«Идеал самопожертвования» 1982.01.24.B
Идеал самопожертвования
Шридхар Махарадж: Гурудев Гопала Бхатты Госвами, брат Венкаты Бхатты, имел обыкновение жить в Шри-кунде, Камаване. Он был носителем высокого поэтического языка, его поэзия была пламенной и очень впечатляющей, сладостной, и его идеи были всеобъемлющими. Лишь в результате наших добродетельных поступков или многих жизней мы стали достойны прийти к святым стопам Гауранги, сумели по достоинству оценить Его. Подобный удачливый человек, если он припадет к Божественным стопам Шри Чайтаньи, Господа Гауранги, то он автоматически и неожиданно увидит себя в гуще Вриндавана, в лагере Радхарани. Он почувствует, что получил шанс войти в чувство, область высочайших сантиментов в служении Радхарани, неожиданно. И Кто есть Радхарани, он также описывает это в одной книге, знаменитая поэма. Иногда происходит так, что одежды Радхарани развеваются и создают ветерок. Это дуновение касается тела Кришны, и Он считает себя столь удачливым: «Меня коснулось дуновение, созданное одеждами Радхарани», Он считает Себя неимоверно удачливым. Сам ветерок, это дуновение, чувствует глубочайшую признательность, благодарность, чувствует себя в высшей степени удачливым. И Кришна чувствует Свою величайшую удачу, когда Его касается это дуновение. Он думает: «Какая великая удача выпала мне!»
Кто этот Кришна? Йоги, гьяни, после того, как они совершают тяжкие усилия, всячески пытаются достичь Его, этот Кришна, величайший объект поиска йогов и гьяни — Кришна, и они практически терпят крах в своих попытках достичь того измерения, в котором пребывает Кришна. И этот Кришна чувствует себя необычайно удачливым, когда Его касается ветерок, создаваемый одеждами, краешком платья, которое носит Радхарани. Позвольте мне поклониться той стороне света, направлению, в котором Радхарани родилась. Что говорить о Ней, земля, на которой Она родилась, в том направлении я кланяюсь, настолько высокое явление. Кришна безумно стремится к этому явлению, какое качество жертвенности присутствует в Ней, жертвенность какой степени. Расарадж махабхав, количество и качество жертвенности подобной степени. Природу этого явления невозможно представить, самоотдание, будьте готовы с вашим капиталом вступить во Вриндаван. Какой капитал есть у тебя, мой друг? Подобная жертвенность, этот капитал.
Что есть Вриндаван? Это земля, которая носит на себе отпечатки стоп Радхарани, очищенная отпечатками стоп Шри Радхики, эта земля есть Вриндаван. Бхактивинод Тхакур говорит: «Поскольку Вриндаван носит на себе отпечатки стоп Радхарани, и Кришна безумно ищет Ее». Жертвенность какой природы мы находим в Ней? Будь готов, мой друг, к такого рода жертве. Вопрос распутства и погони за удовольствиями — это худшая болезнь, от которой мы страдаем в этом мире. Если ты сумеешь обрести проблеск той высочайшей области жертвенности, то эта болезнь уйдет навсегда. Камам хридрогам. Это болезнь сердца, и если ты хочешь избавиться от нее, совершенным образом вылечиться от нее, то единственная цена — это капля, толика той лилы жертвенности, лишь частица. Если ты сумеешь применить это лекарство, ты избавишься от этой отвратительной болезни погони за удовольствиями навсегда, ты будешь спасен навеки. Лишь благодаря малой толике влечения к жертве столь высокого порядка эта толика избавит тебя от великой болезни, от ужасного демона, природа которого такое сознание: «Я владыка всего, что меня окружает», отвратительная болезнь покинет тебя навсегда.
