Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 197Х-1980 / 1980.07.11B+ «Негативное служит Позитивному»
Нашей смиренной целью должна быть даже самая ничтожная связь с подлинно Божественным, вместо выдуманных отношений с Кришной. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, найшкарма

1980.07.11B+ «Негативное служит Позитивному»


  • «Негативное служит Позитивному» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами июль 1980 года

    • Монополия на любовь (00:00)
    • Проповедь Махапрабху на юге Индии (06:31)
    • Зов флейты Кришны (10:43)
    • Нектар предавшейся души (16:54)
    • Антитезис — часть лилы (26:48)
    • Негативное служит Позитивному (30:16)
    • Сладостная боль (36:48)
    • Подготовка к поездке (41:57)
    • Политика и Божий промысел (46:35)
    • Подарок для Шридхара Махараджа (50:12)
    • Божественная воля (55:42)

Компиляция на основе нескольких аудиозаписей, первой из которых идёт запись от 11 июля 1980

Негативное служит Позитивному

#00:00

Монополия на любовь

Преданный: Китайский язык… И отец этого юноши — врач, который получил образование в Германии до наступления коммунистического режима. Он говорит на немецком, на китайском и на английском. Это будет трудно — победа над Китаем. Но Господь Чайтанья поместил Своих последователей, Своих людей по всему миру. Поэтому когда движение «Харе Кришна» распространится, то в России…

Шридхар Махарадж: Весь мир наполнен милостью Господа, и почему вы остаетесь в стороне?

Преданный: Да, правда. Прабхупада говорил: Китайцы будут последней нацией, но самой верной.

Шридхар Махарадж: Да, они очень настойчивы.

Преданный: Да, когда они принимают что-то, то они уже не отказываются. Немцы подобны этому: немцы принимают и не отказываются. Американцы очень прихотливы: они принимают и отвергают, принимают и отвергают, они не дисциплинированы.

Преданный: А Китай принимает?

Преданный: Да. Китайских преданных немного, но они работают не покладая рук.

Преданный: Это коммунистическая страна.

Преданный: Да, коммунистическая.

Шридхар Махарадж: У них есть настойчивость.

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Однажды я спросил себя: почему Махапрабху предпочел провести последние дни Своей жизни в Ориссе? И ответ из сердца пришел ко мне: жители Ориссы известны своей настойчивостью, усердием. Если они приняли что-то, то они не отказываются от этого легко. Таким было мое понимание.

Преданный: Прабхупада говорил о китайцах подобное: если они принимают, то сохраняют верность. Конечно, они образуют две трети мирового населения. Это означает, что из каждых трех человек — один китаец.

Шридхар Махарадж: Они восприняли буддизм из Индии, и теперь это мертвый буддизм, каркас. Ахимса [в буддизме] означает материальная ахимса. Но истинная ахимса возможна в преме, а према всегда связана с Кришной. Нараяна-према или шива-према – это не…

Преданный: Совершенно?

Шридхар Махарадж: Неуместно. Но кришна-премапрема всегда относится к концепции Бога как Кришны. Према – это сама жизнь ахимсы, без премы ахимса — это каркас, каркас… Без премы реальная, подлинная ахимса невозможна. Кришна, Вриндаван, ахимса, динамичная ахимса… Их [буддистов] ахимса только на негативной стороне. Но когда речь идет о преме, о любви… Никому не причинять вред… Это не означает, что тот, кому ты не причиняешь вред, не обретает милость, благодать. Негативная сторона — ахимса, а позитивная сторона — према, и према всегда связана с Кришной и Его последователями, Его дхамой, это их монополия. Конечно, Махапрабху и Навадвипа включены. Кришна в различных ипостасях, и эта ипостась [Шри Чайтанья] более высока, поскольку речь идет о распространении, раздаче. Према, которая раздает Себя, раздача премы, уддхара. Мадхура-уддхара, према, раздающая Себя.

Преданный: А Джаганнатха Пури — это тоже уддхара?

Шридхар Махарадж: Да, это уддхара, на полпути между Дваракой и Навадвипой. Храм в Пури — это Дварака, а Гундича — это Вриндаван, и в Махапрабху (в Навадвипе) представлено и то, и другое.

#06:31

Проповедь Махапрабху на юге Индии

Преданный: Почему Чайтанья Махапрабху много путешествовал по южной Индии, а не по северной?

