«Вапу и вани – поступки и наставления Вайшнава» 1982.02.23.B
«Вапу и вани – поступки и наставления Вайшнава» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 23 февраля 1982 года
- Совершенство «Чайтанья-чаритамриты» (00:00)
- Королевский путь (05:35)
- Жажда Безграничного (11:21)
- Благоприятная атмосфера (13:43)
- Общение с ушедшим учителем (17:22)
- Поступки и наставления (24:12)
- Понять потребность сердца (32:41)
Видео запись частично совпадает с аудио (вторая половина аудиолекции)
https://www.youtube.com/watch?v=8mYHeWtR66o
Вани и вапу – поступки и наставления Вайшнава
# 00:00
Совершенство «Чайтанья-чаритамриты»
Шридхар Махарадж: …Са̄дху маха̄нта-мегха-ган̣а виш́ водйа̄не каре вариш̣ан̣а. Такова концепция Кавираджа Госвами, и есть что-то еще, но я забыл. Этот фрагмент вы найдете там. Очень чарующая концепция, трогающая сердце, ясная концепция в «Говинда-лиламрите», санскритское произведение. Эта книга была написана Кавираджем Госвами, в которой присутствует ашта-калия-лила – полная, 24-часовая занятость в служении гопи Кришне, как это явление описано там. «Чайтанья-чаритамрита» на бенгали и санскрите, а «Говинда-лиламрита» написана исключительно на санскрите. Эти две книги сделали его бессмертным, он занимает очень высокое положение. Кастури Манджари – его имя в Кришна-лиле. Возле Катвы находится место его рождения. Экачакра – стан Нитьянанды Прабху, станция «Бора», там две мили идти на север от станции. Намадпур, там находится место Кавираджа Госвами. Однажды я был там, нанес визит в это место. И моя просьба, обращенная к ISKCON, была такой: постараться улучшить состояние этого места, самое важное место, он дал нам Махапрабху.
Прабхупад, наш Гуру Махарадж, говорил: «Каждая частица «Чайтанья-чаритамриты» апракрита, состоит из чистейшего, высочайшего материала». Ни одна часть не может считаться менее важной, все обладают равной важностью. Другие книги, в них присутствует некая суть и также другие вещи, которые лишь призваны помочь этой сути, многочисленные истории. Даже в «Бхагаватам» присутствует множество историй, которые могут не быть необходимыми для нас. Они включены только для того, чтобы поддержать изначальную мысль. Но в «Чайтанья-чаритамрите» каждая буква обладает высочайшей ценностью. Обычно в любой конструкции используются элементы различных типов, необходимые в строительстве. Но в «Чайтанья-чаритамрите» все элементы, полное целое есть золотой храм или нечто большее. Если человек прочитал «Чайтанья-чаритамриту», он получил всё, абсолютно всё, «Бхагаватам», «Махабхарату», Веды, он сумеет достичь центральной Истины, ничто в мире теологии не будет новым для него. Он получил ключ к правильному восприятию в мире теологии. Если человек правильным образом прочитал «Чайтанья-чаритамриту», он получил в своё распоряжение ключ к царству теологии. Тонким и грубым образом все концепции теистического мира представлены в ней в их должном положении. Подобным образом эта позиция представлена возвышенным и совершенным образом.
# 05:35
Королевский путь
йасмин виджн̃а̄те сарвам эвам виджн̃а̄там бхавати
йасмин пра̄пте сарвам идам̇ пра̄птам̇ бхавати
тад виджиджн̃а̄сасва…
Концепция центра, он может представлять полноту целого в себе. Семя заключает в себе дерево, таким образом, если человеку ведома природа центра, он может знать целое. Это возможно.
йасмин виджн̃а̄те сарвам эвам виджн̃а̄там бхавати
йасмин пра̄пте сарвам идам̇ пра̄птам̇ бхавати
На первый взгляд это кажется невозможным, если нечто одно известно, то известно всё. Бред сумасшедшего, на первый взгляд выглядит именно так. Одно известно – известно целое, один и многие. Как, если что-то одно познано, может быть познано всё, все остальные части? Но Упанишады, истина откровения, сообщают нам: природа центрального явления такова, это возможно. Зная одного, мы можем знать множество. Это революционное утверждение, и мы должны встретить его искренне и с горячим желанием узнать, как это возможно. Подобная великая истина не может быть похоронена, и мы будем танцевать так, словно мы нецивилизованные люди, подобно безумцам. Когда мы внутренне признаем эту истину, тогда это шраддха, вера. Вера означает признавать этот факт: если одно ведомо, то всё ведомо. Если мы принимаем это, на первый взгляд, нечто невозможное, тогда мы теисты, у нас есть шраддха, мы обладаем верой. В противном случае наша религиозная тенденция будет чистой воды лицемерием.
