«Махапрабху покидает Навадвип» 1982.01.13.B
Ниже компиляция за этот день. Файл сведён до 2012 года.
Сознание — причина всего
Преданный: Махарадж, каким образом возникла концепция добра и зла?
Шридхар Махарадж: Когда у нас возникает отдельный интерес, когда мы начинаем стремиться и отклоняться в сторону частного интереса, подобная идея. Когда возникает сознание отдельного интереса, конечно, подобная возможность была дана нам, поскольку мы татастха-шакти, пограничная потенция. Это некое специфическое явление, татастха-шакти, поскольку она наделена способностью к адаптации к двум сторонам, в кутастха, в недифференцированном состоянии, когда отсутствует индивидуальность, существует два вида творения, динамичный и статичный. Недифференцированный и динамичный, все, что мы видим, принадлежит к области кхары, а акхара — то, что не может быть распознано, увидено, дифференцировано. Однородная субстанция, природа, которой непостижима для нас, — это акхара. «А Я нахожусь за пределами этих двух начал, за пределами Брахмалоки». Брахмалока — акхара, а этот мир — кхара, подверженный изменению, трансформации, тогда как в сфере Брахмалоки отсутствует трансформация. «За пределами того и другого находится Моя обитель, таково Мое положение, там Мое царство. Ты можешь вступить в Мою обитель и можешь жить там счастливо». Это земля Преданности, земля служения, а здесь область самоутверждения, там же — земля самопредания Первопричине. Гармоничные волны, находиться в гармонии с волнами, исходящими из центра всего блага, всей любви. Танцевать в волне того любящего мира — вот что необходимо, так нам говорят.
Преданный: В христианской теологии существует идея личности, олицетворяющей зло, дьявола, или Сатаны. С нашей точки зрения существует ли…
Шридхар Махарадж: Речь идет об олицетворенном искушении, о силе, которая отвлекает нас от этой универсальной гармонии с Богом. Адам и Ева жили счастливо на границе мира шаранагати, пограничной зоне, в начале области самопредания они жили. Древо познания добра и зла. «Вы можете жить самостоятельно, — было сказано Сатаной. — Зачем вам нужно упование на Бога? Воспользуйтесь своей свободной волей». Такого рода искушение, соблазн. Они были соблазнены и сорвали плод древа познания добра и зла, приняли на себя ответственность, добычу хлеба насущного т. д. Иными словами, они переложили ответственность на свои плечи, взяли в свои руки ответственность за свою жизнь. Плод древа знания, знания такого рода самоутверждения: попытайся познать себя самостоятельно, не уповай на Бога. Отклонение от шаранагати, и когда это произошло, они были вынуждены зарабатывать хлеб насущный в поте лица, они стали ответственны, такова идея. Только эта трудность, если они уже находились в этой области, то как они могли упасть? Джая и Виджая находились на границе, не в области самой Вайкунтхи, и речь идет о буферной, пограничной зоне. Люди, живущие в этой зоне, сталкиваются с трудностями.
Преданный: Олицетворение Кали…
Шридхар Махарадж: Кали — это нечто вроде Сатаны, майа. В целом Кали отличается, это принцип соблазна, завлекающий, увлекающий выступать против воли провидения. Антибожественный принцип — это майа, но майа, Сатана, также в конечном счете находится в юрисдикции Бога, его существование дозволяется, его роль соблазнителя. С другой точки зрения, он помогает миропорядку, мироуправлению. Оппозиционная партия необходима хорошему правительству, хорошей администрации. Нечто в этом роде.
Преданный: В пьесе Кави Карнапура под названием «Чайтанья Чандродая» мы видим, что Кали, адхарма и мита предстают как личности, у них есть некие тонкие тела.
Шридхар Махарадж: Кали, мы находим, каково положение? Джива, душа, есть Шива, она в демоническом образе совершает свой танец разрушения, мучает дживу, душу. В конечном счете смысл этих мучений — наказание. Наказываются лишь демонические личности, не Преданные. Но демоны становятся жертвами ее безжалостного обращения, но все они демоны, ее жертвы. Мы называем ее матерью, и мать наказывает нас безжалостно, поскольку мы лежим у ее стоп и, наказывая нас, она хочет очистить нас прежде всего. В «Бхагаватам» Баладев говорит: «Совет бесполезен, когда речь идет о животных, совет неэффективен, только палка эффективна, когда имеешь дело с животным». Те, кто имеет животные побуждения, асуры, должны быть безжалостно наказаны. Безжалостное наказание — это участь асуров. Тогда в результате этого наказания возможно некоторое раскаяние и исправление, и тогда можно давать советы, в противном случае советы бесполезны. Необходимо безжалостное или физическое наказание, и только когда они немного очистятся, исправятся, возможно лечение другого рода. Но когда речь идет о тяжких криминальных тенденциях, необходимо такое наказание, и Кали — это потенция, которая ответственна за это безжалостное наказание представителей низшей категории живых существ демонического склада, демонов, такова идея.