Шридхар Махарадж: Потому что южная Индия — это земля ачарьев, ачарьи теистических школ пользовались популярностью главным образом на юге. Вишнусвами — древнейший из них, в этой линии пришел Шридхар Свами, Валлабха в Гуджарате, валлаби (последователи шуддха-адвайта-вады), Рамануджа (вишишта-адвайта-вада), Мадхвачарья (шуддха-двайта-вада) и четвертый — Нимбарка. Четыре ачарьи. [говорит на бенгали] [Насчет Нимбарки я не уверен]. По крайней мере, остальные трое.

Преданный: Вишнусвами также?

Шридхар Махарадж: Вишнусвами, Рамануджа, Мадхвачарья.

Преданный: И Нимбарка.

Шридхар Махарадж: Находится ли штаб-квартира Нимбарки на юге Индии, я не уверен. Махапрабху наносил визиты последователям этих ачарьев и пытался проповедовать ачинтья-бхеда-абхеда-ваду[1] в их среде.

Преданный: Возродить.

Шридхар Махарадж: Да, возродить и также дать им новую жизнь. Харе Кришна. Они более религиозны, эти южноиндийцы. Хотя люди, которые представляют класс марвари, в большей степени бизнесмены. Харе Кришна.

Преданный (о другом преданном): Он возлюбленный слуга, возлюбленный ученик Хамсадуты Махараджа. Радха Говинда Дас — особое имя.

Шридхар Махарадж: Родом из трансцендентного мира.

Радха Говинда Дас: Я думаю, вы явились, чтобы спасти меня.

Преданный: Он происходит из большой семьи. Десять детей, да? Одиннадцать. Одиннадцать детей в его семье в Америке, это необычно.

Шридхар Махарадж: А сколько у тебя сестер?

Радха-Говинда Прабху: Семь.

Шридхар Махарадж: Семь сестер и четыре брата. А ты?

Радха Говинда Дас: Младший.

Шридхар Махарадж: Младший? Благодаря тебе у твоих родителей есть замечательный шанс. Они использовали, потратили свою энергию на тебя, и Кришна заплатит им Своей монетой. Монета Кришны — это према. Он расплачивается премой, Божественной любовью. Харе Кришна.

#10:43

Зов флейты Кришны

джанама сапхала та’ра, кришна-дарашана джара,
бхагйе хоийачхе эка-бара

Бхактивинод Тхакур говорит, что жизнь становится успешной, цель жизни достигается, когда человек созерцает Божественную форму (рупу) Кришны.

джанама сапхала та’ра, кришна-дарашана джара,
бхагйе хоийачхе эка-бара
викашийа хрин-найана, кори’ кришна-дарашана,
чхаре джива читтера викара[2]

Если единожды, один раз, ты сумеешь найти Его в своем сердце, тогда все очарование этого бренного мира навсегда уйдет. Никакого очарования в иных местах ты не найдешь, если соприкоснешься с подобной святостью, такой Божественностью. Все тогда превратится в пепел, все будет восприниматься как мусор, если ты сумеешь соприкоснуться с этой Красотой.

викашийа хрин-найана, кори’ кришна-дарашана,
чхаре джива читтера викара

[Но сейчас] сердце действует в противоположном направлении. Функция сердца извращена, это подобно движению больного. В настоящее время движение, жестикуляция, образно говоря, баддха-дживы — это ненормальное, расстроенное, болезненное движение, движение в состоянии бреда, горячки. Когда мы проснемся по отношению к Кришна-концепции, тогда мы придем к нашей нормальной жизни. Но в этой жизни все практики, все мысли суть не что иное, как бред больного воображения. В нашем естественном положении мы не можем не быть Его слугами, служителями, Его параферналиями. Иначе быть не может, сварӯпе саба̄ра хайа голокете стхити[3].

га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̣ ра̄дха̄падам̣ дхӣмахи[4]

Начало Гаятри… Такой смысл я извлек. Речь идет о флейте Кришны. Этот звук флейты Кришны, этот божественный звук расставляет все на свои места, позволяет каждому занять свою позицию, приводит нас к выполнению нами нашего конкретного долга. Зов этой сладостной флейты.

