Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1981 / 1981.08.13.B «Сиддхи ждут возможности послужить Бхактам»
И если мы подлинным образом находим истину где-то еще, ее следует принимать. Где бы ни присутствовала преданность и правильное суждение о Шри Чайтанье Махапрабху, там наш гуру. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Прасадам, Киртан

«Сиддхи ждут возможности послужить Бхактам» 1981.08.13.B

Темы лекции:
Прасадам
Дискуссия о Божествах
Манаса-сева и бхава пуджа как явление, превосходящее арча-пуджу
Рассказ Бхакти Чару Свами об эпизоде во Вриндаване.

Сиддхи ждут возможности послужить бхактам

Шридхар Махарадж: Гопинатх, Радха Раман Гопала Бхатты Госвами, там отсутствует Радхика, ее нет рядом с Кришной? Что вы думаете, Чару Махарадж? Я видел в Кароле, что Кришна один, а Радхарани в другой комнате, и когда Преданные хотят увидеть их вместе, они должны заплатить что-то, тогда Радхарани приводят к Кришне. Они живут отдельно в Кароле, там такая традиция, а то, что Говинда один, я не видел, даже во Вриндаване в храме Говиндаджи Радхарани и Кришна.

Преданный: Где, в Джайпуре? Он слышал, что Радхарани привезли туда впоследствии.

Шридхар Махарадж: Куда, в Джайпур или во все эти храмы?

Преданный: Во все эти храмы также.

Шридхар Махарадж: В Джайпуре это, может быть, особый случай. Когда я посещал Джайпур, то увидел, что священник ставит свой тилак таким образом: горизонтальный тилак. Он был бенгальским брахманом, все священники — бенгальцы. Я спросил у него: «Как это понимать? Вы ставите шайва-тилак». Он растерялся и ничего не ответил. Я понял, что они находятся под контролем царя, а на царя оказывают влияние смарты, поэтому они вынуждены ставить тилак таким образом. Смарта-концепция Кришны признает Кришну, но не его бхакт, с их точки зрения бхакты Кришны — это майа. Они признают одного Кришну, поклоняются одному Кришне. Они думают, что гопи, Яшода, Нанда — все они дживы, Преданные, но не вечные спутники Кришны. Они не признают нитйа-лилу. Кришна означает вечный, и Преданные также вечно связаны с ним — это вайшнавское убеждение, тогда как смарты убеждены в том, что Кришна представляет Брахму, Он адвайа, один. Он приходит в этот мир и устанавливает связь с человеческими существами, может быть, высшего порядка, но эти существа не являются вечными друзьями или спутниками, — таково мнение смартов, майавади.

Преданный: Махарадж, это напоминает мне, когда Санатана Госвами принес Модан Моханаджи, Он был один, без Радхарани, когда он нашел…

Шридхар Махарадж: Модан Мохану поклонялись в одной семье, но одному только Модан Мохану, без Радхарани, затем Радхарани принесли. Она была проявлена позже.

Преданный: Но, Махарадж, есть еще один момент, возможно, это было под влиянием смарт. В «Джайва дхарме» Бхактивинод Тхакур говорит, что чистый Преданный не поклоняется Божествам в храме, он поклоняется в уме, совершает поклонение Радхе-Говинде.

Шридхар Махарадж: Каништха-адхикари, Преданные низшей категории, поклоняются божествам, но Преданный высшей категории совершает манаса-пуджу, бхава-пуджу. Это большее приближение к подлинному Говинде. Помощь в физическом измерении им не нужна. Когда я вначале пришел в Гаудия Матх, я увидел Шри мурти Махапрабху и спросил: «Из чего оно сделано? Дару, из дерева, или шила, из камня?» Пуджари был разгневан и заявил: «Не нужно рассматривать мурти таким образом, это сакшад Махапрабху, Сам Махапрабху. Ты должен рассматривать Его таким образом, не устанавливай связь с материей». Тогда я задал следующий вопрос: «Если это сакшад Махапрабху, Сам Махапрабху лично, тогда почему младшие Преданные среди вас поклоняются Ему? Почему не высочайший Преданный в вашей группе, ваш Гурудев, почему он не поклоняется этому Махапрабху?» Таким был мой вопрос: если сам Махапрабху присутствует здесь, тогда высший среди вас должен поклоняться Ему, однако высший Преданный находится где-то наверху, на верхнем этаже, а сакшад Махапрабху — на первом этаже. Ответ был таким: «Он также пребывает с Махапрабху в своем сердце.

