Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.01.18.B «Кришна-лила путешествует по вселенным»
Главное заключение – оставаться в обществе преданных, которые обладают реальной верой в Кришну. Найти в этом мире таких преданных – это очень, очень редкое явление. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Нью-Дели

«Кришна-лила путешествует по вселенным» 1982.01.18.B

Кришна-лила путешествует по вселенным

Шридхар Махарадж: Поскольку этот момент был затронут, Катьяяни-пуджа. Гопи, которые, как считается, занимают высочайшее положение, выражают почтение Катьяяни Деви, которая управляет этим бренным миром, ей также отведено определенное положение. «Помоги нам, чтобы мы могли соединиться с Кришной и не встретили оппозицию на этом пути, будь милостива к нам.» Мы видим крайности, такие как воровство, ложь, распутство. Кришна настолько совершенен, что даже эти низменные вещи приводятся в гармонию в Его природе. Настолько Он благ, настолько чист, что всё, что соприкасается с Ним, находит высочайшее одобрение. Ничто не является грязным, низменным, только самоутверждение, эксплуатация и отречение низменны. Высочайшая концепция гармонии такова, что в гармонию может быть приведено всё и вся. Ничто не является дурным или скверным с этой точки зрения, но занимает определенное место в рамках Целого. Высшая, окончательная гармония. Абсолют настолько хорош, что всё, что соприкасается с Ним, обретает связь с Ним, становится благом. Это явление мы находим во Враджа-лиле Кришны, моральные стандарты. Подобно философскому камню, чего бы он ни коснулся, это нечто превращается в золото, любая субстанция.

Гармония подразумевает зенит абсолютного блага. Убийства, воровство, распутство в расхожем смысле, всему находится там место, столь универсальна природа этого явления, поскольку права собственности неоспоримы. Тем не менее это нечто динамичное. Представители имперсональной школы говорят о единстве, единой субстанции. Вайшнавы говорят, что единство присутствует, но также присутствует динамизм, лиламой. Это Его лила, Его игра, сладостная игра, и все вы преданны ей, вы получите всё там, амритам, нектар, вы будете пить его сполна. Общий интерес, вы не сохраните свой отделенный интерес, Его интерес – ваш интерес, но Он Абсолютное Благо, и это означает благо для всех и каждого, отсутствие врагов. Враг лишь в лиле, в драме, подобно тому, как в спектакле могут быть враги, но это не враг в обычном смысле. Как в спектакле этого мира есть лишь мнимые враги, так и в Его спектакле враги в действительности являются друзьями.

Преданный: У меня есть сомнения. Наш Гурудев говорил: «Когда Господь Рамачандра явился в этом мире, мудрецы молили Его о тесной связи с Ним, и в своих следующих жизнях они явились как гопи». Как возможно, что гопи в своих прошлых рождениях были мудрецами, гьяни?

Шридхар Махарадж: Причина такова – сукрити, естество, врожденная природа, речь идет о связи с измерением ниргуна. Мудрецам не присущ одинаковый темперамент, судьба одних из них – достижение ниргуны, гьята-сукрити и агьята-сукрити ведет их в этом направлении бессознательно для них. Такова ситуация повсюду, сукрити – наш поводырь, и в конечном счете благодаря сукрити устанавливается благоприятная связь и мы можем избрать свой путь в жизни. Ментальная склонность муни была мужской природы, мужской темперамент жил в их умах и также склонность к отречению и аскезам, такое смешанное явление присутствовало в их умах. Но каким-то образом, когда они увидели Рамачандру, благодаря их внутреннему сукрити в них проснулось влечение не наслаждаться, но служить, иметь такого рода очень близкую связь, близкое служение Рамачандре. Хотя Рамачандра является Кришной внутри, внешне Он Рамачандра, и внешне они муни, но внутреннее пробуждение такого рода – стремление обрести близкую, очень интенсивную, семейную связь с Господом.

Сердца многих женщин, увидевших Рамачандру, испытали влечение к Нему, они пожелали служить Ему в качестве жен, но Он пообещал иметь только одну жену. Отец Рамачандры имел тысячи жен, но Рамачандра женился лишь на одной женщине, такой была его позиция. Рамачандра сказал им: «Да, вы испытываете влечение к Моему духовному телу, вы стремитесь не наслаждаться, но служить. Однако это служение невозможно, в этой аватаре Я дал определенное обещание. Вы получите желаемое в Кришна-аватаре, там это возможно». Сваям Бхагаван пообещал одарить их подобным служением: «Ваше желание будет исполнено, когда Я приду в качестве Кришны», так было устроено. В этом нет никакой аномалии, поскольку Кришна – сваям руп – это самое изначальное явление, квинтэссенция всех аватар, самое тонкое и самое всеобъемлющее измерение. Со всеми иными воплощениями связан частичный долг, но наиболее универсальный долг – привлекать всех и взаимодействовать со всеми, это явление возможно лишь в Сваям Бхагаване.