Мукти, сварӯпен̣а вйавастхитих̣[5]. Гаятри дает освобождение от материального рабства и приводит к сварупе. Мурали и Гаятри суть одно и то же, и киртан Махапрабху имеет ту же самую цель. Га̄йатрӣ мурали-иш̣т̣а-кӣртана ра̄дха̄падам̣. Все они — Гаятри, флейта и киртан Махапрабху — приводят нас к божественным стопам Шри Радхики, где для нас возможно обрести наше естественное, сердечное занятие, служение… Как это будет по-английски? [Преданные что-то подсказывают.] Малейшее указание, намек на Радхику. Харе Кришна. Сварӯпе саба̄ра хайа голокете стхити. Наша истинная цель, место назначения — там, ра̄дха̄падам̣ дхӣмахи. Гоур Харибол. Гоур Харибол.

[говорят на бенгали]

#16:54

Нектар предавшейся души

Здесь присутствует объяснение Гаятри. [преданные принесли «Прапанна-дживанамритам»] Это санскритская поэма. Здесь объясняется смысл Гаятри в виде санскритской поэмы. Гаятри ведет к служению божественным стопам Радхарани — это наша цель. Рупануга-вайшнавы… Зов рупанугов исключительно в этом направлении. Гоур Харибол. Вы можете читать на бенгали? Вы знаете бенгальский алфавит, Тамал Кришна?

Преданный: Нет.

Шридхар Махарадж: Джаяпатака?

Преданный: Да, Джаяпатака знает.

Шридхар Махарадж: Ачьютананда?

Преданный: Некоторые из наших преданных могут читать бенгали. В большинстве своем — нет.

Шридхар Махарадж: А санскритский шрифт?

Преданный: Нет. Я знал, но забыл. Мы много путешествуем. По крайней мере я много путешествую. Мне трудно, мне тяжело — нет времени. Да, наше следующее поколение, дети — они будут знать. Наши жизни уже закончились.

Шридхар Махарадж: Свами Махарадж перевел на английский то, что в оригинале представлено на бенгали.

Преданный: Он не очень нас вдохновлял учить бенгали. Он говорил: «Нет времени на изучение бенгали. Все, что я хотел вам дать, все это на английском». И это действительно так: у нас нет времени.

Шридхар Махарадж: Он также терпел многое. Каждую ночь он переводил…

[говорят на бенгали]

Преданный:

бхвадес тат савитур варенйа
вихитам кшетраджна-севйартхакам
бхарго ваи вришабхану-джатма-
вибхаваикарадхана-шрипурам
[6]

Шридхар Махарадж: Муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̣ ра̄дха̄падам̣… Здесь мы находим Гаятри на санскрите.

Преданный: Эта книга представляет собой вашу поэзию?

Преданный: Да, Махарадж собрал фрагменты различных священных писаний.

Преданный: Это ваша собственная поэзия или чужая поэзия также?

Шридхар Махарадж: Это произведение целиком на санскрите: выдержки из разных писаний и мои собственные сочинения с целью привести все в гармонию. Все на санскрите. Книга называется «Нектар жизни шаранагата-бхакт (преданных, предавшихся душ)». Предавшаяся душа найдет здесь нектар жизни. Это фрагменты из разных шастр: жизни различных великих преданных, [описание] их природы. И это нечто сладостное, источник вдохновения.

Преданный: Наверное, Нимай должен перевести эту книгу на английский язык.

Шридхар Махарадж: По воле Бога…

Преданный: Воля Бога есть, но нам необходима воля Нимая.

Шридхар Махарадж: Эта книга очень полезна для преданных. Парамананда Прабху, который присоединился к нашему Гуру Махараджу, когда ему было тринадцать лет, был очень любим нашим Махараджем. Он имел обыкновение читать эту книгу («Прапанна-дживанамритам») каждый день. Источник вдохновения для преданных, цитаты из жизни преданных. Эта книга была написана давно. Вы можете взять одну книгу себе.

Преданный: Она нужна нам на английском языке. Нимай должен перевести ее.

[говорят на бенгали, преданный цитирует шлоку]

Преданный: Очень сладостный звук. Звучит очень сладостно.

Шридхар Махарадж: [цитирует шлоку]

Преданный: Размер тот же, что в «Шад Госвами аштаке»: ванде рӯпа-сана̄танау рагху-йугау ш́ри-джӣва-гопа̄лакау.

Преданный: Да-да, я понимаю.

Преданный: Однажды Шрила Прабхупад сказал нам: «Прежде чем вернуться к Богу, вы должны родиться в Индии». Харикеша возражал, он сказал: «Нет-нет». Он настаивал… В следующий раз мы выучим все это…

Шридхар Махарадж: «Мой владыка, мы рядом с вами. Там, где вы, там уже Вриндаван».

