«Параматма — искра совершенного понимания» 1982.03.04.C82.03.05.A
Исходная запись частично дублируется с лекцией «Победа на стороне искренних», по-этому не представлена в переводе на русский язык (вторая часть записи)
Параматма – искра совершенного понимания
Шридхар Махарадж: Лучше служить на небесах, чем царствовать в аду, а здесь Сатана сказал прямо противоположное: «Лучше царствовать в аду, быть владыкой ада, чем слугой на небесах». Это сатанинская идея, но мы утверждаем прямо противоположное: лучше быть слугой на небесах, чем владыкой ада. Мир опыта чувств – это ад, измерение наслаждения, поскольку наслаждение реакционно и нежелательно. В этом измерении мы становимся жертвами рождения, старости, болезни и смерти, поэтому лучше служить на земле, где присутствует нормальное производство, где всё есть в изобилии, чем быть царем пустыни. Природные стихии, пустыни, солнце сожжет меня, лучше служить на земле изобилия, в оазисе.
Преданный: Махарадж, вы говорили о Параматме, и мы поняли так, что Она нирвишеш по своей природе, но какова природа Параматмы? Это личность?
Шридхар Махарадж: Параматма – личность, но в целом Параматма, Брахман и Парабрахман. С точки зрения высшего видения всё личностно, но когда видение туманно, то личность не может быть увидена. Поэтому с точки зрения низшего видения Параматма – нечто вроде голоса, дающего указания. Параматма – искра высшего типа. Наша душа, искра сознания, подобна атомарному сознанию, атому сознания. Искра или атом более высокого качества, частица сознания, находится внутри этой частицы, души, она может диктовать последней. Но поскольку мы по своей природе татастха, неразвитое состояние, однако эта частица обладает свободой, а Параматма – искра совершенного понимания. Но предложения, которые делает Параматма, совершенны, безупречны, однако тенденция свободы выбора дживы несовершенна. Параматма – искра, и джива – искра, но четан, сознание, подразумевает, что всё обладает формой как самое малое, так и самое великое начало. На первый взгляд форма может быть не увидена, может остаться за рамками чей-то концепции, но при более пристальном рассмотрении всё обладает формой. Свет также можно проанализировать, различные составляющие, и каждая составляющая обладает своей уникальной природой. В совокупности они образуют нечто, все реалии – эфир, воду, воздух и т. д., можно проанализировать. Их форма оценивается по-разному, твердый материал измеряется иначе, нежели жидкая субстанция, а стандарт оценки электричества иной по сравнению с другими элементами, но каждый элемент занимает своё уникальное положение, но форма присутствует. Одно невозможно отделить от другого, всё обладает формой в этом смысле.
Если мы будем рассматривать природу Параматмы более пристально, мы увидим, что это личность. Васудев, который связан как с малым, так и с самым великим началом, как величина присутствует в Нем, так и малейшее проявление. Тот, кто всеобъемлющ, начало, включающее в себя всё, и тот, кто прeбывает во всем повсюду, в каждой реалии и за ее пределами, эта личность известна как Васудева, такова Его природа. Затем мы видим – Он личность, поскольку Он сознание. Сознание без личности не может существовать, сознание подразумевает личность. Каждая частица сознания также является личностью и сознание в целом является личностью. Личностные характеристики подразумевают, что Он хочет наслаждаться, поиск удовлетворения, Он ищет удовлетворения. Всё предназначено для Него, согласно философии Гегеля, реальность сама по себе и сама для себя, всё предназначено для Него, таков критерий личностного существования. Он хочет наслаждаться, всё предназначено удовлетворять Его, таков критерий личности.
Ты понимаешь? Не очень ясно? А есть ли какие-то другие вопросы у тебя? Какое положение для тебя неясно, ты можешь спросить.
Преданный: Вы привели аналогию: форма электричества и форма других субстанций.