Существуют различные группы, и они гармонично сосуществуют – ватсалья-раса, родительство, дружба, каждый находится на своем месте и стремится служить Ему и любить Его. Но наиболее всеобъемлющее, изначальное, тонкое и самое либеральное, можно сказать, это измерение Сваям Бхагавана Кришны. В этом измерении даже переступаются рамки наших представлений о морали, Он вне закона, настолько Он благ, настолько любящ, что закон не принимается в расчет, его понятие отсутствует, там в нем нет необходимости. Лишь наше эго осмеливается навязывать некий закон, но это тщетная попытка. Как много мы можем знать о Безграничном? Только диг-даршан, указание направления, мы можем сказать: «Нечто в этом роде» для того, чтобы утешить наше понимание. Мы говорим: «Нечто в этом роде», но это океан, объяснение на основе знания невозможно с целью удовлетворить наш подозрительный ум, Он безграничен.

Также можно увидеть в исключительных случаях, когда у Рамачандры возникла потребность в помощи Гаруды, который в большей степени был связан с Кришной, нежели Хануман. Последний связан с Рамачандрой, Гаруда связан с Кришной. Когда возникла такого рода необходимость на Ланке, то Рамачандре пришлось призвать Гаруду, когда Он был связан нагапаша, змеями. Тогда Хануман сказал Ему: «Вспомни своего слугу Гаруду». И когда Гаруда явился, змеи исчезли, Рамачандра был освобожден, и Гаруда попросил Рамачандру о благосклонности. Он сказал:

– Я знаю, что Ты мой Владыка, но служение Тебе в качестве Рамачандры – это монополия Твоего слуги Ханумана. Но если Ты доволен мной, то, пожалуйста, предстань передо мной в образе Двапара-юга-аватара Кришны.

– Это можно устроить, но частным образом, наедине.

И Гаруда создал своими крыльями некий шатер, и там, под этим прикрытием, Рамачандра явил себя в качестве Кришны. Причина такова: Хануман присутствовал, был рядом, он был не в силах терпеть. Хануман также получил свой шанс в Двапара-югу. Когда Гаруда отправился сорвать голубые лотосы, они находились только в юрисдикции Ханумана, и Хануман стал игриво возражать Гаруде, но Гаруда не слушал его. Тогда Хануман подверг испытанию могущество Гаруды и очень быстро одолел его. Гаруда потерпел поражение в схватке с Хануманом, последний схватил Гаруду, засунул его подмышку, взял эти голубые лотосы и отправился в Двараку, к Кришне. Кришна услышал: «Джай Рам, джай Рам!» Хануман всегда призывает Имя Рамачандры: «Вся победа Раме!»

Когда Хануман вошел в Двараку, Кришна знал, Хануман хочет видеть Рамачандру, он не желает видеть Кришну. Тогда Кришна попросил одну из своих цариц принять образ Ситы и сесть слева от Него. Он сказал: «Я приму образ Рамачандры, поскольку Хануман сейчас будет здесь». Рассказывают, что Сатьябхама отказалась. Рукмини приняла образ Ситы. Хануман явился с голубыми лотосами и увидел Рамачандру и Ситу. То были Кришна и Рукмини, а Сударшан охранял ворота. Когда Хануман пришел, Сударшан не позволил ему войти на территорию Двараки, тогда Хануман просунул в него палец, и неожиданно палец стал настолько большим, что Сударшан подобно кольцу был нанизан на него. А Гарауда находился под мышкой. Сатьябхама не могла принять образ Ситы, ей пришлось спрятаться под троном. В этих троих жила гордость. Кришна в этой лиле сокрушил их гордость. Хануман пришел, и Рамачандра спросил:

– Что у тебя на пальце, какой-то диск?

– Он не позволял мне войти, поэтому я надел его на палец.

– А кто у тебя под мышкой?

– Птица, от нее я услышал, что Тебе нужны голубые лотосы. Он не мог собрать их, я собрал эти лотосы и решил увидеть Тебя.

– Освободи его.

И Гаруда был отпущен. Хануман спросил:

– А кто это прячется под троном, какая-то женщина?