Он всегда находится в обществе Махапрабху, и этот Махапрабху в его сердце». Этот Махапрабху, пребывающий в его сердце, — это большее проявление Махапрабху, и, конечно, нас вдохновляют рассматривать Махапрабху таким образом. Арча-мурти, конечно, это хорошо, это некое упражнение для нашего зрения, но бхава-пуджа, совершаемая в сердце, — это мадхйама-адхикар, это душа, обладающая более высокой реализацией, санйаси, в целом от них это ожидается. Прасадам также, обычные люди приходят в храм, предлагают пищу Божеству и берут остатки. Это прасадам для них, но санйаси, которые не связаны с храмами, с предложением пищи физически, они предлагают пищу Господу ментально и принимают эту пищу в качестве прасада. Махабхагавата Вайшнав, который не связан ни с храмом, ни с ментальным поклонением, все, что приходит к нему, он чувствует: «Это мой Господь, мой Владыка послал мне этот прасадам».

Нет необходимости в формальности, какой бы то ни было. Здесь ментальная формальность для среднего класса и грубая формальность для начального класса, в противном случае эти люди 1-го и 2-го классов не смогли бы обрести представление о природе Божественного. Подобно тому, как ребенок, когда он начинает учиться писать, вначале ему дают палочку и просят этой палочкой рисовать буквы на земле, а когда этот ребенок подрастает, ему дают бумагу и перо или ручку, и уже с помощью этой бамбуковой палочки или другого орудия он рисует, а когда он подрастает, ему дают бумагу и ручку. В качестве начала, поскольку наше внимание всегда приковано к грубым реалиям. Поэтому Господь хочет прийти к нам, и Он приходит в это грубое измерение, и это арча, Божество. В высшей степени милостиво Он приходит в наше грубое измерение, чтобы возвысить нас до все более и более тонких уровней, это процесс, который призван нам помочь.

Преданный: Это напоминает мне, Махарадж, вначале, когда я находился в обществе Бхактиведанты Свами, однажды я сказал Прабхупаде, что всякий раз, когда я приезжаю в Калькутту, я не в силах противится искушению походить по кондитерским лавкам. Я заглядываю туда и покупаю там сладости. Прабхупад сказал: « В этом нет большой беды, рассматривай эти сладости как Кришна-прасадам».

Шридхар Махарадж: Так или иначе, чтобы связать наше существо, дать эту Божественную связь, приблизить Кришна-смрити, память о Кришне. Она должна проснуться в нас так или иначе, где бы я ни находился, в каком бы я ни был положении, я должен начать в этом положении. Когда речь идет о низких категориях, о влечении к низменным реалиям, даже шастры и мантрам соответствующего уровня и садху соответствующего уровня даются для того, чтобы возвысить этого человека постепенно, шаг за шагом. Существуют этапы, нам даются те или иные советы, постепенное развитие. Вплоть до низшего уровня нисходят садху и шастры, чтобы возвысить. «Ману-самхита» говорит: ешь вот это мясо и не ешь вот это мясо, ешь вот эту рыбу и не ешь вот эту рыбу, потому что если ты будешь пренебрегать этим советом, ты будешь болеть.

Человека ограничивают постепенно, затем «Ману-самхита» говорит, что все ограничения, которые были даны, если ты не в состоянии сдержаться, если ты не можешь жить без этих вещей, то я рекомендую тебе то-то и то, но не думай, что эти реалии суть благо. Если ты сумеешь отказаться от этих реалий, ты получишь большее благо, если ты сумеешь сдержать себя и отказаться от этой пищи и той пищи. И опять он говорит, что отречение как таковое лишено ценности. Ты должен установить связь с высшей Божественностью, в противном случае никакой ценности эта тйага не представляет, тебе необходим прасадам. Таким образомнам дан постепенный, поэтапный процесс.

