Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2017 / «160 километров южнее Дели»
«160 км южнее Дели» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами (Александр Драгилев) от 16 июля 2017 года.

«160 километров южнее Дели»

https://www.youtube.com/watch?v=lchQILDAuww

Цитаты из лекции

Делать добро и избегать зла

https://www.youtube.com/watch?v=LeSBH5YTnq0

Просветление — это не предел

https://www.youtube.com/watch?v=9ZrLeF8i_ww

160 километров южнее Дели

# 00:00

Формы любви

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что она…

Слушатель: Любить…

Б. Ч. Бхарати Свами: А, любить. А то у меня уже готовый ответ был. Любовь – такое емкое, многогранное понятие. К сожалению, этим термином мы обозначаем совершенно противоположные даже вещи, как любить колбасу и любить ребенка. Слово одно и то же, но вкладываем мы в него совершенно разные вещи. Поэтому нужно уточнить, что она имеет в виду под «любить душу». В санскрите вообще существует 64 синонима к слову «любовь», и высшая форма любви обозначается словом према. Эта высшая форма любви возможна только по отношению ко Всевышнему, Прекрасной Реальности, Безусловной Красоте, а все остальные формы любви являются в той или иной степени искаженными формами изначальной любви. Если вы говорите о любви к колбасе, к душе, родине, о любви даже к Господу Богу, Творцу, Вседержителю, это лишь в той или иной степени бледные отражения. Любовь с примесью уважения, любовь к Вседержителю, который контролирует и поддерживает этот мир, вместе с уважением присутствует уже чуть-чуть страха и т. д. Чем бледнее это понятие любви, тем больше присутствует каких-то низменных чувств. Скажем, любовь к колбасе – это вообще даже не любовь, а желание уничтожить, потребить, хотя обозначается тем же самым словом. Эта примесь как бы является основой, и к ней примешивается любовь.

А подлинная любовь, как я сказал, возможна даже не к Богу, а к тому, кто выше Бога. Нигде же не сказано, что Бог – это высшая инстанция. Есть некто выше Бога – это забавляющийся проказник, живущий в 160-ти километрах южнее Дели, Он стоит над Богом. И та любовь ни с чем не смешана, у нее нет основы, она не опирается ни на что, нет базы никакой. Все остальные формы любви имеют базу – страх, уважение, благодарность, корысть. Я сейчас всего не перечислю, это целый спектр всевозможных чувств, а чистая любовь не имеет никакой примеси.

# 04:13

Градация любви по степени свободы

Можно привести пример из нашего мира, существуют тоже разные формы любви в этом мире, например, любовь к сестре или брату, то есть братская любовь, дружеская любовь, любовь к родителям, к детям, к супругу или супруге и любовь внебрачная, запретная любовь. Все это любовь, но эти ее формы различаются по степени свободы. Например, вы любите родителей, но в этом нет свободы, потому что у вас нет выбора. Или родители любят ребенка, они его не выбирали. Там есть немножко выбора, в родительской любви есть вкрапление свободного выбора: в самом начале они свободно решили, если, конечно, это не по пьяни было, зачать ребенка. Дальше никакой свободы, дальше ты уже обязан любить то, что появилось. В любви к родителям еще меньше любви, это ватсалья-раса. Если ребенка ты еще выбираешь в самом начале, будет он или не будет, – вот твоя свобода, а родителей ты даже не выбираешь, какие есть, таких и будешь любишь. Возражение какое-то?

Слушатель: Разве мы не выбираем друг друга еще до зачатия?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вопрос ставит меня в тупик, поэтому я продолжаю дальнейшее рассуждение. Таким образом, в родительской любви есть какая-то свобода, а сыновья или дочерняя любовь имеет еще меньше свободы. Дружеская любовь, дружеские отношения, там больше свободы, потому что вы выбираете, но все равно выбираете из какого-то круга. Если вы растете гопником во дворе, то друзья ваши будут в этом дворе. Больше степени свободы, когда вы выбираете супруга, например, выбор – связать себя брачными отношениями или не связать. Но все равно давят какие-то общественные предрассудки, то есть вы думаете о будущем, рисуете его себе, и эта картинка будущего побуждает вас выбрать того или иного супруга или супругу. Там, конечно, большая степень свободы, но все равно ограничено. А выбор внебрачной связи уже никаких ограничений не имеет, если вы, конечно, не собираетесь снова жениться, но это уже выбор опять спутника жизни. А внебрачная связь, которая не имеет продолжения – это совершенная свобода. Я сейчас не говорю что лучше, что хуже, я привожу это как пример отношений со Всевышним. Во всех отношениях со Всевышним, мы их разделяем на пять основных видов. Существует множество подвидов, некий градиент, но есть пять основных – это отношения слуги и господина, дружеские отношения, родительские и любовные. Что я пропустил? Ну это не важно. Но существуют, как наши учителя говорят, надлюбовные отношения, надбрачные, и они выше всех остальных, потому что там совершенная свобода. Там совершенный запрет, который дает свободу, то есть вступить с Господом в запретные отношения – означает нарушить все священные заповеди, которые Он Сам нам дает, накладывает на нас. И эти отношения со Всевышним как с внебрачным любовником являются подлинной любовью, это и есть према.