Джива беспомощна, джива подобна несовершеннолетнему, тогда как злые опекуны — ум, разум, чувства — управляют всем от имени этой несовершеннолетней дживы. Джива является собственником. Если вычленить дживу, эти опекуны бессильны, ум, разум и чувства. Они лишь дурные администраторы, дурные опекуны. Но истинный собственник — джива, и наказываются как администраторы, так и работники, которые злоупотребляют своим положением.
Преданный: Мой вопрос таков: это тонкие существа, которые существуют в тонком измерении, подобно полубогам, у которых есть тонкие тела. У духов есть тонкие тела, а эти личности, которые управляют Кали-югой, адхарма, мита, вожделение, гнев — это тонкие существа в тонких телах, которые влияют на людей в измерении тонкого ума?
Шридхар Махарадж: В тонких телах они вечно существуют, а в грубых телах иногда приходят также подобно тому, как солнце на небосклоне, но ночью мы не видим солнца. Всякий раз, когда это необходимо, они приходят. Когда обычная администрация неспособна что-то сделать, призывают армию. Армия всегда есть, иногда военных зовут на подмогу, и солдаты являются, выходят на сцену, в противном случае они всегда где-то есть. Они могут выполнять свой долг в той или иной брахманде, иногда в одной, иногда в другой. Иногда они скрыты, а иногда выходят на передний план. Там, где положение вещей очень плачевно, они выходят на поверхность, но сам принцип существует всегда, принцип неизменен. Они также нитья, майа нитья, мир нитья, вечны, поскольку потребность в этом вечная, если мир вечен, то потребность в такого рода тенденциях, наказании широких масс, этот принцип также вечен, необходимо иметь дело с бунтарями. Правительственная инстанция, которая контролирует ситуацию, также вечна, подобно тому как иногда Сам Господь приходит лично, а иногда посылает своих представителей. Иногда посылает полицию, армию, чтобы подавить бунт, чтобы спасти обычных подданых от великих беспокойств. Иногда Бхагаван приходит, чтобы облегчить страдания людей. Это действие гражданской власти, а когда Кали посылается, чтобы исправить ситуацию, это армия. Кришна приходит для того, чтобы избавить человечество от беспокойств, и это своего рода действие гражданских властей, тогда как действия армии и полиции — это Кали, контроль такого рода, контроль злодеев.
Преданный: Когда Махарадж Парикшит находился здесь, личность Кали явился…
Шридхар Махарадж: Коли и Кали — это две разные личности…
Преданный: Нет, я говорю о Кали, который явился Махараджу Парикшиту.
Шридхар Махарадж: А, об этом Кали. Кали тоже есть, в санскрите это разные слова, звучат по-разному: мать Кали и Кали, зло Кали-юги. Этот Кали — олицетворенное зло Кали-юги, его источник — это совокупность злодеяний обычных людей, не индивидуальная личность, но коллективная совокупность невезения столь многих людей. Подобно тому, как иногда человек может чувствовать себя здоровым, а иногда он испытывает дискомфорт. Сатья, Трета, Двапара, Кали, иногда человек чувствует себя хорошо, иногда плохо, в жизни человека так происходит, и в жизни человечества происходит иногда хорошее, иногда плохое в результате их собственной коллективной кармы. Наступают дурные времена, приходит Кали, затем Кали уходит после того, как он накажет людей по-разному. Дурные результаты грехов. После того, как люди наказаны, Кали уходит и вновь наступает Сатья, Трета, Двапара, Кали, и вновь циклическое движение подобно тому, как на смену зиме приходит весна и т. д. Хорошие времена и дурные времена бывают в жизни человека, и в жизни человечества также происходит чередование. Речь идет о коллективной карме, в результате этой коллективной кармы возникают обстоятельства благоприятные и неблагоприятные. Кали — это неблагоприятные обстоятельства, речь идет о совокупности действий столь многих людей. Он не есть отдельная личность, которая, движимая завистью или какими-либо дурными чувствами, приходит наказывать людей, нет. Речь идет о карме, массовом эффекте. Результат, совокупность карм, действий широких масс — все это приводит к возникновению неблагоприятных обстоятельств, а олицетворение этих неблагоприятных обстоятельств есть эпоха Кали. А благоприятное время — Сатья-юга, и постепенно происходит упадок. Трета, Двапара и затем Кали — неблагоприятное время для нас. Это результат нашей собственной кармы и коллективной кармы, не индивидуальной. Неблагоприятные обстоятельства порождены нашей собственной кармой, не индивидуально, но коллективно, это Коли. У тебя нет вопросов, все ясно? Тебе ясна концепция Кали?