Преданный: Махарадж, это напоминает мне о другом эпизоде. Во Вриндаване это случилось. Я был поваром Прабхупады, и он захотел получить какие-то овощи, и одним из них была карела (горький огурец). Он попросил меня приготовить эти блюда, я отправился на рынок, купил необходимые продукты, а когда вернулся сказал:

— Прабхупада, я купил все необходимое.

— Скажи мне, что ты купил? — спросил Прабхупада.

Я начал называть эти овощи: шпинат, редиску, тыкву, баклажаны, и тут я вспомнил, что забыл купить карелу. В те дни Прабхупада плохо себя чувствовал, и я знал, что если я скажу Прабхупаде, что забыл купить карелу, он очень разгневается на меня, поэтому я сказал ему, что купил карелу. Я подумал, что мне следует немедленно послать кого-то на рынок, чтобы купить карелу. Прабхупад сказал: «Хорошо, принеси сейчас эти овощи сюда. Я покажу тебе, как их нарезать». Я выбежал из комнаты. Там был один мальчик, который работал в гостинице. Я сказал мальчику: «Возьми велосипед…» Нет, прежде всего я пошел на кухню и огляделся вокруг, посмотрел, не осталось ли карелы у них в кладовке, и ее там не было. Тогда я послал этого мальчика на рынок на велосипеде и сказал: «Как можно быстрее поезжай и купи карелу». Я ждал у ворот этого мальчика, когда он вернется. Он вернулся и сказал: «На рынке нет карелы». Я подумал, что мне конец: «Надо идти к Прабхупаде и признаться, что я ему солгал. Теперь он очень на меня рассердится и будет ругать меня, это отразится на его самочувствии». Я почувствовал полное самопредание и стал молиться Кришне: «Ты моя единственная надежда.

Если Прабхупад будет ругать меня или гневаться на меня, мне все равно», — говорил я Кришне, — «но меня заботит его самочувствие. Возбуждение очень дурно скажется на его самочувствии», и я чувствовал себя в полной растерянности. Я пошел обратно на кухню и увидел, что прямо на веранде, по дороге на кухню, на полу лежит одна карела. Я схватил ее и побежал к Прабхупаде, взял все овощи, и я мысленно прославлял Кришну. Чудо, до сих пор, Махарадж, я не знаю, что думать. Было уже очень поздно. Прабхупаде делали массаж, я пришел и сказал Прабхупаде: «Я принес овощи». Он стал мне говорить, мол, это режь так, это режь так. Я стал резать, под конец я достал карелу и спросил, как мне ее резать, а он улыбнулся и посмотрел на меня так, что я подумал: «Он знает, что произошло».

Шридхар Махарадж: «Чтобы сохранить твой престиж, Мне пришлось об этом позаботиться». Подобно тому, как Арджуна:

— Говорят, что в Трета-югу ты должен был построить мост на Ланку с помощью деревьев и камней.

— Эти камни были настолько тяжелы, что они тонули, — ответил Хануман.

— Это невозможно, если я построю мост из моих стрел, никто не сумеет разрушить его, никакое давление не сможет потопить мост.

— Давай пойдем и посмотрим.

И Арджуна построил мост из стрел, а Хануман взял множество камней с собой, вырвал волосы из тела и связал эти камни. Он построил мост и прошел по нему. Мост был наполовину разрушен, но полностью разрушить его было невозможно, и Хануман был где-то побежден. Кришна пришел к Арджуне и сказал:

— Что ты наделал, Я чувствую боль в голове.

— Что случилось?

— Когда Хануман проходил всем своим весом по твоему мосту из стрел, мост осел, и там, где он оседал, Я подставлял свою голову. Туда, где ступал Хануман, Я подставлял голову и поддерживал этот мост, поэтому он сумел пройти по твоему мосту.