# 09:11

Где возможна настоящая любовь

Если говорить в вайшнавских терминах (я смотрю много новых людей), према невозможна в браке, невозможна в Матхуре, она возможна только во Врадже, то есть она даже невозможна в Гокуле, потому что там отношения с Господом как с маленьким дитём, где есть некая база. Гокула – это деревня, где племя пастухов живет, это их законная земля, законное поселение. А когда они отправляются во Враджу, спасаясь от Камсы… Как Ирод приказал побить всех младенцев до двухлетнего возраста, так же Камса приказал убить всех младенцев, потому что он хотел удостовериться, что Кришна тоже погибнет. Потому что было пророчество, что он погибнет от восьмого ребенка своей сестры. И когда он узнал, что, оказывается, она родила, он приказал всех до двухлетнего возраста побить. И тогда они убегают, снимаются со своего насиженного места, из деревни Гокулы, и отправляются во Врадж. Врадж, мы в последний раз говорили, переводится как «табор», это цыгане, которые бодяжат молоко. У них нет стойбища, потому что Камса приказал всех младенцев убить, поэтому они странствуют. Враджа еще означает «странствовать», ну или «табор». И там према возможна, потому что нет никакого основания, у них нет даже законного места, где они могли бы находиться, они постоянно перемещаются. И то их настигают всякие напасти в виде демонов, но случайно всё всегда разрешается замечательным образом. Как еще объяснить, что ураган поднял младенца и тот не погиб? Этот вихрь поднял младенца. Знаете, вихри эти, представляете, вас туда затащило, подняло на километр, а потом каким-то образом вы оказались живы? Это же только случайно возможно. Какие еще вопросы?

# 11:58

Случайность или нет?

Слушатель: Скажите, пожалуйста, то, что человек рождается в определенном месте, с определенным характером, может быть здесь элемент случайности или это обязательно предопределено?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это предопределение. Случайности вообще нет. Есть наш сознательный выбор, который предопределяет последствия. Если вы под случайностью подразумеваете свободный выбор, то да.

Слушатель: То есть это случайность?

Б. Ч. Бхарати Свами: Допустим, передо мной выбор – пойти направо или налево. Я случайно выбираю налево, тогда да, можно сказать, что это случайно.

Слушатель: Ну, может быть какая-то случайность, да, рождение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы совершаете цепь поступков в этой жизни, случайно совершаете, точнее, не случайно, а какая-то доля этих поступков продиктована вашим предыдущим выбором, а какая-то доля в каждом поступке есть ваш свободный выбор. Я уже приводил пример, что, допустим, вам грозит опасность и вы делаете выбор убежать от опасности. Это ваш свободный выбор, а дальше вы убегаете вприпрыжку, галопом, ползком, это зависит от того, какое у вас тело – на двух ногах, на четырех или улетаете. Здесь уже свободы нет – вы сделали выбор убежать от опасности, а не сражаться с ней, а дальше уже вы вынуждены, в зависимости от вашей формы, выбрать, каким способом вы будете убегать. Когда мы рождаемся в какой-то семье, это результат совокупности наших прошлых желаний и поступков. Нам по карме положено иметь такой-то вид, такие-то черты лица, конституцию, форму жизни. И бог судьбы, Яма, выбирает таких, на которых ты будешь похож, понимаете? Положено вам иметь по карме квадратную голову, это не то что благодаря их совокуплению и каким-то генам у вас квадратная голова. Вам по карме положено иметь квадратную голову, потому что лезли не туда, куда надо в прошлой жизни. Слуги Ямараджа перебирают картотеку, где же на Земле есть обитатели с квадратными головами. Раз! – и кажется, что ты на них похож, на самом деле просто…

Слушатель: То есть на самом деле элемент случайности вообще…

Б. Ч. Бхарати Свами: Свобода.

Слушатель: Не существует, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я бы назвал свободой, не случайностью. Хорошо. Что такое случайность? Объясните мне, тогда я вам отвечу на этот вопрос.

Слушатель: Случайность – это когда ты не участвуешь, то есть кто-то за тебя всё решает…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это не случайность, это за тебя решают, это предопределенность, это как раз…

Слушатель: А вот тот, кто за тебя всё определяет тоже, как-то не особо задумывается, как получится…

Б. Ч. Бхарати Свами: Он просто агент. Как когда вы получаете деньги в банкомате, это же не банкомат вам деньги выдает, вам их дает директор банка. Хотя физически вы из пасти банкомата вытаскиваете эти банкноты, но он просто как агент, поэтому если кто-то за вас решает, это просто агент, который выполняет сознательно, а чаще всего бессознательно решение Ямы, бога судьбы, посмертного судьи.

Какие-то еще сомнения? Может быть, сомнения в правильности жизненного выбора? Мне, значит, прислали про Навального. Я его поддерживаю безусловно. Почему? Потому что я думаю, что когда он придет… Мне тут написали вопрос… Не вдаюсь ни в какие политические рассуждения, но я уверен, что когда он придет к власти, он разрешит привозить в Россию сыры, а сыр я очень люблю, и это делает его моим кумиром. Потому что я знаю, что если он станет президентом, он отменит эмбарго на сыр. Я уверен, потому что он не один из этих полоумных, которые там сидят в охотном ряду, которые запретили нам покупать сыры. То есть они за нас сделали выбор, можем мы есть сыр или не можем. Поэтому я кратко на этот вопрос отвечу: если он разрешит сыр, я его поддерживаю, а всё остальное, что он там предлагает, я не вдаюсь в подробности.

# 17:23

Как изменить судьбу?

Слушатель: Вопрос по предопреденности судьбы. Есть предопределенность, а есть (неразборчиво). Можем ли мы через них изменять свою судьбу и насколько кардинально это получится?