Преданный: Он не сказал «Вриндаван», он сказал «Индия».

Шридхар Махарадж: «Там, где вы находитесь (духовный наставник), там находится Вриндаван и Индия».

Преданный: Мы сказали ему это, но он заявил: «Нет, вы должны родиться в Индии».

Шридхар Махарадж: Адвайта Ачарья говорил: «Там, где ты, там Кришна. Где Кришна, там Вриндаван». Подумайте, как вы могли создать новый Вриндаван в Америке?

Преданный: Это экспансия Вриндавана.

Шридхар Махарадж: Когда человек достиг определенного уровня, тогда он видит Вриндаван повсюду. Харе Кришна. Харе Кришна. Харе Кришна.

#00:26:07#

Преданный:

вана декхи’ бхрама хайа — эи ‘вр̣нда̄вана’
ш́аила декхи’ мане хайа — эи ‘говардхана’
[7]

Преданный: Нимай и Бхакти Чару Махарадж…

Шридхар Махарадж: Бхакти… кто?

Преданный: Бхакти Чару. Нимай и Бхакти Чару Махарадж должны перевести вашу книгу. Она будет на английском.

Преданный: [неразборчиво]

Преданный: Да, он разумен и его английский хорош.

#26:48

Антитезис — часть лилы

Я думаю, благодаря этому мосту ваш Матх станет более популярным местом. Эта дорога будет важной дорогой, люди будут приходить сюда.

Шридхар Махарадж: Связь с Калькуттой будет легкой.

Преданный: Да. Возможно, американцы должны построить мост из Сварупганджа в Майапур. Прабхупад сказал, что мы должны сделать это, тогда люди будут приходить. Слепой человек и безногий — та же самая история.

Шридхар Махарадж: Это уже есть в Гаура-дхаме, дхама проявляет себя. Эволюция. Никто не способен создать или принести сюда некий чужеродный элемент, но внутренняя красота проявляется. Это нитья — вечное, вечно существующее, оно выражает себя, проявляет, раскрывается.

Тамал Кришна Махарадж: Иногда западные преданные приезжают в дхаму и испытывают разочарование, поскольку они видят разные низменные вещи.

Шридхар Махарадж:

маха̄-[кр̣па̄-па̄тра прабхура] джага̄и, ма̄дха̄и
‘патита-па̄вана’ на̄мера са̄кш̣ӣ дуи бха̄и
[8]

То, что кажется низменным, также призвано способствовать положению Высшего Начала, Божественного. Почему майа необходима? Чтобы показывать превосходство Кришна-дхамы, Вайкунтха-дхамы. Тезис-антитезис-синтез.

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Антитезис. В первой шлоке «Бхагаватам» сказано: джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д итараташ́[9]. Позитивное и негативное (косвенным образом), косвенное также присутствует в гармонии. Это косвенное начало не может быть отвергнуто, оно должно быть там. У него есть служение, его роль — помогать позитивному началу. Мы должны также признавать и этот факт, это обстоятельство, косвенное начало. Прямое начало привлекает нас, а косвенное подталкивает. Подталкивает сзади косвенное начало, а прямое привлекает.

#30:16

Негативное служит Позитивному

Преданный: Махарадж, следующий вопрос. Позитивное начало не может быть привлекательным, даже не может быть понято без косвенного начала. Если позитивное явление самодостаточно, то зачем нужна негативная сторона?

Шридхар Махарадж: Она усиливает, обогащает. Негативная сторона создает подоплеку, это необходимая часть.

Преданный: Негативная и позитивная сторона есть также и во вриндаван-лиле, випраламбха. В высшей реальности — это не вопрос, но Махамайа

Шридхар Махарадж: Чтобы понять положение позитивного начала, необходимо негативное начало, негативное явление. О чем бы ни шла речь, демаркационная линия моего понимания, моего опыта… Необходима граница. «Косвенное» означает подоплеку или предысторию. Каков бы ни был предмет моего понимания, необходима эта демаркационная линия.

Преданный: Однажды Бхактивинод Тхакур сказал: если Кришна пожелает, то Он может прекратить существование дживы.