Шридхар Махарадж: Жидкость также обладает формой, всё обладает формой той или иной природы. Частица электричества наделена формой, и частица камня обладает формой. Если проанализировать малейшую частицу камня или солнечный луч, то природа частицы луча, частицы камня, их природа будет разной, но и то и другое обладает своими характеристиками, происхождением и специфической формой, уникальная, индивидуальная форма. Джива-чайтанья обладает формой, атма. Если мы понимаем, как по-разному были сформированы различные грубые реалии, то мы придем к изначальному Первоисточнику. Джива также обладает своей формой, дух обладает формой. Форма света иная, он обладает своей формой. Лучи двух светильников смешиваются. Одна вода и другая вода, одного типа и другого типа, смешиваются, но они тем не менее сохраняют свою индивидуальную форму, смешанные и несмешанные. Если убрать один светильник, то интенсивность света уменьшится, если есть два светильника и один светильник убрать, то интенсивность света уменьшится. Но если вновь внести в комнату свечу, то эта интенсивность увеличится, и то же самое справедливо в отношении души и сознания. Дух, приведение, может принять любую форму, но он также обладает своей специфической формой. Он лишен силы или способности полубога, бога, в этом смысле его индивидуальные способности ограничены, несопоставимы с мощью богов, ограничение силы присутствует, лимит. Говорится, у Него нет ног, нет ушей, но Он может видеть, бегать и т. д. Природа этой формы отличается от материальной формы, и ум так же. Ум может видеть, осязать, обонять, он может совершать любые действия, но тем не менее ментальное видение и слух отличаются от грубо физического, ментальный глаз, слух отличаются. Однако ум способен видеть, слышать, может осязать во сне, как, например, во сне у ума есть уши, глаза, но не грубой физической природы. Подобные аналогии могут помочь нам понять положение вещей, так и не так, всё приведено в гармонию.
Преданный: Махарадж, вы говорили выше, в начале нашей жизни в преданности нас привлекает возвышенная природа духовного сознания, но в то же время мы новички в преданном служении, особенно учитывая наше происхождение, оскверненное западным обществом. Мы иногда увлекаемы нашими низшими тенденциями, становимся их жертвами. Как мы можем достичь свободы от отвлекающих факторов?
Шридхар Махарадж: Это общеизвестно, благодаря общению. Когда моя телесная система расстроена, когда я болею, иногда мы принимаем лекарства, призванные помочь нашему здоровью. Врач рекомендует нам отправиться в какое-то место, переменить атмосферу, отправиться в то место, где мне будет оказана помощь благодаря другой воде, другому воздуху, погоде. Бессознательно для меня пребывание в такой атмосфере поможет мне. Общение благодаря обществу садху, слушанию его бесед, разговорам с ним, cвязь может принимать различные формы. Даже без какого-либо физического сотрудничества с ним, когда мы просто живем рядом, его ментальная или духовная атма будет излучать некую энергию вовне, и я буду улавливать, моя атма будет воспринимать эту энергию, и я буду совершать прогресс. Садху и шастра, мы можем не понимать в полной мере, но если я постараюсь понять смысл шастры, священного писания, это тоже будет вклад, позволяющий мне улучшить здоровье. Наш прогресс зависит от характера окружения, и речь идет о таком окружении, садху и шастра всегда. Я нуждаюсь в помощи извне, это означает, что я в нужде, и необходима помощь извне, призванная улучшить мое состояние. Я испытываю некую потребность, и если я сумею оставаться в обществе садху, тогда то, что есть в его существе, будет передано мне, и мое состояние улучшится. Мне недостает той или иной энергии, и эта энергия присутствует в нем. Общество этого садху поможет мне окрепнуть. Это положения общего характера – всегда улучшать, исправлять своё состояние, для этого необходимо благотворное окружение, и речь идет об общении с садху. Если же общество садху недоступно, тогда мы прибегаем к помощи священных писаний. Во всех случаях это универсальный принцип приложим.
