«Победа на стороне искренних» 1982.03.05.A
Победа на стороне искренних
Шридхар Махарадж: Джагад-гуру также выражает такое настроение. Он говорит о том, что находится в нужде. Шактьявеша-аватар также говорит: «Я чувствую неудовлетворенность». Девариши Нарада пришел к Ведавьясе и сказал: «Ты совершил ужасную ошибку, и ты должен компенсировать ее. По воле Бога необходимо, чтобы ты компенсировал эту ошибку». Безграничное обладает такой природой. Для того, чтобы иметь дело с Безграничным, необходимо, чтобы тот, кто имеет такое желание, всегда сознавал свою слабость. Только тогда он сумеет приблизиться к Безграничному. Представление, согласно которому мы владыки всего, – это прямая дисквалификация для любой организации, которая хочет трудиться под эгидой Вайшнавизма. Преданные сознают свои изъяны от начала и до конца, Вайшнавы, и осознать это – значит привлечь милость. Это не моя собственность, это собственность Гурудева и Господа. Мы никогда не утверждаем, что являемся господами, хозяевами. Подобное самоутверждение – это данха – то, что прямо противоположно доинье, смирению. «Я хозяин положения», так не следует мыслить. Каждый решает за себя, каждый принимает решение самостоятельно.
Деварши Нарада пришел, чтобы услышать, что скажет Шукадев. Сам Вьясадев учил Шукадева, но он пришел, чтобы послушать, как происходит эта передача, потому что он полностью сознавал безграничную природу этого явления. Явленное знание безграничной природы, и никто не может исчерпать его. Деварши Нарада тоже пришел для того, чтобы услышать, как ученик ученика представит эту истину, каким образом он откроет ее миру. Открытость по отношению к Безграничному, всегда следует помнить об этой характеристике, в противном случае нам грозит опасность. Это всё с целью защиты, не в качестве неких агрессивных действий, но с целью защитить. Искреннее чувство будет таким: «я ничто». Если Он захочет, он сможет сделать кого угодно своим инструментом. Мы должны прогрессировать в этой линии мысли: это Он всё и вся, и Он способен избрать любого в качестве своего посредника на тот срок, на который Он решит, всё закреплено за Его сладостной волей. Мы пришли, чтобы служить этой сладостной воле. Ему присущ сладостный, но самодержавный темперамент, мы стремимся к этому. Природа нашего Владыки такова: сладость, любовь. Мы не можем утверждать какие бы то ни было права.
Джаятиртха Махарадж: Я хочу знать, внесете ли вы меня в список ваших слуг, поскольку моё предыдущее служение у меня отняли.
Шридхар Махарадж: Это так?
Джаятиртха Махарадж: Ну они поставили ультиматум: либо я соглашаюсь с сегодняшнего дня никогда больше не слушать слова Вашей Божественной Милости, либо я должен покинуть ISKCON. Поэтому, рассмотрев альтернативы, я понял, что не могу оборвать связь с вашими словами, что для меня легче оборвать связь с ISKCON по крайней мере в этом смысле. Я думаю, что ISKCON, который Шрила Прабхупада начал, вы также один из его членов.
Шридхар Махарадж: Если вы придаёте такое значение его словам, то не забывайте, что он хотел сделать меня президентом. Однажды он пришел и предложил мне стать президентом ISKCON. Но для меня крайне прискорбно думать, что так называемый комитет ISKCON стремится дистанцироваться от меня. Иными словами, я вижу, что они роют собственную могилу. Это мои искренние чувства, но это болезненно, и подобная позиция предосудительна до известной степени (имеется в виду подобное чувство предосудительно, что они роют себе могилу). Но всё же я не могу не думать так, речь идет о принципе ISKCON, не об организации, но духе. Если они являются подлинным ISKCON, то они преданны определенному идеалу, и если происходит отклонение, остается лишь тень того ISKCON, который был создан и оформлен Свами Махараджем, это очень печально. Для искренней души, подобной тебе, не находится места (имеется в виду Шрипад Джаятиртха).