Шридхар Махарадж:

кот̣и-ка̄мадхену-патира чха̄гӣ йаичхе маре
ш̣ад̣-аиш́варйа-пати кр̣ш̣н̣ера ма̄йа̄ киба̄ каре?[10]

Это вызов со стороны сварупа-шакти своего рода. Это доказывает, показывает превосходство сварупа-шакти над майа-шакти. Вовсе не так, что, если бы майа-шакти отсутствовала, то… не может быть речи, вопроса… Сарвам̇ кхалв идам̇ брахма.[11] Неха нанасти кинчана.[12] Сарва [все] присутствует на каждой стадии, на каждом этапе.

Преданный: Присутствует позитивное (прямое) и косвенное.

Шридхар Махарадж: Повсюду: служение Радхарани и служение Чандравали.

Преданный: В материальном мире мы говорим: не может быть сладостного успеха без великой оппозиции.

Шридхар Махарадж: Да, конечно.

Преданный: Мы не можем наслаждаться сладостью победы без оппозиции. Повсюду оппозиция. Это справедливо и в отношении Сознания Кришны, наших попыток стать сознающими Кришну: также необходима оппозиция.

Шридхар Махарадж: Да. Многочисленные демоны во Вриндаване: Путана, Бака и другие.

[говорят на бенгали]

Преданный:

а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣
пра̄тикӯлйасйа варджанам
[13]

Шридхар Махарадж: Сознание возможности анти-преданности — явления иного, нежели кришна-бхаджан. Способность различения присутствует. Различение, дифференциация. Там, где присутствует дифференциация, спецификация: прогресс подразумевает отвержение.

Преданный: Отвержение?

Шридхар Махарадж: Да. Нечто, что следует оставить за плечами, нежелательное. И [должно быть] нечто позитивное, к чему следует идти. Менее сладостное, менее желанное, и более сладостное, более желанное. В этом смысл прогресса — в принятии и отвержении. Отвержение и принятие.

Преданный: Позитивное и негативное.

Шридхар Махарадж: Да, всегда. Харе Кришна.

#36:48

Сладостная боль

Преданный: Это очень практично, применимо к нашему положению.

Шридхар Махарадж: И это же справедливо в отношении кришна-лилы. Например, я всегда ем сладости, но они надоедают мне, и я ем что-то соленое. Иногда мне нравится горький вкус, не соленый, но горький. Божественная воля Господа на высочайшей стадии движется «по кругу». Прогресс подразумевает цикл, циклическое движение. Вираха [разлука] очень горька, а милана [встреча] очень сладостна. Иногда милана также горька, как в мана-лиле, когда одна сторона ненавидит другую. «Я не в силах терпеть твой даршан». Милана горька. «Я желаю быть отдельным от Тебя». Реакция может возникнуть.

Преданный: Випраламбха. Что сладостно? А что печально?

Шридхар Махарадж: «В наших сладчайших песнях поется о самом печальном». Кто написал эти строки? Английский поэт?

Преданный: Я никогда не слышал прежде.

Шридхар Махарадж: «В наших сладчайших песнях поется о самом печальном».

Преданный: Какая замечательная строка!

Шридхар Махарадж: Вираха, випраламбха. Мы льем слезы, но не в силах закрыть книгу, хотя льем слезы. Такая великая боль, но в то же время она сладостна. «В наших сладчайших песнях поется о самом печальном». Вираха.

Преданный: Иногда говорится: «Величайшее наслаждение — это разочарование».

Шридхар Махарадж: Поражения иногда делают человека великим, иногда. Дорога к успеху вымощена поражениями.

Преданный: Возможно, я тот самый случай.

Шридхар Махарадж: Человек пытался изо всех сил, но люди не могли понять его усилий, поэтому он потерпел поражение. Разочарование, потеря или приобретение на одном уровне. Это явление [в кришна-лиле] настолько совершенное, что потери и приобретения — и то, и другое совершенно. Вираха, милана, и то, и другое наслаждение. В разлуке Он [Кришна] не покидает нас и во встрече не покидает нас — настолько Он велик. И там, где [пребывает] Он, неизбежно присутствует удовлетворение, счастье, радость. Иначе быть не может.

Преданный: Различные вкусы?

Шридхар Махарадж: Особенно для падшей души настроение разлуки, подобная позиция, отношение, бхаджан (культивирование такого духа) — более здоровое явление. Випраламбха [любовь в разлуке] — более здоровое для падшей души [состояние], нежели самбхога [наслаждение, которое преданные испытывают при встрече], поскольку, когда речь идет о самбхоге, то существует опасность материального наслаждения. Харе Кришна, Гоур Харибол.