Преданный: Но он становится личностью?
Шридхар Махарадж: Наша карма порождает определенные обстоятельства. Эпоха и обстоятельства порождаемы нашей кармой. Эпоха, окружающая среда, время и пространство имеют различные характеристики. Коли — это наша коллективная судьба, речь идет о следствии, плодах нашей собственной кармы. Дурная эпоха, дурное место или даже дурное тело порождаемо нашей кармой, градация имеет место. Если последствия кармы дурны и присутствует градация в дурном. Ты понимаешь?
Преданный: Махарадж, а личность Кали — это джива или какая-то такая личность?
Шридхар Махарадж: Джива. Все рассматривается в ведической культуре в качестве дживы, личности. Даже тень Раху и солнце, Сурйа, — все это концепции джив, поскольку это часть субъективной концепции во вселенной. Объективные реалии — порождение субъективного сознания. Даже тень рассматривается как джива-концепция всех реалий. Источником является измерение сознания, степени сознания, сознание рассматривается как джива. В большей или меньшей степени все наделено сознанием. Это фундаментальная концепция ведической истины, фундаментальная идея. Этой точке зрения отдается предпочтение. Мы должны рассматривать все как сознание. Мы должны постараться рассматривать, оценивать все как личность. Даже ископаемое, поскольку все есть часть сознания. Больная, парализованная часть, но в этой больной части тела также есть некое чудо, телесное ощущение. Определенная часть тела парализована, степень жизненной силы меньше, но она присутствует. Все, что мы видим, есть часть сознания. Сознание может переживать сознание, поскольку сознание — это родная почва, родной элемент, тогда как ископаемое — материя, теория ископаемого. Свами Махарадж говорил: «Вы должны сокрушить эту теорию. Если вы поймете что есть что, вы сумеете легко расправиться с теорией ископаемого, с эволюционизмом по Дарвину».
Прежде всего мы должны рассматривать все как сознание, и в этом сознании присутствует градация, но речь в любом случае идет о сознании, даже если речь идет об ископаемом. В парализованной части тела все равно присутствуют ощущения и жизненная сила, хотя на первый взгляд этот член тела парализован. Только усвоив эти представления, мы сумеем расправиться с эволюционистами. Первичная идея — это сознание, поскольку мы живем в измерении сознания. Все, что мы видим, любые объекты, любые реалии, их взаимодействия — все это также живое, сознательное. Мое зрение, объект, тот, кто смотрит, и сам процесс видения имеют сознательную природу, понимаете? Мы не должны рассматривать все в категориях ископаемого, материи. То будет фундаментальное, базисное понимание, благодаря которому будет возможна оценка окружающих реалий. Материя — это чужеродный элемент, чужеродное начало. Сознание — наш дом. И то, что мы видим, где мы движемся, живем, — это субстанция сознания, это наш дом. Материя — это чужая земля, чужбина, земля измерений, не земля, которая подвержена изменению, Вайкунтха. Материя — чужбина. Мы дети той земли. Материя — это злой гость. Мы дети той земли, наш дом там, и мы можем действовать и мыслить в категориях сознания, это реальность. А это чужая, искусственная концепция бытия, дьявол. Дело дьявола заставлять нас все оценивать и мыслить категориями ископаемого: «Ты наслаждающийся». Нет. Вокруг нас враждебные реалии, поэтому речь идет о радикальной трансформации, перемене, и это Сознание Кришны.