Б. Ч. Бхарати Свами: Отличный вопрос. Есть пять фаз судьбы, мы, в принципе, говорим «судьба», но на самом деле она делится на пять фаз, которые можно менять в большей или меньшей степени. В священных писаниях судьбу сравнивают с плодом. Мы можем влиять на плод по-разному, в зависимости от стадии его созревания. Когда плод еще в зачаточном состоянии, в виде семечка или косточки, мы можем изменить будущую форму в большей степени. Когда он уже оформился, можем в меньшей степени; и когда он уже готов и мы даже его попробовали, здесь мы уже ничего не можем изменить. Мы не можем изменить вкус плода, когда мы его уже сорвали и надкусили, всё, вы уже почувствовали вкус, уже ничего нельзя изменить. Все предыдущие стадии подвержены изменению. Вы можете эту семечку поместить в соленую почву, жирную почву, и вкус будет меняться. Можете дать больше света, меньше света, вкус будет меняться, а вот когда он уже созрел, не важно, какого он вкуса, и вы его попробовали, уже ничего изменить нельзя. Есть множество способов влияния на судьбу в этих фазах, и в том числе молитва. Но есть, например, способ – благодеяние – делать добро другим. Как бы делать добро другим – это частный случай, а в целом это совершать поклонение и почитать силы природы, богов, совершать храмовое поклонение, таким образом тоже изменять свою судьбу. Все четыре стадии, кроме пятой, вы можете изменять благодаря разным способам. Это может быть благодеяние, святое созерцание, медитации всевозможные – разные способы. Но когда плод созрел и вы его попробовали, уже ничего нельзя сделать, кроме воспевания молитвы. Есть молитва, которую нам принес Шри Чайтаньядев, молитва обращения к Богу по Имени, без просьбы, а просто по Имени. Вот с помощью этой молитвы можно изменить даже свою прошлую судьбу, то есть когда вы уже плод попробовали.

Слушатель: А что значит «попробовать плод»?

Б. Ч. Бхарати Свами: Зрелый плод вашей кармы – вам поезд отрезал ногу.

Слушатель: То есть конкретное что-то?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, уже ничего нельзя изменить. До того, как он отрезал, что-то еще можно изменить, выдернуть ногу, а когда он уже вам отдавил ее, изменить уже нельзя. Это последняя фаза кармы, плода, созрела карма, но с помощью молитвы «Харе Кришна» можно и это изменить, отмотать назад. И это оказалось сном, вам отрезали ногу, но это во сне было. Вы просыпаетесь, и никто не заметил, что вам ее отрезали, и вы утром пошли на работу.

Слушатель: Если применять молитвы (неразборчиво) или индуизма, насколько универсально они работают? Или они отличаются друг от друга?

Б. Ч. Бхарати Свами: Молитва Кришне самая лучшая, все остальные не действуют. Я вам обязан это сказать, потому что я кришнаит. Молитва «Харе Кришна» самая лучшая, потому что я ее повторяю. Логично же, да? Я же не буду не самую лучшую повторять, значит она самая лучшая.

Слушатель: А до этого вы другую повторяли?

Б. Ч. Бхарати Свами: Просто я не помню, у меня очень плохая память. У меня мозг разрушен тяжелыми препаратами в прошлом, я уже не помню, что я там повторял.

Слушатель: Как понять, на какой стадии этого плода я нахожусь? И второй вопрос: карма, получается, что это какие-то отрицательные проявления?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, карма и положительная.

Слушатель: У меня может быть положительная карма?

Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть.

Слушатель: А как понять?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вообще вопрос кармы очень сложный в буквальном смысле, там очень много слагаемых. И когда Арджуна задает Кришне вопрос про карму, похожий на ваш вопрос: «Как понять, что меня ждет?» Кришна говорит: «Ты даже не лезь в эти вопросы кармы, это такое сложное уравнение, даже не с тысячью, а с миллионом вводных, что только Я один знаю все эти хитросплетения». Как понять? Нам достаточно знать одно – если мы с вами находимся в этом мире, значит мы находимся под воздействием кармы, у нас она есть. Как только кармы нет, мы просто не сможем в этом мире находиться. Карма – это такой вес, грузик, который заставляет нас здесь находиться. Как только мы этот грузик отрезаем, выходим из колеса самсары, мы просто улетучиваемся.

Слушатель: Это физически?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну физическое нахождение в этом мире есть частный случай экзистенциального или метафизического нахождения. Я хочу исполнить свои желания, у меня они есть, поэтому я нахожусь в этом мире. А физическое пребывание – это просто следствия того, что у меня есть желания. Когда карма рассеивается, мы исчезаем и физически, и метафизически.

Слушатель: То есть смерть наступает?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, со стороны это выглядит как смерть, но смерть в любом случае наступает. Износилось литело, или вы от него сознательно ушли, или просто вручили его Господу, своему хозяину, сказали Ему: «Когда Тебе будет угодно, чтобы я расстался с этой оболочкой, Ты сам забери у меня ее».

# 24:57

Разрубить кармический узел

Слушатель: А можно ли сказать, что карма – это как данность человеку помочь справиться с теми плохими качествами, которые мешают ему?

Б. Ч. Бхарати Свами: Можно и так сказать. Карма – это технически расписание судьбы: вы подходите к расписанию и знаете, когда и что будет, какие поезда отходят и приходят, – это карма. Мы своими прошлыми действиями и желаниями предопределяем то, что с нами будет. У нас нет свободы изменить карму, но у нас есть свобода не наработать дальше, и есть более важная свобода, потому что Кришна говорит: «В любом случае ты будешь карму нарабатывать». От нее невозможно избавиться, но у нас есть свобода изменить свое отношение к карме. Когда мы заключены в острог, мы можем считать, что мы в остроге, тюрьме, а можем изменить свое отношение и сказать: «Я свободен, это другие за стенами тюрьмы, а я здесь свободен», и стены разрушаются. Точно так же, если вы осознаете, что никакой кармы нет, Кришна говорит, что в этом мире всё иллюзия, в том числе и карма. Как только ты осознал себя душой, вечной частицей Бога, карма исчезла. Вопрос изничтожения кармы – это вопрос сознательности: тебе не нужно исправлять свои ошибки, тебе нужно понять, что ты никаких ошибок не совершал. Более того, ты не то что ошибок не совершал, ты даже ничего не делал, ты лишь наблюдал за тем, как что-то происходит, и отождествлял себя с этим происходящим.