Арджуна пообещал, что если его мост провалится, то он убет себя. «Чтобы спасти тебя, — сказал Кришна, — Я принял это бремя на свою голову». И Арджуна был растерян. Нечто в этом роде. Принимая в расчет твою искренность и сожаление, Мне пришлось спасти ситуацию — достать эту карелу. В йога-шастре говорится: когда человек способен быть господином, человек сдерживает тонкие формы жадности совершенным образом, тогда человек достигает той стадии, когда чего бы он ни захотел, это автоматически приходит к нему. Когда человек не лжет, тогда, что бы он ни сказал, его слова сбываются, вак-сиддха, все, что он говорит, сбывается. Когда у него отсутствует внутренняя жадность к чему бы то ни было, чего бы он ни захотел, это автоматически приходит к нему. Таково естественное устройство пракрити. Мы думаем, что пракрити инертна и мертва, но это не так. Пракрити сознательна, и все это возможно. Тот, кто не говорит ложь, что бы он ни сказал, сбывается. Тот, кто ничего не хочет, если все же он чего-то хочет, желаемое к нему приходит. Йоги чего-то хотят…

Парамананда Прабху — личный слуга Прабхупады, самый старший его ученик, который стал его учеником, еще будучи мальчиком. Однажды он путешествовал в поезде в обществе Прабхупады. Они ехали на поезде в Харидвар, и Парамананда Прабху чувствовал голод и спросил у Прабхупады: «Я голоден, я хочу алуа». Прабхупад ответил, скорее всего, что это блюдо здесь недоступно, но на следующей станции давай поищем. Если мы сумеем найти это блюдо, то мы его купим. Там сидел йоги, в этом вагоне, и беседовал с Прабхупадой о Преданности и о йоге. Йоги спросил: «А что говорит мальчик?» Прабхупада объяснил, что он хочет этого блюда, тогда йоги высунул руку в окно, достал эту алуа и дал мальчику. Это сиддхи, это возможно. Преданные не хотят этого, но все же эти сиддхи ждут возможности послужить преданным. Они всегда ждут своего часа. Преданные крайне редко могут принять подобное направление. Ради служения Кришне, когда приходят новички, чтобы служить Кришне, то Кришна помогает младшим Преданным так, как это было описано выше. Я устал, я хочу с вами попрощаться, слишком поздно.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1981.03.05.X

«Субъективная эволюция сознания»

1981.03.06.A

«Первые ростки свободы выбора»

1981.03.06.B

«Знание – ложный путь к Абсолюту»

1981.03.06.X

«Храм в каждом сердце»

1981.03.07.B

«Кришна кама – желание служить»

1981.03.07.A

«Проповедь – подлинное служение Кришне»

1981.03.07.C81.03.08.A

«Кшатрий — тот, кто способен терпеть боль»

1981.03.08.B

«Отход от духовного пути»

1981.03.10.C

«Квалификация ачарьи»

1981.03.10.B

«Сокровенные реалии»

1981.03.10.D

«Преданность и материальная роскошь»

1981.03.10.A

«Шукадева Госвами»

1981.03.12.C

«Развязать узлы сердца»

1981.03.12.B

«Знание своего правильного положения»

1981.03.12.A

«Преданность и обретение высшего блага»

1981.03.13.X

«Глупцы врываются туда, где ангелы ступить не смеют»

1981.08.10.B

«Где нет жертвы, там нет любви»

1981.08.10.C

«Каждый стремится к расе»

1981.08.10.X

«Градация учителей»

1981.08.12.X

«Царство любви»

1981.08.13.B

«Сиддхи ждут возможности послужить Бхактам»

1981.08.13.A

«Знание должно прийти к стопам преданности»

1981.08.14.C

«Ключ от Враджи в руках у Баладевы»

1981.08.14.B

«Цель высоко над нашими головами»

1981.08.14.A

«Гуру есть хранитель и прибежище ученика»

1981.08.18.C_81.08.19.A

«Шактйавеша — это не детская игрушка»

1981.08.18.B

«Красота Радхарани — это не анатомия»

1981.08.18.X

«Запредельная милость Господа Нитьянанды»

1981.08.19.B

«Фундамент преданного служения»

1981.08.20.B

«Вера в поиске высшего измерения»

1981.08.20.C

«Быть милостивым к самым падшим»

1981.08.20.A

«Изначальная реальность»

1981.08.21.A_21.B_22.A

«Вопрошай о вечном»

1981.08.22.A

«Проводники запредельных реалий»

1981.08.22.X

«Градация теистической мысли»

1981.08.26.A_81.08.27.A

«Достичь берега служения»

1981.08.27.O

«Проповедь и деньги»

1981.08.27.B

«Признание и не признание ачарйей»

1981.08.27.A

«Абсолютное и относительное положение»

1981.08.27.X

«Три уровня преданных»