Преданный: Харе Кришна.

#41:57

Подготовка к поездке

Шридхар Махарадж: Вы едете на Ратха-ятру в Калькутту?

Преданный: Да, четырнадцатого утром.

Шридхар Махарадж: Это будет понедельник?

Преданный: Сегодня пятница. Суббота, воскресенье… В воскресенье утром.

Шридхар Махарадж: Утром вы уедете из Навадвипы или вечером?

Преданный: Нет, утром.

Шридхар Махарадж: В воскресенье утром.

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: За день до Ратха-ятры?

Преданный: Нет, в тот же день. Сегодня двенадцатое, завтра тринадцатое — суббота, а воскресенье — четырнадцатое, в воскресенье утром. После обеда — в двенадцать или в час дня она начнется.

Шридхар Махарадж: В воскресенье или в понедельник будет Ратха-ятра?

Преданный: Должна быть в воскресенье, так я думал. Раве что мои часы показывают неверно.

Шридхар Махарадж: Послезавтра воскресенье, а сегодня пятница.

Преданный: Да. Я думаю, что в понедельник я вернусь. Я должен еще раз проверить.

Шридхар Махарадж: А какой сегодня день? Сегодня двенадцатое число?

Преданный: Сегодня двенадцатое.

Преданный: Сегодня пятница.

Преданный: В таком случае мои часы показывают неправильно.

Преданный: В воскресенье должен быть праздник, я думаю, это будет праздник.

Преданный: На нашем языке это называется адхивас.

Преданный: А как будет «вторник»?

[говорят на бенгали]

Преданный: Вот список. Какие фрукты вы любите, Махарадж?

Шридхар Махарадж: Ананас, яблоки, манго.

Преданный: Огурцы?

Шридхар Махарадж: Да, я люблю огурцы, но…

Преданный: Бананы?

Шридхар Махарадж: А это сейчас?

Преданный: Нет, сейчас только манго, потому что я еду на рынок.

Шридхар Махарадж: Ананас и манго.

Преданный: А мисти-дой вам нравится?

Шридхар Махарадж: Да, нравится.

Преданный: Расагул, сандеш?

Шридхар Махарадж: Нет.

[говорят на бенгали]

#46:35

Политика и Божий промысел

Преданный: Да, сейчас оказывается политическое давление со стороны Китая и России, но Индия – союзница России.

Шридхар Махарадж: А Китай поддерживает Америка.

Преданный: Да, Китай поддерживает Америка. Я заметил один факт. Со времен ухода Кришны центр мировой силы постепенно переместился на Запад: из Индии в Египет, в Грецию, Рим, Европу, затем в Америку, а сейчас он перемещается в Китай. По крайней мере так это выглядит. Наполеон сказал о китайцах очень давно: «Там лежит спящий тигр. Пусть он спит, поскольку, когда он проснется, то он перевернет мир». Даже Наполеон сказал это.

Шридхар Махарадж: Что он сказал?

Преданный: Когда его спросили о Китае, он сказал: «Там лежит спящий тигр. Пусть он спит, поскольку, когда он проснется, то он перевернет мир».

Шридхар Махарадж: В силу качеств китайского народа или численности населения?

Преданный: Численности, а также качеств.

Шридхар Махарадж: Спит, принимая опиум.

Преданный: Да, принимая опиум. Но теперь коммунисты остановили эту эпидемию наркомании, употребления опиума. Япония сейчас поднялась.

Шридхар Махарадж: Да.

Преданный: Япония и Россия: Россия с одной стороны, Япония с другой стороны.

Шридхар Махарадж: Япония напала на Китай, японцы притесняли китайцев крайне безжалостно.

Преданный: Однажды Шрила Прабхупада сказал: «Я думаю, что следующая великая мировая война начнется в Индии».

Шридхар Махарадж: В Индии?

Преданный: Да, между Индией и Пакистаном. Американцы поддержат Пакистан, русские поддержат Индию, поскольку сейчас они не хотят сражаться на своей собственной территории, они хотят сражаться в других местах.

Шридхар Махарадж: Индира Ганди умна. Сейчас тенденция такова, что Иран и Вьетнам… Индира Ганди достаточно умна, чтобы сохранять дистанцию. Но божий промысел… Харе Кришна. Харе Кришна. Гоур Харибол.

#50:12

Подарок для Шридхара Махараджа

Преданный: Махарадж, вы хотите отдохнуть, искупаться?