И Сатьябхама вылезла. Тщеславие, гордость этих троих была сокрушена по воле Кришны, такова лила. Во время Кришна-лилы Хануман получил возможность увидеть Владыку своего сердца, Рамачандру. И Гаруда также воспользовался преимуществом Рама-лилы, чтобы получить даршан Кришны на Ланке. Такой аргумент был использован на юге Махапрабху. Муни, дандакаранья-риши и шрути получили возможность принять участие в мадхурья-раса-лиле Кришны, тогда как сама Лакшми Деви не получила доступ. Какова причина? Тогда Венката Бхатта, отец Гопала Бхатты, был растерян, услышав это. Он сказал: «Я был не в силах представить, что здесь присутствуют подобные глубины сиддханты, понимания. Мы просто знаем, что Лакшми – супруга Нараяны, и Кришна есть воплощение Нараяны». Тогда Махапрабху заявил:

– Нет, нет, Кришна выше Нараяны, в противном случае Лакшми Деви получила бы привилегию служения Нараяне. Но если это так, то почему она стремится к раса-лиле? Стало быть, в Нараяне присутствует некий недостаток, и это нечто есть в Кришне, потому у Лакшми Деви возникло это желание, но она не получила доступ. С другой стороны, муни, риши этот доступ получили, поскольку они хотели войти туда через гопи, под их руководством. Они усвоили умонастроение гопи, тогда как Лакшми Деви, сохраняя свою божественную природу, хотела приблизиться к раса-лиле, но это невозможно. Она совершала аскезы, прилагала максимум усилий, чтобы получить доступ, но была лишена этой возможности. Но, с другой стороны, когда гопи встречают Нараяну, они выражают Ему почтение, прославляют и молят о своем влечении к Кришне. Они не испытывают влечения к Нараяне, Он лишен внутреннего очарования для них, тогда как Лакшми Деви внутренне очарована Кришной и раса-лилой. Таким образом мы можем понять, кто и где, кто занимает верховное положение, Кришна или Нараяна.

Аргументы Махапрабху всегда были основаны на здравом смысле, и в разговоре с санньяси Бенареса, дискуссии о том, является ли Шива Абсолютом, Махапрабху использовал в качестве аргумента Гангу. Он сказал:

– Ганга имеет своим источником стопы Нараяны, и Шива принимает эти воды на свою голову. Таким образом, посмотрите, каково их положение.

Источник Ганги – лотосные стопы Нараяны, и их принимает на свою голову Шива, вы можете решить, каково положение Нараяны и Шивы. Шива – слуга, вайшнаванам ятха шамбхух, как сказано в «Бхагаватам», – эта концепция есть истинное представление о природе этих вещей. Махапрабху всегда использовал аргументы такого рода, основанные на здравом смысле, так Он утверждал свои позиции и различные идеи, превосходство различных концепций Божественности. Нанда и Яшода – это изначальные и верховные личности, тогда как Дрона и Дхара были поглощены личностями Нанды и Яшоды. Также в писаниях говорится, столь многие небесные куртизанки находились среди гопи. Мадхвачарья обращается к этому положению, но Гаудия-Госвамины не в силах терпеть это. Он утверждал, что гопи суть небесные куртизанки, но Гаудия-Госвамины говорят, что небесные куртизанки вошли в личности Враджа-гопи. Истинная группа – это группа Голоки, они вечны и выше высочайшего, изначальная группа Голоки. Радха-Кришна нитья-лила корила пракаш. Концепция майавади и представителей школы смарта где-то такова, они считают Кришну Богом, но, по их мнению, Кришна пришел, чтобы общаться с обычными людьми – гопа, гопи, и все они были спасены Им, рагхава, Его друзья, родители, возлюбленные. Все они суть жители бренного мира, обычные люди, но Он сверхъестественен, и благодаря связи с Ним их падшая природа была возвышена, такова концепция школы смарта.

Но Вайшнавы считают, что Махапрабху пришел в Навадвипу со своей обителью, столицей и параферналиями. Он не пришел в одиночестве в джунгли, Он пришел в обществе всех своих параферналий. Когда царь посещает некое место, его сопровождает свита. Царь собирается посетить некое место, и это не означает, что он будет там в одиночестве. Хотя говорится, что Он нисходит сюда со всеми своими параферналиями, своей столицей, со всеми окружающими реалиями, Он приходит сюда, таково положение вещей. А всё, что сказано в других писаниях, не предназначено для самых глубоких последователей. Одни личности были поглощены другими. Подобно аватарам, аватары низшего порядка поглощаются аватарой высшего порядка. Когда царь посещает некое место, власть городских чиновников сливается с властью царя или поглощается его властью. Всё, что говорит царь, любой его приказ мы должны выполнять, их власть аннулируется и сливается с властью царя. Когда высшее приходит к низшему, низшее начало становится бессильным. Когда Сваям Бхагаван пришел, юга-аватар вошел в Него, и в случае Махапрабху также. Когда настало время для юга-аватара проповедовать нам-санкиртан, то в случае Махапрабху первый был поглощен Им.