Вриндаван, лишь благодаря прикосновению стоп этой личности прекрасной жертвы Вриндаван становится Вриндаваном. Подобное достижение может спасти тебя от всех страданий, которые ты испытываешь в настоящее время навеки. Поэтому Васудев Гхош говорит: «Кто открыл бы нам подобную перспективу, если бы Гауранга не пришел?» Самую сладостную и величайшую перспективу нашей жизни как бы мы могли знать, если бы Гауранга не пришел? Как бы мы могли жить без этого луча надежды, без столь высокой перспективы открытой нам, обычным людям? Подобный спаситель. Если бы Он не пришел, как мы бы смогли жить? Нечто удивительное, Васудев Гхош говорит это. И какое обожание, с какой любовью современники относились к Гауранге, когда Он пришел сюда. Его слуги, друзья, с какой великой любовью они принимали Гаурангу в своей среде, а после принятия Им санньясы, по прошествии пяти лет, Гауранга пришел сюда, в этот Коладвип и объявил общую амнистию для всех оскорбителей. Каждый обрел свое удовлетворение, была объявлена амнистия для всех и каждого, даже для самых тяжких оскорбителей, и это то самое место, где пребывает Шри Чайтанья Сарасват Матх. Апарадха бхаджан пад, здесь все оскорбления были прощены. Все наши оскорбления могут быть прощены этим Господом всех господ. Владыка всех владык, мы можем по Его милости быть приняты в качестве кандидатов во Вриндаван, кандидатов в лагерь Радхарани. Конечно, все эти реалии мы обрели благодаря самому великодушному сердцу Нитьянанды Прабху. Смиренно обхватить лотосные стопы Нитьянанды Прабху, все остальное придет автоматически, необходимо только это. Гауранга придет. Если Гауранга придет, то придет все.
Махапрабху сказал: «Я безумец, и ты безумец. Все эти беседы, которые мы ведем, — речи безумных людей, безумные разговоры». Выдающийся означает безумный. То, что не принимают обычные разумные люди, интеллигенция, — это все безумие — то, что не принимает интеллигенция в целом. Что вы скажете на это? Ненормальные люди не в своем уме ведут такие разговоры. Норма — это исключительно эксплуатация. «Как мы можем расширить границы нашей эксплуатации. Мы не удовлетворены землей, нам еще нужны земля, солнце. Все они должны быть задействованы, вовлечены. Скоро запасы нефти будут исчерпаны, и мы должны заставить солнце служить нашим целям, чтобы мы готовили, можно было ездить на автомобилях, летать на самолетах, ради этого солнце необходимо сделать нашим слугой».
Так, как наказано Господом, солнце одаривает нас великой милостью, мы должны поклоняться ему. «Нет-нет, мы будем настолько могущественны, что задействуем солнце в служении нам, человеческому обществу. Мы не будем смотреть на солнце благодарными глазами, потому что солнце дает нам так много всего, никакой признательности. Ты — солнце, я — интеллектуальный гигант, и я заставлю тебя прийти и служить мне». Так или иначе эксплуатация, измерение эксплуатации, измерение отречения также не имеет никакого положения в настоящее время, что говорить об измерении Преданности. «Мы хотим быть царями, и мы не хотим быть рабами. Вы глупцы, вы нежелательные элементы в этом мире. Вы проповедуете рабство, рабскую психологию. Мы ненавидим вас, мы изгоним вас. Мы избавимся от вашей враждебной нам культуры, вы наши худшие враги. Мы цари, а вы утверждаете, что мы рабы. И вы хотите, чтобы эта заразная болезнь затронула интеллект, мозг. Вы должны быть наказаны». Мы безумны, мы ведем безумные разговоры.
Когда я был студентом, я прочитал книгу. Я не знаю, известна ли вам эта книга, в ней Сидни и другой философ беседуют. Они сидят в тенистом саду и беседуют, два философа. Один спрашивает другого:
— Что ты думаешь, мой друг, о людях, которые занимаются благотворительной работой на пользу общества?
— Я считаю их мальчиками на побегушках.
Это такая категория слуг, мальчики на побегушках, нечто вроде горничной, только в мужском роде. Мальчик на побегушках знает только свое дело: он моет тарелки, убирает, выносит посуду и прочее в таком духе. «Я считаю, что люди, занимающиеся благотворительной деятельностью, занимают такое положение». Их не интересует то, что делают люди, они просто бескорыстно выполняют какое-то служение: моют тарелки, приносят воду, убирают, моют полы. Бескорыстно, не думая, что есть что, что эти люди едят, какой вкус у этих блюд, хорошая или плохая диета. Они равнодушны к этому, они всего лишь делают свое дело. Благотворители подобны этому, и этот ответ очень меня порадовал. Эти люди, занимающиеся благотворительностью из миссии Рамакришны, — социальные работники.
