«День Явления Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура» 1982.02.13.B
Темы лекции:
Официальная речь Шрилы Шридхара Махараджа на празднике по случаю явления Шрилы Прабхупды Сарасвати Тхакура.
Официальная речь Шрилы Шридхара Махараджа на празднике по случаю явления Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура
Шридхар Махарадж: Итак, я хотел бы сказать что-то для нашего блага о нашем почитаемом, возлюбленном наставнике, который привлек нас из разных сторон и привел нас в сень своих святых стоп. Его слова были эксклюзивно посвящены Махапрабху, тому, что Шри Чайтаньядев хотел дать дживам и миру в целом. Его усилия были направлены на это. В Писаниях мы находим, Веды — древние Писания, содержащие истину откровения, древнейшие Священные Писания мира — Веды. Веды можно рассматривать в качестве дерева, а Веданта — суть. Упанишады заключают многочисленные аргументы, и присутствует постепенное развитие теистической мысли с целью показать, что теизм, наше стремление к сат-чит-анандам, к вечности и полноте знания, а также к полноте удовлетворения, это достижение возможно. Веданта доказала это, но эта идея также туманна до известной степени, и «Шримад Бхагаватам», тот же самый автор Веданты, получив некоторое благородное впечатление от Нарады Свами, написал комментарий к Веданте, и это «Бхагаватам».
В нем он дал некоторое представление о полноразвитом теизме, после чего, думая о неблагоприятных обстоятельствах этой эпохи Кали, когда со всех сторон нам бросают вызов, без вызова ничто не может существовать. Обычные взаимоотношения невозможны в эту эпоху, на каждом шагу возникают сомнения, так быть или нет. В подобную эпоху самый простой совет, было изобретено средство для того, чтобы простые люди избавились от этого рабства и обрели высочайшее достижение. Это было утверждено им, автором Веданты, — лишь посредством звука. Звук должен быть средством, медиумом, позволяющим нам достичь нашей цели. Этот звук должен быть подлинным звуком, шабда-брахма, звуком Вайкунтхи. Звуковая вибрация, которая должна низойти в это измерение бытия. С помощью этого звука человек будет способен достичь тех высот. Звук будет таким, что остальные изъяны этого мира не смогут повлиять, воспрепятствовать его прогрессу. Подлинный звук, который будет представлять высочайшую истину, этот звук должен быть дан всем и каждому, свободно, насколько возможно. Махапрабху пришел с именем Бога, шабда-брахма, поскольку дживы века Кали считаются самыми низкими, падшими душами, и, соответственно, сострадание высочайшего порядка было привлечено. Высочайшее явление было дано посредством звука, такого рода символ был дан нам, Криша-нам.
Поскольку мы падшие в крайней степени, ради того чтобы помочь нам, высочайшее явление было использовано. Махапрабху пришел с этим явлением, и то было нечто непостижимое, немыслимое: лишь благодаря звуку человек может достичь своей высочайшей перспективы. Это нечто смехотворное, невозможное на поверхностный взгляд — лишь благодаря звуку. Мы стремимся достичь незначительных целей, прилагая тяжкие усилия, но высочайшее достижение возможно лишь благодаря звуку. Как такое возможно? Божественные ученые, Священные Писания приходят к нам на помощь, показывают нам и доказывают, что это возможно. Также посредники посылаются из этого измерения сюда, чтобы проповедовать, чтобы дать нам понять и помочь различными способами, чтобы привести нас в ту обитель.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пришел, один из самых бесстрашных рекрутирующих посредников пришел сюда, чтобы вербовать столь многие падшие души и привести их на высочайший уровень. Он сражался со всеми представителями различных измерений, посредниками истины, и он сделал это в высшей степени. Но величайшим врагом была майавада. Все остальные могут быть побеждены, легко опровергнуты, но майавада-концепция Брахмана, представление, согласно которому отречение занимает высочайшее место в мире религии, он сражался с ними. Не только это, он сражался даже с низшей концепцией духовного мира, вишишта-адвайтавада, шуддха-адвайтавада и др. Он доказывал, то, что Шриман Махапрабху дал благодаря своему великодушию, — это summum bonum, высшая цель жизни нас всех. Очень легко мы можем обрести это явление, если мы будем систематически, последовательным образом следовать пути Махапрабху Шри Чайтаньядева.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур совершил великое, благородное служение Махапрабху, а также падшим душам, подобным нам, массам в целом. Эту эстафету подхватил А. Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж, его достижение немыслимо для нас, в результате чего мы приехали сегодня в Навадвипа-дхам, в тот день, когда наш Шрила Гурудев явился, чтобы выразить наше почтение ему и таким образом выразить почтение Гуру-парампаре, Бхактивиноду Тхакуру и Махапрабху, которые дали нам Радху-Говинду. Враджа-лила Кришны и Навадвип-лила практически одного уровня. Враджа — высочайшее достижение в рамках узкого круга, избранной группы, а в Навадвип-лиле нечто добавляется. Так Навадвип-лила может быть дана массам, по мнению некоторых Навадвип-лила более великодушна. Я непосредственно обязан моему Гурудеву в наибольшей степени, поскольку он ближайшая станция от меня. Я обрел свою перспективу благодаря ему, и полнота моей жизни, осуществление моих чаяний возможно благодаря ему. Непосредственная станция, и через него я выражаю свое почтение любому более высокому уровню.