Кришна не приходит всегда, совершая гопи-лилы, лишь один раз в день Брахмы, не в каждую Двапара-югу. А день Брахмы состоит из тысячи юг, и в одну из них приходит Сваям Бхагаван Кришна, во все остальные юги – только юга-аватар, не Сваям Бхагаван. Госвамины показали эти реалии, Кришна есть не только юга-аватар, но нитья-лила. Это высочайшее явление обладает своим положением в мироздании и находится на вершине. Он приходит, и это нечто подобное выставке, Он демонстрирует ее в проявленном мире, прапанче. И подобно тому как выставка перевозится из одной страны в другую, Его лила переходит из одной вселенной в другую. Солнце заходит здесь и восходит там, лила Кришны подобна этому, она переходит из брахманды в брахманду и в то же время обладает своим вечным положением в высочайшей области бытия, нитья-лила. Хотя эти вещи ясно не объяснены в «Бхагаватам», это выражение присутствует, Сваям Бхагаван.

Но Госвами, обратившись ко всем иным писаниям и опираясь на дух «Бхагаватам», показали внутреннее положение Кришны. Они говорят, что в «Бхагаватам» сказано Нандатануджа – ментальный сын Васудевы, но заходят настолько далеко, что говорят: «Он появился на свет из тела Нанды, Нандатануджа, поэтому более тесная связь с Нандой, нежели чем с Васудевой». Это говорится во многих местах, Нандатануджа и аналогичные выражения, и в этом есть смысл, это не бессмысленные выражения, мы должны понять суть. Поэтому они, опираясь на упоминания этих реалий в других священных писаниях, говорят, что когда Васудева принес Кришну в лагерь Нанды, в той комнате, где Яшода родила девочку, Васудева положил там своего ребенка. Он не увидел, что рядом с Яшодой также был ребенок мужского пола, помимо девочки, он положил своего сына и забрал девочку, и этот ребенок Васудевы вошел в Яшода-нандана, таково открытие Госвами. Обратившись к другим многочисленным писаниям и опираясь на намек, который дан «Бхагаватам», Госвами утвердили эту истину, пришли к подобному заключению, приводя в гармонию заключения различных священных писаний в отношении Кришна-лилы. Нанда-нандан присутствовал там. Яшода родила близнецов, девочку и мальчика. Васудева увидел только девочку, оставил своего мальчика, и этот мальчик, сын Васудевы, слился с Яшода-нанданом.

Внешне или внутренне, но Кришна всегда пребывает во Вриндаване, Сваям Бхагаван. Высочайшая концепция Бога такова, Он всегда пребывает во Вриндаване, но иногда мирские люди не в состоянии иметь опыт этого, иногда они не видят Его, но Он всегда пребывает там. Вопрос, есть Он или Его нет Его, объясняется тем, что мы лишены связи, кнопка выключена, но как только включение произойдет, мы увидим эти трансцендентные реалии, получим доступ к ним. Так же различные категории гопи: есть новички, сварупа-сиддха, прежде достижения васту-сиддхи, они должны родиться в прапанча-лиле, в той вселенной, где происходит эта лила. Их первое прямое, непосредственное участие в Кришна-лиле происходит таким образом, после чего васту-сиддхи получают постоянное положение там.

Эти реалии были детально проанализированы там и представлены нам Госвами для того, чтобы привести в гармонию заключения различных священных писаний и показать онтологию реальности. Получив вдохновение от Махапрабху, они сделали это. Каков смысл Сваям Бхагавана? Это прилагательное может быть использовано, когда речь идет о любом воплощении, но Сваям Бхагаван есть источник всех воплощений. Так можно понять это, многочисленные ссылки были собраны. Благодаря благословениям Махапрабху Госвами пришли к подобным заключениям и оставили их нам. Мы должны следовать этому и постараться понять природу этих вещей. Градация, различные измерения Его лилы, Сваям Бхагаван, пракаш и вилас. Пракаш двух типов, прабхава и вайбхава, и вилас также этих двух типов, подобная классификация, четыре измерения. И также ясно написано: вайбхава-пракаш Кришны есть Баларама, Деваки-тануджа Кришна есть также вайбхава-пракаш Сваям Бхагавана. Таким образом, Деваки-тануджа двурукий в Матхуре и Баларам во Вриндаване имеют равный ранг. Баларам Вриндавана равен двурукому Васудева-нанде в Матхуре, это один ранг и эти реалии ясно представлены в «Чайтанья-чаритамрите» и «Лагху-бхагаватамрите». Мы должны пристально рассмотреть эти положения.