’ш́ раддха̄’-ш́ абде — виш́ ва̄са кахе судр̣д̣ха ниш́чайа
кр̣ш̣н̣е бхакти каиле сарва-карма кр̣та хайа
Если ты выполняешь свой долг по отношению к Кришне, то все виды долга выполняются тобой. Если ты можешь иметь подобное качество веры, тогда ты обладаешь шраддхой. Вера обладает Божественной природой. Если она будет пробуждена в тебе, тогда в скором времени ты обретешь. Отбрось всё, что ты считаешь своей собственностью, и тех, кого ты считаешь своими друзьями. Пытайся петь славу благородных качеств Шраддха Деви, веры, только это может дать тебе безграничное. Тебе сообщаются вести о том, что Безграничное может дать себя ограниченному существу. Ты можешь обрести Безграничное, Кришну, только подобная вера.
кр̣ш̣н̣е бхакти каиле сарва-карма кр̣та хайа
Иными словами, Безграничное может прийти к ограниченному началу – это благая весть, только шраддха может подарить тебе эту перспективу. Отвергни всё остальное, но пой славу, поклоняйся вере, и так ты обретешь всё. Ты сумеешь полностью удовлетворить себя, всё остальное лишь частичные достижения. Всё остальное – пути слепых, и только шраддха – это королевский путь.
# 11:21
Жажда Безграничного
Преданный: Махарадж, вы говорили, что Безграничное может прийти в ограниченной форме.
Шридхар Махарадж: Эта форма не ограничена, но в категориях ограниченного существа можно так думать. Но ваше чувство будет удовлетворено, ваша готовность принять, обнять, приветствовать Безграничное, эта жажда будет утолена. И более того, это горячее желание может быть отвечено взаимностью, и тем не менее останется нечто большее и большее. Это нечто, что не может быть исчерпано, но качественно эта жажда будет утолена сполна. А ограниченное существо не может утолить свой вкус к Безграничному, жажду пить. Качественно это так, перспектива высочайшего возможного достижения. Одной капли достаточно, чтобы заполнить всё мироздание, мы утонем в океане сладости. Мы сумеем плавать, нырять в океане нектара, всё что угодно, но сладостная природа. У нас не будет иных стремлений, кроме этой субстанции. Всё, что есть в нас, найдет взаимность, ответ другой стороны. Наша способность к взаимообмену будет возрастать, и мы будем обретать всё больше и больше удовлетворения.
# 13:43
Благоприятная атмосфера
Преданный: Как мы можем достичь стадии шуддха-нама, чистого воспевания Святого Имени?
Шридхар Махарадж: Это то же самое явление, благодаря обществу садху, того, кто живет в этом измерении и излучает такого рода луч вовне. Если мы будем достаточно удачливы, чтобы прийти к нему, конечно же, с положительным отношением, тогда я сумею воспринять это нечто, и увеличится качество в процессе моего призыва Имени. Садху-санга и шастра-санга – благоприятная атмосфера. Подобно тому, как благоприятная погода. Человек страдает от некой болезни, и доктор советует ему прибегнуть к помощи определенного климата, который улучшит состояние его здоровья даже неосознанно для него. Садху-санга, когда речь идет о вибрации высочайшего типа, прибегнуть к помощи этой вибрации. Благодаря чему? Тот аспект моего существа, который призывает Имя, будет внутренне исправлен. Речь идет о севон мукхе хи джихвадау, севон мукхе. Имя – это Вайкунтха-нам, оно по своей природе духовно. И дорога, ведущая к нему, – это служение, не эксплуатация, не отречение, но жертвенность. И этот дух жертвенности в нас возрастет благодаря общению с садху, их обществом. Насколько мы сумеем улучшить наш темперамент преданности, настолько мы приблизимся к духовной субстанции, бытию, духовному наставнику, владыке, духовной истине. Всё обладает духовной природой. Для того, чтобы это произошло, необходимо лишь усилить нашу тенденцию преданности, что возможно в общении с садху и шастрой.