Страдает ли человек диабетом, если он болен диабетом, ему не следует давать сладкое, потому что болезнь будет прогрессировать, но их это не интересует. Они просто служат, а умрет человек в результате этого служения, будет ли ему хорошо или плохо, для них это не имеет никакого значения, для слуг общества, такая социальная работа. Не следует озвучивать эти истины на публике, но все же люди, которые ненормальны, сверхнормальны, они не могут не говорить на эти темы. Но кто поверит в эти истины? Никто не поверит, широкие массы не проявят интерес. Кто поверит в это, никто, один из миллионов, даже это слишком много. Мы можем сказать, судурлабхах, один из миллионов. Даже это слишком много.
Он безумно танцует, воспевая Свое Собственное Имя, Он призывает Свое Имя и танцует безумно, такую великую сладость Он находит в Своем Имени, звуковой аспект. Этот звуковой аспект низошел, чтобы спасти этот мир. Он переживает вкус Своей личности и раздает этот вкус миру. «О, насколько сладостно Мое Имя, и насколько оно благотворно, эффективно». Он разбрасывает это Имя, эту вибрацию, и танцует. Это радостный долг для Него. Это в действительности долг, работа, игры высочайшего типа, то, что Я делаю, танцую, разбрасывая вокруг Имя. Он Сам переживает вкус этого Имени и распространяет его. Это лила. Лила означает практически бессмысленные игры. Смысл невозможно оценить или понять. Бессмысленные потому, что их смысл не поддается оценке, поскольку этот смысл безграничен, такова лила. Движения, польза которых не может быть объяснена с помощью какой бы то ни было квалификации, — это лила. Он раздает Свое Имя, и удовлетворенный этим, Он танцует. Это место, где Махапрабху сделал это, начал эти игры, — Навадвип. Затем, если у нас есть хотя бы некоторая оценка толики этого явления.
Акшаянанда Махарадж терпел оскорбления каких-то людей. Как это понять? Нежелательное в этом измерении и ценность этого явления, как их можно приводит в гармонию? Кришна-лила такова, Гаура-лила такова, апракрита. Есть такая бенгальская пословица: если человек способен набить желудок, его спина способна вытерпеть что-то. Если человек удовлетворяет свой желудок, тогда он готов терпеть плеть на своей спине. Если ты хочешь стать учеником столь высокой школы, если ты осмеливаешься попросить о доступе в эту школу, о том, чтобы быть принятым в эту школу, потерпеть некоторые неудобства и страдания будет вполне естественным. Если бы этого не было, это было бы несправедливостью, если бы не было негативной стороны. Если бы все шло без препятствий, это было бы несправедливо. Это удовольствие, радость, такое страдание следует с признательностью, благодарно почитать, поклоняться им. Если мы хотим обрести связь с этой высочайшей из самых высоких целей, перспектива настолько высока, непостижимо высока, и горячий песок, по которому мы ступаем, не следует принимать в расчет.
Страдания усиливают красоту. Можно привести в гармонию, в высшей степени это все радость. Это бесчестье, им следует оказывать почести. Мы пришли учиться в подобной школе столь высокого порядка. Неужели мы хотим какую-то взятку за это? Что ты скажешь, Акшаянанда Махарадж? То, что люди тебя толкали, оскорбляли, — это твое украшение. Когда солдат сражается, если он не чувствует усталости в теле, то какой это солдат? Он трус. Ты не изнемог в битве, но ты утверждаешь, что сражался. Как это понимать? Мы считаем, что эти страдания суть почести. Мы можем понять, насколько это сладостно, все это в измерении Гауранги. Оскорбления, побои — все это украшения. Может быть иная, такая точка зрения: это твое украшение. Подобно тому, как опекун, хранитель может шлепнуть, но масштабы этого явления могут быть и такими также, это знак милости со стороны Махапрабху и дхамы. Таким драгоценным может быть наше понимание. Когда речь идет о высочайшей перспективе, с ее точки зрения мы должны рассматривать все эти вещи, сравнительно говоря, это не слишком много.
В «Бхагаватам» сказано: «Есть ли это наказание моего Господа — бесчестье, позор? Нет, ученые, которые следуют гимнам Вед, гимнам, где прославляется Моя красота, Мое существование, столь многие атрибуты. Но если Мои любимые, Мои возлюбленные ругают Меня, эти упреки более сладостны, чем ведические гимны, в которых Меня прославляют». Вриндаван такой природы: то, что предосудительно в другом измерении, похвально во Вриндаване, подобная категория, нам дано такое представление. Мы хотим связать нашу удачу, нашу перспективу, обрести нашу перспективу в том измерении. Махапрабху говорит: «Я готов умереть миллионы раз в течение секунды, если бы только благодаря смерти Я мог обрести милость Кришны. Но Его милость невозможно обрести подобным образом, Санатан. Терпеливо следуй тому, что рекомендуется высшими посредниками». Мы должны идти так. Очень удовлетворительные вещи пришли ко мне, очень хорошие, разве нет?