В случае Радхарани тоже так: гопи исходят из Неё в мадхурья-расе. Сваям Бхагаван – сваям рупа, в расе Сваям Бхагаван всегда находится рядом с Радхарани, рядом с другими гопи не Сваям Бхагаван, а сваям пракаш Кришна, первое факсимиле или нечто в этом роде. Первое факсимиле, затем второе факсимиле, в расе Сваям Бхагаван только рядом с Радхарани, тогда как рядом с другими гописваям пракаш, не Сваям Бхагаван, не сваям руп, но сваям пракаш. Таким образом, градация имеет место, и по мере возрастания преданности возрастает и интенсивность [неразборчиво] в Бхагаване. Эти реалии были открыты и показаны. Любовь есть высочайший критерий, а уже затем могущество, такого рода градация. Соответственно степени преданности Господь раздает себя преданным в рамках определенной градации. Поэтому преданные жаждут служения в лагере Радхарани, поскольку Сваям Бхагаван пребывает там, тогда как другие проявления Бхагавана низшего порядка. Поэтому Радха-каинкарьям утверждается для нас в качестве высочайшего достижения. Через Радхарани мы можем обрести вкус служения Сваям Бхагавану. Столь многие реалии мы должны открыть для себя. Качественное различие.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.01.04.B

«Апарадха-бхаджан-пат»

1982-01-05

«История Джагая и Мадхая»

1982-01-05

«Положение Господа Шивы»

1982.01.07.B82.01.08.A

«Десять нама-апарадх»

1982-01-07

«Величие имени Господа»

1982.01.08.C82.01.09.A

«Поскольку Радхарани стремится к Кришне…»

1982-01-08

«Мантра Ом»

1982-01-09

«Происхождение Души»

1982-01-09

«Подлинная связь с Кришной через посредников»

1982.01.09.B

«Влечение — суть всего бытия»

1982.01.11.C82.01.12.A

«Махапрабху принимает отречение»

1982.01.11.A

«Кришна принадлежит Радхарани»

1982-01-12

«Цель жизни – прогресс на духовном пути»

1982.01.12.C82.01.16.A

«Потоки Кришнамриты»

1982.01.13.B

«Махапрабху покидает Навадвип»

1982.01.13.A

«Посетите Экачакру — место Явления Нитьянанды»

1982.01.16.B82.01.17.A

«Измерение Жизни»

1982.01.17.B

«Для Бога возможно всё»

1982.01.17.C82.01.18.A

«Стань полезным в измерении Божественного»

1982-01-17

«Божественная любовь»

1982-01-18

«О вечном положении Кришны и природе Майи»

1982.01.18.B

«Кришна-лила путешествует по вселенным»

1982.01.18.C82.01.19.A

«Естество Души»

1982.01.20.B82.01.21.A

«Любое явление — это явление плюс нечто большее»

1982.01.21.B

«В бренном мире печаль и радость иллюзорны»

1982.01.21.C82.01.22.A

«Путь славы ведёт всего лишь в могилу»

1982.01.24.A

«Материя – это производная сознания»

1982.01.24.B

«Идеал самопожертвования»

1982.01.25.A

«Буддисты говорят, что души не существует»

1982.01.25.B

«Мы окружены сознанием»

1982.01.26.A

«Вайшнава дас»

1982.01.26.B

«Малейшая связь с Божественным»

1982.01.27.A

«Почему Шри Чайтанья Сарасват Матх?»

1982.01.27.B

«Двигаться в сторону света»

1982.01.27.C

«Кришна приходит во все формы жизни»

1982.01.28.A

«Абсолютное Благо ползает во дворе у Нанды Махараджа»

1982.01.28.B

«Вера безгранична»

1982.01.28.C

«Безграничное — основа, на которой пребывает Бог»

1982.01.29.C82.01.30.A

«День Явления Вишнуприи и Пундарика Видьянидхи»

1982.01.29.A

«Сарасвати Тхакур – олицетворение киртана»