# 17:22
Общение с ушедшим учителем
Преданный: Махарадж, в отсутствие духовного учителя как человек продолжает общаться…
Шридхар Махарадж: Духовный учитель не есть ограниченное явление, мы не должны накладывать на него ограничения. Я вижу духовного учителя в некоем Вайшнаве, но говорится, что это сам Господь, этот аспект невозможно проигнорировать. Если кто-то знает, кто его доброжелатель, если мы имеем подлинное представление о том, каково благо и кто желает мне его. Духовный учитель может прийти ко мне в различных формах, но наш Гуру Махарадж даже в маленьких эпизодах и происшествиях видел эту природу. Он говорил: «Бхактивинод Тхакур пришел ко мне, но я не смог увидеть». Во многих случаях он рассматривал вещи таким образом: «Бхактивинод Тхакур приходил ко мне через него (через ученика, преданного), но я не мог увидеть». Всегда в поиске своего наставника, он всегда живет в обществе своего наставника, владыки, и учитель также не может быть бездеятельным, не отвечая своему ученику. Во многих аспектах, проявлениях он может прийти к нам на помощь.
Мы не можем заключить гуру в клетку опыта, нашего зрения и других чувств. Хотя гуру предстает как определенный Его слуга, но в то же время это Он сам, Верховный Господь, этим наставлением Кришны нельзя пренебречь. Подобно тому как йоги могут странствовать повсюду, Вайшнавы также могут по воле Господа. Мы должны сохранять представление безграничного характера о Гурудеве, не рассматривать это явление как нечто ограниченное. Но в рамках различных локальных интересов, в различных аспектах он может прийти ко мне. Если я искренен, то бдительное око Хранителя всегда пребывает над моей головой, Он не может позабыть меня, свое дитя. Если я действительно заинтересован в Нем, Он испытывает соответствующий интерес ко мне.
на хи калйа̄н̣а-кр̣т каш́чид
дургатим̇ та̄та гаччхати
В конце концов если ты чист, то ты не совершишь никакой ошибки. Природа не совершает ошибок, окружающий мир не совершает ошибки, не завидует твоему прогрессу, он всегда внимательно наблюдает за тобой. Выучи свой собственный урок, води свой собственный автомобиль. И Он есть. Ум настоящего ученика всегда живет в связи с его Гурудевом.
Мы видели во многих примерах: «О, Бхактивинод Тхакур пришел, но я не смог увидеть». Всегда неизменная связь с Бхактивинодом Тхакуром. Один ученик пришел, Бхагаватананда из Пури, он прожил год или два и ушел, умер. Прабхупад написал в одной статье… На месте его рождения был построен Бхагаватананда Матх, и Прабхупад сказал о нем: «Бхактивинод Тхакур пришел ко мне, но я не смог распознать». Он рыдал, обильно лил слезы. Я несколько раз говорил: был один юрист в Калькутте, Нортон. Ауробиндо Гхош скрывался от властей, его искали. Нортон распознал в одной газетной статье характер Ауробиндо Гхоша и сказал: «Вот, авторство принадлежит ему», хотя статья была анонимная. Нортон сказал: «Обратитесь к издателю газеты и узнайте, откуда он получил этот материал, так вы узнаете о местопребывании господина Гхоша».
# 24:12
Поступки и наставления
Преданный: Вапу и вани безграничны?
Шридхар Махарадж: Они должны быть безграничны, вани может быть вапу также, в «Гаудии» было опубликовано. У меня были возражения против этого, вани означает «звук», вапу означает «практическая жизнь». Вани, говорится: «Следуй тому, что я говорю, но не следуй тому, что я делаю», нечто в этом роде. Вани и вапу, не имитируй то, что он делает, но следуй его советам. Как звучит эта шлока «Бхагаватам»?
ӣш́вара̄н̣а̄м̇ вачах̣ сатйам̇
татхаива̄чаритам̇ квачит
теша̄м̇ йат сва-вачо-йуктам̇
буддхима̄м̇с тат сама̄чарет
«Советы великих душ всегда достойны доверия, но их практика не всегда должна быть принята.» Практика плюс советы, та практика, которую он советует, принимают разумные люди. Поскольку он парамахамса, скажем, в день экадаши он принимает что-то. Кто-то может сказать: «Если он принимает, то и мы должны принимать, мы не можем поститься полностью. Почему он так поступает?» Подобно тому как Махапрабху сказал Харидасу:
– Ты уже стар.
– Мой обет – ежедневное повторение трех лакхов нама. Я не могу отказаться от этого обета, – ответил Харидас.