Кришна в 13-й главе «Гиты» говорит, что на самом деле все действия совершает вещественная природа, которая делится на восемь стихий. Стихии перетекают одна в другую, то есть единое вещество дробится на восемь стихий, и это вещество из одно агрегатного состояния перетекает в другое состояние. Как вода, у нее есть три агрегатных состояния – лед, жидкость и пар, и они под воздействием окружающей среды меняются. Точно так же это вещество – это электромагнитное поле, оно называется прадхана, оно есть единое вещество. И в зависимости от чистоты колебания в той или иной области этого вещества мы воспринимаем его как твердое, жидкое, газообразное, как плазму, огонь, как мысль, рассудок, чувственное ощущение. Всё это единое поле, но мы его разными участками своего сознания воспринимаем по-разному. И из этих восприятий складывается дом, семья, родина, враг, друг, какие-то предметы. Всё это единое поле, которое мы в иллюзии воспринимаем как отдельные предметы. Кришна говорит, что на самом деле это вещество само по себе перетекает из одного агрегатного состояния в другое, но как только ты думаешь, что помогаешь ему, что под твоим воздействием это происходит, что ты участник или делатель, как Лев Толстой говорил, или деятель, то ты попадаешь в сети кармы. Как только ты считаешь, что это ты влияешь на происходящее, ты несешь в своем уме ответственность за это, раз ты приложил к этому руку, значит ты должен отвечать.

Как только ты осознал, что ты просто наблюдатель, ты не несешь ответственности за то, что ты наблюдаешь. Смотреть – это не преступление. Всё, вот она карма. Кришна говорит в том же стихе: «Не лезь в эти вопросы кармы, там такое хитросплетение всех этих вводных и результатов промежуточных, такой запутанный узел, что ни одному живому существу, включая творца, не под силу его распутать. Единственное – его можно разрубить, Он произносит такую фразу, «мечом знания», а точнее, осознания того, что ты не причастен к этому хитросплетению, этот узел не ты завязал, он сам завязался. Поэтому чтобы исправить карму, необязательно действовать, можно просто понять, что ничего нет, и в этом вся загвоздка, понять это чрезвычайно сложно. Арджуна спрашивает:

– А как понять?

– Тебе нужно предаться учителю, который уже разрубил, войти с ним на одну волну восприятия, то есть его глазами посмотреть на этот вопрос, тогда карма исчезнет, – отвечает Кришна.

# 30:40

Позиция наблюдателя

Слушатель: А разве мы не сваливаем ответственность за свою жизнь на… Это когда что-то происходит, человек привык к тому, что виноват в этих событиях не я, а судьба, так должно было получиться и так получилось?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, именно так.

Слушатель: Я, допустим, с этим не согласна, мне интересно вас услышать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это прекрасно – свалить свою вину на судьбу, отлично.

Слушатель: Но это позиция жертвы. Это же человек, который..

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, если говорить языком священных писаний, это позиция отрешенного, если говорить дипломатично, пофигиста, на самом деле мы понимаем, как это называется. Это никакая не жертва, меня это не касается. Но прийти к этому чрезвычайно сложно. Кришна даже говорит потом, что это вообще невозможно без милости того, кто это уже осознал.

Слушатель: Также хотелось бы услышать ваше мнение по поводу, может быть, правда, вы уже отвечали на этот вопрос, но я недопоняла.

Б. Ч. Бхарати Свами: За 15 лет наверняка отвечал.

Слушатель: Нет, сейчас, сегодня. У меня есть такое понимание того, что всё предопределено, это однозначно, но все-таки конечное быть или не быть тому, что предопределено в наших руках, конкретно в нашем выборе. По факту я несу ответственность за свою жизнь, получается, то есть, грубо говоря, я могу убить человека или не могу. Должно произойти это событие, но в конце я ответственна, будет это событие или нет, и просто…

Б. Ч. Бхарати Свами: Этому человеку суждено по судьбе быть умерщвленным насильно, а вот вы это сделаете или кто-то другой, это уже ваш выбор. В любом нашем действии…

Слушатель: Я как инструмент.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, ему предопределено быть умерщвленным насильственно, а кто это сделает, вы можете подписаться на это, а может и кто-то другой.

Слушатель: Ну понятно, что сознательно никто не подпишется на такое.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не факт. Как я уже сказал, в каждом нашем действии есть элемент свободы и есть предопределенность. В зависимости от тяжести нашей прошлой судьбы эта пропорция свободы и предопределенности разная. У одних больше свободы – это те, кого мы называем небожителями. Над землей живут высшие существа, небожители: боги, ангелы, апсары всякие, их очень много. У них больше свободы, а у таких живых существ, как деревья, вообще почти нет свободы.