Сагар Махарадж: Высокие идеи.
Шридхар Махарадж: Махапрабху, когда Санатан попросил дать различные объяснения атмарама-шлоки, ответил: «Обычно эти смыслы не открываются Мне, но в обществе Сарвабхаумы это явление пришло ко Мне. Я дал 18 объяснений, теперь, под твоим влиянием, Я посмотрю, сколько смыслов откроется в этой шлоке». И 61 смысл, тип объяснения Махапрабху дал Санатане. И под влияние вас всех подобные реалии приходят через меня. Кришна дает вам эти реалии через меня, поэтому вы вносите великий вклад. Такого рода влечение к Высшему Идеалу, этот Идеал нисходит в это измерение. Иногда Кришну просили повторить «Гиту», Он также отвечал: «Нет-нет, обстоятельства извлекали из Меня те объяснения, которые Я дал в прошлом, но без тех обстоятельств Я не могу воспроизвести те объяснения». Нечто в этом роде. Ваша природа Преданности, ваш характер привлекают эти реалии высшего уровня, зовут их, и я также чувствую благодарность за то, что переживаю такого рода поток, течение мысли.
Наш Гуру Махарадж однажды, когда давал лекцию в Гае, его пригласили некие грихастхи, Преданные, только я находился в его обществе, и я не взял бумагу и карандаш (цитирует санскрит). Он объяснял эту шлоку из «Бхагаватам», объяснял так, столь прекрасным и оригинальным образом, что я был очарован, пленен. Я никогда не слышал подобное объяснение. Настолько, что я был в растерянности, с одной стороны я искренне, горячо хотел записать эти объяснения, настолько, что я не мог слышать, уделять внимание слушанию его речей, не мог слушать внимательно, следить за его мыслью. С одной стороны, я пытался следовать его линии, с другой, я понимал, что мне срочно нужны ручка и бумага, чтобы записать его речи. Так или иначе, что я мог поделать, я не сумел записать, но затем Гуру Махарадж сам сказал мне: «Ты говар Ганеш». Он обозвал меня говар Ганеш. Ганеш — это писец, тот кто записывает, а говар Ганеш означает Ганеш, сделанный из навоза. Он подразумевал: «Ты бесполезен».
Он сказал: «То, что вышло из моих уст сегодня, столь многие утонченные положения присутствовали в этих речах, что я испытываю потребность в том, чтобы вновь ознакомиться с ними и погрузиться в глубины этого». Когда он дал такую оценку, я почувствовал некоторое удовлетворение. В таком случае у меня есть качество, способность по достоинству оценить то, что присутствует в его речах. Поскольку он также сказал, что некие редкие явления пришли сегодня, и я был рад тому, что мог по достоинству это оценить, но, к сожалению, я не смог записать для других эти откровения. Я чувствовал, с одной стороны, сожаление, раскаяние, с другой стороны, я чувствовал удовлетворение от того, что я смог по достоинству оценить те реалии, которым давал высокую оценку мой Гуру Махарадж. Настолько, что он сказал: «Утонченные положения явились сегодня, настолько высокого уровня, что я чувствую потребность, необходимость ознакомиться с ними».
Иногда это приходит, это Его Божественная воля. Он всегда свободен, речь идет о свободном измерении, Он может низойти и может исчезнуть. Он может низойти по своей сладостной воле, но когда Он уходит, некое соприкосновение с Ним остается, след. Он приходит и уходит, но некое соприкосновение остается. «Бхагаватам» говорит: «Великие мудрецы и святые пришли сюда и пересекли этот океан рождения и смерти, но они оставили отпечатки своих стоп ради того, чтобы мы могли прибегнуть к их помощи. Следуя по их стопам, мы также сумели бы пересечь этот океан рождения и смерти, который невозможно пересечь». Сегодня мы остановимся на этом.
Сагар Махарадж: Вы такая личность.
Шридхар Махарадж: По вашей доброй воле пусть я буду стремиться к этим реалиям, искренне стремиться. Это наша точка зрения. О, уже 10, звонит колокол.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.