Сознание материи лишь плавает на поверхности огромного океана сознания, концепция ископаемого. Существует градация, она также предстает перед нами в Безграничном. Мы находимся внутри безграничной концепции материи, но если мы вернемся домой и посмотрим из того измерения, то мы увидим, что материя — это крайне незначительная часть целого. Мой дом гораздо более обширен и реален, более близок мне. Мы должны постараться вернуться домой, в измерение Вайкунтхи, мир служения, не эксплуатации, мир, в котором мы будем давать, а не брать, в измерение служения. Мир чистоты, жертвенности, Преданности чист, тогда как эксплуатация, какой бы хорошей она ни казалась на поверхности, в конечном счете дурна и пагубна. Она не может быть благом для кого бы то ни было. Свами Махарадж говорил об ученых: «Собачий лай». Ученые, которые говорят то и то, выдвигают различные гипотезы, строят теории и считают, что человечество может использовать их идеи, — все это бессмысленно и подобно собачьему лаю. Разговоры дипломатов, а также речи ученых — все это имеет отношение к материи, все это собачий лай. Вы способны это понять?
Преданный: Да, конечно, это супер!
Шридхар Махарадж: Мы должны утвердиться в таком измерении, тогда мы сумеем сокрушить все эти представления. Вы понимаете?
Преданный: Да, это кристально ясно, это замечательно. Похоже, дьявол ведет обширную проповедь с целью уловить невинные души, привлечь их на свою сторону.
Шридхар Махарадж: Невинных людей… В этом мире нет невинных людей. Какие невинные души? Все преступники, не только преступники, но мы можем сказать больше: все предатели. Мы предали нашего любящего Владыку, поэтому мы оказались в этом мире, на этой стороне. Мы принадлежим Ему, но вместо того, чтобы служить Ему, мы стали эксплуатировать то, что принадлежит Ему. Мы предатели, мы должны быть сурово наказаны. Мы должны понять: этого наказания недостаточно, накажи меня еще больше, тогда день освобождения не за горами. Если человек чувствует так, текущего наказания недостаточно, тогда день выхода на свободу не за горами. Когда ты поймешь: я преступник, первостатейный преступник. Я должен быть наказан еще более сурово, еще более жестоко. Нас наказывают не потому, что нам завидуют, но только с целью исправить, вылечить нас, и когда мы поймем истинный характер наказания, тогда мы будем близки к свободе. Господь всезнающ, Его взор обращен на нас. Когда мы осознаем наше положение, мы должны лишь искренне почувствовать: я заслуживаю большего наказания, мне необходимо более суровое наказание, я предатель, я предал моего Владыку, и столь многие следуют моему дурному примеру. Подобное сожаление, раскаяние должно возникнуть в нас, какое бы положение мы ни занимали, и тогда наш прогресс гарантирован. Радикальная трансформация, не косметическое изменение, но революционное, радикальное. Вплоть до Брахмы, виринчи, вплоть до творца. Творец всего мироздания живет в тюрьме, даже творец этой брахманды, что говорить о нас. Виринчи означает Брахма, творец всего мира, он также заключенный. Конечно, Его воля верховная, воля верховного Господа, и в этом наше утешение.
Кто здесь? А где Камаласана?
Преданный: Здесь.
Шридхар Махарадж: В белых одеждах?
Преданный: Наполовину белые, белая рубашка.
Шридхар Махарадж: Белый — это символ истины, а черный — символ лжи, греха, эмблема греха, но белый — эмблема саттва-гуны, благости, добра. Красный символизирует раджа-гуну. В Мадрасе с одним из главных ачарий школы Мадхвы, величайшим последователем этой сампрадаи, мы встречались в обществе Бон Махараджа, Мадхавы Махараджа, он был в ту пору Хаягрива Брахмачари. Мы пришли к нему с целью попросить пожертвование на установку Божеств в мадрасском Матхе. Там присутствовали многочисленные юристы, адвокаты, многие уважаемые люди. Они были его последователями. Многие из них присутствовали в этом собрании, и зашла речь об арча-мурти. Он сказал: «В арча-мурти присутствует Бог. Господь присутствует внутри этой виграхи». Мы заявили: «Нет, арча-мурти — это сам Господь, полностью, тотальным образом». И тогда, к сожалению, он сказал следующее: «Если я ударю молотком Шалаграм, Вишну-шилу, то шила превратиться в пыль или разлетится на кусочки». Услышав подобное, мы закрыли уши руками, чтобы не слышать такие неблагоприятные речи. Все были изумлены, вся эта группа: «Что это такое. Наш ачарья, ачарья нашей школы говорит что-то, а эти люди закрывают уши руками, словно его речи не подобает слышать».