Слушатель: Тогда я хотела бы разобраться. Если я постоянно наношу вред физический, если я нанесла ущерб другому человеку, возникает чувство вины все равно, возникает ответственность. Получается, что надо расслабиться и сказать себе, что это было предопределено, в том числе для меня?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы случайно это сделали, но все равно вы будете нести ответственность. Как только вы осознаете, что этого мира нет, это все наваждение, только тогда ответственность исчезает. Как только вы поймете, что вы не играете в компьютерную игру, тогда у вас не будет уменьшаться в этой игре здоровье, не будет увеличиваться, вы не будите получать бонусы, не будете переходить с одного уровня на другой. Как только вы выключите монитор, в этот момент вы избавляетесь от всей ответственности, которая была в этой игре. Без выключения монитора вы будете отвечать. Вы не уклонились от пули, ваше здоровье уменьшилось, так же и здесь, покуда вы считаете, как вот ваш вопрос: «Если я нанесла человеку вред…». Человека не существует, это всё наваждение. Души облечены в призрачные формы, которые могут быть человеческими, собачьими, какими угодно, это всё иллюзия. Само понятие «человек» – иллюзия, есть чистая душа, сознание. Но когда вы задаете вопрос: «Если я нанесла человеку вред…», это означает, что вы находитесь в иллюзии, потому что вам кажется, что существуют люди, и тогда вы будите нести ответственность, сознательно вы причинили ему вред или бессознательно. Ответственность разная, конечно, но если вы причинили кому-то вред, когда он находился в бессознательном или спящем состоянии, вы несете меньшую ответственность. Если это произошло, когда он в бодрствующем состоянии, вы несете бóльшую ответственность.

Слушатель: Получается, если я понимаю, что всё это иллюзия на самом деле, вред я не причинила, вреда, получается, нет…

Б. Ч. Бхарати Свами: И вас нет, той, кто задает вопрос. Не души, которая находится там, по ту сторону этого тела и ума, а этого иллюзорного образования, которое называется женщина, русская, там какие-то определения, ее тоже нет. Это ваша аватарка, через которую вы транслируете свою волю в мире иллюзий.

Слушатель: А может так быть, что даже не будет создаваться эта ситуация?

Б. Ч. Бхарати Свами: Даже понятие «ситуация» – иллюзия. Как только вы вошли в какую-то социальную сеть. Инстаграм – это соцсеть или что?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Как вы зашли в него, всё, вы подчиняетесь правилам. Вас обижают, вы придумали себе аватарку какую-нибудь, фамилию, назвались, например, Макар Пиндорочкин. И вам говорят: «В вашей фамилии лишняя буква», и вас это ранит. А как только вы отвязались от этой аватарки, вас уже ничто не ранит. Этот мир есть огромная соцсеть. Как только мы взяли себе аватарку, назвались как-то или кто-то нам подсказал, как называться, кто-то дал бумажку, где написано, как тебе надо называться. Понимаете, у нас даже имени нет, не то что физического тела, даже названия у нас нет. Но как только мы думаем: «У меня есть название, форма тела, пол, социальный статус…», то есть мы заполнили анкету, вошли в эту сеть и заполнили анкету – возраст… Как только мы думаем, что у нас есть возраст, пол, материальное и семейное положения и прочее, всё, мы несем ответственность в этой социальной сети. Нас будут обижать, хвалить, мы будем майнить лайки, будем жить ради бóльших лайков. В человеческом обществе есть такая вещь, как деньги. А что это такое? Это просто лайки, у тебя бумажка, там сто лайков.

# 38:46

Частота восприятия

Слушатель: А можем мы полностью выйти, мы же живем в реальном, физическом мире.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, мы живем в физическом, но не реальном, это не надо путать. Мы живем в материальном.

Слушатель: Потом все равно нам приходится взаимодействовать, общаться…

Б. Ч. Бхарати Свами: Поэтому нужно делать добро и избегать зла, тогда мы будем меньше нести страданий. Оттого что мы несем меньше страданий, у нас будет больше времени поразмыслить об Истине, то есть о вещах, которые неизменны. И потом после многих-многих жизней мы осознаем, что этот мир просто картинка в моей голове. Я вчера показывал картинку. Я летел в Таиланде из Патайи на Ко Панган. Мы летели на самолете с пропеллерами, и я снимал то, что внизу. Потом, когда я стал просматривать, оказалось, что пропеллер очень медленно крутится, понимаете, вот с такой скоростью. На самом деле когда глазами смотришь, там какая-то бешеная скорость, а на картинке вот так крутится, то есть нереально, чтобы самолет не упал. Почему? Потому что чистота открывания и закрывания этого затвора, частота кадров такая, что крутящийся пропеллер медленный. И мы с вами находимся в этом мире, у каждого своя частота открывания и закрывания этого затвора. Например, если я человеку, который никогда не смотрел в иллюминатор, а только на картинке увидел это затвор, скажу, что на самом деле пропеллер крутится с бешеной скоростью, он мне не поверит, потому что он, как вы сказали, в реальном мире это медленное кручение. Человек, который снимает на кинопленку, а не на смартфон, там будет, может, вообще стоять этот пропеллер, если совпадет скорость вращения и частота открывания-закрывания затвора. При другой частоте пропеллер будет в другую сторону вращаться.

А как на самом деле? А никак. Если вы войдете в состояние просветления с помощью медитации, религии, молитвы, всяких других… Кришна приводит способы – карма-йога, гьяна-йога, дхьяна-йога, бхакти-йога. Если вы войдете в это состояние, вы увидете, что самолет летит не благодаря пропеллеру, а его толкают 49 ветров Марутов. Самолеты летают не потому, что есть какая-то тяга, а потому, что 49 ветров поддерживают его, и он не падает. Звучит смешно, правда? Но ваше мнение по поводу того, что пропеллер крутится с бешеной скоростью и толкает воздух, так же смешно для человека, который смотрит на этот пропеллер через экран смартфона, он также будет над вами смеяться. Вы будете ему говорить: «Пропеллер крутится с бешеной скоростью и поэтому толкает ветер». Он смотрит на смартфон и говорит: «С какой бешеной скоростью?» А другой вообще скажет: «Пропеллер стоит, самолет просто плывет в воздухе».