Это напоминает мне о том эпизоде, когда я работал в Конгрессе (имеется в виду политическая партия) в Калне, в комитете. В 1921 году приблизительно британское правительство издало постановление: любой, кто связан с Конгрессом, с комитетом, должен быть арестован. Тогда некая ассоциация в Калне издала резолюцию, чтобы избежать тюрьмы, поскольку Конгресс также объявил, что мы не должны повиноваться закону, программу неповиновения. И комитет Конгресса в Калькутте, состоявший главным образом из адвокатов, издал резолюцию, а именно: «Чтобы спасти наш комитет, мы не должны принимать указание Центрального Конгресса, неповиноваться закону». И нашелся один человек, который сказал: «Нет, я должен повиноваться указанию центрального комитета, и я готов быть арестованным». Его изгнали из состава местного комитета Конгресса. Они сказали: «Если ты останешься в нашем составе, мы также будем связаны с твоим преступлением», поэтому, чтобы спасти комитет от ареста, он был исключен из состава. Тогда другой трезвомыслящий человек, член комитета, сказал: «Кто в действительности повинуется указаниям комитета Центрального Конгресса, его выгоняют, а ложный комитет, который налицо, мы вынуждены удовлетворять. Скорее мы должны воспротивиться, мы недостаточно смелы, чтобы выполнять указания комитета Центрального Конгресса, мы должны быть исключены, а этот человек со своими новыми друзьями создаст новый комитет Конгресса.
Таким образом, подобные искренние искатели Истины, очень простой и также человек мужественный, стойкий, назначенный самим Свами Махараджем, для такого человека, как ты, не находится места, поскольку ты не способен отделить себя от меня. Ты такой человек, который на протяжении всей своей жизни пользовался любовью и приязнью Свами Махараджа. Я не могу отказаться от себя, от своей личной реализации, это мое существование, я не могу отказаться от этого для того, чтобы выслушивать лесть из уст членов комитета (GBS). Я не могу одобрять их резолюции. Так или иначе это воля Бога, победа будет на стороне искренних людей. На хи кальяна крит кашчит дургатим тата гаччхати. Кальяна означает искренность по отношению к своей цели, не искатель власти, не искатель положения в качестве администратора, не ищущие позиции. Они считают меня таким безнадежно горьким ядом? Мое общество – это яд для существования ISKCON? Поэтому столь суровые предостережения раздаются в отношении меня. Мои беседы открыты для всех. Они могут найти изъяны в том, что я говорю, сказать, что нечто в моих речах не соответствует писаниям или не находится в согласии с советами Вайшнавов. Такая возможность подвергнуть меня критике есть. Так или иначе все это к лучшему, мы должны прибегать к этой максиме:
тат те нукампам сусамикшамано
бхунджана эватма-критам випакам
хрид-ваг-вапурбхир видадхан намас те
дживета йо мукти-паде са дайа-бхак.
О чем идет речь? Об обществе или о Боге? Кого выбирать? Мы не можем пожертвовать нашим благородным стремлением. Внутренним голосом, нашей духовной совестью, какими бы обстоятельства ни были, мы не должны предавать их. Должны ли мы становиться предателями нашего внутреннего поводыря? Таков венец моей мысли: мы не должны быть неискренними. Мы должны стараться поддерживать нашу искренность, искренне молясь Господу. Мы ищем Его, а не какую-либо оппозицию, чего-то противоположного под Его прикрытием. Гуру-бхог означает эксплуатировать Гуру, эксплуатация под прикрытием Бога, Вайшнавов и шастры. Мы также видим, что подобное существует, и, возможно, сейчас настало время, чтобы мы обратили внимание на подобное осквернение, анартху. Эксплуатация под Именем Господа. Давайте примем нищету и беспомощность во Имя Его, Он наш спаситель, а что касается любых других предложений, богатства или ресурсов, мы не должны идти против своего Владыки сердца, Господа Любви. Мы должны придерживаться этого принципа, какие бы обстоятельства ни угрожали нам.
Джаятиртха Махарадж: Думая, что я, скорее всего, покину общество, они издали резолюцию, в которой утверждается, что если какой-либо ачарья покидает ISKCON, тогда все его ученики в действительности принадлежат не ему, а ISKCON, они преданны ISKCON, не ему. Поэтому другие ачарьи могут пытаться убедить их оставить их духовного учителя и принять посвящение от любого иного ачарьи.