Я вспомнил одну шлоку из «Бхагаватам», и эта шлока послужила основанием для утверждения моей позиции. Я был новичком, когда услышал эту шлоку, но все же я был внимательным слушателем. Я вспомнил эту шлоку и процитировал ее в том собрании. И, опираясь на эту шлоку, я высказал свою точку зрения. Здесь сказано: кайвалья, это означает единство. Брахман, Параматма и Бхагаван, эти реалии утверждаются в Веданте, эти начала. И в «Бхагаватам» та же самая линия мысли. Обычные ученые в целом считают Брахман и атман единым целом, но Джива Госвами объясняет совершенно иначе, естественным образом. Вначале «Бхагаватам» сказано: Брахман, Параматма и Бхагаван — три концепции Бога. Существуют различия, и в то же время это единое целое. Брахман, Параматма и Бхагаван обладают схожей природой, но представители различных категорий воспринимают это единое явление по-разному, и такова концепция Абсолюта. Наша потребность — кайвалья, единство в одном начале. Речь идет о вечном потоке всеобъемлющего знания, никакие другие концепции, представления, им нет здесь места. Мы не должны позволять себе, когда речь идет о духовном взаимодействии. Есть опыт чувств, мы не должны позволять ему проникать в наш опыт. Я ясно выражаюсь? Мне кажется не очень? Мы должны быть крайне осторожны. Я собирался сказать, что хотят Писания, какого понимания ожидают от нас. Мы не должны смешивать это единое, чистое явление с опытом наших чувств, но в центре нашего внимания должно стоять исключительно это явление. Мы не должны позволять себе отклоняться от концепции истины откровения Вед, понимаете? Я задал ему вопрос в практической плоскости, я спросил у ачарьи:
— Когда стрела попала в ногу Кришны, лилась ли кровь?
— Да, кровь лилась, — ответил он.
— Кровь была материальной?
— Нет.
— Почему? Ведь мы видим своими глазами, как кровь текла из раны на теле Кришны.
— То было всего лишь своего рода шоу, представление. Эта рана, кровь — майа.
— И аналогичным образом если разбить Шалаграм молотком на куски, это тоже будет майа, подобно той крови, что текла из тела Кришны, это майа. Поскольку мы не считаем, что Кришна имеет материальное тело, Его тело духовно, так почему же течет кровь из раны на Его теле, похожая на нашу кровь. Мы не считаем эту кровь материальной, так же и здесь, речь идет о явлении, которое обманывает наши чувства, и мы не должны позволять себе отклоняться от того, что утверждают Веды, полнота осознания.
Так я сказал. У нас нет права отклоняться от измерения сознания, смешивать одно с другим и готовить кичри. Вы знаете, что такое кичри? Смесь разных продуктов. Не следует позволять материальному опыту посягать на измерение сознания. Наше движение, наша пища — все это имеет природу сознания. Мы дети той земли, а эта материя чужеродна для нас. В настоящее время мы ложно отождествляем себя с этой природой и рассматриваем все в категориях материи, даже душу и другие подобные реалии. Наш Прабхупад возразил против идей Шишир Кумар Гхоша, автора книги: «Господь Гауранга». Он создал Гаурангу из своего воображения, не описал Гаурангу таким, каким Он является.
Преданный: О ком шла речь?
Шридхар Махарадж: Шишир Кумар Гхош — основатель газеты «Амрита базар патрика» и автор книг «Господь Гауранга» и «Амея Нимай Чарит». Он был хорошим ученым и уважаемым человеком в обществе. Как сказал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур: «Это Гауранга его воображения», воображения Шишир Кумар Гхоша. Наша концепция Бога также состоит из некоторых материальных реалий. Пранипад означает всякое несотрудничество, отсутствие сотрудничества с материальным знанием, самопредание. «Я покончил с материальным знанием, мне больше нечего искать здесь». Парипрашна — искреннее вопрошание о природе Истины, и сева — жертвенное служение Истине, не стремление засунуть эту Истину в карман или в ящик, положить в ящик и постараться использовать ее в личных целях, нет. Я могу остановиться на этом сегодня.
Преданный: Духовный учитель насильственно открывает глаза ученика.
Шридхар Махарадж: Устраняется катаракта, трансцендентное знание передается, процесс передачи трансцендентного знания. И это дикша в подлинном смысле слова, передача дивья-гьяна, не частичное знание — знание в категориях частного интереса, но знание в категориях абсолютного интереса.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.