Махапрабху сказал ему: «Теперь ты стар, пожалуйста, уменьши свой стандарт». Согласно нуждам человек высшего положения в своей повседневной практике может идти на какие-то послабления, но обычные ученики не должны принимать это в расчет. Его наставлениям всегда необходимо следовать, а практика вкупе с его наставлениями приемлема, о чем мы говорили, вани и вапу. Вани означает «советы, наставления». Человек может сказать что-то в собрании, но, возможно, это утверждение неистинно. Мы видим, что в собрании кто-то что-то говорит, но не следует этому искренне, тогда что делать. Вани также не всегда приемлема, вани, вапу. Вани – это также вапу. Если мы хотим более пристально рассматривать, тогда мы увидим, что вани – это вапу. Внешне могут звучать определенные советы, но внутренне другое содержание. Обычно лицемеры делают это, они говорят что-то одно, а делают другое, им не хватает искренности, вани и вапу. Очень трудно понять внутреннего человека. Красноречие, умение читать лекции не свидетельствуют о величии, внутреннего человека понять трудно, не имитацию. Речи, слова – всё это может быть имитацией, но внутренний человек – это нечто другое.
Мы должны быть осторожны в этом отношении: красивые слова, сладостный звук – это не киртан. Тот, кто способен очень сладостно, трогательно петь Кришна-нам, удовлетворяя слух… Есть множество такого рода примеров в лагере сахаджия. Они могут очень сладостно петь киртан, но этот сладкий звук не есть Кришна, а нечто другое. Рамдас Бабаджи произносил: «Кришна» и слезы лились, и из носа лилась жидкость. По обеим его сторонам стояли два человека, которые постоянно утирали его слезы. Он дрожал, когда пел этот ложный киртан: «Нитай Гаура, Радхе Шьям». Он пел его словно безумный, и многие в аудитории были очарованы, как он воспевает Имя, содрогается, льет слезы, и столь многие другие симптомы, теряет сознание. Вани и вапу, вани приходит, и вапу дрожит, тем не менее рассматривается как оскорбление Вайкунтха-нама. Из-за ложной концепция таттвы, онтологии, представления, согласно которому Нитай есть Радха. Санатана Госвами, Нароттам Тхакур, столь многие другие, Бхактивинод Тхакур отрицали это, и он поет и танцует, демонстрирует столь многие симптомы.
# 32:41
Понять потребность сердца
Преданный: Похоже, это симптом Кали-юги: другие общества, помимо Гаудия Матха, каждый ограничивает своего гуру до вани и вапу.
Шридхар Махарадж: У всех ограниченная концепция гуру. Кто есть гуру, что есть гуру? «Бхагавад-гита» говорит: «Существуют поклонники многих богов. У них есть шраддха, но даже шраддху следует анализировать, какого рода шраддха», так везде и повсюду. То, чем мы являемся, и какова наша истинная необходимость, это следует узнать. Я это тело или я тонкий ум? Или я лишь душа, частица Брахмалоки? Столь многие различные стадии мышления. С помощью гуру и нашей шраддхи мы отвергаем столь многие искушающие предложения, которые раздаются со всех сторон, это истина. Так, подобно продавцам, они приходят к нам. Ты хочешь этого? Это очень хорошее явление. Многие приходят к нам и озвучивают свои предложения. Сукрити и шраддха помогут нам избавиться от всех требований других частей нашего существа, и внутренне душа признает: «Это то, чего я хочу». Тот, кто способен понять это, какова цель, что является золотом, а что блестящая подделка, и здесь берет свое начало Гаудия Матх. Не то, не то – нети, нети – это не оно, таким образом. Так нам становятся доступны безграничные возможности, шраддха, ниргуна, вера в Кришну.
Вера в Сознание Кришны подразумевает главным образом отвержение бхукти, мукти и вайдхи-бхакти, все склонности к эксплуатации и отречению, также отвержение служения в соответствии с законом, но лишь рага-бхакти. Это нечто искреннее, не искусственное, мы стремимся к этому явлению, даем ему высокую оценку. Махапрабху и «Бхагаватам» дали нам это явление, мы должны понять его природу. Но мы должны понять, какова наша потребность, в чем мы нуждаемся. То, что вы говорите, приложимо в каждой области, формальное знание не является знанием. В «Бхагаватам», в Нарады Госвами упадеше сказано: «Судно, влекомое ветром, иногда плывет в ту сторону, иногда в эту сторону, отсутствие определенности». Куда бы ни подул ветер, судно, увлекаемое им… Какое бы очарование, откуда бы соблазн ни приходил, он поглощает меня, я становлюсь его жертвой. Нам необходима твердая почва под ногами, устойчивое положение, мы должны обрести его, и это подлинное богатство. Мы должны знать, что есть что. Любой придет, схватит меня за ухо и потащит в том или ином направлении. В то же время внешне я демонстрирую столь многие симптомы, практики преданности – это ничто. Мы должны стоять на земле, мы должны иметь твердую почву под ногами, и тогда мы сумеем знать, что есть что. Речь идет об избавлении главным образом от эксплуатации разных типов и отречения различных типов, и затем отвержение вайдхи-бхакти.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.