Шридхар Махарадж: Они должны будут рискнуть, ведя себя подобным образом, и то будет атомная бомба для их собственных учеников. Я думаю, что Тамал Кришна Махарадж играет ведущую роль, но буквально на днях он оказался в том же самом ужасном положении, и те же самые аргументы, которые сейчас звучат в твой адрес, они выдвигали против него. Главным образом на основании этого он был восстановлен в своих правах, но этот эффект изменения, потрясения веры в Гуру, в ачарью, окажет реакцию, воздействие на весь ISKCON и сотрясет сами основы. Что это, разве это детская игра? То, что Свами Махарадж начал, – это детская игра? Ачарья и ученик, их взаимоотношения – это что, цирк? Неужели настолько легковесно можно иметь с этим дело? Какие реакции ждут других учеников? Они могут устанавливать связь и обрывать эту связь любым образом? Рамешвара говорил мне, представил этот случай, один человек (имеется в виду Тамал Кришна), и возникли такие серьезные затруднения. Сейчас же они устраивают из этого целую систему. То был индивидуальный случай, но сейчас это целая система. Я ужасаюсь, думая о том, какое будущее ждет ISKCON. Да спасет их Господь от подобных низменных, отвратительных, самоубийственных шагов, которые они собираются предпринять. Я не в силах даже думать об этом. Они будут ходить от двери к двери и разубеждать учеников, это их занятие? Даже мирские коммерсанты постыдились бы действовать таким образом, состязаясь со своими конкурентами. Тот, кто буквально на днях пользовался столь высоким почитанием (имеется в виду Джаятиртха Махарадж), к тебе будут относиться подобным образом? Я не в силах помыслить подобное. По словам Свами Махараджа я близок к потере сознания, думая о будущем ISKCON. Что ты думаешь?
Джаятиртха Махарадж: Я думаю, что от имени Свами Махараджа и от имени Вашей Божественной Милости мы должны учредить подлинное Вайшнавское общество.
Шридхар Махарадж: Да спасет Бог ISKCON от этой гарантированной и немедленной смерти. Я должен быть нем, что ты думаешь? Скажем, я стал нулем, и, если я не выражаю себя каким-либо образом, если я замолчу, ты думаешь, что ISKCON будет спасен? Ценой этого он может быть спасен? Это нестерпимо, то обстоятельство, что ISKCON, который пользуется столь высоким почетом и престижем в целом мире, и лидеры ISKCON предпримут эту рискованную кампанию, пытаясь обрубить напрочь связь учеников с ачарьей. Что тогда скажет мир? Посмотрите на них, люди станут смеяться над ними, говоря, что это нечто смехотворное, нелепое. Это вопрос веры, и веру сейчас убивают. А Хамсадута Махарадж здесь?
Джаятиртха Махарадж: Когда ему сделали это предложение: либо он никогда не приходит к Вашей Божественной милости вновь, либо он покидает ISKCON, он согласился с ними, но наедине он сказал мне, что ему наплевать на них, но он согласился формально для того, чтобы сохранить мир в организации. Я думаю, что на самом деле он сделал это для того… Ему нужен рынок для его книг.
Шридхар Махарадж: То есть он поступил как дипломат?
Джаятиртха Махарадж: Да, как дипломат, но они мне не предоставили подобный выбор. Они рассматривают меня как лидера всех бунтарей. Они хотят расправиться со мной.
Шридхар Махарадж: Ты более опасен.
Джаятиртха Махарадж: Да, потому что у меня больше власти. Я дошел до последнего рубежа, до которого я только мог дойти (имеется в виду компромисс). Я предложил им следующее: никто из моих духовных братьев не будет работать от моего имени, принимая новых учеников, только мои ученики будут действовать так. Я соглашусь не размещать изображения Вашей Божественной Милости в наших храмах. Я соглашусь не раздавать кассеты с записями ваших бесед ученикам, и я буду слушать ваши кассеты с записями только у себя в комнате. И даже у себя в комнате я не буду иметь изображение Вашей Божественной Милости, до этой степени я сказал, что соглашусь пойти на компромисс, чтобы сохранить единство общества, но они отказались принять.
Шридхар Махарадж: То есть они сказали, что ты должен изгнать Шридхара Махараджа из своего сердца.
Джаятиртха Махарадж: Именно это они сказали.
Шридхар Махарадж: Даже область твоего сознания, ты должен изгнать его из сознания, выбросить его.
Джаятиртха Махарадж: Не только это. «Ты должен проповедовать против него, должен присоединиться к нашему хору.» Я сказал им, что я бы хотел молчать относительно Вашей Божественной Милости, что не стану проповедовать это, буду наслаждаться этим сам, поскольку однажды вы упомянули, что наши отношения носят внутренний характер. Но когда они сказали мне, что даже внутренне это нестерпимо, даже частным образом это не следует терпеть, тогда я подумал, что это невозможно для меня.