Шридхар Махарадж: Который час?

Преданный: Десять пятнадцать.

Шридхар Махарадж: Нет, еще пятнадцать минут мы можем посидеть. Харе Кришна.

Радха Говинда Прабху: А можно я спрошу об очках?

Преданный: Да, ты можешь спросить. Радха-Говинда хочет спросить… он хочет подарить вам… Мы думали о том, чтобы сделать вам новую пару очков. Он хочет сделать вам новые очки.

Шридхар Махарадж: Новые очки?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Чтобы я смог видеть? Это возможно?

Преданный: Очки нового поколения и хорошая оправа, долговечная.

Шридхар Махарадж: Хорошая оправа мне не нужна. Но если бы очки улучшили мое зрение, то я был бы очень признательным. Микроскопические очки, телескопические очки… Сейчас изобрели новые виды стекол, линз…

[«Нужно проверить его зрение», — говорят между собой преданные, переводчик.]

Шридхар Махарадж: Дамодара или кого-то я спросил: есть ли сейчас стекла высокого качества, можно ли их где-то приобрести? Мне сказали: в Германии. Некие микроскопические очки или телескопические очки. Даже самому слабому зрению можно помочь с помощью этих стекол. Такие очки были здесь, но они бесполезны теперь. Эти очки мне в прошлом помогали, но сейчас уже нет. Эти очки помогали мне долгое время.

Преданный: Они бесполезны теперь?

Шридхар Махарадж: Да. Но мощь этих очков мне неизвестна, я не знаю. Я не могу читать. Дайте очки… Совсем немножко… Нет, эти очки помогают совсем чуть-чуть. Харе Кришна. Харе Кришна. Гоур Харибол.

Шридхар Махарадж: Я слышал, в Германии изобрели стекла. Если у человека есть остатки зрения, то эти стекла позволяют ему читать, видеть…

Преданный: Да. Мы должны привести сюда специалиста, чтобы он проверил ваше зрение.

Шридхар Махарадж: Если Кришна захочет…

Преданный: Хорошо, если вы не против.

Шридхар Махарадж: Мне восемьдесят пять. Я вряд ли могу ожидать… Мне выпала довольно завидная участь, мне жилось довольно легко. Могу ли я требовать чего-то?

Преданный: Но вы не выглядите настолько старым.

#55:42

Божественная воля

Шридхар Махарадж: А сколько тебе лет?

Преданный: Двадцать.

Шридхар Махарадж: Такой молодой, и тебе так повезло: ты пришел к божественным стопам гуру и Кришны в столь юном возрасте! А сколько ему лет?

Преданный: Двадцать шесть.

Шридхар Махарадж: Двадцать шесть… Махапрабху принял санньясу, когда Ему было двадцать четыре. В восемнадцать лет Он победил Дигвиджая Пандита, Ему еще не исполнилось восемнадцать… Некто господин Пит был премьер-министром Англии, когда ему было восемнадцать. Пит.

Преданный: Ему было восемнадцать? Он был премьер-министром?

Шридхар Махарадж: Да, он был премьер-министром Англии в возрасте восемнадцати лет. А Наполеон был генералом, когда ему было сколько?

Преданный: Он был юн: двадцать восемь или около того. Но он прожил недолго. Такие люди, как Наполеон, также уполномочены (шакти-авеша аватар), иначе быть не может. Однажды Прабхупада сказал, что Гитлер был шакти-авеша-аватарой. Я спросил: как так? Он ответил: шакти-авеша-аватар не всегда означает, что он делает что-то хорошее, иногда он разрушает, но никто не способен совершить столь великие дела, если он не уполномочен свыше.

Шридхар Махарадж: Где бы ты ни увидел интенсивное скопление энергии, проявление величия, могущества, то за этим стоит Божественная воля.