Преданный: Господь Чайтанья написал один стих, чето дарпана марджанам, очищение сердца. Мы проповедуем Сознание Кришны в очень оскверненной атмосфере западного мира, и иногда мы видим, что мы, с одной стороны, очищаем наши сердца, с другой стороны – загрязняемся. Мы очищаем себя, а затем вновь пачкаемся, и так происходит постоянно: очищение – загрязнение. Не могли бы вы объяснить, как мы можем оставаться чистыми, всегда находиться на трансцендентной платформе в стороне от какой бы то ни было грязи? Похоже, что это очень трудно.
Шридхар Махарадж: Наша связь с Высшим Началом всегда должна сохраняться, это возможно. Предположим, я собираюсь работать в больнице, в районе, пораженном эпидемией, я могу заразиться из-за контакта с больными пациентами. Я должен принять меры предосторожности, мне необходима защита. В том случае, если меня посылают работать в больнице в районе, пораженном эпидемией, то я принимаю меры предосторожности, превентивные меры. Мне необходима защита, приходящая свыше, от Высшего Начала, тогда я могу помогать другим. Поскольку это совершенно естественно, что в районе, пораженном эпидемией, холерой или другой болезнью, микробы могут атаковать меня, переносчики заболевания, и я должен принять меры предосторожности. Мне необходима гарантия защиты, тогда я могу приступать к подобной работе. Это означает под руководством Вайшнава, садху, Гуру мы будем рисковать. Если мы оборвем связь, тогда мы погибнем. Я собираюсь помочь людям, которые лишены шраддхи, это рискованно, поэтому мне необходим сильный тыл, поддержка, благодаря которой я могу так рисковать, иначе я погибну. Одно из дecяти оскорблений Святого Имени – давать Святое Имя Господа неверующим, людям, лишенным шраддхи, веры. Если человек могущественен, тогда он может рисковать таким образом, но тот, кто слаб, человек, здоровье которого ослабленно, тот должен защитить себя в достаточной степени, и тогда он может приступать к этой работе. Возможно, что некое сверхъестественное могущество нисходит в сердце определенного человека, тогда он может рисковать в полной мере. Никакая грязь, никакая болезнь не сумеет его поразить, микробы не смогут быть пагубны для него. Но если это не так, если это сверхъестественное могущество отсутствует, тогда необходима помощь свыше. Который час?
Преданный: 09:30
Шридхар Махарадж: Мне хотелось бы остановиться на этом. Есть новости из Майапура, какие-то свежие новости?
Преданный: Да есть, Чайтанья Чандра приехал и привез новости.
Шридхар Махарадж: Какие новости?
Преданный: Он может сам сказать.
Преданный: Ваша Божественная Милость, новости таковы. Вчера GBS провело собрание, на котором они предложили Шриле Тиртхападу оборвать всякую связь с Вашей Божественной Милостью. В том числе записи ваших бесед и ваши изображения, если он не сделает это, тогда он может оставить ISKCON, оборвать связь с ним. А те, кто принял от вас санньясу, должны отвергнуть ее и принять вновь от гуру ISKCON.
Шридхар Махарадж: То есть они предпочли быть строгими в крайней степени.
Преданный: Да, бескомпромиссно.
Шридхар Махарадж: И это говорит об их слабости. Подобная бескомпромиссность не есть хороший признак для них. Вьясадева рассматривается как джагад-гуру, шактьявеша-аватар. Все Богооткровенные писания, различных типов пришли через него. Тем не менее он своей собственной рукой пишет, каким было его положение до того, как «Бхагаватам» появился на свет, и каким образом его Гурудев Нарада укорил его. Джагад-гуру также выразил это чувство, он сказал о том, что испытывал нужду, шактьявеша-аватар в области писаний. Он также сказал: «Я чувствую неудовлетворенность, и я не могу понять причину этого». Девариши Нарада пришел и сказал: «Да, я знаю, какова причина. Ты совершил ошибку, более того, ты совершил преступление, и ты должен компенсировать эту ошибку. По воле провидения необходимо, чтобы ты исправил эту ошибку». Безграничное обладает такой природой. Для того чтобы иметь дело с Безграничным, необходимо, чтобы тот, кто имеет такое желание, всегда сознавал свою слабость. Только тогда он сумеет извлечь свет из Безграничного.
Tpaнскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.