Все эти точки зрения или восприятия имеют одинаковую ценность и одинаковое правдоподобие. Всё зависит от того, как вы смотрите на мир. Если вы смотрите на мир в состоянии саттвы, просветления, вы увидете, что всё контролируется силами природы, которые есть живые существа. Это бог-огонь Агни, это ветра Маруты, водный владыка Варуна, Индра – царь небес, громовержец. Вы будете их реально воспринимать, просто надо сменить частоту открывания-закрывания затвора в восприятии. Это в состоянии саттвы, то есть просветленности, она тоже бывает разной степени. Вы можете воспринимать духов, духов леса, как индейцы. Они не с воображаемыми духами беседовали, они их реально воспринимали. То есть они свое сознание так сдвигали, что видели духа горы, даже не духа, а живое существо, которое приняло в физической трехмерной реальности образ горы, или дерева, или ветра, они их воспринимали. А как говорят нам святые мудрецы, над этими духами горы, леса находятся более высокие силы природы, а над ними стоит Зевс, или в индийской мифологии Индра. Он мечет молнии или проливает дожди, а Солнце – это лучезарный колесничий, который своим челом освещает Землю. В состоянии саттвы, довольно высокой степени просветленности, мы можем видеть самого Солнечного бога, который на своей колеснице объезжает Землю, которая, кстати, плоская.

В ночи дикарь увидит два фонарика, а знающий человек поймет, что это автомобиль, он в своем сознании дорисует контур. Точно так же мы, как дикари, находящиеся в низших состояниях сознания, раджасе и тамасе, воспринимаем Солнце как некий шар. Эти невежды, которые называются физиками, говорят: «Это термоядерный шар, который находится от нас на расстоянии 150 миллионов километров, от него исходит жар. Вокруг него вращается Земля, которая тоже шар…», ну весь этот бред мы все знаем со школы. В состоянии помрачения, или на санскрите это называется тамас, состояние тьмы, помрачения, мы воспринимаем Солнечного бога как некий шар. Луну, господа Чандру, который отвечает за приливы и отливы жидкости в нас, мы воспринимаем как диск. Эти даже говорят, что вообще это шар, хотя что ты на севере, что ты на юге, картинка не меняется. Это означает по крайней мере, что это круг плоский. Потому что если это шар, то когда вы поднимаетесь, вы видите немножко с другого ракурса этот шар, а Луна и на юге, и на севере всегда одинаковая, как плоская картинка. Более того, Луна больше, чем Солнце: сам господь Луна, или Чандра, почти половину небосвода занимает. Если у нас есть видение, мы увидим, как его огромное, прекрасное лицо просто нависает ночью над нами на полнеба, но мы видим просто какое-то холодное, серебряное пятнышко. Все зависит от частоты открывания и закрывания этого затвора сознания. В состоянии помутнения мы даже Луну не увидим. Этот шарик мы воспринимаем в состоянии раджаса, возбуждения, а в состоянии просветления мы видим прекрасный облик Чандры, который в полнебосвода своим холодным и добрым взглядом на нас взирает.

Слушатель: Махарадж, получается, что задача, стимул – эту частоту ускорить, поэтому мы многие вещи не замечаем, да? То есть события могут происходить, и мы можем быть участником этих событий…

Б. Ч. Бхарати Свами: Эта чистота увеличивается или уменьшается в зависимости от того, каким агентам влияния мы себя подставляем. Нас всё время окружают агенты влияния: пища, звуки, цвета, фазы дня, люди, книги –это всё разные агенты влияния.

Слушатель: Получается, еда тоже может эту вот учащать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, Кришна в «Гите» рассказывает, по-моему, в 17-й главе Он говорит: «Еда тоже бывает в трех состояниях». В зависимости от того, какую еду вы потребляете, вы увеличиваете или уменьшаете чистоту восприятия. Он говорит, что пища, произведенная путем убийства, уменьшает чистоту вашего открывания-закрывания затвора. Мы все с вами, все живые существа, и в том числе люди, в разной степени открываем и закрываем этот затвор восприятия. То есть какая-то полоса. Мы находимся во тьме какой-то отрезок, а какой-то отрезок находимся в состоянии просветленности, и это такое частое открывание-закрывание. Живое существо, которое находится в состоянии тама-гуны, помрачения, у него, скажем, тысячная доля секунды открыта, а две секунды закрыто. Это я примерно говорю, а может быть, целый день закрыто.

Мой любимый пример: если фотографировать раз в день новостройку и потом показать человеку, он будет убежден, что дом вырос сам, одна фотография в день. То есть мы симулируем его открывание-закрывание затвора, мы вместо него делаем открывание раз в день, и потом целые сутки этот затвор закрыт, открыт на секунду, закрыт. Сколько кадров длилось, там какую-то долю секунды, открыт-закрыт. Дальше мы начинаем увеличивать частоту восприятия и доводим, скажем, до 24-х кадров в секунду. Показываем ему эту пленку, и он понимает, потому что чистота просветленности увеличилась, что дом не сам вырос, это не какой-то гриб, он вырос благодаря каким-то людям, которые там ходили. Но если каким-то образом частоту восприятия увеличить благодаря практикам просветленности, добрым поступкам, молитвенности, благостной жизни, он увидит, что это не люди строят, потому что это такая же иллюзия, что люди строят дома. Дом построил инвестор, но этот человек не увидит инвестора, который ходит с кирпичами. Но он сознанием поймет, что просто потому что кто-то, пользуясь какими-то бумажками, принудил или побудил этих людей таскать кирпичи. И он в этом более просветленном состоянии говорит: «Это памятник архитектора Щукиной», или Мухиной, архитектор Щусев, архитектор Растрелли, архитектор такой, хотя этот архитектор мог даже не быть в этом месте физически, но построил он. А тот, у кого частота восприятия 24 кадра в секунду, уверен: «Какой архитектор? Вот я вижу, что они таскают кирпичи, чего-то там строят».