Преданный: Даже если это на первый взгляд нечто дурное, злое, то, должно быть, это энергия Кришны. Через майю, косвенно…

Шридхар Махарадж: Да, косвенно, через майа-шакти. Россия посылает своих солдат через Китай… Америка через Китай посылает своих солдат. Черчилль сказал: «Китай — противник Америки», но в данном случае… Черчилль заключил соглашение с Россией, альянс в войне с Гитлером. Он объединился с Россией, и люди говорили: «Как вы можете заключать альянс, соглашение с коммунистами?» На что Черчилль отвечал: «В нашем нынешнем положении, если будет необходимо, я готов заключить альянс с Сатаной. Что говорить о коммунистах? В таком положении мы находимся. Если будет нужно, я заключу соглашение с адом, с дьяволом», — сказал Черчилль. Ад, Сатана иногда также могут быть использованы. Китай и Америка — их идеалы разнятся. Они идеологические противники, но в присутствии России Америка стала союзницей Китая. И Россия пытается заключить союз с Индией любой ценой. Большое население в этих двух странах — Китай и Индия. На первом месте стоит Китай, затем идет Индия, Индия — вторая страна в мире по численности населения. Гаурахари. Гаурахари. Гаурахари. Гаурахари, Нитай.

Шридхар Махарадж: Кто заботится о вашем матхе в Ланке?

Преданный: У нас есть немецкий преданный, его зовут Чакраварти.

Шридхар Махарадж: Чакраварти? Бенгалец?

Преданный: Нет, он немец.

Шридхар Махарадж: А, его зовут Чакраварти.

Преданный: Да, немец. Он домохозяин, у него жена, ребенок. Затем есть один тамильский юноша из Шри-Ланки, он бакалавр, у него ученая степень химии. Американцы, семейная пара, и местные преданные. Шри-Ланка…

[1] Философия непостижимого одновременного единства и различия Бога и души.

[2] «Жизнь того, кто удостоился даршана Кришны, поистине успешна, ибо стоит лишь однажды с преданностью взглянуть на Господа, как вся скверна, тревожившая ум (вожделение, жадность, гнев и другие анартхи), уходит прочь» (Бхактивинод Тхакур, «Джанама сапхала тара», 1)

[3] «Подлинное место дживы — в мире чит, на Голоке» («Шри Шри Кришнера аштоттара-шата-нама»).

[4] «Флейта Кришны поет лишь одну песнь – песнь служения лотосным стопам Шримати Радхарани» (Шрила Шридхар Махарадж).

[5] ниродхо ’сйа̄нуш́айанам, а̄тманах̣ саха ш́актибхих̣ / муктир хитва̄нйатха̄-рӯпам̇, сварӯпен̣а вйавастхитих̣ — «Конец вещественному миру наступает в тот миг, когда сознательное существо погружается в сон, расставшись со своими сновидениями. В этот миг, расставшись с обликами, в которые была заключена в состоянии самообмана, душа обретает свободу. Но такая свобода без обличия и притяжения к обликам Прекрасного, неустойчива и недолговечна. Подлинная свобода приходит к душе с обретением нетленного облика, в коем она способна служить Безусловной Красоте» («Шримад Бхагаватам», 2.10.6; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.135).

[6] Объяснение Гаятри-мантры, данное Гуру Махараджем, записано в одиннадцати строках и опубликовано в «Гитанджали», песеннике на бенгали.

[7] «В лесу Джхарикханда Ему почудилось, что Он во Вриндаване. Местные холмы Он принимал за Говардхану» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 17.55).

[8] «Следующие две ветви — Джагай и Мадхай, восприемники высочайшей милости Господа Чайтаньи. Эти братья — живое свидетельство тому, что Господь низошел в мир ради спасения грешников» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 10.120).

[9] «Шримад Бхагаватам», 1.1.1.

[10] «Хозяин стада коров вряд ли заметит пропажу овцы. Богач о шести богатствах не опечалится утратой одной пустяшной вещи» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 15.179).

[11] «Всё есть Брахман» («Чхандогья-упанишад», 3.14.1).

[12] «Многообразия не существует» («Катха-упанишад», 2.1.11).

[13] а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣, пра̄тикӯлйасйа варджанам, ракш̣иш̣йатӣти виш́ва̄со / гоптр̣тве варан̣ам̇ татха̄, а̄тма-никш̣епа-ка̄рпан̣йе, ш̣ад̣-видха̄ ш́аран̣а̄гатих̣ — «Шесть следующих качеств отличают преданного Кришнина слугу: он принимает все, что сообразно цели для служения Владыке; отвергает все, что вредно; убежден, что Кришна его оберегает ото всяких бед; на Кришну всецело уповает; поручает себя воле Кришны и всегда смиренен» («Хари-бхакти-виласа», приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 22.100).

Другие материалы раздела

1973.03.00.AB

«Речь на открытии Чандродая Мандира»

1980-07-11

1980.07.11B+ «Негативное служит Позитивному»