Так или иначе мы должны осознать, каким образом практически мы можем обрести благо, то благо, которое было дано Бхактиведантой Свами, или Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, или Бхактивинодом Тхакуром, или Махапрабху. Мы практически должны обрести это знание, чувство, сантимент. Это необычайно ценное явление, богатство, мы должны сделать его своей собственностью, такой должна быть цель нашей жизни. Как быстро и подлинным образом я могу достичь, в противном случае моя высокая оценка этих личностей будет лишь пустыми словами. Чтобы быть искренними, мы должны прилагать максимум усилий, пытаясь понять, как мы можем в действительности обрести это явление. Удовлетвори себя, а затем удовлетвори других нектаром, которому мы даем столь высокую оценку, нектар, который был дан нашим Гуру Махараджем.
Если мы сумеем сделать это, мы обретем благо и скажем, что это великое, высокое, благородное явление, в противном случае все это будет лишь пустым звуком. Однако если мы сумеем подлинным образом обрести это явление и раздать его другим, обратить столь многих и доказать, что это действительно нектар, который способен спасти. В большей или меньшей степени мы всегда боимся смерти, уничтожения. Все гибнет. Мы прежде всего хотим вечности и не только вечности, мы хотим сознания, мы хотим чувствовать. Чувствовать что? Удовлетворение, сат-чит-анандам, сатьям, шивам, сундарам, каждый из нас, сознательно или бессознательно мы хотим, искренне жаждем лишь этой ананды. Анандам и сундарам — синонимы, Счастье и Красота. Мы хотим обрести связь.
Я могу сказать, что когда Махатма Ганди со своим политическим движением ахимсы стремился к политическим достижениям, в то время Рабиндранат был единственным, кто стоял в оппозиции среди ученых Индии того времени. Ганди говорил «Я пытаюсь вызволить Ситу Деви из рук демона посредством чарки [ручная прялка]». И Рабиндранат сказал: «Он хочет, играя на флейте, танцевать с гопи», — такого рода жалоба раздалась. Немедленная потребность, Гаудия Матх должен сражаться в интенсивных обстоятельствах. Когда политики проводят свою политическую кампанию, пытаясь обрести политическую свободу, мы должны показать, что это тщетно. Вы пытаетесь сражаться за чувства, вы ищете свободу для чувств. Но мы хотим сражаться за свободу от чувств. Не для чувств, поскольку чувства могут быть удовлетворены своими объектами, это низшее достижение. В действительности чувства — наши враги, мы хотим обрести свободу, вызволить себя из рук этих, казалось бы, друзей, таких, как чувства и материальные достижения. Не только это, но различные предложения освобождения также отвергаются.
Ауробиндо сказал: «Мукти — это последний соблазн майи», я читал об этом до того, как присоединился к Гаудия-миссии. Мукти — это последняя ловушка майи. Мукти также должно быть отвергнуто, и нечто другое, что выше мукти, это почтительная Преданность. Преданность, которая чиста, свободна от благоговения. Эта Преданность есть чистая любовь, величайшая жертва и величайшее достижение присутствуют там, в свободной любви. Эти истины были показаны и подтверждены Писаниями, а также практиками великих личностей, Вайшнавов. Наш Гуру Махарадж — один из таких великих мессий, который пришел с подобными вестями, чтобы спасти многих, и в результате мы все собрались здесь. Он это начал, и теперь мы здесь. Однажды он сказал одному юристу в калькуттском Матхе: «Я начал в одиночку эту войну, и теперь у меня есть 500 людей, которые проповедуют от моего имени». А теперь есть тысячи и тысячи таких людей, которые выступают от его имени. Он начал в одиночку. Фундамент был заложен Бхактивинодом Тхакуром, но практическим образом Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур начал эту борьбу в одиночку, и сегодня мы видим, как многие, принимая прибежище у его святых стоп, выражают благодарность этому благородному лидеру движения Махапрабху в день его явления.
Как говорит Рамананда Рай: «Время очень ценно. Неожиданно, словно молния, самое счастливое измерение установило некую связь со мной и вдруг исчезло. Теперь я могу вспомнить лишь легкое соприкосновение с чудесным экстазом. Теперь я думаю, если можно задержать эту точку времени, я постараюсь сделать это. Я постараюсь умилостивить время для того, чтобы оно могло задержаться, остановиться в этом измерении, и я сумею обрести подобную связь, если время остановится». Таким образом, время также обладает великой ценностью, и, следуя этому пониманию, мы будем поклоняться времени. Мы все собрались здесь, чтобы почтить время, то время, которое дало нам нашу благородную удачу, нашего владыку. Время, которое принесло его, того лидера, который посвятил все свою жизнь тому, чтобы указать массам направление движения.
Самое важное явление — наш руководитель, мы пойдем туда, куда он укажет нам. Руководитель обладает наибольшей ценностью, это самый важный фактор нашей жизни. Хороший поводырь, который способен удовлетворить все наши чаяния в полной степени. Подобный руководитель, какое важное положение он занимает, и насколько мы должны быть благодарны ему и времени, всему, что связано с ним. «Умереть, чтобы жить», — говорит Гегель. Если ты хочешь вести подлинную жизнь, ты должен умереть, и ценой нашей смерти мы совершаем некий прогресс. Насколько ценен этот поводырь и какой значимостью он обладает в наших сердцах, с такого рода вниманием в наших сердцах мы будем пытаться выразить наше скромное почтение. Мы дети, он знает это очень хорошо, и, видя наши детские попытки, возможно, он будет удовлетворен нами. На этом утверждении я хотел бы завершить мою речь.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.