Если частоту просветленности… То есть темную полосу тамаса мы уменьшаем и увеличиваем полосу света – пропорцию изменяем, где просветленности больше, он видит, что строят все небожители, боги. Что дождь льется не потому, что туча собралась и осадки какие-то, он видит Индру, или Зевса, который просто проливает дожди. Мы как те дикари, которые думают, что дом сам вырос, мы точно так же рассуждаем: «Какой Индра, какие боги, какой колесничий?» Но весь вопрос в восприятии. Если мы вообще уберем темную сторону и войдем в состояние именно просветленности, когда уже ничего не открывается и не закрывается, а мы воспринимаем свет, то мы увидим Господа Бога, который стоит за всем этим. Мы увидим свет, но, конечно, не глазами. Глаза не способны это воспринимать, да мы и мир видим не глазами, а умом, сознанием. Глаза – это просто окуляры, мы не глазами видим. Когда исчезнет эта полоса затемненности, когда не будет этого открывания-закрывания, а будет всё время открыто, мы увидим Господа Вседержителя, Господа Вишну, который стоит за всем этим светом. Если пойдем дальше, мы увидим Его в облике Мировой Души, Параматмы, и если пойдем еще дальше, войдем в новую иллюзию, отрицательное открывание и закрывание, мы увидим, что на самом деле и свет этот тоже неправда, а правда только игра мальчугана со своими подружками, которые замужем, в деревне 160 километров южнее от Нью-Дели – и это истина. Как, помните, кино «Новейший завет»? Бог на самом деле сидит где-то в Антверпене за компьютером в засаленном халате и пишет скрипты, чтобы нам испортить жизнь, а не где-то там на облаке. И Иисус Христос не явился от непорочной девы Марии, а он через ход в стиральной машине выскочил в постирочной где-то в Антверпене, или в Брюгге, или в каком-то бельгийском городе. Вы хотели усомниться в правдивости этих слов?

# 55:54

То, что не укладывается ни в какие формы

Слушатель: Нет. Я хотела задать вопрос, что еда как один из самых доступных способов влияния: вегетарианство или веганство?

Б. Ч. Бхарати Свами: Каждый сам по себе решает, веганство не повредит. Не повредит ни то, ни другое. Можно есть… Тут уже вопрос, что для вас индивидуально, но не надо есть тех, у кого есть глаза.

Слушатель: Я читала, кому-то даже рекомендуется молоко на ночь с медом.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не против, можно даже хорошего пармезана. Когда Алексей Навальный придет к власти, можно будет на ночь хорошего пармезана тоже со сметаной литовской.

Слушатель: Мне кажется, мешает понимание вегетарианец, фанатизм.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нужно быть вегетарианцем-фанатиком. Что касается еды, я фанатик, нужно быть вегетарианцем.

Слушатель: Если всё иллюзия, какая разница, что есть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Отлично, надо только это осознать.

Слушатель: Тогда вегетарианство с этой точки зрения…

Б. Ч. Бхарати Свами: Как только вы осознали, что всё иллюзия, действительно никакой разницы нет.

Слушатель: Можно есть всё тогда, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Как только вы осознали, что всё иллюзия, исчезает не то что еда, а понятие «еда».

Слушатель: Аппетит.

Б. Ч. Бхарати Свами: И аппетита не существует как понятия.

Слушатель: А что существует?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ты свет, а твое тело – это просто темное пятно.

Слушатель: То есть этот человек перестает есть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это не человек, нет человека. Если в вашем сознании есть такие понятия «человек, еда, аппетит», вы находитесь в иллюзии, а пока вы в ней находитесь, нужно принимать правила. Пока вы не выключили монитор этой игры, вы должны жить по ее правилам, иначе будете страдать.

Слушатель: Осознание приходит путем еды, молитвы. Как прийти к этому, выключить?

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть разные способы подставить себя под влияние тех или иных агентов. Как помыться, если вы загрязнились, вы можете помыться под такой водой. Можете с шампунем помыться, просто под водой, под теплой, под горячей или под холодной – это всё будут разные степени очищения. Если вы под холодной, вы не так помоетесь; если под теплой, больше грязи смоете; под горячей с мылом – еще больше грязи смоете. На очищение от иллюзии, или как мы приводим этот физический пример, увеличение частоты восприятия, влияет очень много факторов. Кришна их приводит – это еда, верования, какая-то богословская система, это образ жизни, когда вы бодрствуете, когда спите. Если вы спите днем, а бодрствуете ночью, вы себя больше подвергаете влиянию этого помрачения. Это всё в той или иной степени влияет, но Кришна говорит: «Самое действенное – это принять прибежище у стоп святого». И тогда уже не важно, само по себе присутствие, или служение ему, либо присутствие в его обществе очищает вас. Другие факторы помогают или не помогают, но они не являются решающими. Потому что это не практика, не какое-то механическое присутствие, это состояние души, а всё остальное – это практики, то есть какой-то заданный алгоритм. Если вы питаетесь по правилам Аюрведы, питаетесь в светлое время суток, ненасильственной пищей, то желаете вы того или не желаете, вы очищаетесь, увеличиваете восприятие. Это я про еду говорю, а можно молиться, это еще больше поможет. И так вы приходите в состояние просветления. Но если, как в нашей традиции, наши святые призывают идти дальше, потому что просветление – это не предел. Просветление – это отсутствие страданий, это спасение, как в христианстве, или освобождение, как в нашей традиции. Но если вы хотите идти дальше к очарованности, то есть в новую иллюзию очарованности Безусловной Абсолютной Красотой, то здесь никакие практики не помогают. Ни еда, ни следование запретам, ни какие-то религиозные или иные практики йоги или там еще чего-то – ничего не помогает, а только служение святому, который не просветлен, а еще выше, который видит не свет, а того, от кого этот свет исходит, танцующего и безобразничающего самодура.