Шридхар Махарадж: Рамананда Рай, избегая даршана Джаганнатха, отправился прямо к Махапрабху. В Паршванатха Маллике[?] Махапрабху сказал Рамананде Раю, когда тот вернулся со службы:
– Ты получил даршан, Джаганнатха?
– Нет, я пришел прямо к Тебе.
– Что ты наделал! По дороге в храм Джаганнатха ты не побывал в храме, ты пришел непосредственно ко Мне? Какое преступление ты совершил!
– Я не мог поступить иначе, мое сердце привело меня прямо к тебе, и я даже обошел стороной Джаганнатха по пути. Я беспомощен. Что я могу поделать, я не в силах поступит иначе, не могу сдержать свое сердце, и потому тело мое было унесено.
Возможно, твой случай похож.
Джаятиртха Махарадж: Нет ничего похожего, я никоим образом не похож на Рамананду Рая. Они сказали мне: «С одной стороны мнение всех твоих духовных братьев, а с другой стороны мнение только этого Шридхара Свами». И я понял это так. Я слышал историю о том, как одним листком Туласи пытались взвесить Кришну. Я не знаю, насколько это правдивая история. Золото цариц Двараки было помещено на одной стороне, а на другой стороне один листок Туласи.
Шридхар Махарадж: А, Рукмини Деви.
Джаятиртха Махарадж: Я думаю, что многие мои ученики пленены Вашей Божественной Милостью. Я сказал им, что не буду предпринимать никаких попыток забрать даже одну пайсу из организации. Ни здания, ни люди, ни ресурсы мне не нужны. Всё, что пришло ко мне само собой, я задействую в служении Кришне, но я не буду сражаться. Я не позарюсь даже на одну пайсу всей организации. Но я не могу продать мою независимость, мою духовную свободу, не могу отдать за любые деньги.
Шридхар Махарадж: То было твое духовное сознание: «Я не могу продать за какую бы то ни было цену». Я должен следовать моей совести, чайтья-гуру, я не могу не прислушиваться к Его диктату, я должен повиноваться Ему любой ценой, я должен поддерживать Его престиж, престиж того, кто ведет меня от имени Свами Махараджа. Свами Махарадж живет во мне, я не могу изгнать его. Это ужасное преступление, прямое оскорбление веры, шраддхи. Положение лидера, такого рода предрассудок, тщетное стремление к лидерству – «мы лидеры». Пандавы после азартной игры и попыток обесчестить Драупади, после всех этих событий, когда оказалось, что они должны отправиться в лес на 12 лет и проводить каждый год в каком-то неизвестном месте, после этого они могут вернуться и получить свою долю царства. Решение было принято, и Пандавы отправились в лес, их было пятеро, и Драупади последовала за ними. Их мать Кунти, конечно, вместе с Видурой отправились в лес. В то же время Юдхиштхира Махарадж шел, потупив взор, и Бхима, потирая руки, сказал: «Всего лишь после 12-ти лет я удовлетворю зуд в руках». Тогда Арджуна безутешно плакал. И смысл был таков, что когда я вернусь, то я буду использовать оружие, подобное этому потоку слез, чтобы отомстить. А Накула посыпал себя пеплом, и в этом тоже был смысл. А Сахадева шел, закрыв лицо руками. И каков смысл этого? Он не мог смотреть. Он был очень хорошим астрологом, и говорится, что он не мог взглянуть на будущее Куру и Дурйодханы. Он закрывал свои глаза, видя, какое ужасающее будущее ожидает Куру-вамшу. Благодаря своему астрологическому знанию он в полной мере сознавал это, и он не мог посмотреть на это будущее, не мог открыть глаза. Он закрывал лицо. Аналогичные чувства родились во мне. Я не в силах взглянуть на будущее ISKCON, я боюсь смотреть на их будущее. Я чувствую, то, что они делают, те шаги, которые они совершают, это в высшей степени прискорбно. Я связан с этим. Что Свами Махарадж подумает обо мне? В связи со мной подобные прискорбные события произошли.
Говинда Махарадж: Эти события очистят ISKCON, изначально ISKCON есть.
Шридхар Махарадж: Пандавов было пятеро, а на стороне Дурйодханы было сто человек. Пандавов изгнали из царства незаконным образом, незаконно захватив царство.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.