ограничен определенными телом или умом. Махапрабху сказал: «В «Бхагаватам» каждое слово – Кришна, каждое слово безгранично». Мы должны обрести связь, жить в относительности Безграничного. Когда Махапрабху объяснял атмарама-шлоку, дал 61 объяснение, тогда Санатана Госвами заметил:
– Ты безграничный Господь, Ты открываешь безграничное множество смыслов.
– Что прославлять Меня, Санатан? Разве ты не знаешь, что «Шримад Бхагаватам» есть Сам Кришна, и каждая буква является Кришной, каждая часть Безграничного безгранична, – ответил Махапрабху.
Вовсе не так, что какая-то совокупность ограниченных начал способна породить Безграничное.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.