Слушатель: Как выглядит служение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ой, ну это как выглядит? Его нельзя изобразить графически. Так же, как верность. Как вы изобразите верность? Верность – это состояние готовности всегда быть полезным, а нарисовать это нельзя. Вот соблюдение правил можно заключить в какие-то рамки: утром вставать, брать четки, делать то-то, ходить в храм, поститься, то есть это можно графически как-то обрисовать, заключить. А верность вы никак… Вот он верен, он может ничего не делать, но он будет верным, то есть преданным. А можно что-то делать, тут важно, что внутри у него.

Проходите, сразу в шавасану можно.

Слушатель: Получается, что служение – это внутреннее состояние, которое может вообще никак не проявляться в действиях или словах?

Б. Ч. Бхарати Свами: Совершенно верно. Арджуна задает Кришне этот вопрос: как определить, душа верна Богу или… Как определить раба Божьего? Кришна говорит: «Внешних признаков вообще нет, только Я знаю, верен он Мне или нет. Но если кто-то предан Моему слуге, то он предан Мне, а если кто-то предан Мне, то он Мне не предан». Быть рабом раба раба Божьего – это действительно быть рабом Божьим, а просто быть рабом Божьим – это нет. Всё сложно, поэтому мы про бхакти-йогу особенно не распространяемся, она вообще никак не укладывается в словесные или иные формы. Бхакти-йога – это йога преданности Всевышнему, ее никак нельзя описать. Например, одна из заповедей – это всегда уповать на то, что Господь тебя защитит. А как это выглядит? Или быть всегда смиренным, терпеливым, уважать всех и не ожидать уважения к себе. Это заповеди бхакти, любовного служения Богу, их нельзя осязать, но всё остальное просто неинтересно. Всё, что можно пощупать, заключить в правила, запреты, формы, это легче, но это неинтересно, а вот всегда быть преданным Господу Богу, вот поди, опиши это, но это интересно. А всё остальное не имеет смысла, то, что мы сегодня с вами обсуждали, вообще смысла никакого не имеет. Имеет смысл только преданность, терпение и смирение по отношению к Господу Богу, а все эти открывания-закрывания затвора, вегетарианство, это всё вообще настолько неинтересно. Отчаяние в ожидании Красоты – вот это самое главное в жизни, а всё остальное вообще… здоровье, социальный статус. Но Роллс-Ройс не помешает.

Слушатель: А что значит отчаянье?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю, а что это значит?

Слушатель: Отчаяние в ожидании Красоты?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Что это значит?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Видите ли, вся наука или вся религия любовного служения Господу построена на неосязаемых определениях, которые сами по себе не имеют определения, а из них еще складываются конструкции, которые еще больше не имеют определения. Любовное служение, что это такое?

Слушатель: Скажите, что же тогда…

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот пранаяма – понятно или чтение «Отче наш», а любовное служение?

Слушатель: Скажите, пожалуйста, тогда что такое осознание? Это как раз путь к пониманию, конкретности какой-то или это витание в абстракции?

Б. Ч. Бхарати Свами: «Витание в абстракции», я не могу дать ответ на этот вопрос. Ну что, всё тогда на сегодня? До свиданья, до следующего раза.

Слушатель: Я что-то не так сказала, извините.

Б. Ч. Бхарати Свами: Бог вас извинит. Такой несправедливости я еще в своей жизни не встречал, такого унижения нет, пожалуй, я даже не знаю, способен ли человек справиться с таким унижением.

Слушатель: Что случилось?

Б. Ч. Бхарати Свами: Так что просто время вышло.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2017-03-09

«Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 2

2017-03-09

«Знание от состояния»

2017-03-10

«Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 3

2017-03-11

«Навадвип Дхам Парикрама 2017» Часть 4

2017-03-12

«Аштанга Виньяса Йога»

2017-03-27

«Подсознание»

2017-03-28

«Дасья Раса»

2017-04-02

«Ритм сердца»

2017-04-08

«Матхи и самадхи»

2017-04-09

«Мантры на санскрите»

2017-04-16

«Гороскоп для протона Ирины»

2017-05-21

«Недалеко от Говардхана»

2017-05-27

«Над облаками нет плохой погоды»

2017-05-28

«Сохранив индивидуальность, приобрести свободу»

2017-06-04

«Кризис веры»

2017-06-11

«Вера предполагает служение»

2017-06-25

«День йоги»

2017-07-09

«Турьям — четвёртое»

2017-07-14

«Внешний облик преданного»

2017-07-14

«Мой преданный никогда не сгинет»

2017-07-16

«160 километров южнее Дели»

2017-07-23

«Я душа»

2017-07-30

«Зачем мы поём мантры на санскрите?»

2017-08-04

«Общение с майавади»

2017-08-06

«Чёрное Всё»

2017-08-13

«Личность VS организация»

2017-08-13

«Атмасфера»

2017-08-20

«Любовь невозможна между неравными»

2017-08-21

«Беспредельное, меняющее пределы определений»

2017-08-21

«Душа существует в сознании Высшего Наблюдателя»

2017-08-22

«Социальная адаптация»

2017-08-23

«Йога и Вайшнавизм»

2017-08-24

«Радхарани — Царица Служения»

2017-08-25

«Лила выше, чем среда сознания»

2017-09-10

«Питание в контексте йоги»

2017-09-17

«Батл: Плоская Земля VS Шарообразная»

2017-10-03

«Ночлег у истоков Ямуны»

2017-10-20

«Беседа в индийском поезде»

2017-11-05

«Полёты над Землёй»

2017-11-19

«Карма & Йога»